Всякий знает, что если привязать к бечевке камень, а затем, взяв за другой конец бечевки, создать камню быстрое вращательное движение, то бечевка натянется, а камень будет описывать правильные круги. Если вместо камня привязать маленькое ведрышко, полное воды, то при быстром вращении вода из него не выльется, хотя моментами ведрышко будет находиться «вверх ногами».

Все это объясняется действием так называемой центробежной силы, которая всегда появляется при движении тела по кривой линии.

И вот, благодаря этой центробежной силе, на самолете можно проделывать всякие повороты и фигуры.

Петля, или, как ее называют, мертвая петля, переворот через крыло, двойной переворот, или бочка, и наконец штопор — вот главные фигуры, которые теперь должен уметь проделывать на самолете каждый, даже ученик-летчик. Кроме того, летчик должен уметь делать всевозможные повороты, пологие и крутые. Поворот называют виражем. Вираж самолета (рис. 32) всегда очень красив, особенно крутой вираж, когда крылья становятся почти вертикально (вертикальный вираж).

Рис. 32. Вертикальный вираж самолета. Снято с другого самолета.

На маленьком и поворотливом самолете можно быстро делать очень маленькие круги. При вираже летчик всегда дает крен, иначе вираж не выйдет. Попробуйте быстро бегать по маленькому кругу и вам придется все время наклоняться внутрь круга, чтобы не упасть! Вот то же самое и на самолете.

Петля (рис. 33) делается так: летчик разгоняет машину, а затем, действуя рулями (главным образом рулем глубины), задирает самолет «свечкой», пока машина не опишет петлю.

Рис. 33. Петля (мертвая петля).

Ясно, что в некоторый момент летчик оказывается вверх ногами. Если петля сделана правильно, то летчик не выпадет, даже если он не привязан (как не выливается вода из ведрышка), но, конечно, летчик обязательно привязывается. Значит, как видно из рисунка, при полете самолет выходит в ту же сторону, в какую он летел раньше.

При перевороте через крыло (рис. 34) самолет, перевернувшись вверх колесами, переходит на нос и выходит в сторону, обратную той, в какую летел раньше.

Рис. 34. Переворот через крыло.

При бочке самолет перевертывается через крыло вверх колесами и, продолжая вращаться, снова перевертывается через крыло и возвращается таким образом в первоначальное положение (двойной переворот через крыло). При этой фигуре самолет и после нее продолжает полет в ту же сторону, куда летел раньше.

Штопор (рис. 35) заключается в том, что машина падает носом вниз, но при этом она вращается, описывая в воздухе как бы витки штопора.

Рис. 35. Штопор. На рисунке показаны разрывы снарядов, от которых нередко приходится уходить быстрым снижением, напр. путем штопора.

Штопор — одна из самых неприятных фигур. Во время штопора, если смотреть на землю, обязательно сильно кружится голова, пока не привыкнешь. От штопора раньше многие летчики разбивались насмерть, так как не умели из негр выходить, а попадали в него нечаянно, вследствие какой-нибудь ошибки. Теперь штопор делает каждый ученик. У читателя наверное есть два вопроса: 1) зачем нужны все эти фигуры и 2) страшно ли их делать.

Фигурный полет — это не для забавы. Летчик, который умеет кувыркаться в воздухе, так хорошо знает свою машину, что его не испугаешь ничем. Вот, например, раньше потому и разбивались почти всегда от штопора, что не практиковались в нем. Хороший летчик только тот, кто умеет делать все фигуры. Кроме того, в бою летчику, особенно истребителю, приходится так изворачиваться при воздушной атаке или обороне, что ему нередко нужно применить ту или иную фигуру. Летчик на самолете в бою должен себя чувствовать так же, как хороший кавалерист на лошади во время конной атаки. То взметнуться вверх, то камнем ринуться вниз, то вдруг неожиданно сделать такой маневр, чтобы самолет противника оказался в невыгодном положении и чтобы его легко можно было сбить.

Конечно, для летчика, который уже имеет опыт, фигурный полет нисколько не страшен. Для пассажира же, который идет впервые на фигуры, могут быть и неприятные минуты, но и то не всегда. Всего неприятнее из перечисленных фигур — штопор. Фигурные полеты делают только на прочных поворотливых машинах, главным образом на военных самолетах. На пассажирских конечно не только фигуры, но даже и крутые виражи не делаются.