Если бы только машинист знал, как хочется путешественникам скорей приехать к морю, как хочется, чтобы паровоз громко гудел и мчался мимо всех станций, чтобы больше нигде не останавливался поезд до самого нового городка!
А паровоз, как нарочно, замедляет ход, потому что виден большой город и большая станция.
А что за город, что за станция, Наденька сама прочитала на стене вокзала. Там печатными буквами написано:
РОСТОВ
Вот Елена Андреевна и Нина Павловна идут к вокзалу. Сколько у них писем! В один почтовый ящик они не поместятся. Что же тогда делать? Наверно, придётся искать другой.
— Наденька, смотри, — показывает Таня в окно напротив, — столовая на улице!
Да, прямо на платформе стоят столы и стулья. За столы садятся пассажиры и обедают.
А рядом киоск. Там в пузатых бутылках красная, зелёная, жёлтая вода. Наверно, сладкая, вкусная и шипит.
Вот бежит гражданин с огромной копчёной рыбиной…
— Цветы, покупайте цветы! — предлагают пассажирам девушки.
А как здесь жарко припекает солнце и как здесь шумно! Все говорят громче, чем в Ленинграде, смеются и то громче.
Дети смотрят на весёлую, шумную платформу, а Шурик — в то окно, откуда виден вокзал. Но и вокзал его не интересует. Он смотрит, как вдоль вагона, от колеса к колесу переходит железнодорожный мастер в кепке и в замасленной спецовке. В одной руке у него длинный ящик с инструментами, гайками, винтами. В другой — молоток.
Слышны гулкие удары по колёсам: „бум-бум“, „бум-бум!“
— Для чего вы по нашим колёсам молотком стучите? — спрашивает Шурик мастера.
Мастер поднимает голову и отвечает:
— Чтоб узнать, нет ли где трещинки.
— А как вы узнаёте?
— По звуку. Если крепкое колесо, — гулкий звук. Если колесо с трещинкой, — и звук с хрипотцой.
И опять раздаются гулкие удары: „бум-бум, бум-бум!“
Шурик с беспокойством прислушивается.
— Ну что, все у нас крепкие колёса?
— Все крепкие, — отвечает мастер.
— Вот хорошо! А то нам надо очень быстро ехать.
Но мастер не слышит Шурика. Он уже стучит по колёсам соседнего вагона.
Во время обеда Шурик ведёт себя очень странно. Он стучит ложкой по своей тарелке и чашке, по тарелкам и чашкам ребят. Он двадцать раз спрашивает у Машеньки:
— У нас есть чашки, чтобы они были с трещинкой?
Машеньке некогда:
— Дали тебе чашку, чем она плохая? С какой тебе трещинкой надо?
Но Шурик, наконец, находит трещинку на чашке у Вовы. Он стучит по ней ложкой, улыбается и говорит ребятам:
— Слышите, когда чашка с трещинкой, — и звук вот какой. Он называется „с хрипотцой“. А когда чашка вся целая, — и звук вот какой гулкий: „бум-бум!“ Так все мастера стучат и узнают крепкие колёса в поезде или нет.
— Дай теперь я, — просит Таня.
— И я! — просят все сразу.
Когда Нина Павловна подходит к столику, чашка лежит расколотая на две половины.
— Кто это сделал? Ты Вова?
— Не Вова! — кричат ребята.
— А кто же?
— Один — никто, — говорит Таня.
— Как один никто? Что ж, вы все вместе чашку разбили?
— Мы её не разбивали, мы только хотели узнать, какой бывает звук „с хрипотцой“.
Пока ребята рассказывали, как было дело, мастера успели проверить, в порядке ли вагоны. Потом два раза пробил колокол. В ответ ему засвистел паровоз, скорый поезд отошёл от станции Ростов и проехал по мосту через широкую-широкую реку.
Ребятам хотелось знать, как река называется.
— А как бьёт колокол? — спросила Нина Павловна.
— Дон!.. Дон!.. — Кто же не знает? Малыши и те знают.
— Вот и река называется Дон. Запомните?
Ещё бы! Такую большую реку с таким маленьким звонким названием да не запомнить!