Благословенна земля вожделѣнными дарами, производимыми солнцемъ, и вожделѣнными дарами, производимыми мѣсяцемъ. Второзаконіе 32— 14.
Да не коснется насъ духъ Лилита… Старинное изреченіе.
More deeds are wrought by prayer thantis world dreamsof. Tennyson.
Послѣ краткаго ознакомленія съ кабалистическимъ значеніемъ лунныхъ дней, намъ остается познакомиться со взглядами астрологіи на возрастъ луны. Въ этой области фазы мѣсяца представляютъ по своему вліянію очень важный интересъ и необходимо обращать на нихъ большое вниманіе. Заимствую изъ одного древняго манускрипта нѣсколько свѣдѣній, быть можетъ могущихъ быть полезными. Нужно всегда съ большой осторожностью относиться къ апокрифамъ, хотя никогда не пренебрегать ими, такъ какъ они при случаѣ часто становятся хорошими помощниками для пониманія истины. Рука времени не пощадила великое дѣтище Египта и данныя практической астрологіи не дошли до насъ полностью. Поэтому всѣмъ любящимъ эту науку путемъ долгихъ наблюденій и опытомъ десятковъ годовъ надлежитъ возсоздать затерянное. Какъ основаніе, на которомъ остается закончить начатое зданіе, мы имѣемъ сочиненія авторитетныхъ учителей. Будучи одновременно и оффиціальными учеными, занимая почетное мѣсто въ университетскихъ спискахъ, они отдали всю свою жизнь тѣмъ абсурдамъ, выражаясь современнымъ языкомъ, кои раскрывали имъ величіе Бога и вызывали слезы умиленія и крикъ восторга изъ переполненныхъ благодарностью сердецъ ихъ[24]. Въ моей работѣ я слѣдую педантично указаніямъ авторитетовъ, но не считаю безполезнымъ приводить изрѣдка мнѣнія и новѣйшихъ астрологовъ, полагая, что такимъ образомъ каждый лично сможетъ убѣдиться въ справедливости или ошибочности ихъ. Къ великому сожалѣнію жажда наживы отравила добросовѣстное отношеніе къ дѣлу, дискредитировала святость науки, и храмъ вдохновенія обратила въ притонъ мѣнялъ. Пусть вѣчная справедливость будетъ ихъ единственнымъ судьей, я же замѣтилъ объ этомъ грустномъ явленіи, имѣя одно лишь въ виду, а именно предостеречь читателя. Надо всегда помнить, что астрологія имѣетъ дѣло лишь съ одной судьбой, пришедшей съ человѣкомъ въ міръ. Правосудіе Творца дало намъ тѣ или другія способности, поставило въ тѣ или другія условія, и если бы ребенокъ съ момента рожденія предоставленъ былъ силѣ теченія, какъ корабль безъ руля, то книга звѣздъ дѣйствительно таила бы всю его исторію. Но созданный по образу и по подобію Всевышняго, человѣкъ одаренъ свободной волей и никто не властенъ помѣшать ему поступить различно со своими талантами: ухудшить или улучшить свою судьбу. Плѣнникъ земного тѣла, безсмертный духъ нашъ часто становится его рабомъ и настоящая воля, какъ говоритъ докторъ Энкоссъ, у большинства людей еще въ зародышѣ. Попалъ Марсъ въ враждебное для него мѣсто Зодіака, сталъ ли Сатурнъ въ неблагопріятное положеніе съ Луной, достигла ли Венера точки противостоянія съ Марсомъ — и въ насъ забушевалъ гнѣвъ, вдругъ смѣненный безъ всякой видимой причины томительной тоской, переходящей, въ свою очередь, въ бурную страсть. И глотаемъ мы бромъ, чтобы успокоить расходившіеся нервы, въ бокалѣ вина ищемъ забвенія отъ скуки и зовемъ любовью влеченіе низменныхъ инстинктовъ. А природа какъ будто смѣется надъ своимъ ученикомъ и, разслабивъ еще больше его нервы, бросаетъ его уже болѣе беззащитнаго въ когти судьбы. Такими несчастными дѣйствительно правитъ полновластно Фатумъ и астрологіи извѣстно становится все ожидающее ихъ на ихъ пути. Эгоистъ, черствый сердцемъ, нечувствительный къ страданіямъ другихъ, тоже покорный рабъ своего рока, если даже онъ и ходячій примѣръ добродѣтели. Скупецъ, дрожащій надъ своимъ богатствомъ, — невольникъ золота, и незавидѣнъ удѣлъ его, не смотря на всѣ утѣхи земли, доступныя его ничтожнымъ желаніямъ. Но кто же свободенъ? Кто побѣдилъ судьбу, кто ея властелинъ?
Въ романѣ «Тайсъ»[25] талантливаго французскаго писателя Анатоля Франса встрѣчается очень знаменательное описаніе посѣщенія св. Антоніемъ отшельниковъ египетскихъ пустынь. «И промчался слухъ, подобно молніи, изъ одного края до другого, что отецъ-схимниковъ вышелъ изъ своего священнаго жилища. Святой, раздавалось вокругъ, святой идетъ къ дѣтямъ души своей! и вдругъ глубокая тишина смѣнила радостные клики: собравшійся народъ увидѣлъ столѣтняго старца и палъ на колѣни полный глубокаго благоговѣнія. Тихой поступью приближался Антоній, поддерживаемый учениками своими. Глубокій взоръ его проникалъ, казалось, совѣсть каждаго. Утомленныя вѣковой работою, исхудалыя руки поднялись надъ толпой и угодникъ Божій благословилъ излюбленныхъ своихъ. Тогда началъ онъ бесѣду съ собравшимися къ нему и для каждаго нашлось доброе слово. Только аббатъ Антиноя какъ будто бы былъ забытъ. — Отецъ мой, отецъ! взывалъ онъ къ святому старцу: напой скорѣе жаждущаго. Ужель ты не видишь, что я погибаю. Развѣ ты не узнаешь меня! Вѣдь это я привелъ къ Творцу душу заблудшейся овцы, Тайсы, я изнурилъ себя молитвой и постомъ. Живя на столбѣ, ложась въ гроба мертвыхъ, я старался убить въ себѣ всѣ человѣческія чувства, я возсталъ на тѣло свое, а душа моя все далека отъ Бога и огонь ада сжигаетъ все существо мое! — Но какъ будто не слыша безумной мольбы, великій подвижникъ подошелъ къ бѣдному Павлу, считавшемуся безумнымъ между строгихъ монаховъ, и обласкавъ его, сказалъ: вотъ истинное дитя Божіе, такъ какъ сердце его бьется лишь любовью. Посмотри, сынъ мой, на небо и скажи, что ты видишь. Добрый голосъ святого ободрилъ юродиваго. Лицо его заблистало неземной радостью и онъ промолвилъ: я вижу богатое ложе, украшенное золотыми и пурпурными тканями, три молодыхъ дѣвы окружаютъ больную. Это святая, это Тайсъ изъ Александріи, готовящаяся предстать предъ своимъ Создателемъ. Обрадованный аббатъ вдругъ бросился впередъ, но невидимая сила остановила его. А св. Антоній продолжалъ спрашивать безумнаго Павла: Что зримо еще очами твоими? Внезапно юродивый изобразилъ страшный испугъ на своемъ лицѣ; ноги его дрожали и онъ посмотрѣлъ, недоумѣвая, на изумленныхъ слушателей. — Вотъ три страшныхъ призрака, бормоталъ онъ, стоятъ сзади аббата Антиноя и готовятся схватить его… Гордость и сомнѣніе душатъ его…» Поднявшійся гулъ голосовъ напомнилъ шумъ моря, но снова все стихло, едва святой старецъ открылъ уста свои: «Всевѣдущій Богъ далъ познать намъ судъ свой — изрекъ онъ и, благословивъ снова дѣтей, вернулся Антоній въ жилище свое». — То, посредствомъ чего александрійская гетера Тайсъ достигла святости, поможетъ каждому въ тяжелой борьбѣ съ судьбой, а разъ такое средство существуетъ, всякій астрологъ, обѣщающійся предсказать навѣрное всю жизнь — ничтожный шарлатанъ, а не адептъ науки. Жизнь человѣка зависитъ отъ него самого. Можно предполагать о проявленіяхъ воли, но обозначать границы ея дѣятельности значитъ вовсе не понимать задачъ астрологіи. Воля человѣка, воспитанная молитвой и любовью, способна творить чудеса. Какъ же предугадать, когда и гдѣ случится подобное чудо! Возьмемъ, напримѣръ, слѣдующее событіе, совершившееся дѣйствительно и свидѣтели котораго еще живы. Сильная буря застала однажды корабль, на коемъ въ числѣ пассажи-ровъ ѣхалъ молодой морякъ. Злоба разбушевавшихся стихій была ужасна и гибель считалась всѣми неминуемой. Какъ пламень жаркая мольба къ Богу вырвалась изъ устъ молодого моряка; искренностью дышало обѣщаніе его отдать свою жизнь за спасеніе экипажа. Ненастье понемногу стихло, корабль счастливо окончилъ свое плаваніе и ни одинъ изъ спутниковъ не пострадалъ, дивясь нежданному чуду. Многіе возразятъ, что тутъ просто дѣло случая, не объясняя, однако, почему онъ не всегда приходитъ на помощь. Но уступимъ имъ, такъ какъ суть не въ этомъ. Прибывъ на родину, морякъ сдержалъ свой обѣтъ и весь отдался служенію Тому, Кто спасъ его. Всѣ люди стали для него братьями; ни вѣра, ни страна не составляли препятствія для проявленія любви, для оказанія помощи, гдѣ только предстояла возможность. Садясь за столъ, онъ спрашивалъ себя: всѣ ли сыты вокругъ него и самъ, голодая, отдавалъ голодному послѣдній кусокъ. Такъ прошло нѣсколько лѣтъ. Обязанности новой его службы заставили его перебраться за Атлантическій океанъ, гдѣ онъ скоро пріобрѣлъ благоговѣйное почитаніе всѣхъ жителей. Отправившись въ ясный, тихій день на лодкѣ по неотложной причинѣ на одинъ изъ ближайшихъ острововъ, онъ упалъ въ воду и утонулъ… Разсказъ, какъ видите, самый обыкновенный, а между тѣмъ, наводитъ на серьезныя умозаключенія. Составляя гороскопъ этого человѣка, неосторожный астрологъ пришелъ бы къ двумъ выводамъ, а именно: что смерть случится непремѣнно тогда-то и будетъ насильственная, а именно — отъ утопленія. И оказался бы онъ худымъ предсказателемъ, потому что не принималъ во вниманіе свободную волю, передъ которой и смерть теряетъ права свои. Но родъ смерти подчиненъ, какъ думали древніе, такимъ законамъ, тайна которыхъ сокрыта въ нѣдрахъ справедливости Творца и недоступна ни пониманію, ни власти человѣка. Поэтому вторая часть пророчества и оказалась бы вѣрной. Безъ сомнѣнія, продолжительность существованія въ зависимости отъ жизненныхъ силъ организма, для опредѣленія которыхъ астрологія имѣетъ достаточно вѣрныхъ средствъ. Но останется ли даръ природы въ первоначальномъ своемъ видѣ или превратится въ издѣліе рукъ человѣческихъ, изъ которыхъ выйдетъ исковерканнымъ до неузнаваемости? Много было приглашенныхъ на пиръ, но вошли немногіе. Для немудрыхъ дѣвъ — судьба властелинъ; для другихъ десяти открытъ иной путь. Кто дѣлаетъ добро, не потому что любитъ его, а желая исполнить предписанія ходячей морали — не убѣжитъ далеко отъ судьбы и Амида не признаетъ его своимъ. — Міръ не воображаетъ даже, какъ много сдѣлано молитвой! сказалъ однажды Тэннисонъ… Итакъ, будемъ осторожны въ своихъ предсказаніяхъ, не зная, какое употребленіе сдѣлаетъ каждый изъ полученнаго имъ, а сами не потеряемъ ни надежды, ни энергіи при видѣ мрачной и зловѣщей фигуры собственнаго нашего будущаго. Мы владѣемъ уже средствомъ употребить его въ нашу пользу. Теперь перейдемъ къ упомянутому выше манускрипту. Назвалъ я его апокрифическимъ по той причинѣ, что хотя онъ носитъ имя одного ученаго оккультиста, но нельзя съ достовѣрностью ручаться, что составленъ имъ. Кромѣ того, при печатаніи сдѣланы измѣненія, увеличенныя въ послѣдующихъ изданіяхъ. Сочиненіе это стало большой рѣдкостью и достать его, особенно на латинскомъ языкѣ, очень трудно. Сохранимъ же этотъ документъ въ первоначальномъ его видѣ и постараемся провѣрить его указанія собственными наблюденіями.