Astra inclinant, non nécessitant. Звѣзды предрасполагаютъ, но не заставляютъ.
Les extrémités se touchent, говорятъ французы. Вся міровая жизнь есть продуктъ двухъ проявленій одной и той же силы дѣйствія и противодѣйствія, движенія и покоя, прогреса и реакціи. Къ слову сказать, нѣчто однородное замѣчается и въ области современной науки. Въ то самое время, какъ одинъ ученый убиваетъ на повалъ, по его выраженію, гипнотизмъ, — другой демонстрируетъ фотографическіе снимки, доказывающіе обратное. Такое же раздѣленіе среди ученыхъ произошло и во взглядахъ на цивилизацію древняго міра и привело обѣ противоположныя партіи къ совершенно несходнымъ результатамъ. Особенно ясно это сказалось при изученіи египетскихъ гіероглифовъ. Я уже упоминалъ, что колосальныя народности, давно исчезнувшія съ лица земли, оставили намъ драгоцѣнный кладъ, овладѣвши которымъ, мы перемѣнимъ свой взглядъ на далекихъ нашихъ предковъ, а равно и на нашу жизнь вообще. Свидѣтельства Пиѳагора, Плутарха, Плинія, Демокрита, Аристотеля, Страбона и многихъ другихъ не менѣе авторитетныхъ писателей подтверждаютъ, что древніе знали, какую пользу можно извлечь изъ телескопа, не пренебрегали фотографіей, цѣнили услуги пара, а, пожалуй, кой-когда и разговаривали по телефону. Marcus Graecus въ своей книгѣ объ огнѣ (Liber Ignium) разсказываетъ о важномъ значеніи пороха въ военномъ дѣлѣ. Петроніі передаетъ, что нѣкій фабрикантъ принесъ Императору Тиверію стеклянную вазу, весьма красиво сдѣланную. Если вазу эту бросали на полъ, хотя-бы даже съ большой силой, она не разбивалась, а лишь края ея вдавливались, какъ у металлической. Но при надавливаніи пальцемъ всѣ углубленія исчезали. Плиній, Изидоръ, Альдъ Альгокмъ подтверждали выдѣлку подобнаго стекла. Тотъ же Плиній упоминаетъ о великолѣпныхъ картинахъ египтянъ. «Они, разсказываетъ знаменитый натураkистъ, сдѣлавъ художественное изображеніе на холстѣ, покрываютъ рисунокъ бѣлымъ составомъ и погружаютъ затѣмъ въ кипящую воду. Когда холстъ высохнетъ, онъ превращается въ чудную картину, исполненную разными красками, которымъ даже время не причиняетъ вреда. Фердинандъ Лессепсъ изумлялся всегда той быстротѣ, съ которой передавались извѣстія среди арабовъ, въ такихъ мѣстностяхъ, гдѣ не было ни телеграфовъ, ни желѣзныхъ дорогъ. Разъ заѣхалъ онъ въ одно мѣстечко Туниса и, собравъ старѣйшихъ здѣшняго племени, посвятилъ ихъ въ свои планы. Затѣмъ, сѣвъ на свой пароходъ, отплылъ дальше. Другихъ судовъ не было и никого онъ съ собой не бралъ. Прибывъ на слѣдующее утро въ небольшой городокъ, онъ отправился во внутрь страны къ другому племени, чтобы и его заинтересовать въ своихъ дѣлахъ. Каково же было его удивленіе, когда шейхъ племени, выйдя къ нему на встрѣчу, объявилъ ему, что объ его пріѣздѣ они знали еще вчера вечеромъ, и что очень сочувствуютъ его намѣренію. Англійскія газеты не разъ отмѣчали очень странный фактъ, а именно, что во время возстанія сипайевъ индусы всегда знали исходъ сраженій нѣсколькими часами ранѣе полученія телеграммъ. Можно привести не мало аналогичныхъ случаевъ и разсказъ о нихъ былъ-иы и поучителенъ и небезъинтѳресенъ, но это отвлекло бы насъ, пожалуй, слишкомъ далеко отъ нашей дѣли. Мнѣ хотѣлось лишь показать, какъ несправедливъ взглядъ нѣкоторыхъ свѣтилъ современной науки на науку древнихъ, что слѣдовало бы немного отдѣлаться отъ предубѣжденія и нѣсколько иначе взглянуть на завѣщанное намъ нашими предками. Тысячелѣтія лежитъ египетскій сфинсъ и ждетъ достойнаго, чтобы повѣдать ему свои тайны. «Египетъ — колыбель мудрости, говоритъ онъ, приходите ко мнѣ всѣ жаждущіе истиннаго знанія. Ты правъ, сфинксъ, отвѣтилъ ему французъ Барруа, приглядѣвшись къ фигурѣ сфинкса и разсмотрѣвъ начертанные на немъ знаки. Я убѣдился, что ты много знаешь; такъ разскажи же мнѣ о великихъ геніяхъ, завѣщавшихъ тебѣ беречь ихъ тайны. Это не ихъ секретъ, отвѣтилъ ему сфинксъ. То, что они знали, они получили въ наслѣдіе отъ своихъ предковъ. Адда Нари[2] старше меня. Прежде чѣмъ я явился на свѣтъ, она уже поддерживала равновѣсіе міра среди ожесточенной борьбы зла и добра. Увы! въ волнахъ океана скрыты рукою времени прародители Адды, услаждавшіе духовный взоръ желтыхъ людей Атлантиды. Темная риза вѣчности покрыла собой милліарды предыдущихъ вѣковъ. Но я не былъ такъ молчаливъ, какъ ты думаешь. Я разговаривалъ часто съ Моисеемъ, Даніилу внушилъ его видѣніе и Апокалипсисъ Іоанна весь вдохновленъ мнѣ. Аналогія, связь и единство — великій законъ творчества. То, что на небѣ — подобно тому, что на землѣ; земное — отраженіе небеснаго, какъ сказалъ великій Гермесъ Трисмежистъ, сочиненія котораго теперешніе ученые напрасно приписываютъ грекамъ или римлянамъ. Эти народы учились у насъ, на берегахъ многоводнаго Нила. Сахара была нѣкогда цвѣтущей страной, Пирамида Хеопса[5] повѣдаетъ тебѣ, кто превратилъ ее въ пустыню». Задумался молодой ученый, смотря на человѣческую голову сфинкса, и мысль его перенеслась къ тому далекому времени, когда Вседержитель словомъ своимъ создалъ въ принципѣ весь міръ. Милліарды столѣтій были свидѣтелями постепеннаго роста грандіознаго творенія; изъ незримаго глазу атома явилась видимая природа и родился царь ея — человѣкъ, вознесши хвалу Господу Богу Своему. Громы и молніи утихли и изъ нѣдръ земного хаоса новорожденный міръ воспѣлъ благодареніе Творцу Своему. Все больше и больше проникала мысль ученаго тайну величія. Того, кто былъ, есть и всегда будетъ, справедливость и мудрость Его законовъ и любовь Его къ созданьямъ своимъ. Труды этого ученаго увѣнчались блистательнымъ успѣхомъ и бросили яркій свѣтъ на гіероглифы египтянъ[6]. Другой ученый Бріеръ[7] пришелъ къ такимъ же результатамъ и тамъ, гдѣ Шамполіонъ и его послѣдователи не увидѣли ничего, египтяне, пожелавшіе остаться самостоятельными, обрѣли большія научныя богатства. Не безъинтересно будетъ въ дополненіе къ только что сказанному прочесть про философію буддистовъ, и въ данномъ случаѣ сочиненіе Augustin Chaboseau — Essai de Philosophie boudique — и книга Эдвина Арнольда (Sir Edwin Arnold — Light of Asia) окажутся весьма полезными. Изслѣдованія Барруа и Бріэра показали, что у египтянъ было два рода азбуки. Одна звуковая, другая символическая. Каждая буква послѣдней воплощала въ себѣ нѣсколько идей, для пониманія коихъ прилагался извѣстный ключъ. Но помимо этого обыкновенно писалась лишь начальная буква каждаго слова, такъ что приходилось догадываться о значеніи цѣлаго слова. Народъ, не посвященный въ тайны ученыхъ, не постигая внутренняго смысла изображеній, принималъ за то, что видѣлъ и впалъ въ идолопоклонство. Не мало этому помогли и жрецы, не желавшіе повѣдать свои тайны иноплеменникамъ, одно время владѣвшимъ Египтомъ. Гіероглифы ясно подтвердили существованіе астрологіи у египтянъ и то значеніе, которое она имѣла на ихъ науку и религію. Въ данномъ случаѣ, говоря о религіи, я подразумѣваю религіозныя воззрѣнія жрецовъ и людей научно-образованныхъ. Теперь, послѣ всего сказаннаго, мы смѣло можемъ перейти къ самой астрологіи, и изучить ее обстоятельно, какъ дорогое наслѣдство, завѣщанное намъ много потрудившимися на поприщѣ науки далекими нашими предками. Мы видимъ, что нѣтъ никакого разумнаго основанія считать науку о звѣздахъ (да не обидятся астрономы) забавой фокусничества или средствомъ гадалокъ, обманывая довѣріе людей, жить на ихъ счетъ. На родинѣ астрологіи эта наука служила другимъ цѣлямъ, говорила о Богѣ, о Его великихъ законахъ и возвышала человѣка, показывая ему настоящее его назначеніе. Какъ-то разъ друзья одного современнаго оккультиста выразили ему свои опасенія по поводу его сочиненія, открывавшаго дверь въ храмъ Изиды — не бойтесь, успокоилъ онъ ихъ — поймутъ только тѣ, кто для этого приготовленъ а не злоупотребляютъ полученнымъ знаніемъ. Только тотъ, кто правду и любовь избралъ своими руководителями, чье сердце не порабощено земными страстями, чья мысль уже постигла настоящую цѣну всего земного, придутъ къ намъ утолить свою жажду. Только передъ чистымъ сердцемъ богиня подниметъ свое покрывало и покажетъ возлюбленному своему свѣтъ истины.
Другіе же, увлеченные бурей суеты, въ погонѣ за созданіями своего честолюбія, эгоизма и злобы не захотятъ потратить часть дорогого своего времени въ бесѣдѣ съ безумцами, говорящими имъ пустяки. Но почему же въ то же самое время эти умные люди не свободны отъ странныхъ и многочисленныхъ суевѣрій, которыя какъ-то не согласуются съ ихъ здравыми понятіями; нѣкоторые же изъ нихъ самые мрачные фаталисты? А послѣднее качество не отрицаетъ-ли вполнѣ свободную волю человѣка, не посягаетъ-ли на его безсмертіе и не низводитъ-ли его на степень безсильнаго творенія. Не такъ мыслили древніе. Три силы, учили они, управляютъ человѣческой жизнью: судьба, воля самого человѣка и ІІровидѣніе. Астрологія имѣетъ дѣло только съ первой изъ этихъ трехъ равныхъ силъ, слѣдовательно, можетъ разсматривать лишь 7* человѣческой жизни. Но такъ какъ въ большинствѣ случаевъ воля человѣка незамѣтно для него самого вполнѣ согласна съ желаніями судьбы, то взоръ астрологіи захватываетъ горизонтъ нѣсколько шире. Объяснимъ теперь, что древніе понимали подъ словомъ судьба. Судьба есть сочетаніе всѣхъ обстоятельствъ и условій, не зависящихъ отъ человѣка, но вмѣстѣ съ тѣмъ подчиняющихъ его' себѣ: такъ обстановка, среди которой дитя является на свѣтъ, всѣ тѣ физическія и нравственныя качества, которыя ребенокъ получаетъ отъ родителя и которыя составятъ впослѣдствіи его субъективное я — вообще наслѣдственность. Но я умышленно не хотѣлъ употребить этаго термина, такъ какъ древніе понимали наслѣдственность совершенно иначе, чѣмъ теперь, и современные оккультисты вполнѣ раздѣляютъ ихъ мнѣніе. Величайшая справедливость, говорятъ они, создала и законы справедливые; все, что въ мірѣ совершается, взвѣшено на самыхъ чувствительныхъ вѣсахъ и посему у родителей бываютъ дѣли, имѣющія съ ними внутреннюю незримую связь, связь, прежде существовавшую и для насъ непостижимую. Вслѣдствіе сего и нѣтъ человѣка, который страдалъ-бы невинно или напрасно: какъ причина, такъ и цѣль этихъ страданій кроется въ нѣдрахъ высшей справедливости, управляемой безграничной любовью. Теперь намъ понятно, что такое судьба, а также то, что она есть послѣдствіе великой мудрости Божіей. Влекомый природными инстинктами, человѣкъ невольно слушается ихъ и очень рѣдко противопоставляетъ имъ свою волю, особенно въ обыденной жизни. Борьба этихъ двухъ силъ тѣмъ болѣе безуспѣшна, что обѣ вполнѣ равны и одинаково мощны Если человѣкъ хочетъ восторжествовать надъ судьбой, то онъ долженъ соединить свою волю съ третьей силой — съ Провидѣвіемъ, а для этого есть одинъ лишь способъ: нравственное усовершенствованіе и молитва. Люди, не вѣрящіе и не при-.бѣгающіе за помощью къ Богу, никогда не побѣдятъ судьбы и какими громами они-бы не разражались, они все же рабы силъ природы и, не смотря на свою гордость, слѣпо подчинены своему року. Дано имъ быть счастливыми — они будутъ; дано страдать — они въ страданьи потеряютъ дорогу, и, если судьба не выведетъ ихъ на свѣтъ, они побредутъ во тьмѣ за мрачнымъ отчаяніемъ, протягивая руки къ самоубійству. Злая воля дѣлаетъ хозяина своего еще болѣе подвластнымъ судьбѣ и лишь воля, управляемая любовью и укрѣпленная молитвой, подчиняя себѣ мощныя силы природы, достигаетъ безсмертія и творитъ чудеса. Кто соединилъ свою волю съ судьбой — фатально погибъ; но ищущій въ молитвѣ опоры — божественно будетъ спасенъ. Таково ученіе древняго (невѣжественнаго) міра. Многочисленные случаи повседневной жизни подтверждаютъ все сказанное и подъискивать доказательствъ этой непреложной истинѣ совершенно безполезно. Вотъ одинъ изъ недавнихъ случаевъ. Единственное дитя у матери заболѣло настолько серьезно, что врачи потеряли всякую надежду и послѣ долгихъ усилій объявили, что ребенокъ не проживетъ и ночь. Бѣдная мать, оставшись одна у постели умирающаго, обманутая земной помощью, искала помощи у неба. Весь жаръ своей любви она вылила въ молитвѣ къ Богу, прося у Него чуда. И чудо свершилось, ребенокъ былъ спасенъ.