О научной дѣятельности Бродзинскаго мы скажемъ вкратцѣ. Университетское преподаваніе въ 20-хъ годахъ этого столѣтія всюду имѣло нѣсколько иной характеръ, чѣмъ въ наше время. Профессора были не только учеными, они являлись въ тоже время и учителями въ элементарномъ значеніи этого слова. Такъ было въ русскихъ университетахъ {Cp. напр. дѣятельность Мерзлякова, Метлинскаго, Максимовича.}, такъ было и въ Польшѣ. Въ виленскомъ университетѣ славились въ началѣ 20-хъ годовъ профессора-учителя Боровскій и Гродекъ, соединявшіе теоретическій курсъ исторіи литературы съ практическими занятіями по языку, теоріи прозы, стилистикѣ {О нихъ чит. Odyniec, "Wspomnienia z przeszłości", а также Р. Chmielowski, "Kraszewski, zarys biograficzno-literacki", Kr. 1888 г., стр. 8 и сл.; егоже "Mickiewicz", t. I, стр. 140 и сл.};-- въ Варшавѣ былъ извѣстенъ Осинскій {О его голосѣ, дикціи, манерѣ читать и лекціяхъ чит. воспоминанія Войцицкаго: "życiorysy znakomitych ludzi", W. 1849, гл. II, стр. 18--19."}, лекціи котораго довольно усердно посѣщалъ и варшавскій "beau monde", любившій громогласную напыщенность и риторику псевдоклассицизма. Лекціи же Бродзинскаго, читавшаго скромнымъ, тихимъ голосомъ, какъ видно изъ воспоминаній Одынца, Войцицкаго и др., почти не привлекали слушателей {Свѣдѣнія о читанныхъ Бродзинскимъ курскихъ см. въ "Index praelectionum... habendarym in univ. Varsoviensi", 1818--1829 гг.}.

Кромѣ курса литературы и стилистики Бродзинскимъ написано довольно много и другихъ работъ научнаго характера. Такъ, онъ написалъ обширное сочиненіе "О Synonimach", изслѣдованіе "О метрикѣ"; ему принадлежитъ трудъ по упорядоченію польской орѳографіи {"Zdanie sprawy deputacyi... przy złożeniu rozpraw i wniosków, dotyczących się ustalienia pisowni polskiej (чит. Piśma, t. VIII, 225--247).}, статьи "О stylu polskiem" (1824), "Myśli о języku polskiem", {Piśma, t. VIII, 83--214.} "O miękości i wartości języka polskiego" {Это самая ранняя статья Бродзинскаго; напечатана она въ "Pam. Warsz." 1816, t. IV, 140 160.}, "Listy o polskiéj literaturze". Кромѣ того Бродзинскимъ написанъ рядъ статей по теоріи литературы {"О satyrze", "О idyllii", "О elegii", "О krytyce", " О dramatyce polskiej", "О tragedyi", "О poezyi lirycznej", Отрывки: "Listy poetyczne", "O epigramacie", "triolet" и проч.} и по многимъ отдѣльнымъ вопросамъ исторіи польской литературы {"O pismach i życiu Beklewskiego", "O romansash historycznych", "O tańcach", "Wiadomości o polskiej literaturze dla francuzów", "O muzeum narodowem czeskiem", "O życiu i piśmach Birkowskiego", "życie jenerała Sowińskiego", "Obyczaje dawnój Polski", "O życiu i piśmach F. Karpińskiego", "O wymowie и dawnych polaków", "O Iozefie Lipińskiem" и проч.}. Изъ всѣхъ его многочисленныхъ тру, довъ слѣдуетъ прежде всего отмѣтить изслѣдованіе "O Synonimach", трудъ очень почтенный, не утерявшій своего значенія и до сихъ поръ. По мнѣнію такого знатока польскаго языка, какъ Крашевскій, въ своей работѣ Бродзинскій "обнаруживаетъ необыкновенную способность проникновенія во всѣ тонкости польской рѣчи, во всѣ изгибы языка" {"Atheneum" 1844 r., "Słówko o K. Brodzińskim, стр. 41.}. Трудъ "О Synonimach" можно и теперь еще порекомендовать каждому изучающему польскій языкъ. Другой трудъ Бродзинскаго, курсъ стилистики, имѣлъ вполнѣ практическую цѣль: научить студентовъ правильно и изящно выражать свои мысли. Это былъ учебникъ, составленный преимущественно по сочиненію Аделунга и Bliar'а, хотя авторъ пользовался и всѣми польскими пособіями: Пирамовича, Голянскаго, Э. Словацкаго, Хржановскаго (передѣлка нѣмецкой книги Эшенбурга). Курсъ этотъ дошелъ до насъ, вѣроятно, не въ полномъ видѣ, потому что въ немъ мы не находимъ никакихъ замѣчаній о нѣкоторыхъ видахъ краснорѣчія: судебномъ, духовномъ, академическомъ, надгробномъ,-- планъ лекціи которыхъ былъ найденъ Дмоховскимъ въ бумагахъ Бродзинскаго {Чит. Pisma, t. V, 309.}.

Самый курсъ стилистики изложенъ прекраснымъ языкомъ, ясно и занимательно. Вообще Бродзинскій былъ хорошій стилистъ; въ этомъ согласны всѣ польскіе критики, начиная съ Дмоховскаго, хотя этотъ послѣдній и дѣлалъ нѣкоторыя замѣчанія насчетъ правильности отдѣльныхъ выраженій въ языкѣ Бродзинскаго {Чит. "Bihliot. Polska" 1825 r. cp. "Bibl. Warsz." 1870 r. t. III.}; съ большой похвалой отзывается о немъ и Крашевскій. Но самый лестный отзывъ о языкѣ Бродзинскаго сдѣланъ Скимборовичемъ въ 1836 г. {"Przyjaciel ludu" 1836 г. No 46--48. Онъ говоритъ; "Styl Brodzińskiego jest nader characterystyczny. Łączy się w nim męzska siła i wzdzięk miękki, jak na posagu Apollina, gdzie przez pełne lekkookrągławe zarysy moc i jedność. Zdanie to o stylu Brodzińskiego może komu brzmieć jak sprzeczność, а jednak kto uważnie piśma jego czytał przyzna tę prawdę. Owa siła leży w mocnych myślach... w wyrażeniach dobitnych i jasnych w niewypracowanèj zwięzłości..." (No 48).} и такъ, по видимому, понравился всѣмъ польскимъ критикамъ, что они повторяютъ его въ своихъ статьяхъ безъ всякихъ измѣненій или съ очень незначительными, не указывая источника заимствованія. Такъ поступилъ Ходьзько {"Wzmianka o życiu..." стр. 37.}, Мехержинскій {"Bibl. Warsz." 1859 г., стр. 321.}, Войцицкій {"życiorysy... 1849, гл. 2-я, а также и въ курсѣ литературы.}, Здановичъ {"Rys dziejów..." t. II, 497.} и многіе другіе Но самое крупное произведете Бродзинскаго, которымъ онъ могъ такъ-же гордиться, какъ Карамзинъ своей русской исторіей, это -- курсъ критической исторіи польской литературы, первый серьезный трудъ въ польской литературѣ, требовавшій массы энергіи, огромныхъ знаній и рѣдкой любви къ отечественной наукѣ. Въ 6--8 лѣтъ, при массѣ другихъ занятій, выполнилъ Бродзинскій свою задачу въ условіяхъ крайне неблагопріятныхъ для успѣшнаго ея окончанія. Ученыхъ работъ и пособій по исторіи польской литературы почти не существовало {Списокъ трудовъ по исторія польской литературы этого времени и ихъ оцѣнку можно найти въ трудѣ Совинскаго -- Здановича: "Rys dziejów..." t. II, 242-- 290 и у Эстрейхера въ предисловіи къ его "Bibliografja XIX st.".}. Всѣ сочиненія по исторіи польской литературы, начиная съ энциклопедіи Красицкаго "О rymotworcach" носили характеръ подробныхъ каталоговъ -- библіографій, лишенныхъ всякаго научнаго значенія. Одной изъ лучшихъ еще книгъ является словарь Юшинскаго {Н. Juszyński, "Dyctyonarz poetów polskich, w Krakowie", 1820.}, на который мы находимъ довольно строгую рецензію Бродзинскаго. Въ польской наукѣ царилъ духъ затхлой мертвечины, рутины; преобладало археологическое, нумизматическое направленіе {Объ этомъ можно составить представленіе по Rocznik'амъ", издаваемымъ при "Tow. przyj. nauk.".}, молодёжь неохотно обращалась къ наукѣ, и въ ней безраздѣльно хозяйничали псевдоклассики. Изъ нихъ наиболѣе ученый и свѣдущій Ф. Бентковскій издалъ дѣйствительно почтенный справочный трудъ библіографическаго характера: "Literatura polska", дополненный нѣсколько лѣтъ спустя Ад. Хлендовскимъ и Л. Соболевскимъ {Первыя рецензіи на трудъ Бентковскаго появились однако не въ польской литературѣ, о чемъ Бентковскій глубоко скорбитъ, а въ литературѣ нѣмецкой въ "Wiener Allgemeine Literaturzeitung" 1814 г. No 28, 8 апрѣля и "Hall. Allg. Lit. zeitung, No 72, s. 569 (чит. "F. Bentkowski, Literatura Polska 1814 w Warszawie i Wilnie", t. II, стр. VI).}. Въ книгѣ Бентковскаго мы видимъ первую попытку систематизаціи матерьяла; авторъ дѣлитъ польскую исторію на пять періодовъ: 1-й отъ 964 до 1333 г., 2-й отъ 1333 до 1506, 3-й отъ 1506 до 1602, 4-й отъ 1622 до 1760 г., 5-й отъ раздѣла Польши до послѣдняго времени {Чит. Б. Bentkowski, "Lit. Polska", t. I, rozdział trzeci, стр. 162--176. Уже Майоркевичъ признавалъ такое дѣленіе неосновательнымъ (чит. Pisma Ad. Majorkiewicza, w 1847 г.).}. Бродзинскій всецѣло принялъ это дѣленіе., повторяя Бентковскаго даже въ характеристикѣ каждой эпохи, въ отдѣльныхъ выраженіяхъ, но прибавляетъ еще періодъ до введенія христіанства, и 5-й, болѣе основательно, закапчиваетъ годомъ окончательной утраты самостоятельности Польши. Собственно говоря, Бродзинскій дѣлитъ исторію польской литературы на два главныхъ періода: 1-й до времени Станислава Августа, и 2-й отъ Ст. Августа до 20-хъ годовъ XIX в. {Pisma, t. III, 286.}. Первый періодъ онъ разсматриваетъ историческимъ методомъ, къ литературѣ 2-го періода прилагаетъ критическую и художественную оцѣнку. Въ прошломъ польскаго народа Бродзинскій видитъ необыкновенную цѣльность и единство, характеризующія дѣятельность каждаго гражданина, какой бы девизъ не выбиралъ онъ: серпъ, оружіе или перо. Это, по его мнѣнію, сказывается и въ литературѣ. Главной заслугой Бродзинскаго слѣдуетъ признать то, что онъ первый обратилъ вниманіе на тѣсную связь исторіи польской литературы и западно-европейской и въ этой связи и пытался ее изложить; съ этой цѣлью Бродзинскій даетъ очеркъ первыхъ вѣковъ христіанства, горячо оспаривая мнѣніе, что "распространеніе христіанства задержало цивилизацію на 10 вѣковъ", говоритъ о причинахъ паденія науки и литературы къ концу IX вѣка, указываетъ на громадное значеніе рыцарской поэзіи въ XI и XII вѣкахъ, отмѣчая достоинства и недостатки средневѣковой поэзіи {Pisma, t. V, 361--4, 349--376.}, которой онъ не можетъ отказать въ содержательности, добрыхъ намѣреніяхъ и цѣляхъ, хотя ей и недоставало "художественности вкуса и изящной формы"; недостаткомъ ея Бродзинскій считаетъ преувеличенное представленіе о рыцарской чести и наклонность къ чудесному. Эти чародѣйства, духи, предразсудки наполняютъ душу безпокойствомъ и страхомъ, приводятъ къ черной меланхоліи и возникаютъ вслѣдствіи необразованности",-- невольно повторяетъ Бродзинскій мнѣніе Яна Снядецкаго {Сравни "Dzien. Wil." 1819, t. I, 12.}. Засимъ Бродзинскій говоритъ о Дантѣ Петраркѣ, Боккачіо, вкратцѣ касается всеобщей литературы XVII в. и въ XVIII в., изложивъ только французскую литературу, переходитъ къ исторіи польской литературы этого времени. Подробно говорить объ исторіи польской литературы Бродзинскаго мы не станемъ. Въ настоящее время она, конечно, утеряла всякое значеніе. Еще литература болѣе поздняго времени изложена Бродзинскимъ не безъ достоинствъ, но первый періодъ исторіи литературы, и въ особенности глава о славянахъ, до принятія христіанства весьма слабы. Подъ вліяніемъ Ходаковскаго {Бродзинскій очень часто цитуетъ мнѣнія Ходаковскаго изъ его статьи "О sławiansczyznie przed chrzesciaństwem" ("ćwiczenia Naukowe" 1818, т. 2), чит. Pisma, t. III, стр. 136.} и, вѣроятно, Маевскаго Бродзинскій допускаетъ самыя смѣлыя гипотезы, пускается въ весьма рискованныя филологическія сближенія и соображенія {Въ миѳологіи славянъ Бродзинскій видитъ полное сходство съ древнегреческой; языкъ народа, который только въ VI в. получилъ названіе Славянскаго, былъ по мнѣнію Бродзинскаго либо тотъ-же, что у ѳракійцевъ, либо отъ него происходитъ. Даже больше: Греческій и Славянскій языки это одно и то же. Бакхъ -- это Богъ, дерера -- córka, mars -- отъ корня "морить", Греки -- Grai то же, что Kraincy (украинцы!): таковы филологическія изысканія Бродзинскаго.}. Позднѣйшая исторія литературы обработана съ большимъ знаніемъ и пониманіемъ дѣла. Вообще Бродзинскій впервые перечиталъ многіе памятники и далъ о нихъ довольно справедливые отзывы {Такъ, онъ первый, по отзыву П. Хмѣлевскаго, прочиталъ "Wizerunek" Рея, поэмы Одымальскаго, Гавловскаго, раскрылъ передъ нами образъ поэтическаго творчества Кохановскаго, Шимоновича, Зиморовича, Гавинскаго, Красицкаго, Карпинскаго, Князнина, Трембецкаго, Венгерскаго, а его отзывъ о Сам. Твардовскомъ (въ произведеніяхъ котораго онъ указалъ слѣды романтизма) остается и до сихъ поръ образцомъ обстоятельности (Studya, t. I, стр. 161, Warsz. 1886). Белциковскій хвалитъ Бродзинскаго за разборъ литератури. дѣятельности Скарги, Сарбѣвскаго, Опалинскаго и др. ("Ze studyów..." W. 1886, 427--459).}, хотя и грѣшащіе очень часто излишней снисходительностью (напр. о Мольскомъ, Трембецкомъ). Многія сужденія Бродзинскаго повторены позднѣйшими историками. Такъ, Вишневскій повторилъ сужденія Бродзинскаго объ Оржевскомъ, Войцицкій, Здановичъ -- о Реклевскомъ и многихъ др.

Въ оцѣнкѣ Яна Кохановскаго Бродзинскій обнаруживаетъ художественное чутье. Онъ признаетъ его вполнѣ народнымъ писателемъ {Pisma, t. IV, 36.} и, приводя лучшіе отрывки изъ его "Sobótki", указываетъ дѣйствительно тѣ пѣсни, въ которыхъ болѣе поздняя критика нашла слѣды вліянія народной поэзіи {Именно въ II, III, IV, V, VIII пѣсняхъ. Объ этомъ чит. Р. Chmielowski, "Sobótka", "Studya i Szkice", t. I, 87--120.}, чѣмъ и доказываетъ свою способность цѣнить народную поэзію; ему же первому принадлежитъ честь изученія произведеній польскихъ идилликовъ, Шимоновича и Зиморовича, на которыхъ онъ впервые обратилъ вниманіе не только польскаго, но и всего славянскаго міра {"śpiew Pietruchy" былъ переведенъ Челяковскимъ на чешскій языкъ.}.

Такимъ образомъ, заслуги Бродзинскаго въ дѣлѣ изученія исторіи польской литературы нельзя не признать весьма значительными, и вліяніе его курса могло бы быть даже очень велико, если-бы лекціи его были своевременно изданы, а не лежали въ рукописи около 50 лѣтъ.