Каждый день, когда школьный звонок оповещает о конце занятий, ребята бегут на бульвар. Там на лавочке дожидается их новый друг — веселый, приветливый дядя Карлуша.
Еще издали улыбается ребятам этот маленький, подвижной старичок, такой простой и веселый.
— Здорово, пионеры!
— Здравствуйте, дядя Карлуша! Как дела?
— Ничего, много ли старику надо? Сижу, дышу воздухом. Присаживайтесь, молодцы. Я вам сейчас фокус покажу.
Он поднимает худую руку и шевелит длинными пальцами:
— Пустая рука, да? Теперь смотрите! Раз, два! — он сжимает кулак, дует на него и, хитро улыбаясь, раскрывает: — Пожалуйте!
На ладони две маленькие монетки. Ребята в восторге. Вот так всегда, каждый день, дядя Карл угощает их новыми фокусами, затейливыми выдумками.
Никто не знал, откуда появился этот добрый, немного смешной старик. Здесь на бульваре, рядом со школой, и произошло их первое знакомство.
Дядя Карлуша говорит:
— Кому на кино нехватает? Возьмите! Я себе еще сделаю.
Он протягивает деньги пионеру Косте, сыну видного военного инженера. С ним старик особенно нежен.
Но дядя Карл не только показывает фокусы ребятам, часто он заводит шутливые разговоры о родителях. У кого какой пана, у кого какая мама, кто чем занимается, чьи родители лучше…
Он декламирует веселые стихи «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…» и посмеивается, когда подзадориваемые ребята начинают горячо спорить между собой о достоинствах своих матерей и отцов, о том, где они работают и чья работа важней.
Однажды дядя Карлуша спросил у ребят:
— Как там по немецкому в школе не очень прижимают?
— Прижимают, дядя Карлуша, сильно прижимают, — вздохнул Костя. — Задали вот на дом «их хабе, их бин», а я формы не помню.
Дядя Карлуша встрепенулся:
— Что ж, парень ты хороший, придется помочь! Только вот что: не знаю, где заниматься. В школе нельзя, у меня тоже не годится, у вас дома — народ, небось, мешает…
Мальчик обрадовался:
— Что вы, дядя Карлуша, дома никогошеньки нет. У нас очень поздно приходят. Пойдемте, пожалуйста.
— Ну, ладно, пойдем, только ты, Костя, помалкивай, а то за подсказку тебе и от своих и в школе попадет.
Костя повел старика к себе. Расположились в кабинете отца, за большим письменным столом.
Вдруг дядя Карлуша хватился.
— Вот беда, папиросы забыл. А без затяжки у меня голова не работает. Старость все-таки. Костенька, ты помоложе, сбегай-ка на угол, купи мне папирос, а я посмотрю пока, что ты тут написал. Давай тетрадь.
Мальчик скоро вернулся. Старик сидел на том же месте. Он уже переписал школьное задание чисто и аккуратно. Видимо, дядя Карлуша хорошо знал немецкий язык.
Мальчик был рад. Школьная работа была готова. Дядя Карл обещал и в дальнейшем помогать ему.
Но вечером разразилась гроза. Когда отец, приехав со службы и немного отдохнув, прошел работать к себе в кабинет, он внезапно вышел из комнаты взволнованный, злой и резко обратился к жене и сыну:
— Кто рылся в моем столе? Я же просил не трогать моих бумаг!
— Никто, — ответил Костя, бледнея, — никого не было. Правда, заходил тут один старик, дядя Карлуша, но он просто так… просто помог мне чуточку по-немецки…
Отец пристально посмотрел на Костю, усадил его и начал расспрашивать.
Через пару дней Костя опять пригласил к себе домой дядю Карлушу — помочь по-немецки.
Здесь же его и арестовали, поймав с поличным.
На следствии было установлено, что «добрый», «ласковый» дядя Карл — опытный старый шпион одной из иностранных разведок.