Mais il est aussi dans les des-tineés des frimas d’être vaincus par le Soleil et les ténèbres doivent se dissiper d’elles mêmes en arrivant à la lumières. E. Levi.
Для астролога луна имѣетъ первенствующее значеніе между всѣми планетами. Это происходитъ, во первыхъ, отъ ея близости къ землѣ, а во вторыхъ, отъ природ наго ея качества отражать вліяніе другихъ планетъ, каковыя вполнѣ уничтожаютъ личное, субъективное ея вліяніе. Такимъ образомъ можно смѣло сказать, что луна есть хорошій проводникъ чужой силы, но не самостоятельный дѣятель. Принявъ это за правило, все же слѣдуетъ обращать вниманіе на положеніе луны, въ томъ или другомъ астрологическомъ домѣ, особенно на тотъ знакъ Зодіака, въ которомъ она находится, такъ какъ луна воспринимаетъ всѣ свойства этого знака и управляемой имъ планеты.
«Мудрецъ, желающій постичь тайну звѣздъ, говоритъ Eliphas Levi, долженъ прежде всего знать, что возрастъ луны, то есть лунные дни, сообщаютъ лунѣ неодинаковыя качества. Эта планета поперемѣнно то притягиваетъ, то отталкиваетъ магнетическіе токи земли, производя въ зависимости отъ сего приливы и отливы морей. Слѣдовательно, не нужно упускать изъ виду фазъ луны, дней и часовъ, ей посвященныхъ». Замѣтимъ, что отъ новолунія и до первой четверти влажность преобладающее свойство луны; затѣмъ до полнолунія теплота, смѣняемая сухостью, которая, въ свою очередь, уступаетъ мѣсто холоду во всю послѣднюю четверть. Фазы луны настолько сильно измѣняютъ дѣйствіе ея, что растенія, сорванныя въ новолуніе и полнолуніе, различны по качествамъ, и въ этомъ, какъ справедливо указываетъ докторъ Ж. Энкоссъ, заключается весь секретъ нѣкоторыхъ пресловутыхъ деревенскихъ колдуновъ. Теперь, прежде чѣмъ начать разбирать вліяніе каждаго луннаго дня, необходимо дать понятіе о сидерическомъ и синоди-пескомъ мѣсяцахъ. Луна вмѣстѣ со всѣми звѣздами дѣлаетъ въ теченіе сутокъ полный оборотъ около оси міра. Но наблюдая луну даже въ теченіе одной ночи, мы увидимъ, что она не сохраняетъ постояннаго мѣста среди звѣздъ, а движется между ними, приближаясь къ однимъ и удаляясь отъ другихъ. При этомъ иногда случается, что она закрываетъ собою какую-либо звѣзду, изъ чего можно заключить, что луна находится къ землѣ ближе, чѣмъ другія небесныя свѣтила. Луна въ каждыя сутки подвигается на 13° по направленію отъ W. къ О. Такъ какъ движеніе луны совершается по направленію обратному вращенію небеснаго свода, то слѣдовательно, если луна въ какой-нибудь день проходитъ черезъ меридіанъ одновременно съ извѣстной звѣздой, то на слѣдующій день она пройдетъ позже звѣзды, на столько именно времени, сколько нужно, чтобы пройти 13°, на которые она отошла къ О отъ звѣзды. Такимъ образомъ луна ежедневно проходитъ черезъ меридіанъ почти 50 минутами позже, чѣмъ она проходила наканунѣ, и черезъ двадцать семь сутокъ и 8 часовъ возвращается къ прежнему положенію между звѣздами. Этотъ промежутокъ времени называется звѣзднымъ или сидерическимъ мѣсяцемъ. Плоскость, по которой происходитъ движеніе луны около земли, почти совпадаетъ съ плоскостью эклиптики. Но, придя въ прежнее положеніе между звѣздами, т. е. сдѣлавши полный оборотъ, луна не имѣетъ той же фазы, какъ прежде. Причина эта заключается въ томъ, что солнце подвигается въ это время по эклиптикѣ, а слѣдовательно луна не будетъ уже находиться въ томъ же положеніи относительно его, въ каковомъ находилась въ этомъ мѣстѣ раньше. Новое же соединеніе случится тогда, когда луна пройдетъ разстояніе, отдѣляющее ее отъ солнца. Промежутку времени между послѣдовательными совершеніями луны и солнца дано наименованіе синодическаго или луннаго мѣсяца. Онъ равняется 29 днямъ и 13 часамъ. Было бы безполезно распространяться о томъ, что такое фазы луны и въ зависимости отъ чего онѣ происходятъ. Каждый, конечно, знаетъ, что въ новолуніе луна находится въ соединеніи съ солнцемъ, а въ полнолуніе въ оппозиѵ.іи или противостояніи, и что оба свѣтила расположены въ это время на противоположныхъ сторонахъ отъ земли. Оба эти положенія называютъ сизигіями. При первой и послѣдней четвертяхъ линія, соединяющая центры земли и луны, перпендикулярна къ линіи, соединяющей центръ земли съ центромъ солнца. Эти положенія называютъ квадратурами. Какъ показали наблюденія, видимый діаметръ луны измѣняется; слѣдовательно, она въ различное время бываетъ въ различныхъ разстояніяхъ отъ земли. Точное изслѣдованіе фигуры лунной орбиты выяснило, что луна описываетъ около земли эллипсисъ, въ одномъ изъ фокусовъ котораго находится центръ земли, и что движеніе ея совершается по законамъ Кеплера. Та точка этого эллипсиса, въ которой луна находится въ наименьшемъ разстояніи отъ земли, называется перигеемъ; та же, въ которой луна отстоитъ всего дальше отъ земли, есть апогей. Точки пересѣченія лунной орбиты съ эклиптикой называются лунными узлами. Узелъ, черезъ который луна переходитъ изъ той части своей орбиты, которая лежитъ къ югу отъ эклиптики, въ ту, которая лежитъ къ сѣверу отъ нея — получилъ наименованіе восходящаго, а противоположный заходящаго. Въ астрологіи эти узлы соотвѣтствуютъ головѣ Дракона и хвосту его, причемъ голова (восходящій узелъ) считается въ ряду добрыхъ планетъ, т. е. имѣетъ ихъ благодѣтельныя качества, тогда какъ хвостъ (заходящій узелъ) по своему вліянію напоминаетъ Сатурна. Но не лишне запомнить, что лунные узлы проявляютъ свое дѣйствіе лишь при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Во-первыхъ, если луна или солнце отстоятъ отъ нихъ не далѣе 13°, а другія планеты не далѣе 9°, а во вторыхъ, если они попадаютъ какъ разъ въ I, IV, VII или X астрологическій домъ, и въ третьихъ, если какая-либо изъ нижепоименованныхъ здѣздъ случится въ соединеніи съ ними. Тогда голова Дракона увеличиваетъ хорошее вліяніе планетъ и уменьшаетъ дурное, а хвостъ его, наоборотъ, уменьшаетъ хорошее и значительно усиливаетъ злое. Такое правило преподаютъ намъ древніе астрологи, прибавляя, что, если заходящій узелъ попадетъ во второй домъ, онъ станетъ предвѣстникомъ матеріальныхъ неудачъ, а въ Х-мъ вообще неуспѣха въ жизни, особенно въ служебной карьерѣ: человѣкъ никакъ не можетъ устроиться, постоянно мѣняетъ родъ занятій, не находя въ нихъ ни выгоды, ни нравственнаго удовлетворенія. Такъ какъ четвертый домъ во многомъ касается родителей того лица, чей гороскопъ составленъ, а седьмой вѣдаетъ семейную жизнь его, то понятно, что голова и хвостъ Дракона, равно какъ и всѣ планеты, здѣсь случившіяся, имѣютъ соотвѣтствующее значеніе. Послѣ того, какъ мы познакомимся со всѣми планетами и знаками Зодіака, мы въ обстоятельной таблицѣ сгруппируемъ всѣ результаты вліяній небесныхъ тѣлъ, въ зависимости отъ ихъ положенія и взаимныхъ между собою отношеніи. Теперь же обратимся опять къ Eliphas Levi и попробуемъ уяснить себѣ фигуральное изображеніе имъ значенія каждаго луннаго дня. Нечего и говорить, что подъ каждымъ словомъ должно подразумѣвать иногда совсѣмъ иное, нежели это кажется съ перваго взгляда. Итакъ, первый день, есть день сотворенія самой планеты, посвященный всему, что возвышаетъ духъ, это день счастья, благопріятный для всѣхъ добрыхъ начинаніи. Геній Энедіель управляетъ вторымъ днемъ, который имѣетъ своимъ гіероглифомъ птицъ и рыбъ, указывающихъ на общую колыбель всѣхъ миѳологій. Воздухъ и вода служатъ эмблемой Меркурія древнихъ мудрецовъ и поэтому этотъ день благопріятенъ для размышленій и научныхъ открытій. Ему соотвѣтствуетъ вторая фигура Таро, представляющая женщину подъ прозрачнымъ покрываломъ, складками падающимъ ей на лицо. Корона съ серпомъ луны украшаетъ ея голову, на груди золотой дискъ солнца, а на колѣняхъ раскрытая книга, на половину прикрытая плащомъ… Не Изида ли это, не вторая ли буква священнаго слова I. Е. V. Е., не природа-ли, отразившая въ себѣ всемогущество Божіе? Замѣтьте, что женщина изображена сидящей, въ то время какъ въ первой фигурѣ Таро мужчина стоитъ. Такъ пассивныя силы природы подчинены активнымъ, такъ Изида воспринимаетъ качества Озириса, такъ луна свѣтитъ свѣтомъ солнца. Вездѣ видна аналогія, на всѣхъ планахъ вселенной. Цифра три даетъ лунѣ качества матери, поэтому третій день завѣдуетъ рожденіемъ какъ въ физическомъ, такъ и въ духовномъ мірѣ. Символомъ этого дня служитъ тоже женщина съ орломъ въ правой рукѣ и со скипетромъ въ лѣвой. Вѣнецъ, блестящій какъ солнце, состоитъ изъ двѣнадцати звѣздъ. Такъ Венера, имѣющая домомъ своимъ Вѣсы, поддерживаетъ равновѣсіе.
Четвертый день — день рожденія братоубійцы, соотвѣтствуетъ четвертой фигурѣ книги Тота, гдѣ изображенъ человѣкъ, сидящій на камнѣ. Надъ камнемъ орелъ распростеръ свои крылья и глядитъ на символическій скипетръ Венеры, находящійся въ правой рукѣ сидящаго.
Служа, какъ показываетъ число четыре, отраженіемъ предыдущихъ фигуръ и соединительнымъ звеномъ съ послѣдующими, описываемый нами эмблематическій рисунокъ объясняетъ проявленіе всемогущей воли во всѣхъ царствахъ природы. Обратился день этотъ въ несчастный по винѣ самого человѣка, подпавшаго подъ власть фатальныхъ вліяній и возставшаго на своего ближняго. Но какъ заря разгоняетъ мракъ ночи, пятый день несетъ радостную вѣсть. Овенъ Зодіака, вторая буква священнаго слова, тая въ себѣ обѣщаніе, возстанавливаетъ равновѣсіе и зажигаетъ пламя любви. Но одержавшій побѣду человѣкъ вдругъ сдѣлался рабомъ духа гордости и началъ хвастаться, что убилъ ударившаго ею и юношу ранившаго его и поэтому шестой разсвѣтъ увидѣлъ солнце въ туманѣ мрачныхъ страстей. Подвигаясь далѣе, мы встрѣтимъ основателя городовъ, царя природы, везомаго на колесницѣ двумя сфинксами. Тріумфаторъ держитъ въ рукахъ шаръ, четыреугольникъ и треугольникъ и побѣдоносный взоръ его говоритъ, что седьмой день — день успѣха. Но успѣхъ зависитъ отъ труда и если въ основу труда положена справедливость, приводящая къ созданію законовъ любви, то восьмой день принесетъ благословеніе дѣтямъ. Такъ вѣщаетъ молодая дѣва, указывая на желѣзный вѣнокъ и блестящее солнце, изображенное на ея груди. Работа дѣлаетъ людей опытными. Опытъ, отъ котораго человѣкъ старѣетъ, ведетъ съ собой благоразуміе, служащее путеводителемъ въ жизни, подобно зажженному фонарю въ рукѣ пожилого отшельника. Особенно трудно достается человѣку борьба съ внутреннимъ своимъ міромъ, изъ за котораго постоянно враждуютъ два мощные генія, какъ это представлено въ десятой фигурѣ книги Кадма въ видѣ колеса судьбы, съ правой стороны котораго Херманубисъ старается поразить Тифона, находящагося налѣво отъ него. Сфинксъ простеръ свой мечъ, отчего произошло равновѣсіе; Дѣвушка же одиннадцатаго дня, безстрашно закрывая рукой пасть льву, обѣщаетъ побѣду и безсмертье. Двѣнадцатый день названъ пророческимъ и соотвѣтствующая ему эмблема объясняетъ взаимное отношеніе Судьбы, Воли и Провидѣнія, трехъ силъ дѣйствующихъ во Вселенной[20]. Остальные семнадцать дней служатъ дополненіемъ и болѣе подробнымъ разъясненіемъ предыдущаго. Для интересующихся значеніемъ всѣхъ рисунковъ первой книги, сочиненіе доктора Энкосса[21] будетъ очень полезно. Мы привели нѣсколько отрывковъ изъ произведенія Кадма лишь съ цѣлью указать на общность астрологіи, на связь ея съ другими науками древнихъ. Точно также, разсматривая созвѣздія зодіака, мы прочтемъ въ нихъ всю исторію религіознаго и политическаго реформатора Арійскихъ племенъ, завоевателя Индостана и владыки громаднаго царства. Мнѣ приходилось уже упоминать о томъ, что у древнихъ мудрецовъ каждая идея, получая символическое одѣяніе, имѣла отношеніе одновременно какъ къ міру физическому, такъ и психическому и божественному, отчего и каждый лунный день таитъ въ себѣ тройной внутренній смыслъ. Возьмемъ для болѣе яснаго представленія, хоть, напримѣръ, семнадцатый день, отвѣчающій семнадцатой фигурѣ сокровищницы истины. Обнаженная женщина, наклоняясь надъ землей, льетъ на нее воду изъ двухъ чашъ. Семь блестящихъ звѣздъ украшаютъ ея голову, а на рукѣ сидитъ бабочка. Вотъ разгадка этой аллегоріи. Семь планетъ суть проводники электрическаго флюида, оживляющаго нашъ міръ. Они несутъ землѣ источникъ жизни — это вода льющаяся изъ вазъ. Увлеченный мощнымъ потокомъ магнетическихъ силъ (астральная змѣя) человѣкъ вдругъ увидѣлъ, что онъ нагъ, что онъ не въ своей прежней обители, а на планетѣ, называемой Землей, что онъ часть ея и что душа его совсѣмъ во власти матеріи. Но то же бурное теченіе, унесшее его, навело его на мысль о вѣчности жизни, и бабочка стала напоминать ему съ тѣхъ поръ о, без- смертіи. Но какъ возвратить себѣ прежнее состояніе? Безъ сомнѣнія упорной борьбой съ хитрымъ врагомъ, астральной змѣей, власть которой онъ ощущалъ во всемъ своемъ тѣлѣ. И вотъ понялъ онъ, что ему придется одолѣть Судьбу, вызванную къ бытію имъ же самимъ. Изъ всего этого ясно, что семнадцатый день роковой для Содома и Гоморры и лучезаренъ для всѣхъ надѣющихся. Eliphas Levi, откуда мы дѣлаемъ эту выписку, прибавляетъ еще, что созвѣздіе Скорпіона управляетъ этимъ днемъ и что предстоитъ опасность, если онъ придется на субботу[22]. Слова эти безъ сомнѣнія не очень понятны и, соглашаясь вполнѣ съ недовольнымъ читателемъ, я первый готовъ признать языкъ оккультизма очень страннымъ. Такъ, непривыкшій еще слухъ бываетъ непріятно пораженъ разговоромъ чуждой страны, но освои-ваясь мало по малу съ незнакомымъ доселѣ ему нарѣчіемъ, начинаетъ улавливать смыслъ темныхъ до той поры для него выраженій. Подобнымъ же образомъ всестороннее знакомство съ книгой Кадма поможетъ разобраться среди всѣхъ аллегорій и прочитать магическіе квадраты Корнелія Агриппы и Парацельса, относящіеся до семи разбираемыхъ нами планетъ. Возьмемъ теперь для примѣра одинъ изъ подобныхъ квадратовъ, объясняющій тотъ принципъ, эмблемой котораго древніе избрали блѣднолицую Діану[23].
Болѣе распространяться объ этомъ я не могу, такъ какъ это не входитъ въ планъ моей работы. Выскажу лишь, пользуясь случаемъ, еще разъ свое мнѣніе, что одно только теоретическое ознакомленіе съ астрологіей далеко недостаточно для полнаго пониманія ея. Безъ сомнѣнія, реальные результаты убѣдятъ скорѣе, нежели отвлеченныя разсужденія, но та страна, что лежитъ за горизонтами, которые откроются, такъ хороша, такъ интересна, что путешественники быстро забудутъ о всѣхъ дорожныхъ затрудненіяхъ.