Делаю сразу два дела: записываю эти строки и варю суп для нашей компании. Бегаю от стола к печке, хватаю то карандаш, то ложку.
А записать надо бы многое…
Наш хозяин — потомственный чусовлянин. На заводе работал, на барках бурлачил, лесорубничал. Он хорошо помнит караванный сплав и охотно о нем рассказывает. Он помнит, как гремели на Кыновской пристани пушки, салютуя проходящим караванам и получая ответные салюты с барок. От этой канонады можно было оглохнуть. Он помнит, как расцветала весенним лугом Чусовая, когда проходили мимо караваны, ибо каждая барка несла свой особый флаг цвета, присвоенного ее заводу. Он помнит, как в диком, отчаянном загуле пьянствовали бурлаки, пропивая с горя последние гроши, и как страшно они голодали, питаясь падалью, ибо бурлацкая армия, как саранча, объедала все встречные селения. Он помнит, наконец, как мимо окон его дома плыли бурлаки-утопленники с разбившихся барок.
Мой собеседник был не рядовым бурлаком, он был сплавщиком. А хороших сплавщиков на всей Чусовой насчитывалась сотня-другая, не больше. Сплавщик — это нечто вроде речного штурмана или лоцмана. Чтобы быть заправским сплавщиком, нужно было иметь огромную память, быстроту соображения, нужно было обладать истинной, то-есть холодной, рассудочной храбростью.
Сплавщик обязан был знать все капризы течения Чусовой на протяжении 300–400 километров, со всеми ее мелями, подводными ташами, переборами, бойцами. А при подъеме воды хотя бы на полметра, в корне изменялись все условия плавания по Чусовой.
Сплавщик должен был изучить законы движения воды при разных уровнях, законы образования струй, водоворотов и суводей, то-есть обратных течений. Он должен был учитывать различные сочетания различных скоростей течения воды и хода барки.
А в страшных боевых местах, под бойцом, при «хватке», то-есть остановке барки с полного хода, при обходе подводных камней сплавщик должен быть примером хладнокровия, выдержки и смелости. От одного его слова, движения руки зависела жизнь и смерть многих людей, не говоря уже о ценном грузе. И понятно, что тип чусовского сплавщика вырабатывался сотнями лет, в течение многих поколений, в борьбе с бешеной горной рекой. И ремесло сплавщика передавалось от отца к сыну. О чусовских сплавщиках вполне можно было сказать поговоркою — «ремесло у них в крови сидит».
…После обеда осматриваем Кыновской завод, вернее лишь его поселок, так как завод закрыт еще в 1911 году, а здания его проданы на слом. Причина закрытия — низкое качество чугуна — фосфористого и сернистого. Железо из него получалось хотя и мягкое, но низкосортное.
Мы прыгаем через дыры деревянных тротуаров, пересекаем в брод чудовищные лужи. Поселок тих и малолюден. После закрытия завода все местные рабочие ушли в Лысьву. Кын долго не может оправиться после этой потери свежей здоровой «крови» и едва ли оправится. От шумного трудового прошлого остались — шлак на улицах, сиротливая мачта на месте былой пристани и руины древних, еще строгановских заводских корпусов.
Единственная достопримечательность Кына, и нешуточная, это мемориальная доска в лавке № 1 Кыновского общества потребителей.
Первому организатору кооперативного движения в России — Кыновскому обществу потребителей, в день 70-летнего юбилея (1864–1934 гг.) Лысьвенский горком ВКП(б)
Именно здесь, в Кыну, в 1864 году, по инициативе заводских служащих, зародилось первое не только на Урале, но и в России общество потребителей. А потому Кын заслуженно может быть назван «дедушкой русской кооперации».
Наконец-то расстались с Кыном. Погода на реке хорошая, но плыть мешает сильный встречный ветер.
Тотчас же за последними строениями поселка поднимается камень Становой. У сплавщиков он слыл добрым камне — сорвет с барки, как соломинку, бревно-другое, только и всего.
Под деревней Бабенки видим интересный «туземный» способ передвижения. Человек оседлал бревно и помахивает себе веслом. Чусовая здесь зачастую — единственный способ сообщения между деревнями. Берегом, через тайгу только на танке проберешься. А на реке — поймал бревно, садись и поезжай, правда только по течению.
Деревня Бабенки, равно как и расположенная ниже деревня Копчик, населены обрусевшим и манси. В 1773 году Бабенки посетил ученый путешественник Георги. Тогда жители ее были еще идолопоклонниками, хотя носили уже русскую одежду. В Бабенках Георги насчитал 12 дворов. Я насчитал в Бабенках 35 дворов. За 160 с лишним лет прирост в 23 двора.
Здесь мы увидели старинные уральские костюмы: на женщинах — пестрые сарафаны и повойники, на мужчинах — старинные войлочные шляпы и неуклюжий повиток, длинный пиджак без отворотов из домоткани.
За Копчиком долго наблюдаем работу лесорубов и сплавщиков. С вершины горы до воды выложена из бревен же ровная дорожка, спуск. Бревно катится по спуску, подпрыгивая, перевертывается и бултыхается в реку, вздымая фонтаны воды. И долго еще летит, скользит по реке, как глиссер.
Сброшенные бревна образовали у подножия горы бесформенный ворох. Издали он похож на кучу спичек, высыпавшихся из коробки. Рабочие растаскивают ворох баграми. И вдруг бревна с глухим, зловещим рокотом поползли вниз. Рабочие бросились врассыпную, кто на берег, кто вплавь по реке. Лавина из бревен рухнула в реку. Вода запенилась. Огромная волна ударила в борт нашей лодки, едва не опрокинув ее.
За последние годы неизмеримо выросла роль чусовских лесов, как поставщиков топлива и строевой древесины для уральских индустриальных гигантов. И ожили лесные трущобы. Выросли по берегам новенькие бараки лесорубов. Гулким эхом несется по Чусовой треск лесных великанов. Сотни тысяч кубометров древесины плывут сейчас под чусовскими бойцами, там где разбивались барки и гибли бурлаки.
Ермак-камень укрыл нас от очередного дождя. Двое из нас пробовали вскарабкаться по веревке в пещеру, в которой Ермак по преданию спрятал награбленную на Волге казну. Пещера расположена посредине камня, на высоте 20 метров над рекой, и из попыток наших ничего не получилось.
Достоверно известно, что около устья реки Ермаковки, километрах в двух от камня, Ермак сделал первую остановку. Отсюда главные силы под его начальством поплыли к устью Серебрянки, а разведочный отряд пошел выше по Чусовой, до реки Межевой Утки, «разведать о вогульских силах».
Во времена сплава и бурлачества существовал у бурлаков суеверный обычай окликнуть Ермака по имени. И когда звонкое эхо отвечало, они верили, что это откликается сам Ермак.
Ночевать предполагали на правом берегу, на мельнице, у устья реки Свадебной. Но не нашли ни устья, ни мельницы. Привалили к левому берегу, где наткнулись на полуразрушенное здание. Рамы сняты, крыша полуразобрана. Не то брошенный лесной кордон, не то бараки лесорубов. Спать придется на голом полу.
Глухая лесная трущоба! Я отошел от порога постройки на два шага и не смог пробраться через чащобу. Какая-то стена из живых и павших деревьев. Порою кажется, что леса больше лежит на земле, чем стоит. Под ногами сухая, пружинящая, как матрац, настилка из векового слоя пожелтевшей хвои, обросшие плюшевым мхом павшие деревья, в лицо колют, норовя попасть в глаза, сухие острые сучья. Как продраться через эту чащобу?
В бараке, при свече, изучаю карту-десятиверстку. В какую глушь мы забрались! В обе стороны от реки, километров на сто, ни одного жилья. Девственная тайга, безымянные речки, горы. Если угонят наши лодки речные воры или поднявшаяся от дождей река сорвет их, нам не выбраться отсюда.
Перед сном снова выхожу на волю. Горы попрежнему курятся облаками. Их белесые полотнища спускаются так низко, что почти закрывают крышу барака. Они свиваются в кошмарных сплетениях, плывут и клубятся бредовыми чудовищами, а в редкие разрывы мутно проступают темные горы с гребнями, поросшими лесом.
Ночь лисой притаилась в тайге. Река плещет звонкой крутой волной, плачуще кричит неведомая птица или зверь, трещит под чьими-то крадущимися шагами валежник, бесшумно, пушисто пролетел над головой филин и утонул в тумане. Высокие травы и кусты стеною обступили кордон. Не видно, что делается в двух шагах. Лишь встревоженным ухом ловишь таинственную ночную жизнь тайги…