Рядомъ съ лубочными картинками и книжками, направленными къ возбужденію въ народной массѣ шовинистическаго настроенія, должна быть поставлена искусственная солдатская пѣсня. Единственное ея отличіе заключается въ томъ, что въ ней отсутствуютъ каннибальскіе мотивы Во-всемъ остальномъ она не отличается отъ военно-лубочныхъ картинокъ: то же бахвальство кулакомъ, та же фальшивая приподнятость настроенія. Въ общемъ, такая пѣсня, представляетъ собою оплошную фальсификацію солдатскихъ чувствъ, думъ и настроеній. П. В. Кирѣевскій даетъ ей слѣдующую характеристику. "Литературныя измышленія пѣсенъ сочиненныхъ ниже всякой критики и практическаго примѣненія: они навязывались насильно, волею и неволею, продолжая черезъ солдатъ давленіе свое и на всю народную массу; они становились на ходули, преувеличивали, наивно и просто лгали, фальшивили дорогими чувствами, развивали напускной азартъ и непомѣрную самонадѣянность; они создавали привилегированную, невѣжественную, но вмѣстѣ гордую и презрительную къ низшимъ братьямъ корпорацію; они развращали нравственно, они отрывали себя отъ народа, народъ отъ себя, роя въ промежуткѣ бездну, на которую послѣ приходилось плакаться; они подрывали истинный, творческій и художественный вкусъ, ускоряя падшіе и безъ того клонившейся къ ослабленію народной пѣсни" {"Пѣсни". Вып. IX, стр. 236--7.}.
Наиболѣе отличительная черта искусственной пѣсни -- это безграничное хвастовство своей удалью и безстрашіемъ. Она то и дѣло выкликаетъ:
"Храбры воины Россійски,
"Нашей славы полонъ свѣтъ!
или:
"Вѣдь мы турокъ не боимся
И татаръ мы не страшимся!".
а то даже:
Грозной смерти не боимся,
Сами громъ несемъ въ рукахъ".
Солдатская пѣсня рисуетъ русскаго солдата залихватскимъ воякою, которому ни по чемъ всѣ невзгоды и лишенія солдатскаго житья. Пьяница и забіяка, отъ постоянно веселъ, чувствуетъ себя счастливымъ въ обстановкѣ казармы и рвется въ бой съ непріятелемъ.
"Что подъ дождичкамъ трава.
То солдатска голова:
Весело цвѣтетъ, не вянетъ,
Службу царску бойко тянетъ.
Жизнь мужицкая прости!
Рады службу мы нести.
По призыву ль иль по волѣ
Умереть готовы въ полѣ...
Солдатъ
..."Ружье, патронникъ, лямку --
Какъ ребенокъ любитъ мамку" 1).
1) А. И. Соболевскій, "Великорусскія народныя пѣсни", т. VI, No 152.
По другой версіи къ этому прибавляется:
"Жизнь солдатска намъ забава.
Польза, счастье тамъ и слава 1).
1) Кирѣевскій, Вып. IX.
У солдата самыя интимныя, кровныя привязанности порваны. Забыты отецъ и мать, жена и дѣти. Вмѣсто нихъ явились другія, чисто солдатскія привязанности. У "солдатушекъ-ребятушекъ" "дѣды -- славныя побѣды"; "матки -- бѣлыя палатки"; "жены -- ружья заряжены"; "тетки -- двѣ косушки водки"; "сестры -- штыки, сабли востры"; "дѣтки -- пули мѣтки"; "хата -- лагерь супостата" {Соболевскій. Тамъ же, No 151.}.
Насколько эта лѣски по формѣ и языку доступны народу, можно судить по слѣдующимъ образцамъ:
"Громъ побѣды раздавшійся,
Веселися, храбрый Россъ!"
Или:
"Графъ Румянцевъ нашъ отецъ,
Мы оплетемъ ему вѣнецъ,
Изъ своихъ, братцы, сердецъ...
А Потемкина прославимъ.
Вождемъ будетъ ему Марсъ,
Подъяремникомъ -- Пегасъ! "
Очень одушевительно для солдатъ!" -- восклицаетъ по поводу этихъ виршей Кирѣевскій.