Рядомъ съ лубочными картинками и книжками, направленными къ возбужденію въ народной массѣ шовинистическаго настроенія, должна быть поставлена искусственная солдатская пѣсня. Единственное ея отличіе заключается въ томъ, что въ ней отсутствуютъ каннибальскіе мотивы Во-всемъ остальномъ она не отличается отъ военно-лубочныхъ картинокъ: то же бахвальство кулакомъ, та же фальшивая приподнятость настроенія. Въ общемъ, такая пѣсня, представляетъ собою оплошную фальсификацію солдатскихъ чувствъ, думъ и настроеній. П. В. Кирѣевскій даетъ ей слѣдующую характеристику. "Литературныя измышленія пѣсенъ сочиненныхъ ниже всякой критики и практическаго примѣненія: они навязывались насильно, волею и неволею, продолжая черезъ солдатъ давленіе свое и на всю народную массу; они становились на ходули, преувеличивали, наивно и просто лгали, фальшивили дорогими чувствами, развивали напускной азартъ и непомѣрную самонадѣянность; они создавали привилегированную, невѣжественную, но вмѣстѣ гордую и презрительную къ низшимъ братьямъ корпорацію; они развращали нравственно, они отрывали себя отъ народа, народъ отъ себя, роя въ промежуткѣ бездну, на которую послѣ приходилось плакаться; они подрывали истинный, творческій и художественный вкусъ, ускоряя падшіе и безъ того клонившейся къ ослабленію народной пѣсни" {"Пѣсни". Вып. IX, стр. 236--7.}.

Наиболѣе отличительная черта искусственной пѣсни -- это безграничное хвастовство своей удалью и безстрашіемъ. Она то и дѣло выкликаетъ:

"Храбры воины Россійски,

"Нашей славы полонъ свѣтъ!

или:

"Вѣдь мы турокъ не боимся

И татаръ мы не страшимся!".

а то даже:

Грозной смерти не боимся,

Сами громъ несемъ въ рукахъ".

Солдатская пѣсня рисуетъ русскаго солдата залихватскимъ воякою, которому ни по чемъ всѣ невзгоды и лишенія солдатскаго житья. Пьяница и забіяка, отъ постоянно веселъ, чувствуетъ себя счастливымъ въ обстановкѣ казармы и рвется въ бой съ непріятелемъ.

"Что подъ дождичкамъ трава.

То солдатска голова:

Весело цвѣтетъ, не вянетъ,

Службу царску бойко тянетъ.

Жизнь мужицкая прости!

Рады службу мы нести.

По призыву ль иль по волѣ

Умереть готовы въ полѣ...

Солдатъ

..."Ружье, патронникъ, лямку --

Какъ ребенокъ любитъ мамку" 1).

1) А. И. Соболевскій, "Великорусскія народныя пѣсни", т. VI, No 152.

По другой версіи къ этому прибавляется:

"Жизнь солдатска намъ забава.

Польза, счастье тамъ и слава 1).

1) Кирѣевскій, Вып. IX.

У солдата самыя интимныя, кровныя привязанности порваны. Забыты отецъ и мать, жена и дѣти. Вмѣсто нихъ явились другія, чисто солдатскія привязанности. У "солдатушекъ-ребятушекъ" "дѣды -- славныя побѣды"; "матки -- бѣлыя палатки"; "жены -- ружья заряжены"; "тетки -- двѣ косушки водки"; "сестры -- штыки, сабли востры"; "дѣтки -- пули мѣтки"; "хата -- лагерь супостата" {Соболевскій. Тамъ же, No 151.}.

Насколько эта лѣски по формѣ и языку доступны народу, можно судить по слѣдующимъ образцамъ:

"Громъ побѣды раздавшійся,

Веселися, храбрый Россъ!"

Или:

"Графъ Румянцевъ нашъ отецъ,

Мы оплетемъ ему вѣнецъ,

Изъ своихъ, братцы, сердецъ...

А Потемкина прославимъ.

Вождемъ будетъ ему Марсъ,

Подъяремникомъ -- Пегасъ! "

Очень одушевительно для солдатъ!" -- восклицаетъ по поводу этихъ виршей Кирѣевскій.