Катя и Оля были задушевныя пріятельницы; онѣ воспитывались въ одномъ пансіонѣ и въ классѣ сидѣли рядомъ.

Однажды съ Катей случилось маленькое несчастіе: она не знала урока, и когда учительница ее вызвала, то такъ растерялась, что, вмѣсто того чтобы попробовать отвѣтить еще какъ нибудь, горько расплакалась.

-- Это ни на что не похоже!-- замѣтила учительница.-- Вы лѣнитесь, не хотите заниматься какъ слѣдуетъ и я должна наказать васъ: вы сегодня останетесь безъ отпуска и, кромѣ того, еще сдѣлаете мнѣ французскій переводъ къ завтрему.

Катя готова была разрыдаться на всю комнату, потому что французскій переводъ она никогда не дѣлала сама, и всегда ей дома показывала гувернантка.

-- Я... я... я...-- попробовала было она что-то сказать въ свое оправданіе, но учительница взглянула не нее строго и знакомъ приказала сѣсть на мѣсто.

Оля незамѣтнымъ образомъ схватила ее за руку и крѣпкимъ, дружескимъ пожатіемъ сразу ободрила.

-- Успокойся,-- сказала она ей, когда классы кончились,-- я дома сдѣлаю тебѣ французскій переводъ и завтра рано утромъ принесу сюда.

Катя съ благодарностью поцѣловала добрую подругу, которая дѣйствительно на слѣдующій день исполнила все, какъ обѣщала наканунѣ.

-- Покажите переводъ, который я задала вамъ къ сегодняшнему уроку,-- сказала учительница, когда весь классъ оказался въ сборѣ.

Катя встала съ мѣста и протянула только-что перехваченную отъ Оленьки тетрадку.

-- Хорошо, я посмотрю,-- отвѣтила учительница и, развернувъ тетрадку, съ удивленіемъ взглянула на дѣвочку.

-- Кромѣ этой тетрадки у васъ не было съ собою другой?-- спросила она.

-- Нѣтъ.

-- Слѣдовательно перепутать вы не могли?

-- Нѣтъ!-- снова отвѣтила Катя, не понимая къ чему клонятся разспросы.

-- Не можете ли вы мнѣ сказать съ чего начинается переводъ?

Катя замялась. Сидѣвшая сзади Оленька сейчасъ же подсказала

въ полголоса первую строчку. Катя какъ попугай повторила ее.

-- Да, вы увѣрены въ этомъ?-- снова спросила учительница.

-- Увѣрена...-- нерѣшительно отвѣтила дѣвочка.

-- Потрудитесь посмотрѣть сами вашъ переводъ,-- и съ этими словами она передала тетрадку дѣвочкѣ.

Катя смекнула, что дѣло вѣроятно неладно.

-- Питайте, читайте вслухъ!-- настаивала учительница.

Катя начала читать:

Мяса 5 ф., масла 1 ф., крупы 1 ф., чаю 1 ф., сахару 2 ф., я не знаю... что... это... такое,-- отвѣчала она сконфуженно.

Оленька тѣмъ временемъ сидѣла на своемъ мѣстѣ, какъ говорится, не жива, не мертва,-- она сію минуту догадалась, что въ торопяхъ, по ошибкѣ, схватила расходную тетрадку матери.

-- Объясните мнѣ наконецъ что это такое?-- допытывалась учительница, но Катя молчала упорно; Оленька тоже.

Вдругъ въ эту минуту въ прихожей послышался какой-то необычайный шумъ.

-- Пустите, пустите!-- кричалъ женскій голосъ.

-- Нельзя!-- возражалъ швейцаръ.

Но женскій голосъ съ каждой минуты раздавался все громче и громче; къ довершенію всего, классная дверь вдругъ съ шумомъ распахнулась и на порогѣ показалась горничная Оленьки, держа въ рукахъ синюю тетрадку.

-- Барышня, вотъ вамъ тетрадка, въ которой вы вчера писали цѣлый вечеръ для Кати!-- сказала она, обратившись къ Оленькѣ.-- Вы въ торопяхъ оставили ее на комодѣ и захватили съ собою мамину счетную книгу.

-- А, теперь я понимаю, теперь для меня становится яснымъ!-- замѣтила учительница, взявъ у горничной тетрадку.

-- Простите!-- бормотала Оля.

-- Простите!-- повторила за ней Катя.

-- Нѣтъ, простить васъ, при всемъ желаніи, никакъ не могу, ни ту, ни другую,-- строго отозвалась учительница, и наказала обѣихъ дѣвочекъ, оставивъ ихъ безъ отпуска.