Насколько подозрительно и недружелюбно народная масса относится къ англичанкѣ, настолько же довѣрчивы и дружелюбны ея отношенія къ Китаю, который изображается самымъ богатымъ, самымъ сильнымъ и наиболѣе расположеннымъ къ Россіи народомъ.

При анкетѣ составительницъ "Что читать народу?" на вопросъ: "Какая самая богатая страна? " -- изъ 98 отвѣчавшихъ, 35 указали на Китай {Остальные 63 отвѣта раздѣлились слѣдующимъ образомъ: Россіи -- 24, Амуръ -- 10, Англія -- 13, Турція -- 6, Индія -- 4, Соедин.-Штаты -- 4,-- Франція -- 2.}, при чемъ отвѣты сопровождались слѣдующими поясненіями:

"Китайская страна богатая и такъ люди живутъ очень богато; потому они богаты, что тамъ хлѣбъ хорошій родится и у нихъ земля плодородна".

"Китай, сторона самая богатая, потому что она сама въ себѣ живетъ".

"Самое богатое -- Китай. А почему онъ богатый? Потому что онъ войны не имѣлъ никогда". И т. д.

И въ силѣ, какъ и въ богатствѣ, первенство тоже отдается Китаю. На вопросъ: "Какая самая сильная земля?" -- изъ 85 отвѣтовъ, Китай названъ въ 42-хъ (Россія -- въ 37, Англія -- 2, Австрія -- 2, Швеція -- 1, евреи -- 1).

Сила Китая объясняется, главнымъ образомъ, тѣмъ, что онъ еще никогда не воевалъ: "Китайская земля силу съ начатія вѣка не теряла". "Самый сильный -- Китай: онъ еще силы не тратилъ ни съ кѣмъ, и потому онъ и силенъ". "Китай сильнѣе всѣхъ потому, что у его много людей и такъ что отъ роду не воевалъ ни съ кѣмъ". Подобныхъ отвѣтовъ насчитывается болѣе десяти. Въ другихъ отвѣтахъ, какъ на источникъ силы Китая указывается на его населенность. Въ нѣсколькихъ отвѣтахъ сила Китая приписывается обилію войска и припасовъ, чему противорѣчивъ гораздо болѣе распространенное мнѣніе, что "китайцы къ военному дѣлу мало способны, не проворы". (804--8).

Въ воззрѣніяхъ народа на Китай, какъ іи, вообще, на меточныя страны, очень часто выступаютъ представленія мистическаго характера.. Китай "отъ вѣка не тронутъ", и его война связывается съ кончиной міра. "Завѣтъ отъ Бога данъ имъ (китайцамъ) не воевать. Когда завѣтъ исчезнетъ, тогда и конецъ міру".

Въ другомъ отвѣтѣ сила Китая объясняется тѣмъ, что "тамъ 400 медвѣдей сидятъ въ погребахъ; когда ихъ выпустятъ, они всю Россію пройдутъ, и тогда китайцы всѣхъ обратятъ въ магометанство, тогда конецъ міру".

Эту же мистическую нотку въ воззрѣніяхъ народа на Китай отмѣчаютъ и другіе изслѣдователи: "Пресловутый Китай-царь,-- пишетъ извѣстный этнографъ М. Дикаревъ,-- любимый герой народа во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда сельскій политиканъ желаетъ хвастнуть передъ собесѣдникомъ своей политической мудростью; этотъ герой также связывается съ -вопросомъ о кончинѣ свѣта: "Якъ проще Китай черезъ увесь свитъ, тогда вже и конецъ свиту буде" (Полтав. губ.). "Великороссы Нижнедѣвицкаго у. (Ворои. губ.) разсказываютъ, что передъ страшнымъ судомъ Китай (онъ же Бѣлая Арапія) покоритъ весь свѣтъ, въ томъ числѣ и Бѣлаго Царя, котораго будетъ держать въ плѣну 3 года; какъ только Бѣлая Арапія выпуститъ изъ плѣну Бѣлаго Царя -- немедленно же настанетъ конецъ свѣта" {М. Дикаревъ. "Толки народа (1892 г.) о скорой кончинѣ міра" ("Этнограф. Обозр." 1894 г., No 2).}.

По представленію народа, между Россіей и Китаемъ существуетъ вѣчный миръ. Это представленіе облечено въ слѣдующую легенду: "На границѣ земли русской и китайской стоятъ столбъ, и на томъ столбу надпись (кѣмъ сдѣлано отъ вѣчныхъ временъ, неизвѣстно), чтобы Китаю съ Россіей не воевать. Былъ у царя китайскаго сынъ, и очень ему была охота большая воевать, и онъ пришелъ къ отцу и сталъ просить, чтобы отецъ далъ войско идти на Россію войной. А царь сну говоритъ: Этого сдѣлать тебѣ нельзя. Развѣ не знаешь?-- Сынъ ничего не оказалъ царю, пошелъ на границу и ту надпись стеръ. Тогда приходитъ къ отцу и. говоритъ: теперь той надписи нѣтъ: я ее уничтожилъ. Царь удивился и "казалъ: теперь дѣлай, какъ самъ знаешь. Сынъ собралъ большое войско" и пошелъ на Россію. Только подходятъ на границу, а тамъ на столбѣ, опять прежняя надпись есть. Такъ долженъ онъ былъ воротиться и войско распустить" {"Что чит. нар.?", стр. 804.}.

Но Китай не только находится въ вѣчномъ мирѣ съ Россіей,-- онъ еще является ея союзникомъ.

"Говорятъ, что въ предстоящемъ кровопролитіи,-- пишетъ одинъ этнографъ по поводу толковъ народа въ 1891--2 г. о войнѣ,-- приметъ участіе "Китай-царь". Онъ, какъ слышно отъ стариковъ, когда-то давнымъ-давно воткнулъ свою саблю въ стѣну своего дворца и сказалъ: "До тѣхъ поръ не буду воевать, пока моя сабля не обростетъ мохомъ". Теперь, стало быть, это время пришло. Силенъ Китай-царь, но. не народомъ, а деньгами: найметъ столько войска, что оно всѣхъ непріятелей, что называется, шапками закидаетъ, и верхъ обязательно его будетъ. А стоять онъ будетъ непремѣнно за русскихъ" {Д. И. Успенскій. "Толки народа" ("Этн. Об." 1893 г., No 2).}.

Эта же надежда на помощь Китая выражалась, хотя съ опаской, и но время русско-турецкой войны. По словамъ Энгельгардта, въ то время высказывались "самыя, повидимому, безсмысленныя вещи, смѣшныя даже:-- Китай за насъ подымается. Царь Китаю не вѣритъ, боится, чтобы не обманулъ, говоритъ ему: "Ты, Китай, свой берегъ Чернаго моря стереги, а я, говоритъ, буду свой беречь". "Вотъ только бы Китай поддержалъ,-- говорили другіе.-- Царь-то вотъ Китаю не вѣритъ", добавляли съ огорченіемъ. "Мужикъ утѣшаетъ себя тѣмъ, что дядя-Китай предлагаетъ нашему царю денегъ, сколько хочешь".

Отъ Китая ожидается помощь не только людьми и деньгами для войны, но и землей, которой въ Китаѣ много. Во время поѣздки Государя, въ его бытность наслѣдникомъ, въ Японію, въ народѣ ходила легенда о "Китайскомъ клинѣ". "Наслѣдникъ -- говорилось въ той легендѣ -- сватаетъ китайскую царевну, и царь-Китай даетъ за дочерью въ приданое большой клинъ земли, въ много милліоновъ десятинъ. Наслѣдникъ собирается жениться на китайской царевнѣ, чтобы раздать землю крестьянамъ". Подобныя же легенды ходили -въ народѣ и во время всеобщей переписи 1897 г. "Въ Зубцовскомъ уѣздѣ,-- пишетъ одинъ изъ участниковъ переписи,-- вопросъ о переселеніи создалъ слѣдующую легенду: "У царя-Китая два сына. Онъ при живности раздѣлялъ свое царство между ними. Младшій сынъ пожелалъ въ нашу вѣру перейти и нашего царя отцомъ крестнымъ назвалъ. Царь нашъ окрестилъ его, и за это крестникъ ему 20.000 квадратныхъ верстъ земли подарилъ. Вотъ Государь нашъ съ Дюна казаковъ туда перегнать хочетъ, а на Донъ будетъ отсюда переселять, будетъ добровольно приглашать". Подобные слухи ходили и въ Ветлужскомъ уѣздѣ. Тамъ, значеніе переписи объяснялось таимъ образомъ: "Государь Императоръ, пріобрѣтая въ Китайской имперіи земли, повелѣлъ произвести перепись для того, чтобы узнать, сколько потребно земли для его государства, и если у кого окажется по переписи большая семья и земли мало, то такимъ предложатъ, но безъ всякаго принужденія, переселиться на китайскія земли" {Плющевскій-Плющикъ. "Сужд. и толки", стр. 53 и 50.}.