Во внутреннихъ покояхъ человѣка есть маленькій алтарь. Когда-нибудь, хотя бы одинъ разъ передъ смертью, но сіяніе чистой правды -- тронетъ сознаніе и человѣкъ познаетъ въ себѣ высоту идеала и будетъ пристыженъ и ослѣпленъ имъ.

Молнія можетъ пронзить его, какъ некрасовскаго Власа, и онъ пойдетъ служить Богу строгой правды, невозмутимой святости.

Изъ прежняго торгашества онъ прямо можетъ вознестись къ высшему служенію, стать желѣзнымъ въ истинѣ своей, какъ Власъ. Незримый огонь пожретъ все мелкое прежняго міра и душа предстанетъ только Богу, какъ въ строкахъ Некрасова, съ ихъ высоко-художественной сжатостью:

Роздалъ Власъ свое имѣніе,

Самъ остался голъ и босъ...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Полонъ скорбью неутѣшною,

Смуглолицъ, высокъ и прямъ,

Ходитъ онъ стопой неспѣшною

По селеньямъ, городамъ...

Вотъ этой свободы въ отдачѣ себя Богу нѣтъ у яростно рефлектирующихъ богоборцевъ Достоевскаго, вокругъ своего алтаря они во мракѣ шарятъ и ищутъ, но сами же застилаютъ свѣтъ внутренняго откровенія. Краеугольнаго камня для своего зданія они ищутъ въ своемъ человѣческомъ "Я", и строятъ на немъ и камень разсыпается въ прахъ и зданіе рушится. Такъ было съ Раскольниковымъ, Ставрогинымъ, Кирилловымъ и Ив. Карамазовымъ. Напрасно слѣпому и грубому кипѣнью жизни въ кошмарномъ котлѣ ея противоставлялъ Раскольниковъ свою талантливую, свою устроительную и разрѣшающую многіе узлы волю. Утверждая центръ всего въ своемъ-личномъ міркѣ, подставляя свой разумъ неразумной жизни и свою волю темной и слѣпой жизни, онъ наткнулся въ этой жизни на что-то неподдающееся человѣческому раціональному подчиненію, на что-то мощное хаотическое, пожирающее и Наполеоновъ и Раскольниковыхъ. Ихъ маленькая логика столкнулась съ движеніемъ жизненнымъ, управляемымъ отъ вѣка царящей и стихійно обязательной логикой, ихъ маленькая эвклидовская воля -- съ тайной и непреоборимой Волей міра. Когда изъ теоріи Раскольниковъ вышелъ въ міръ, при первомъ же шагѣ онъ пошатнулся, ибо, какъ оказалось, стоять ему не на чемъ. Камень его человѣческаго утвержденія разсыпался въ пыль. Онъ повисъ въ пустотѣ, въ злобномъ и безсильномъ недоумѣніи, переживая милліоны разъ повторяющуюся трагедію юношей, которые безъ труда исчерпываютъ все свое головное теоретическое содержаніе и остаются "безъ точки", въ сухой пустотѣ омертвѣлой и оскудѣвшей жизни.

Богаче было "Я есмь" Ивана Карамазова.

Тутъ былъ свой тайный и богатый. міръ, куда притягивали великіе соблазны, гдѣ можно было съ какимъ-то сладострастіемъ интеллектуальнаго упоенія провожать свои густо насыщенные рѣдкимъ и богатымъ содержаніемъ дни. Дьяволъ не всегда сѣръ и бѣденъ. Для рѣзкихъ одиночекъ приготовляетъ онъ тайные подвалы соблазновъ и тончайшихъ упоеній. Иванъ Федоровичъ -- пьетъ напитокъ, отъ котораго духъ захватываетъ: гордыни и упоительнаго своеволія, упоительнаго чувствами риска, кощунства и вдохновенія. Этотъ поэтъ файтастъ, создававшій поэмы и легенды, обладалъ фантазіей демонической, изступленной, выводящей за узкія границы сѣраго дьявольскаго царства обыденности къ той реальности, что смутно и волшебно разстилается за берегами буденъ. Въ мірѣ силы, мощнаго движенія и блеска призрачнаго -- онъ, авторъ Легенды, былъ движущей Волей, былъ тѣмъ, кто руководитъ и повелѣваетъ въ сверхчеловѣческой громадности и въ величіи. Какъ Инквизиторъ -- онъ вождь милліонныхъ массъ и какъ Инквизиторъ, онъ съ упоеніемъ кощунства и своеволія отрекся отъ Христа и пошелъ за "Нимъ" -- за "мрачнымъ и умнымъ Духомъ пустыни". Мечтателя привлекъ духъ призрачной ночной поэзіи, этой поэзіи отверженности, проклятья и въ сладкое содроганіе ужаса приводящаго своеволія. Бунтъ подлиннаго Сатаны, пылающаго Сатаны Мильтона съ обоженными крыльями, привлекъ его, показался ему прекраснымъ и грандіознымъ. Возстать на Бога свѣта, выйти съ Нимъ на безумный неравный бой, ненавидѣть Его и тайно пылать къ Нему страстнымъ влеченіемъ и быть пораженнымъ Имъ и вѣчнымъ, вѣчнымъ быть врагомъ Его -- какой страшный вихрь жизненнаго движенія!.. И все слилось для Ивана Карамазова въ одномъ рѣшительномъ отверженьи и бунтѣ. Какъ мыслитель и моралистъ -- онъ возстаетъ на Бога свѣта во имя крови и мукъ людей, во имя роковой несогласованности утвержденій человѣческихъ и божественныхъ. Какъ поэтъ съ фантазіей демонической, направленной не къ осуществленію холодныхъ художественныхъ формъ, но рождающейся изъ жажды непосредственныхъ могучихъ и таинственныхъ переживаній, онъ также приковывается къ облику, подобному громадной тѣни, что выросла въ пустынѣ подъ звѣздами, среди камней, гдѣ сидѣлъ погруженный въ свою думу Христосъ.

У этого фантаста, автора Легенды, было особое "Я", нерастворимое въ небесномъ свѣтѣ, не сходящее упорно и настойчиво со своего человѣческаго утвержденія. Такъ какъ въ границахъ земныхъ буденъ онъ рисковалъ, какъ Раскольниковъ, очутиться въ пустотѣ и жалкой безсильной сумятицѣ, то онъ и уходилъ далеко отъ обычнаго жизненнаго содержанія въ свои тайные подвалы фантазій, легендъ и лихорадочныхъ вымысловъ. Его упорное, какъ камень твердое, "ЯЛ прорывало для себя подземные ходы, и онъ раздвигалъ берега дѣйствительности, открывая новую, которая разстилалась колоссальными просторами и гдѣ дѣйствовали мощные одиночки, а милліонныя массы молча двигались по ихъ повѣдѣнію. Не желая и не умѣя заключить союзъ съ Богомъ, который грозилъ уничтоженіемъ его человѣческому утвержденію и хотѣлъ растворить "Я" въ своемъ свѣтѣ, онъ заключилъ союзъ съ Дьяволомъ, который такъ же какъ человѣкъ мыслитъ и числитъ орудіемъ эвклидовскаго сознанія и считается съ міромъ какъ онъ есть, въ его разносущихъ и обманчивыхъ данныхъ.

Казалось, онъ твердо установился на своей точкѣ. Его защитой были -- и выстраданная жестокая иронія и вся эвклидовсісая математика, говорившая въ итогѣ: -- не пріемлю -- Богу, и страстный пафосъ возстанія на Него во имя человѣческихъ Мукъ, и, наконецъ, то подлинное высокой цѣны вдохновеніе, которое овладѣвало имъ, когда онъ выступалъ, какъ Сатана, на безумный бой, когда ему кружило голову дикое поэтическое высокомѣріе, демонская гордыня. Надъ этимъ чортъ не разъ язвительно подсмѣивается, опошляя самое завѣтное въ юношеской душѣ его, и не даромъ духъ отрицанія,-- изъ-за той же самой муки самонедовѣрія и подчасъ желчнаго самопрезрѣнія,-- является Ивану Карамазову въ видѣ пошлаго истасканнаго франта. Онъ грезилъ и отдавался грезамъ и порой желчно надъ собой смѣялся. Міръ, съ его котломъ кипящей жизни, съ его судорогами и криками, развратомъ отца и бѣлыми стѣнами монастыря -- представлялся ему сценой, гдѣ можно было не унижать себя до изступленія, а холодно пройти, ограничившись "кривой усмѣшкой" на все. И онъ "криво усмѣхается" на позоръ и грязь отца, на муки брата Дмитрія и, въ особенности, на бѣлыя стѣны тихаго монастыря, на мудрость и кротость жизни въ немъ. Какъ вѣрный служитель мрачнаго и страдающаго Сатаны, предъ которымъ онъ поэтически приклоняется, онъ стоитъ въ кельѣ старца, какъ во враждебномъ станѣ, и сохраняетъ холодное спокойствіе.

И на тихій зовъ Христоваго сіянія онъ отвѣчаетъ своимъ твердомъ: -- "Я есмь". "Я есмь" -- на твердомъ базисѣ своего человѣческаго утвержденія, своего неустранимаго, самоцѣльнаго, собой питающагося, собой опредѣляющагося "Я". Собой живу, на себѣ утверждаюсь, изъ себя рождаю мой міръ, мое движеніе жизненное, самъ его расширяю и наполняю, въ каждую минуту бытія своего ощущаю и знаю твердое ядро мое, неизмѣнный центръ -- мое "Я". Имъ я отвѣчаю Твоему призыву, оно отрицаетъ Тебя въ силу того, что оно само все, оно мой богъ и мой законъ. Посему всю безграничность движеній, дерзаній, опытовъ, кощунствъ открылъ я себѣ въ этой жизни, все мнѣ позволено, потому что я самъ отвѣчаю за все передъ самимъ собой.

Умный же Духъ, тотъ, кто возсталъ на Тебя, онъ обогащаетъ эту сѣрую жизнь своей дерзкой волей, своей вѣчной тоской и игрой своей гигантской фантазіи. Видѣть и знать, созерцать кощунство и дисгармонію -- порою весело. Я тотъ, кто со стороны смотритъ На Твой міръ, будучи утвержденнымъ на себѣ самомъ. И если даже самъ я жарокъ, смѣшонъ и наивенъ, и мой духъ -- только лакей, мелкій чортъ, переодѣтый лакеемъ и спрятавшій "свой длинный, гладкій, какъ у датской собаки, хвостъ", то все же -- гдѣ Твоя истина?.." Не вижу ее и не принимаю.

Только въ двухъ случаяхъ Иванъ Карамазовъ пасуетъ: передъ минутами горькаго самопрезрѣнья и передъ взглядомъ глазъ Алеши Карамазова. Здѣсь онъ теряетъ свою кривую усмѣшку и наполняется тревогой очень смутныхъ сомнѣній. И въ одинъ изъ рѣшительныхъ моментовъ -- послѣ діалога съ лакеемъ-чортомъ, послѣ этихъ минутъ, когда онъ обливаетъ себя желчью и презрѣніемъ, у является Алеша и побѣждаетъ силой своей свѣтлой -- чорта и кошмаръ. Иванъ настойчиво подчеркиваетъ, что чортъ испугался Алеши, и чувствуется здѣсь подчеркиваніе самого автора.

----

Ни въ праведникѣ, ни въ руководителѣ не нуждается Дмитрій Карамазовъ. Мытарь и грѣшникъ, онъ чувствуетъ, что онъ заблудшій сынъ Отца и что "Пастырь добрый" оставитъ на время стадо и пойдетъ за отбившейся овечкой и, если она больна, устала, на рукахъ принесетъ ее къ стаду. Ни Мармеладовъ, ни Дмитрій Карамазовъ не стыдятся открыть свой позоръ, ибо исповѣдуютъ золотой свѣтъ Христовой любви и милости ко всему живому. Только Свидригайловъ прячетъ въ тѣнь и мракъ свое больное лицо, вѣруя въ свою обреченность,-- онъ съ тоской уйдетъ отъ Христа, и не хватитъ у него силъ, чтобы протянуть руку и дотронуться до Его ризы. Между тѣмъ какъ Мармеладовъ пророчитъ осѣненіе всѣхъ ихъ -- пьяныхъ и грязныхъ -- бѣлыми ризами Христа, а Дмитрій Карамазовъ восторженно восклицаетъ: "...въ позорѣ начинаю гимнъ... Пусть я проклятъ, пусть я низокъ и подлъ, но пусть и я цѣлую край той ризы, въ которую облекается Богъ мой"...

Именно ему, Дмитрію Карамазову, принадлежитъ вдохновенная формулировка мистическаго утвержденія. Этотъ человѣкъ земли, страстно преданный крови и плоти, пьяный своими безумными вожделѣніями, въ хаосѣ плотскомъ прозрѣваетъ тайные пути къ божескому первоисточнику и въ самомъ дикомъ вихрѣ и угарѣ твердо и фанатически утверждается на этомъ сознаніи.-- "Въ пыткѣ корчусь, но есмь"... Исповѣдую свое пребываніе въ вѣчномъ, бытіе своего "я" въ Богѣ, утверждаюсь на огнеупорномъ, неземномъ внутри меня и, сознавая это, говорю свое: "Я есмь"...

Дмитрію не нужно, какъ Ивану, отвлекаться въ призрачную дѣйствительность фантазій... потому что Дмитрій до страсти любитъ все реально дѣйствительное, все земное, его въ содроганіе приводитъ бурная радость отъ чувства земли и человѣческой жизни. Сложна, мистична, красочна и хаотична для него вся жизнь, съ ея любовью, красотой, грязью, и въ упоеніи вертится онъ въ ея хаосѣ. При всей своей слѣпой и богатой чувственности, а можетъ быть и въ силу ея, онъ обладаетъ мистической созерцательностью, и какой-нибудь сѣрый заборъ окраинной улицы для него такъ же -- въ общей композиціи божественнаго рисунка,-- какъ и роковые кровавыя событія жизни.-- На всѣхъ путяхъ руководительные таинственные геніи сторожатъ людей, они просыпаются вмѣстѣ съ людьми, бродятъ по ихъ улицамъ, входятъ въ ихъ дома и трактиры, и, какъ голубое небо и Божій воздухъ, осѣняютъ грѣшную жизнь людей.

И жизнь мистична вся -- до послѣдней пылинки. И въ зломъ кипѣніи ея, въ путяхъ крови, мести и грѣшной любви, во всемъ человѣческомъ, презираемомъ Иваномъ, Дмитрію чуются тайныя предопредѣленія и общая для всего живого тайная Воля. Въ стихахъ Шиллера онъ находитъ волнующія его ноты мистической концепціи, и свою исповѣдь обо всемъ ярко-человѣческомъ онъ начинаетъ съ этихъ стиховъ. Онъ не сомнѣвается въ страшной и чудесной отвѣтственности человѣка перецъ кѣмъ-то, ждетъ всемірнаго мига и никогда не упускаетъ въ своихъ размышленіяхъ связи земной сферы жизни съ окончательной, небесной. Отсюда его фанатизмъ и аппеляція всегда, во всѣхъ случаяхъ къ внутреннему. На слѣдствіи, въ мертвыхъ діалогахъ съ властями, онъ презираетъ все внѣшне-фактическое и обращаетъ вниманіе на факты внутренней чистой достовѣрности. Такъ поступаютъ сектанты, пуритане, мистики. Недаромъ бывали у него божественныя минуты, въ родѣ той, когда онъ, побѣждая себя, вручилъ съ низкимъ поклономъ деньги Катеринѣ Ивановнѣ и открылъ ей дверь и цѣловалъ въ слѣпомъ восторгѣ лезвіе своей сабли.

Глубоко въ тайникахъ его чувственно - мистическаго жизнеощущенія лежитъ его "Я есмь", живое и страстное. Созданный, какъ и все на землѣ, въ дву единствѣ, онъ слѣпо и безумно отдается началу земному, предается Содому изступленно, изживаетъ землю горячо, со всей силой кипѣнія своего, но, за всѣмъ этимъ, горитъ въ немъ огонь передъ инымъ идеаломъ неугасимо и тайно. И онъ знаетъ этотъ свѣтъ и поетъ ему "Осанну"...

Весь -- человѣкъ, съ головы до ногъ, не отшельникъ фантастъ, какъ братъ Иванъ, абстрактный и лихорадочно грезящій, но человѣкъ горячо и страстно живущій, онъ про-' ходитъ свой знойный день жизни, покрытый потомъ, кровью и пылью, со слѣдами всего человѣческаго, и такимъ же пыльнымъ, окровавленнымъ и усталымъ подходитъ къ вечернимъ садамъ Бога, вдыхаетъ въ ихъ тѣни свѣжую прохладу и предстоитъ мудрому взгляду Создателя. Богъ отмѣтилъ его страстную и правдивую натуру, осилившую весь хаосъ, всѣ противорѣчія и сохранявшую всегда, въ самыхъ безумныхъ полосахъ жизни, наивную беззавѣтность и дѣтскость души. Онъ не знаетъ спора съ Богомъ, наивной діалектики богоборства, онъ не резонеръ и не созерцатель огня и хаоса, онъ тотъ, кто самъ горитъ въ огнѣ, кто самъ безумно кружится въ хаосѣ, кто обреченъ скорби, любви, преступленіямъ и дѣтской жаждѣ Бога. Въ этомъ секретъ необъяснимаго обаянія, странной, но непреодолимой прелести облика Дмитрія Карамазова, котораго художникъ Достоевскій сдѣлалъ столь же живымъ, какимъ создаетъ человѣка самъ Господь-Богъ.

Вырвавшаяся изъ силы и остроты самой жизни "Осанна" Дмитрія звучитъ стихійно и мощно, какъ громъ. Онъ -- истинный апостолъ правды Создателя, ибо несетъ ее въ преисподнюю и славословитъ ее въ безднѣ.

-----

Страдальческое "Я есмь" кн. Мышкина, страдальческое среди людей, въ ихъ жизни, временами сіяетъ ослѣпительно. Голубые глаза его тогда горятъ, душа безмѣрно расширяется. Этотъ "рыцарь бѣдный" есть странный апостолъ Христа, отмѣченный въ одно и то же время и силой и безсиліемъ. Чистый камень его внутренняго утвержденія всегда твердъ, неуязвимъ и сіяющъ но "Осанна" его порой недѣйственна и такъ тихо и тонко поетъ въ его душѣ, что заглушается ярыми криками человѣческой возни и бойни. Тогда божница его въ немъ какъ бы задергивается наглухо, и онъ выходитъ къ людямъ свѣтлымъ, но не горящимъ, не властнымъ. И шагъ его можетъ быть робокъ и движенья смѣшны, и онъ является людямъ не строгимъ и свѣтлымъ апостоломъ, смущающимъ ихъ, но приходитъ больнымъ, тихимъ человѣкомъ, которымъ всегда руководитъ идеалъ, но который не всегда воспламеняется имъ. И вдругъ искра въ немъ загорается: просыпается воля, онъ знаетъ и весь горитъ ослѣпительно тѣмъ, что знаетъ. И вотъ онъ властенъ и нѣтъ ни у кого силъ ему противостать. Тогда онъ вырастаетъ, полный вдохновенья, отъ истины Христа, и, смѣшной, жалкій, превращается въ какое-то чудо, въ красоту.

Но въ своемъ смѣшномъ, жалкомъ видѣ онъ зато можетъ ближе подойти къ людямъ и не испугать ихъ ни блескомъ, ни строгостью чела. Его не смущаются взрослые и не боятся дѣти. И вотъ онъ въ ихъ семьѣ, въ ихъ жизни, и вдругъ, незамѣтно для нихъ, уводитъ ихъ по какой-то чудесной, свѣтлой дорогѣ въ Назаретъ. Что за пѣсенку поетъ имъ этотъ ловецъ людей, очаровывающій и уводящій за собой дѣтскія души? Вспомните, что сдѣлалъ онъ съ дѣтьми въ Швейцаріи. Онъ вывелъ ихъ изъ жестокой общей атмосферы человѣческой жизни и повѣялъ на нихъ нѣжнымъ и болѣзненно-сладостнымъ вѣяньемъ жгучей сострадательной любви. Й вотъ дѣтскія души раскрылись, впитывая его дуновеніе, вѣруя въ правду любви и зная ее въ опытѣ безсознательномъ, въ глубинѣ души. На дѣвушку, которую замучили, онъ обратилъ страстный потокъ дѣтскаго состраданья, жалости и нѣжной все отдающей любви. Не ароматомъ ли вѣетъ, таинственнымъ и очаровывающимъ, отъ этого разсказа Достоевскаго? Этотъ больной князь вошелъ потихоньку въ жизнь дѣтей и привелъ ихъ къ своему сіяющему любовью сердцу, къ своему тайнику, гдѣ цвѣлъ садъ Христа. И дѣти въ сердцѣ своемъ сказали: да, это мы знаемъ, это правда, и восторженно откликнулись и восторженно пошли за этимъ пастыремъ. Значитъ, въ душѣ ихъ было нѣкое орудіе для пробы жизненныхъ внушеній, нѣкій подсознательный опытъ, въ нужную минуту вдругъ сказавшій: да, это настоящее, это прекрасно,-- и освѣтившій все.

Вотъ такъ порою бѣдный рыцарь подводилъ человѣческую душу къ "Я есмь" въ своей нѣжной богатой душѣ, и чужая душа вдругъ загоралась отъ его свѣта и вся трепетала отъ Музыки, отъ свѣта, отъ дивной власти души князя Мышкина. Его "Я есмь" было огнемъ, чистѣйшимъ пламенемъ, силой дѣйственной и могущественной, которую нельзя было почувствовать, не покоряясь ей. Люди злой и мелкой воли борются съ ея вліяніемъ, доходя порой до изступленія. Душа романтическая -- Аглая -- побѣждена красотой этой силы, тонкимъ благородствомъ, которое нигдѣ и никогда не теряется. Но Аглая хотѣла бы видѣть э.ту. тихую душу всегда въ ореолѣ серьезнаго вниманія, удивленія и поклоненія. Дѣвушка Достоевскаго протестуетъ противъ покрововъ смѣшныхъ и жалкихъ, слишкомъ человѣческихъ, въ которыхъ является порой благородный духъ. Аглая не осиливаетъ того, что даже не замѣчаютъ женщины, подобныя Лизѣ изъ "Дворянскаго гнѣзда" или героинѣ "Странной исторіи". Эти тургеневскія женщины страстно и самоотверженно идутъ за истиной, сіяющей изъ подъ самыхъ грубыхъ покрововъ, которыхъ онѣ и не замѣчаютъ. Аглая узка въ своемъ романтическомъ индивидуализмѣ, хотя помимо ея воли и наперекоръ всѣмъ ея гордымъ романтическимъ побужденіямъ, красота смѣшного и жалкаго порой "Идіота", небесное благородство его крѣпкаго какъ алмазъ "Я", захватываетъ ея душу и она томится и на яву и въ снахъ любовью и очарованіемъ.

Ровнымъ и тихимъ свѣтомъ свѣтитъ "Я есмь" благостнаго юноши Алеши Карамазова. Изъ души его исходитъ свѣжее и нѣжное благоуханіе, какъ будто утренняя лѣтняя прохлада заключила въ свои покровы его душу. И это тихое утро онъ приноситъ всюду съ собой, не побѣждаясь духотой и смрадомъ человѣческаго, но вѣя своимъ свѣжимъ дуновеніемъ. И отрадное легкое чувство овладѣваетъ всѣми, кто находится близъ него. На это не разъ въ романѣ указывается. Глазъ и души человѣка этотъ богоносецъ касается чѣмъ-то освѣтляющимъ и освѣжающимъ, какъ дыханіе утра. Онъ не находится въ страстномъ движеніи персонажей романа, не горитъ въ ихъ земномъ огнѣ, остается созерцательнымъ, проходя мимо по своей отдѣльной тихой и безлюдной тропѣ. Человѣческое не вѣщаетъ ему о Богѣ, но синее безмолвное небо надъ одинокой тропой монаха, тишина воздуха и чудо нѣмой растительной жизни -- открываютъ ему въ сладостныхъ одинокихъ созерцаніяхъ высоту и глубину истины, въ которой созданъ и живетъ міръ. Мистическое познаніе коренится въ самомъ его жизнеощущеніи, и нужно уйти въ тишину и глубину вѣщающихъ правду чувствъ, чтобы услышать земное, тайное и явное въ одно и то же время, откровеніе: -- приникнуть ухомъ къ. землѣ и подслушать дрожь ея темной жизни, къ тишинѣ пустыннаго воздуха приникнуть ухомъ и услышать въ немъ тайное дрожаніе струпъ божественной Воли, все пронизывающей. Когда ночью, подъ звѣздами, одинъ, отдается онъ своему восторгу и взлету, онъ изъ этого одиночества приходитъ къ единому Сердцу бытія и чувствуетъ его біеніе и потомъ, засыпая, уходитъ въ сны мистическіе и откровенные, общаясь съ покойнымъ старцемъ Зосимой и дарующимъ веселіе на пирѣ -- Христомъ. Поэтому-то юноша въ этихъ мѣщанскихъ низинахъ жизни, гдѣ развертывается дѣйствіе романа, ходитъ чуждый общему движенію, непричастный ему. И въ горячку и въ бредъ этого злого кипѣнія жизни входитъ онъ какимъ-то холоднымъ родникомъ, освѣжиться которымъ есть жаждутъ. Въ ночь бреда является онъ Ивану, въ день горячечной сумятицы и тоски душевной -- Дмитрію, въ ночь рѣшительнаго перелома жизни -- Грушенькѣ.

Свѣча его душевнаго, радостнаго исповѣданія горитъ всему міру, ровная, золотая, тихая, поднявшаяся свѣтомъ своимъ къ Богу и горящая Ему изъ свѣтлыхъ земныхъ долинъ, Его-^-Алешино -- "Я есмь" не смущаетъ кровавое клокотанье въ котлѣ человѣческой жизни, онъ шлетъ свой свѣтъ отъ жизни на землѣ, ясной и покорной, творческой Волѣ, какъ шлютъ его деревья, травы, горы и воды. Человѣкъ не есть мѣра вещей и единый показатель истины. Истина разлита въ мірѣ, и какъ имѣющій слухъ внятно слышитъ призывы монастырскаго колокола, такъ обладающій слухомъ внутреннимъ слышитъ вѣчный колоколъ Міровой Воли, дающій обѣтованіе свое всему созданному.

Алешѣ Карамазову вся жизнь открыта какъ единый мистическій путь, по какимъ бы топямъ, болотамъ и городишкамъ злой жизни не пролегалъ онъ. Юноша утвержденъ природой души своей на свѣтлой вѣрѣ, какъ деревцо утверждается корнями въ почвѣ. Душа его занята огромной работой сложныхъ жизненныхъ воспріятій, онъ пьетъ соки жизни душевной, какъ дерево корнями вытягиваетъ соки изъ земли, и вся жизнь его -- сладостное питаніе души, таинственная работа ея, все болѣе и болѣе глубокое внѣдреніе въ самые основные пласты жизни. Его ждетъ, повидимому, такая же поэма мудрой, внутренно-напряженной жизни, какую создалъ себѣ, старецъ Зосима, со второй половины своей жизни медленно и любовно перелистывавшій страницы загадочныя, тучныя мудростью и красотой умиляющей, своего Бытія, вникавшій въ смыслѣ словъ и буквы каждой. Уже по основнымъ чертамъ облика Алеши мы можемъ съ достовѣрностью сказать, что каковы бы ни были пути его дальнѣйшей жизни и какая бы на его долю ни выпала борьба, но здѣсь -- въ рисункѣ юношескаго его облика дано авторомъ его собственное утвержденіе, его собственное "Да", выразителемъ котораго является въ сущности своей Алеша.

Такъ что недописанная, вѣрнѣе не продолженная книга его жизни не мѣшаетъ намъ считаться съ той основой натуры Алеши, которая въ дальнѣйшемъ, пройдя черезъ горнило испытаній, должна сохранить въ себѣ все тѣ же черты авторскаго идеологическаго утвержденія.