И отъ Престола исходили молніи, и громы, и глаеы и седьмь свѣтильниковъ огненныхъ горѣли передъ Престоломъ, которые суть седьмь духовъ Божіихъ. Апокал. Гл, IV, 5.

Имѣя цѣлью познакомить лишь практически съ астрологіей, я не буду касаться теоретической стороны этой науки, такъ какъ пришлось-бы изложить для этого все ученіе древнихъ о мірозданіи. «Свѣтъ изъ Египта», сочиненіе, о которомъ я уже упоминалъ, будетъ очень полезна для желающихъ всесторонне изучить астрологію. Затѣмъ трудъ Фавра Оливэ «Le langue hébraïque restituée» откроетъ горизонты еще шире и дастъ ключъ къ пониманію одной очень мудрой книги, постоянно находящейся у насъ подъ руками. Въ ней уже съ первыхъ строкъ авторъ говоритъ о свѣтѣ, бывшемъ раньше всѣхъ свѣтилъ небесныхъ. Въ «Light of Egypte» очень поэтично описанъ первый моментъ творчества, когда подъ властію всемогущества Божія этотъ волшебный свѣтъ, не имѣвшій ни формы, ни границъ, пришелъ въ движеніе, давъ начало необъятной вселенной. Современные оккультисты, согласно древнимъ преданіямъ, видятъ въ мірѣ проявленіе семи творческихъ принциповъ одной и той же силы, составляющихъ, въ свою очередь, подраздѣленіе священной тетради.

Пиѳагоръ и его послѣдователи ясно выразили это въ своемъ ученіи, заимствовавъ основныя данныя своей философіи въ университетахъ Египта. Семь творческихъ принциповъ нашли свое олицетвореніе въ семи планетахъ нашей солнечной системы и теперь становится понятнымъ, почему для астрологіи безразлично, сколько-бы новыхъ звѣздъ ни открывали въ небесномъ пространствѣ. Нептунъ и Уранъ съ развитіемъ человѣчества замѣнятъ Меркурія и Венеру, а когда прогрессъ нравственныхъ качествъ будетъ еще значительнѣе, они, въ свою очередь, уступятъ свое мѣсто другимъ, къ зтому времени уже непремѣнно открытымъ. Мудрый законъ, завѣдующій революціей міра, не преминетъ позаботиться объ этомъ. Итакъ, каждая планета, олицетворяя одинъ изъ семи принциповъ творческой силы, служитъ магнетическимъ проводникомъ, орудіемъ, посредствомъ котораго этотъ принципъ обнаруживаетъ себя во вселенной. Мы знаемъ, что человѣческое тѣло состоитъ изъ множества клѣточекъ. Кровь даетъ имъ жизнь, и каждая клѣточка перерабатываетъ эту жизненную силу согласно своимъ субъективнымъ качествамъ. Если кровь перестанетъ притекать къ клѣточкамъ, онѣ неминуемо погибнутъ. То же сдѣлается съ человѣкомъ, если отнять у него воздухъ, которымъ онъ дышетъ. Воздухъ производитъ неразрывную связь человѣка съ землей. Но въ то же самое время не одинъ только человѣкъ пользуется воздухомъ; всѣ земныя творенія почерпаютъ въ немъ свою жизнь, составляя, въ свою очередь, такія же отдѣльныя клѣточки по отношенію къ землѣ, ихъ матери. Но если-бы не было солнца, смерть-бы царила во всѣхъ планетахъ. Солнце даетъ жизнь планетамъ и играетъ ту же роль относительно ихъ, какъ и кровь относительно клѣточекъ человѣческаго организма, а планеты, такимъ образомъ, являются клѣточками необъятной вселенной. Но само солнце получаетъ свои электрическія и теплородныя силы отъ вселенной, часть которой оно составляетъ. Не имѣемъ-ли мы здѣсь синтезъ міровой жизни и, если остановимъ на этомъ нѣсколько времени свою мысль, мы легко поймемъ мудрый миѳъ объ Озирисѣ-Изидѣ. Получая одинъ и тотъ же солнечный лучъ, планеты перерабатываютъ его сообразно своимъ качествамъ, отражаютъ, если такъ можно выразиться, одинъ лишь составной элементъ, болѣе подходящій къ ихъ природѣ. Заряженныя электричествомъ солнца, приспособивъ его къ собственному своему организму, онѣ дѣйствуютъ уже своей собственной энергіей, имѣющей совершенно различныя способности, цвѣтъ и движеніе, чѣмъ солнечный лучъ, давшій имъ жизнь. Разсматривая каждую планету въ отдѣльности, мы поймемъ это лучше и обстоятельнѣе изучимъ. Но въ чемъ же, спросятъ меня, заключается способъ воздѣйствія на человѣка магнетическаго тока каждой планеты? Взявъ отъ солнца тотъ элементъ, который ей былъ нуженъ, планета получила совершенно самостоятельное значеніе и произвела своимъ вліяніемъ различные типы въ области фауны и флоры, типы, соотвѣтствующіе субъективнымъ свойствамъ планеты. Давъ имъ свою жизнь, она вложила въ нихъ свои качества, но въ то же время сообщила имъ и качества другихъ планетъ, хотя въ минимальныхъ размѣрахъ. Выражаясь фигурально, каждая планета имѣетъ свою собственную окраску, но таитъ въ себѣ тѣни окрасокъ и другихъ планетъ. Наша земля не дѣлаетъ, конечно, въ этомъ исключенія, такъ что Марсъ, Юпитеръ, Сатурнъ, Меркурій и Венера имѣютъ свое отраженіе и на нашей планетѣ. Въ этомъ кроется весь секретъ таинственнаго вліянія планетъ на насъ, такъ какъ, представляя самый совершенный типъ живыхъ существъ, мы являемся центромъ воздѣйствія всѣхъ планетныхъ токовъ. Въ Библіи упоминается о лѣстницѣ, видѣнной во снѣ Іаковымъ. Лѣстница о семи поворотахъ была у персидскихъ маговъ эмблемой самоусовершенствованія человѣка. Одно изъ колѣнъ очень древняго племени надѣлило эти семь закругленій лѣстницы мистическими именами, соотвѣтствовавшими семи началамъ человѣческой природы и имѣвшими соотвѣтственное выраженіе въ семи планетахъ. Имена эти были: Сила, Милосердіе, Красота, Вѣчность, Слава, Основаніе и Царство. Іаковъ видѣлъ ангеловъ, спускавшихся и поднимавшихся по лѣстницѣ, соединявшей небо съ землей. Такъ силы жизни, тая безсмертіе Божества, оживляютъ землю и послѣ разрушенія зѳмнаго элемента снова возвращаются въ лоно Творца, чтобы по волѣ Его дать существованіе другимъ твореніямъ. Не это-ли самое имѣлъ въ виду Гермесъ Трисмежистъ, упоминая о сидѣ, восходящей отъ земли къ небу и затѣмъ снова нисходящей на землю и хранящей въ себѣ сѣмена жизни. Интересующіеся всѣми этими вопросами найдутъ богатый матеріалъ для размышленія въ сочиненіи д-ра Энкосса, пишущаго подъ псевдонимомъ Papus. Въ его «Traité méthodiques des sciences occultes» изложены подробно воззрѣнія древнихъ на міръ и на человѣка, на ихъ соотношеніе между собой и вообще приведена вкратцѣ вся философія древнихъ. Не менѣе полезными будутъ и слѣдующія работы: Augustin Chaboseau— «Essai de Philosophie bouddique»; D-r Encausse— «La Philosophie synthétique»; Edwin Arnold — «Light of Asia»; Foltz — «Anatomie homologique».

Практическая астрологія распадается естественнымъ образомъ на двѣ составныя части. Прежде чѣмъ дѣлать какіе-либо выводы сообразно тѣмъ или другимъ положеніямъ планетъ, нужно опредѣлить мѣста, занимаемыя планетами въ моментъ рожденія, или, иначе говоря, произвести извѣстныя вычисленія. А это уводитъ насъ въ область астрономіи, куда мы и заглянемъ на нѣкоторое время. На небесномъ сводѣ есть такія свѣтила, которыя, двигаясь вмѣстѣ со всѣмъ сводомъ около оси міра отъ О къ W, въ то же время измѣняютъ свое положеніе относительно звѣздъ, то приближаясь къ нимъ, то удаляясь. Движеніе этихъ свѣтилъ весьма неправильно. Оставаясь постоянно вблизи эклиптики, они идутъ то отъ W къ О, то кажутся остановившимися; потомъ начинаютъ двигаться въ обратномъ направленіи, описывая на сводѣ кривыя линіи. Такія свѣтила, вслѣдствіе неправильности ихъ двішѳнія, названы планетами, т. е. блуждающими. Они представляютъ собой шарообразныя темныя тѣла и свѣтятъ отраженнымъ отъ ихъ поверхности свѣтомъ солнца. Каждая планета вращается подобно землѣ около своей оси и всѣ онѣ движутся около солнца по направленію отъ W къ О. Плоскости орбитъ, описываемыхъ всѣми большими планетами, весьма мало наклонны къ эклиптикѣ, поэтому планеты при своемъ движеніи остаются постоянно вблизи ея. Меркурій и Вѳнера, орбиты которыхъ заключены внутри орбиты земли, носятъ названія нижнихъ планетъ, прочія же планеты называются верхними. Время обращенія планетъ вокругъ солнца весьма различно. Такъ годъ Меркурія равняется ¼ нашего года, тогда какъ для Сатурна требуется 30 лѣтъ, чтобы совершить свой круговой путь, а для Нептуна въ пять разъ больше. Относительно величины планетъ слѣдуетъ замѣтить, что каждая изъ нихъ несравненно меньше солнца. Наибольшая планета есть Юпитеръ. Масса Юпитера втрое больше суммы массъ всѣхъ другихъ планетъ, но въ тысячу разъ меньше массы солнца. Это послѣднее имѣетъ массу въ 700 разъ большую, чѣмъ всѣ планеты, вмѣстѣ взятыя. Нижнія планеты — Меркурій и Венера, обращающіяся внутри земной орбиты, никогда не удаляются отъ солнца далѣе извѣстнаго предѣла. Меркурій 29 градусовъ, а Венера 48. При этомъ они появляются съ обѣихъ сторонъ отъ солнца, то предупреждая его восходъ, то заходя вскорѣ за нимъ. Положеніе нижней планеты, когда она за солнцемъ, называется верхнимъ соединеніемъ, если же она передъ солнцемъ, то она въ нижнемъ съ нимъ соединеніи. Верхнія планеты, Сатурнъ, Юпитеръ, Марсъ, Уранъ, Нептунъ, бываютъ въ различныхъ положеніяхъ относительно солнца. Если планета движется по направленію видимаго годичнаго движенія солнца, т. е. отъ W къ О, то она перемѣщается прямымъ движеніемъ. Но движеніе это дѣлается все медленнѣе и медленнѣе и, наконецъ, планета какъ будто останавливается. Послѣ этого она поворачиваетъ назадъ и идетъ относительно звѣздъ п о п я т-нымъ движеніемъ. Достигнувъ тонки противостоянія, гдѣ она находится какъ разъ въ противоположномъ направленіи къ землѣ, чѣмъ солнце, планета замедляетъ опять свое движеніе, пока совсѣмъ не остановится. Потомъ она опять идетъ быстрымъ ходомъ къ востоку. Астрологія обращаетъ большое вниманіе на положеніе планетъ относительно солнца. Планеты восточныя, т. е. находящіяся въ пути отъ соединенія съ солнцемъ до точки противостоянія съ нимъ, производятъ діаметрально иное вліяніе, чѣмъ планеты западныя, или такія, которыя приближаются къ соединенію съ солнцемъ. Быстрое прямое, замедленное и попятное движеніе играютъ тоже большую роль и эти признаки нельзя упускать изъ виду. Хотя небесный сводъ на самомъ дѣлѣ не существуетъ, тѣмъ не менѣе на немъ воображаютъ различныя точки и линіи, чтобы съ помощью ихъ опредѣлить положеніе свѣтилъ. Для того, чтобы удобнѣе было-бы сравнивать результаты наблюденій, дѣлаемыхъ въ различныхъ мѣстахъ земной поверхности, опредѣляютъ положеніе свѣтилъ относительно такихъ круговъ, которые общи для всѣхъ наблюдателей. Одинъ изъ такихъ круговъ есть экваторъ, перпендикулярный къ оси міра. Онъ дѣлитъ небесную сферу на двѣ равныя части: одна изъ нихъ называется сѣвернымъ полушаріемъ, а другая южнымъ. Плоскость экватора пересѣкается съ плоскостью горизонта по линіи OW, причемъ точка О называется востокомъ, точка W западомъ и отстоятъ онѣ обѣ на 90° отъ точекъ сѣвера и юга. Такъ какъ небесный сводъ обращается около оси міра, то всѣ свѣтила описываютъ круги, перпендикулярные къ оси міра и потому параллельныѳ экватору. Такіе круги называются параллелями. Дуга, показывающая угловое разстояніе свѣтила отъ экватора, называется склоненіемъ свѣтила. Но одного склоненія недостаточно для опредѣленія мѣста свѣтила, такъ какъ всѣ свѣтила, лежащія на одной параллели, имѣютъ одинаковое склоненіе. Слѣдовательно, чтобы точнѣе опредѣлить ихъ положеніе, надо знать еще разстояніе круга склоненій каждаго свѣтила отъ какой-нибудь постоянной точки на экваторѣ. За таковую точку условились принимать мѣсто пересѣченія экватора съ другимъ большимъ кругомъ, — эклиптикой. Эта точка называется точкой весенняго равнодѣнствія. Дуга, означающая разстояніе круга склоненія какого-нибудь свѣтила отъ точки весенняго равнодѣнствія называется прямымъ восхожденіемъ звѣзды. Склоненіе считается отъ 0 градусовъ до 90° къ N и S отъ экватора, а прямое восхожденіе по экватору къ О отъ 0° градусовъ до 360°.