Celui qui aspire à être un Sage et à savoir la grand enigme de la nature doit être l’heritier et le spoliateur du Sphinx. EKphas Levi.
Alors toute la science changera de face. L’esprit, longtemps détrôné et oublié, reprendra sa place. Il sera démontré, que les traditions antiques sont toutes vraies, que le paganisme entier n’est qu’un système de vérités. Corrompues et déplacées et qu’il suffit de les remettre à leur place pour les voir briller de tous leurs rayons. J. de Maistre.
Le plus difficile et le plus obscur des saints livres contient autant de secrets que de mots et cache même plusieurs choses sous un ceul mot. Saint Jerome.

Пророческій взоръ Гермеса Трисмежиста мощно проникъ во тьму грядущихъ вѣковъ и больно сжалось сердце великаго мудреца. «Наступитъ день, сказалъ онъ, и смыслъ гіероглифовъ не будетъ болѣе понятенъ людямъ. Они примутъ символическіе знаки за идоловъ и обвинятъ древній Египетъ въ язычествѣ. Въ то время смерть побѣдитъ жизнь и генію мрака воздадутъ высокія почести. Торжествуя, возсядетъ Сомнѣніе на престолъ власти, а слуги его, печаль и слезы, изсушатъ сердца, позабывшія вѣщія слова Изиды».

Вотъ, что предрекъ тысячелѣтія тому назадъ египетскій гіерофантъ и, если мы одновременно вспомнимъ одно изъ правилъ мудрой древности: возвышая свою мысль любовью, мы придемъ не къ безполезному выводу. Да простятъ мнѣ читатели невольное мое уклоненіе отъ намѣченной нами цѣли. Причиной тому искреннее мое желаніе подробнѣе выяснить значеніе астрологіи, какъ драгоцѣннаго перла изъ богатой сокровищницы, завѣщанной намъ предками.

Вооружась терпѣніемъ, путемъ труда и размышленія всякій дѣйствительно желающій достигнетъ пониманія такихъ истинъ, которыя совсѣмъ инымъ свѣтомъ озарятъ всю жизнь и отвѣтятъ на самые сокровенные вопросы души. То. что узнается, подѣйствуетъ магически на внутренній міръ, а измѣненія въ немъ, въ свою очередь, отзовутся на усвоеніи знанія. Недаромъ древніе мудрецы старались прежде всего повліять на нравственную сторону человѣка, такъ какъ уму, порабощенному страстями, не внятны слова откровеній. Какъ часто посреди глубокаго раздумья надъ какимъ либо предметомъ, вдохновеніе, точно внезапный свѣтъ молніи, озаряетъ насъ и приноситъ нужный отвѣтъ или подходящее объясненіе. Непонятное, трудное для уразумѣнія вдругъ становится яснымъ, свѣтлымъ, внятнымъ, какъ давно знакомый голосъ. Но минуты такового прозрѣнія очень, очень рѣдки и. не каждый можетъ извѣдать ихъ. Воспитаніе самого себя извѣстнымъ образомъ помогаетъ развитію необходимыхъ для этого условій. Главное, никогда не надо забывать, что ищущій всегда находитъ, а стучащему непремѣнно отворятъ, конечно, если мотивы для сего достаточно серьезны и стучаніе, равно какъ и поиски не вызваны праздной забавой или безсмысленнымъ капризомъ. Правда, очень трудная дорога ведетъ къ храму истины. Но положимся въ данномъ случаѣ на Изиду: помощь ея не замедлитъ придти, когда и гдѣ необходимо. Съ радостью приметъ она достойнаго ея откровеній и не удивится онъ, разгадавъ всѣ тайны, прочесть вѣщую надпись: видимое есть проявленіе невидимаго, будущее возвратъ прошедшаго, природа-мать вездѣ и во всемъ аналогична. Велика и безсмертна наука, имѣющая эту истину своимъ основаніемъ.

Принимая въ соображеніе вышесказанное, мы поймемъ, почему древніе выводили справедливое заключеніе, что въ настоящемъ мы можемъ читать будущее, видѣть канву, по которой соткана будетъ, величайшей сгіравед-ливостью, грядущая наша судьба. Оккультисты учатъ, что каждое наше слово, каждое дѣйствіе, даже мысль наша запечатлѣваются въ Астральномъ свѣтѣ, оставляя какъ бы фотографическій снимокъ со всей нашей жизни[14].

Недоступныя созерцанію тѣлесныхъ очей нашихъ картины эти станутъ видимы для духовнаго нашего ока и составятъ или причину безконечной радости, или мрачнаго сожалѣнія и раскаянія. Говорятъ, что передъ умирающими отъ задушенія въ одно мгновеніе возстаетъ до мельчайшихъ подробностей все пережитое ими. Докторъ Жераръ Энкоссъ въ одномъ своемъ сочиненіи обстоятельно объясняетъ это, на первый взглядъ, странное явленіе:

«Характеръ человѣка есть его судьба, говоритъ докторъ А. Кингсфордъ[15]. Каждый изъ насъ самостоятельно приготовляетъ свое будущее. Всѣ привычки, поступки и мысли души обусловливаютъ ея состояніе въ будущемъ ея существованіи. Фатальные законы наблюдаютъ за исполненіемъ суда Справедливости и въ то время, когда свершается извѣстное соединеніе планетъ и знаковъ, заставляютъ душу принять слѣдуемое ей и заслуженное ею положеніе. Если свободная воля оказываетъ неповиновеніе и выберетъ нѣчто другое, то во все время, положенное для избѣгнутаго ею воплощенія, душа подвергается испытанію, — каковое можетъ послужить и къ спасенію, если душа побѣдитъ въ борьбѣ и постигнетъ настоящую цѣль выпавшихъ на ея долю испытаній. Но освободиться отъ эгоистичныхъ инстинктовъ не такъ легко и нужно нѣсколько вѣковъ, чтобы душѣ, перерожденной Любовью, вознестись въ высшія сферы безсмертнаго свѣта. Будемъ же, прибавляетъ авторъ въ концѣ мистическаго своего разсказа, снисходительны къ другимъ, строги къ себѣ и постараемся учиться любить». Три вышеупомянутые принципа, положившіе основаніе астрологіи, служатъ фундаментомъ ученіи всѣхъ древнихъ мудрецовъ и, подобно другимъ научнымъ доктринамъ, скрыты подъ маской различныхъ аллегорій. Но мы уже знаемъ, что особый ключъ открывалъ эзотерическій смыслъ символовъ и таиственный алфавитъ, приписываемый евреями Эяоху[16], греками Кадму, а египтянами Тоту, изображенъ, говоря языкомъ оккультистовъ, семьюдесятью двумя именами, написанными на тридцати шести талисманахъ. Подобно тому, какъ солнце, олицетворяя источникъ жизни, Свѣтъ Истины, активныя силы Вселенной, положило начало всѣмъ миѳологіямъ, блѣдная Селена, Луна, мистическая подруга Солнца, пассивное начало природы, дополнило солнечный миѳъ. Въ то время, какъ волшебная поэма малайцевъ Бида-зари и всѣмъ извѣстная Красная Шапочка смутно напоминаютъ мистическія сказанія о Солнцѣ, грандіозная поэма Гомера рисуетъ дивную картину похищенія души земными страстями[17]. Прекрасная жена Менелая (Меnеh-l-aoch) Елена (Selena-Hele), прельстясь красотой Париса (Phar-ish), оставляетъ родной свой край и забываетъ всѣ свои обязанности. Такъ безсмертная душа, соблазненная землей, отдается вся во власть тѣла и въ новой своей обители забываетъ про прежнее житье. Но будучи эмблемой души, сребристое свѣтило ночей считалось у древнихъ также таинственнымъ мѣстопребываніемъ душъ, пунктомъ, черевъ который проходятъ какъ души, нисходящія на землю, такъ и возвращающіяся послѣ земного странствованія. Обстоятельства не позволяютъ мнѣ подробно объя-снить этотъ волшебный вымыселъ, но, какъ и всѣ древнія аллегоріи, онъ имѣетъ разумное право на существованіе. Современные оккультисты, согласно преданію, раздѣляютъ астральныя пространства на три сферы. Тѣнь земли покрываетъ печальный Эребъ (Inféra у римлянъ).

Послѣ долгихъ испытаній достойные изъ этихъ темныхъ мѣстъ поднимаются въ подлунныя сферы, чтобы вознестись затѣмъ въ роскошные чертоги Черной Звѣзды. Весьма поэтично изобразилъ это Saint Yves d’Alveydre въ стихотвореніи «Луна».

«Je renvoie au Soleil les âmes immortelles
Dont l’Esprit a gagné ses ailes
Pour s’enfuir du torrent des Générations.
Autrement, au fond de l’Espace
Je les noue à la Femme et leur Destin repasse
Dans le jeu de mes tourbillons.

Въ упомянутомъ выше сочиненіи доктора Кингсфорда имѣется слѣдующее мѣсто:

«Въ минуты глубокихъ размышленій, когда наша мысль заглядываетъ въ самое святое святыхъ внутренняго нашего міра, Луна властительно озаряетъ сокровенныя извилины и самыя недоступныя глубины и нѣтъ отъ нея тайнъ въ царствѣ совѣсти. Но что же такое эта Луна? Это — безсмертная часть насъ самихъ, вмѣстѣ съ нами совершающая путь прогресса. Опа связь смертнаго съ вѣчнымъ». У одного изъ талантливыхъ французскихъ оккультистовъ Рукселя[18] приведено нѣсколько интересныхъ замѣчаній, касающихся разбираемой нами планеты. «Исходя изъ того, что природа вездѣ аналогична, говоритъ онъ, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, древніе физіологи назвали человѣка маленькимъ міромъ. Органы необъятной вселенной, — Солнце, Луна, Земля и всѣ звѣзды, должны, поэтому, найтись и въ организмѣ человѣка. Такъ ли это на самомъ дѣло? Посмотримъ. Незримый агентъ міровой жизни черезъ Plexus solaire передаетъ жизнь человѣку. Но самъ жизнетворный флюидъ заключаетъ въ себѣ не только источникъ физической жизни, но хранитъ зародыши и психической жизни, и не только грѣетъ, но и озаряетъ. Теплота направляется къ положительному полюсу и управляетъ питаніемъ и размноженіемъ. Тотъ же элементъ, который озаряетъ, устремляется къ полюсу отрицательному и порождаетъ сознаніе. Такимъ образомъ тѣ нервы, которые, соприкасаясь непосредственно съ сокровищницей міровой жизни, почерпаютъ изъ нея нужныя силы для оживленія организма, служатъ настоящимъ солнцемъ по отношенію къ человѣку. Другіе же центры, воспринимая лишь часть того, что было добыто черезъ Plexus solaire и отражая лишь его достояніе, могутъ быть уподоблены Лунѣ, не имѣющей своего свѣта и получающей его отъ Солнца»… Резюмируя все сказанное, мы имѣемъ въ результатѣ слѣдующее. Луна для древнихъ есть эмблема Души, озаряемой безсмертнымъ Божіимъ Духомъ, возвавшимъ ее къ бытію, Озирисъ, Изида и Хорусъ, унаслѣдовавшіе впослѣдствіи множество различныхъ именъ, картинно передовали исторію души, которая подобно троянской принцессѣ увлечена была изъ своего отечества соблазнительной формой Земной Страсти. Восходя по лѣстницѣ безчисленныхъ легендъ къ первоначальнымъ идеямъ мудрыхъ гіерофонтовъ, мы дойдемъ до колыбели всѣхъ позднѣйшихъ миѳологій, сохранившихъ лишь одну экзотерическую сторону ученія. Вслѣдствіе этого и случилось то, что предвидѣлъ вѣщій Трисмежистъ. Символическія изображенія обратились въ идоловъ и разумъ человѣка въ концѣ концовъ возсталъ противъ поклоненія бездушнымъ кумирамъ. Но въ тѣ далекія времена Сфинксъ не былъ нѣмъ и языкъ его былъ такъ понятенъ и сердцу и уму, что не требовалось никакихъ поясненій для того, чтобы согласіе между ними всегда существовало. Теперь они враги. Вѣрь! — умоляетъ чуткое сердце. Докажи! — твердитъ ему умъ. Сюлли Прюдоммъ превосходенъ въ изображеніи этой мучительной раздвоенности, губящей современнаго человѣка. Такъ начинается одно изъ стихотвореній названнаго поэта:

Espère, о ma soeur, crois un feu
C’est à force d’aimer, qu’on trouve
Je suis immortel, je sens Dieu.
L’intelligence lui dit: «Prouve».

И какъ уму было не соглашаться, когда, взирая на звѣздное небо, онъ созерцалъ не простыя свѣтлыя точки, а читалъ чудныя страницы прошлаго, настоящаго и будущаго, т. е. вѣчности, и двѣнадцать знаковъ Зодіака открывали двѣнадцать дверей въ Царство Свѣта. Современная философія, пишетъ д-ръ Кингсфордъ, также далека отъ пониманія души, какъ и отъ уразумѣнія Первоначальной Библіи, написанной Перстомъ Божіимъ на Сотворенныхъ Имъ небесахъ, гдѣ каждое созвѣздіе есть буква, есть число, есть гармонія, и справедливо сказано, что небеса воспѣваютъ хвалу Всемогущему Создателю ихъ. Кому внятенъ нынѣ смыслъ священаго слова I Е V Е, произносимаго первосвященникомъ разъ въ годъ при громкихъ, радостныхъ кликахъ народа, который зналъ первую букву, лишь тетраграмматонъ, и не дерзалъ повторять остальныхъ трехъ[19]. Умѣнье прочесть какъ слѣдуетъ это слово дѣлало мудрымъ и всесильнымъ. Первая буква его соотвѣтствовала Солнцу, какъ активному началу, Луна служила эмблемой второй, а Хорусъ представлялъ результатъ ихъ соединенія. Но если временно смерть побѣдила жизнь, а тьма свѣтъ, то все же наступитъ день и задумчивая Селена сброситъ съ себя узы, добровольно на себя наложенныя. Тогда явится великое знаменіе и предстанетъ предъ восхищенными очами женщина, одѣтая въ бѣломъ, блистающая какъ солнце. Луна будетъ служить ей подножіемъ, а вѣнецъ изъ двѣнадцати звѣздъ украситъ ей голову. И сдѣлается всѣмъ ясно, почему за созвѣздіемъ Дѣвы слѣдуютъ Вѣсы, почему Афродита выходитъ изъ глуби морской и почему изъ буквъ м + р всѣ народы земли соткали лучшія идеальнѣйшія надежды и мечты свои Плыви жъ скорѣй, волшебный корабль Аргонавтовъ! Ты, хранившій въ годины опасности Солнце, Луну и всѣ звѣзды подъ волшебнымъ плащемъ свопмъ, на коемъ древній народъ написалъ 353, привези къ намъ скорѣй съ новой волною жизни золотой вѣкъ, воспѣтый поэтами и прославленный мудрецами…

Но пора уже уйти изъ волшебной Страны Аллегоріи и вернуться къ Лунѣ, ставшей невольной причиной долгаго нашего разговора. Въ одномъ изъ гимновъ поэта Каллимаха Діана проситъ отца боговъ позволить ей имѣть какъ можно болѣе именъ. Исторія показываетъ, что мольба эта была услышана и не только

Terret, lustrat, agit Proserpina, Luna, Diana,
Ima, suprema feras, sceptro, fulgore sagitta

но, если перечислять всѣ названія, всѣ атрибуты, выпавшіе на долю Діаны, то пришлось бы составить толстѣйшую книгу. И такъ я уже забрелъ далеко въ сторону отъ прямой дороги къ практической астрологіи. Но, можетъ быть, кто-нибудь пожелаетъ проникнуть глубже въ тайны этой науки, и тогда все вышесказанное убѣдитъ его, что поле для изученія очень обширно и невѣдомый край непохожъ вовсе на печальную пустыню.