Что посѣялъ, то и пожнешь.
Laisse les fous agir et sans but et sans cause Tu dois dans le present contempler l’avenir.
Vers dorés de Pythagore — въ переводѣ Фавра Оливэ.
«Все то, что на землѣ, подобно тому, что на небѣ>, училъ Гермесъ Трисмежистъ, желая этимъ фигуральнымъ выраженіемъ дать понять, что дѣйствіе творческихъ силъ одинаково во всей вселенной. Если мы хорошенько подумаемъ и поразмыслимъ насчетъ приведеннаго только что мнѣнія древняго мудреца и вспомнимъ о восхожденіи и нисхожденіи чудной силы, таящей въ себѣ жизнь всего міра, и о томъ, что каждая планета, вырабатывая посредствомъ солнечнаго свѣта индивидуальныя свои качества, вмѣщаетъ одновременно качества и другихъ свѣтилъ — можетъ быть истинность астрологіи, ея основаніе и значеніе вдругъ яркимъ свѣтомъ блеснутъ передъ нами. Смотря, положимъ, на взаимное положеніе Марса и Юпитера, мы выводимъ то или другое заключеніе о дѣйствіи ихъ вліянія, такъ какъ знаемъ, что и на землѣ однородное же впечатлѣніе произвела встрѣча подъ соотвѣтственнымъ угломъ магнетизма Марса и Юпитера. Результатъ этой встрѣчи будетъ или благодѣтельный, или очень гибельный, принеся съ собой можетъ быть счастье, а можетъ быть смерть. Міровые законы вѣчны и неизмѣняемы и напрасно мы обвиняли бы вліяніе планетъ или хотя бы міръ весь въ нашемъ несчастій. Судьба наша въ рукахъ нашихъ, говорили древніе, а астрологи, примѣняя это ученіе къ своей области, вывели справедливое заключеніе, что тѣлесныя и душевныя качества ребенка находятся въ прямой зависимости отъ организма его родителей или, по словамъ современнаго оккультиста доктора Марка Хавена (Marc Haven), астральное тѣло дитяти вырабатываетъ физическое тѣло согласно астральнымъ тѣламъ-отца и матери, иначе выражаясь, сообразно ихъ нервной силѣ. Вотъ первое начало нашей судьбы. Пока ребенокъ еще не родился, вліяніе планетъ сообщается ему черезъ посредство его матери. Замѣтимъ теперь, что, согласно Гермесу Трисмежисту, положеніе луны во время зачатія ребенка опредѣляетъ мѣсто перваго астрологическаго дома и наоборотъ. Первый астрологическій домъ указываетъ мѣсто луны во время зачатія. На этомъ правилѣ основано нахожденіе настоящаго часа рожденія. Всѣхъ астрологическихъ домовъ двѣнадцать, по числу двѣнадцати знаковъ зодіака, и каждый домъ относится къ одной опредѣленной сторонѣ человѣческой жизни, что мы разсмотримъ й изучимъ обстоятельно, когда будемъ говорить о построеніи гороскопа. Теперь посмотримъ, что говоритъ астрологія о дѣйствіи планетъ на ребенка во время его утробной жизни. Первый мѣсяцъ онъ находится подъ вліяніемъ Сатурна, который придаетъ матеріи извѣстную форму. Какъ мы узнаемъ впослѣдствіи, отъ извѣстнаго положенія планеты зависятъ доброе или дурное вліяніе этой планеты и поэтому какъ нельзя болѣе важно, чтобы Сатурнъ находился въ мѣстѣ для него благопріятномъ и въ хорошемъ соотношеніи съ другими планетами. Юпитеръ, проливая свое благодѣтельное вліяніе во второй мѣсяцъ, даетъ нужное количество влаги и энергіи уже измѣненной Сатурномъ матеріи. Въ продолженіе третьяго мѣсяца Марсъ содѣйствуетъ раздѣленію всѣхъ членовъ организма и росту головы. Четвертый мѣсяцъ протекаетъ подъ властью солнца, надѣляющаго организмъ жизненной силой и способствующаго развитію сердца. Венера завѣдуетъ поломъ ребенка и придаетъ извѣстную красоту всѣмъ его членамъ. Въ шестомъ мѣсяцѣ, подъ впечатлѣніемъ силы Меркурія, образуются голосовые органы, глаза и брови, начинаютъ расти волосы и ногти. Луна заканчиваетъ все сдѣланное въ предыдущіе мѣсяцы и предоставляетъ на восьмомъ мѣсяцѣ Сатурну проявить спеціально ему присущее качество охладить и высушить плодъ. Сатурнъ считается въ астрологіи очень недоброй планетой и вотъ почему дѣти, родившіеся на восьмомъ мѣсяцѣ, рѣдко выживаютъ. Девятый мѣсяцъ подчиняется Юпитеру и онъ своимъ благодѣтельнымъ лучомъ пара-лизируетъ вредное вліяніе Сатурна. Съ того самаго момента, когда отдѣленное отъ матери дитя издало первый крикъ, оно съ первымъ самостоятельнымъ вздохомъ получило всю сумму вліяній внѣшняго міра и съ этимъ вліяніемъ ему нридется бороться цѣлую жизнь. Отъ него будетъ зависѣть, кто побѣдитъ: судьба или онъ самъ. Глаза открыты каждому человѣку: онъ знаетъ, что добро и что зло, и не долженъ забывать, что каждое дѣйствіе оставляетъ извѣстное впечатлѣніе, изъ суммъ которыхъ божественная справедливость сплететъ нить будущей судьбы. «Помни же», говорилъ ученикамъ своимъ Пиѳагоръ, «всякій поступокъ, всякое слово оставляютъ соотвѣтственный результатъ. Этотъ результатъ въ вашей власти, пока слово не произнесено и мысль не перешла акта, но затѣмъ онъ дѣлается достояніемъ судьбы и подчиненъ непреложнымъ законамъ справедливости. Остерегайтесь, такъ какъ все человѣчество испытываетъ послѣдствія личной воли каждаго изъ своихъ членовъ. Пока останется хоть одинъ злой человѣкъ на землѣ — счастью людей будетъ помѣхой его эгоизмъ».
Разсмотримъ теперь роль каждой планеты въ астрологіи, ея вліяніе на судьбу человѣка и причины, отъ которыхъ зависятъ различныя свойства этого вліянія. Солнце, источникъ всей жизни, дающій существованіе нашей землѣ, носило въ древности названіе благодѣтельнаго огня. Въ очень интересной книгѣ Paul Ré-nand — La nouvelle symbolique, доказывается единство всѣхъ миѳовъ и происхожденіе ихъ всѣхъ отъ солнечнаго миѳа. Этотъ миѳъ далъ начало легендамъ о Сивѣ, Митрѣ, Сераписѣ, Діонисіи, Аполлонѣ, Вишну, Прометеѣ, и нерѣдко солнце олицетворялось въ лицѣ героевъ, какъ, напримѣръ, въ Эдипѣ, Персеѣ, Тезеѣ, Ахиллѣ, Язонѣ, Орфеѣ и Геркулесѣ. Но что такое собственно миѳъ и откуда онъ народился? Разъясненіе его намъ необходимо, чтобы показать настоящій смыслъ, сокрытый во всѣхъ миѳологіяхъ. Вспомнимъ, что обученіе велось въ древности въ двоякой формѣ. Настоящее значеніе символовъ оставалось яснымъ только немногимъ, народъ же ограничивался наружнымъ пониманіемъ идеи. Мудрецы древности хорошо сознавали, что самый лучшій способъ сохранить истину, это — запечатлѣть ее въ воображеніи человѣка. Придуманныя для этой цѣли фантастическія сказки передавались изъ устъ въ уста и обходили весь міръ, перемѣняя слегка свое одѣяніе соотвѣтственно бытовымъ условіямъ страны. Такъ, индусы разсказываютъ о воплощеніи Вишну, египтяне о путешествіяхъ и страданіяхъ Озириса; сынъ Эллады — Язонъ, совершаетъ подвиги на своемъ кораблѣ; друиды восхваляютъ храбраго Тота, а волшебная лампа Аладина дѣлается достояніемъ «Тысячи и одной ночи». Заглядывая пророческимъ своимъ взоромъ въ будущее грядущихъ вѣковъ, ученые древняго міра предвидѣли возможность ошибокъ при истолкованіи настоящаго содержанія миѳа и приложили ключъ для открытія истины. Этотъ ключъ заключается въ собственныхъ именахъ. Разобранныя при помощи словаря первоначальныхъ корней[11], эти названія, на первый взглядъ не представляющія ничего таинственнаго, объясняютъ совершенно иначе происхожденіе и сущность волшебнаго разсказа. Собственныя имена ставятъ искателя на настоящую дорогу и идущіе по ней не обвинятъ Пиѳагора или Платона въ язычествѣ и не скажутъ, что египтяне поклонялись животнымъ. Профессоръ Букарестскаго университета J. А. Vaillant даетъ интересныя указанія къ объясненію миѳовъ въ изданномъ имъ сборникѣ цыганскихъ преданій[12]. Эти сказанія подтверждаютъ разгаданный Фибромъ Олива таинственный смыслъ собственныхъ именъ и общность всѣхъ миѳологій, развившихся изъ одного и того же солнечнаго миѳа. Но въ то же время, какъ наружное, если такъ можно выразиться, экзотерическое значеніе древнихъ вѣрованій бросается въ глаза современнымъ ученымъ, внутренній, эзотерическій смыслъ ускользаетъ отъ пониманія многихъ. Цыгане, говорится въ одной изъ легендъ, ища познаній истиннаго Бога, Творца всей природы, воздали божескія почести блестящему солнцу, свѣтъ котораго давалъ имъ день и грѣлъ ихъ и производилъ для нихъ все нужное. И назвали они солнце Иза-крис-тэнъ — бѣлый, горячій свѣтъ. Ему рожденіе дала Мага-Маріа, необъятное небесное пространство, въ тотъ самый моментъ, когда созвѣздіе Дѣвы блеснуло на востокѣ надъ горизонтомъ. Здѣсь важно замѣтить, что созвѣздіе Дѣвы вошло въ составъ солнечнаго миѳа и своимъ присутствіемъ дало начало многимъ существующимъ до нашего времени поэтическимъ сказаніямъ. Народившійся герой, спасшись чудеснымъ образомъ отъ покушенія на его жизнь со стороны своего родственника-царя, становится впослѣдствіи проповѣдникомъ правды и любви и погибаетъ мученической смертью. Берега Ганга въ XI ст. до P. X. впервые услышали это картинное повѣствованіе о добрѣ и злѣ, объ ожесточенной борьбѣ этихъ двухъ враговъ, о свѣтѣ истины и жизни, блеснувшемъ изъ сердца Дѣвы для блага людей. Итакъ, миѳы о солнцѣ заключаютъ въ себѣ не только исторію творенія всего міра, не только космогонію, но и теогонію и андрогонію и въ нихъ сокрыта величайшая философія. Для астрологіи солнце синонимъ жизненнаго очага и, если въ моментъ рожденія лучъ его не подвергается дурному вліянію остальныхъ планетъ, родившійся при такихъ условіяхъ обладаетъ хорошимъ, крѣпкимъ здоровьемъ и очень развитыми нравственными качествами. По отношенію ко всей природѣ планета эта является вмѣстилищемъ активныхъ силъ, приводящихъ міръ въ движеніе, и поэтому на эзотерической картѣ неба имѣетъ эмблемой Архангела Михаила, побѣдителя сатаны, безстрашно попирающаго ногой змѣя, олицетвореніе грубой матеріи. Изъ этого вытекаетъ логически, что вліяніе солнца прямо отражается на качествахъ души, т. е. того элемента, который ведетъ во всю нашу жизнь упорную борьбу съ нашими страстями и тѣлесными инстинктами. Поэтому хорошее положеніе солнца въ гороскопѣ составляетъ предметъ большой важности и на это надо обращать соотвѣтственное вниманіе. Если солнце поражено враждебными лучами Марса или Сатурна, особенно луны, предсказанія принимаютъ совсѣмъ другой характеръ и можно опасаться за короткое существованіе.
Солнце имѣетъ своимъ изображеніемъ кругъ съ точкой внутри, ☉, какъ эмблема вѣчности и безсмертія, и главными качествами его считаются теплота и сухость, что необходимо замѣтить, такъ какъ это будетъ имѣть значеніе при опредѣленіи жизненныхъ силъ организма и отличительныхъ свойствъ характера. Но сила теплоты и сухости подвергается значительнымъ измѣненіямъ въ зависимости отъ того, находится ли планета въ зенитѣ или въ противоположной ему точкѣ надирѣ, гдѣ качества эти очень ослабѣваютъ. Смотря по элементарнымъ свойствамъ своей природы, или лучше сказать, по результату своего дѣйствія, планеты раздѣляются на мужскія или активныя, женскія или пассивныя; положеніе ихъ относительно солнца даетъ имъ то же право на различіе этихъ названій; такъ, восточныя планеты причисляются къ мужскимъ, а западныя — къ женскимъ. Восточными называются такія планеты, которыя въ движеніи своемъ еще не достигли точки противостоянія или удалены отъ солнца менѣе, чѣмъ на 180°; онѣ становятся западными во время пути отъ точки противостоянія до соединенія съ солнцемъ. Впослѣдствіи мы увидимъ, что знаки зодіака тоже раздѣляются на мужскіе и женскіе и планета, попадая въ извѣстны! знакъ, носитъ и соотвѣтствующее наименованіе. Цвѣтъ, отвѣчающій качествамъ солнца, желтый, изъ дней недѣли посвящено этой планетѣ первый, — воскресенье, изъ временъ года лѣто, изъ металловъ золото, изъ камней хризолитъ, изъ растеній лавръ, изъ цвѣтовъ геліотропъ, изъ животныхъ левъ, изъ птицъ лебедь. Человѣкъ, родившійся подъ вліяніемъ солнца, бываетъ выше средняго роста, съ большой круглой головой, веселымъ, улыбающимся лицомъ, большими глазами, рыжеватыми волосами и подчасъ хриплымъ голосомъ. Сердце, какъ и всѣ артеріи, находятся въ зависимости отъ дѣйствія солнца, равно какъ правый глазъ у мужчинъ и лѣвый у женщинъ; изъ болѣзней, причиняемыхъ имъ, отмѣтимъ сердечныя страданія, болѣзни глазъ, катарръ желудка, а иногда параличъ. Солнце, хорошо расположенное при рожденіи, т. е. свободное отъ дурного вліянія остальныхъ планетъ и занимая соотвѣтствующія ему по качеству созвѣздія зодіака, дѣлаетъ родившагося справедливымъ, религіознымъ, щедрымъ, довольно честолюбивымъ, достигающимъ часто большой извѣстности и славы, любимымъ друзьями, но мало любящимъ свою семью.
Защитникъ и проводникъ передовыхъ идей, онъ на общественное служеніе отдаетъ всего себя, игнорируя неосторожно лично до него касающіяся отношенія. Таково любимое чадо блестящаго свѣтила, но бѣдный пасынокъ получаетъ совершенно противоположные дары и тщеславный, скрытный, неимѣющій твердыхъ нравственныхъ устоевъ во всю жизнь становится добычей несчастья, и даже смерть не приходитъ къ нему спокойно, а внезапной гостьей въ сопровожденій толпы всякихъ мукъ, нерѣдко рука палача или вражья пуля налагаютъ предѣлъ земному странствованію.
Впослѣдствіи, когда мы познакомимся обстоятельно со всѣми планетами и съ двѣнадцатью знаками зодіака, мы сможемъ составить подробную таблицу всѣхъ вліяній и на всѣхъ трехъ планахъ: физическомъ, астральномъ, психическомъ и увидимъ, что весьма рѣдко планета дѣйствуетъ отдѣльно отъ другихъ, а въ большинствѣ случаевъ лучи ея соединены съ лучами двухъ или трехъ остальныхъ свѣтилъ, такъ что дѣйствіе этихъ лучей мѣшанное. Вотъ все, что намъ надо знать пока объ солнцѣ, какъ астрологическомъ элементѣ, и теперь небезполезно заглянуть въ область астрономіи, необходимой намъ при вычисленіяхъ. Для того, чтобы точнѣе опредѣлить путь солнца на небесномъ сводѣ или, выражаясь научно, орбиту солнца, берутъ ежедневное его склоненіе и сравниваютъ время прохожденія солнца черезъ меридіанъ со временемъ прохожденія какой-нибудь звѣзды. Эти наблюденія показали, что 9-го марта склоненіе солнца равно нулю, т. е. оно находится на экваторѣ. Потомъ солнце удаляется къ сѣверу и 9-го іюня отстоитъ отъ него на 23½°. 9-го сентября, пересѣкши снова экваторъ, вступаетъ въ южное полушаріе и, достигнувъ 23⅓ ° южной широты 9-го декабря, вернется къ экватору въ мартѣ мѣсяцѣ. Если какая-нибудь звѣзда проходила черезъ меридіанъ вмѣстѣ съ солнцемъ, т. е. въ полдень, то въ слѣдующіе дни она будетъ проходить все раньше и раньше, а черезъ полгода пройдетъ ровно въ полночь. Если, основываясь на этихъ наблюденіяхъ, мы станемъ отмѣчать движеніе солнца, то въ теченіе года получимъ кривую линію, представляющую орбиту солнца и называемую эклиптикой, наклоненную къ экватору подъ угломъ 22,4°. Пункты пересѣченія экватора съ эклиптикой называются точками весенняго и осенняго равноденствія, и какъ мы уже сказали, точка весенняго равноденствія принимается за начало прямыхъ восхожденій. Тѣ два мѣста, гдѣ солнце, бываетъ 9-го іюня и 9-го декабря, получили наименованіе лѣтняго и зимняго поворота или солнцестоянія и, находясь на нихъ, солнце описываетъ параллели, называемыя тропиками рака и козерога. Если бы мы ежедневно слѣдили за видимымъ діаметромъ солнца, т. е. за тѣмъ угломъ, который образуетъ лучи зрѣнія, идущіе отъ глаза къ двумъ противоположнымъ точкамъ солнечнаго круга, то мы замѣтили бы, что уголъ этотъ дѣтомъ меньше, чѣмъ зимой, слѣдовательно, такъ какъ величина солнца остается та же, то должно для этого измѣниться разстояніе его отъ земли: зимой солнце ближе къ землѣ, чѣмъ лѣтомъ. Вмѣстѣ съ разстояніемъ солнца отъ земли измѣняется и скорость движенія его по эклиптикѣ, вліяющая на длину сутокъ или дня и ночи. Это неравенство разстояній и скорости замѣтилъ еще 2000 лѣтъ тому назадъ греческій астрологъ Гиппархъ и старался подыскать разныя гипотезы для объясненія этого явленія. Законъ, открытый Кеплеромъ, говоритъ, что солнце движется около земли по эллипсису, въ одномъ изъ фокусовъ котораго находится земля. Дальнѣйшіе опыты показали, что земля движется вокругъ солнца, и что законъ великаго ученаго надо выразить такъ, что земля описываетъ вокругъ солнца эллипсисъ, въ одномъ изъ фокусовъ котораго находится солнце. Но видимыя явленія остаются одни и тѣ жѳ при томъ или другомъ объясненіи. Та точка, въ которой земля находится въ ближайшемъ разстояніи отъ солнца, называется перигеліемъ-, наиболѣе отдаленная точка — афеліемъ. Мы уже сказали, отчего зависитъ продолжительность дня и ночи. Во время равноденствія солнце проходитъ по горизонтамъ обоихъ полюсовъ. Послѣ весенняго равнодѣнствія оно поднимается надъ горизонтомъ сѣвернаго полюса и
9-го іюня, достигнувъ высоты 23½°, 9-го сентября проходитъ снова по горизонту и 9-го марта видно надъ горизонтомъ южнаго полюса. Такимъ образомъ, день на полюсахъ продолжается полгода и столь же продолжительна ночь. По мѣрѣ приближенія къ экватору разность между длиннѣйшимъ и кратчайшимъ днемъ постепенно уменьшается, а на самомъ экваторѣ день и ночь равны.
Всѣмъ, конечно, извѣстно, что во всѣхъ мѣстахъ, лежащихъ на одномъ меридіанѣ, полдень бываетъ въ одно и то же время и на каждый градусъ восточной долготы время прохожденія солнца черезъ меридіанъ приходится на 4 минуты раньше, а западной долготы — на 4 минуты позже. Тогда, когда въ Петербургѣ 12 часовъ, въ городѣ, лежащемъ на 10 градусовъ восточнѣе, будетъ сорокъ минутъ перваго и, наоборотъ, въ мѣстѣ находящемся на 10 градусовъ на западъ часы покажутъ всего двадцать минутъ двѣнадцатаго. Этимъ необходимо будетъ руководиться при вычисленіи положенія планеты, такъ какъ мой календарь составленъ приминимо къ Петербургу. Согласно древнимъ преданіямъ, въ астрологіи каждый часъ дня и ночи посвященъ какой-либо планетѣ и таковое свѣтило называется хозяиномъ планетнаго часа (Dominns horae planetariae)[13].
«Нельзя игнорировать вліяніе планеты, управлявшей часомъ вашего рожденія», говоритъ извѣстный астрологъ и математикъ XVI ст. Гарцеусъ, приводя доказательства въ подтвержденіе своего мнѣнія и руководствуясь ученіемъ египтянъ и арабовъ. Объясненіе таинственнаго соотношенія между планетой и часомъ, отдаливъ насъ отъ нашего предмета, завело бы въ область теоріи астрологіи. Объяснимъ теперь какъ найти хозяина планетнаго часа. Для этого беремъ время между восходомъ солнца и заходомъ и, раздѣливъ его на 12, получимъ продолжительность каждаго дневного часа; время же, истекшее отъ захода солнца до его восхода и раздѣленное на 12, будетъ показывать длину ночного часа. Первый дневной часъ воскресенья былъ посвященъ солнцу, какъ источнику жизни, свѣта и тепла. Выше-по-мѣщенная таблица поможетъ намъ въ изысканіяхъ. Чтобы понять ее. скажу, что изображеніе планетъ таковы: солнце ☉, луна ☽, Венера ♀, Меркурій ☿ Марсъ ♂, Юпитеръ ♃, Сатурнъ ♄ Почему ихъ изображаютъ такъ, — увидимъ впослѣдствіи.