Когда после обеда, тянувшегося бесконечно долго, Грибунин сидел у рубки и смотрел, как встречный пароход сигнализировал флагами, к нему подошёл студент:

-- Я вам не помешаю, Александр Михайлович? -- несмело начал он.

-- Нет, пожалуйста... Не угодно ли вам сигару?

-- Благодарю вас, я не курю.

-- Вы не знаете, что означают эти сигналы? -- не вынимая изо рта сигары, спросил Грибунин.

-- К сожалению, не знаю... Впрочем, я могу спросить матросов.

Студент было метнулся, но писатель удержал его за рукав:

-- Бросьте, это совсем не важно... Садитесь.

-- Я хотел вас спросить, Александр Михайлович... Только вы, пожалуйста, не обижайтесь... Быть может, мой вопрос не совсем тактичный.

Грибунин выпустил глубокое облако дыма:

-- Ничего, говорите...

-- Вот давеча вы говорили об альтруизме и признательности. Говорили такое необычное и на первый взгляд могущее показаться даже странным. Так вот я хотел бы спросить -- серьёзно ли вы говорили или нет?

-- А для чего вам это знать?

Грибунин дружелюбно потрепал студента по плечу.

-- Для того, чтобы верить или не верить в то, что вы говорили.

-- Как ваше имя и отчество? -- вместо ответа спросил Грибунин.

Студент сразу оживился и с довольным видом сообщил:

-- Меня зовут так же, как и вас, Александр Михайлович.

-- Так вот что, тёзка. Дело обстоит необыкновенно просто: если вам верится в те истины, которые я изрекал за завтраком, то верьте и культивируйте их в себе; если же не верится -- просто плюньте на все мои разглагольствования, как это сделали, вероятно, все сидевшие за столом.

-- Нет, не все... Аглая Петровна верит. Я тоже.

-- Скажите, тёзка, кто это Аглая Петровна? -- равнодушно спросил Грибунин, выпустив кольцо дыма.

Студент сразу оживился:

-- Она из очень аристократической семьи... Отец её свитский генерал. При Дворе бывает. Живут в Петербурге. Она гостила у подруги, а теперь едет в Сочи -- там у них дача... Кстати, она выразила желание познакомиться с вами. Ничего не имеете?..

-- Пожалуйста.

-- В таком случае, если вам угодно, пойдёмте сейчас: она в салоне дожидается вас... У неё к вам какие-то вопросы.

-- Так быстро?.. Право же, здесь чудесно сидеть после обеда... Впрочем, если дожидается -- нужно идти...

В углу маленького салона со спущенными густыми, тяжёлыми шторами сидела в полумраке Аглая Петровна.

Студент торжественно представил:

-- Позвольте представить: Александр Михайлович Грибунин -- Аглая Петровна Даманская.

Девушка подала Грибунину руку, тонкую, выточенную:

-- Рада познакомиться... Садитесь.

Затем, обратившись в студенту, она сказала ему, мило улыбаясь:

-- Не правда ли, теперь вы нас на минуту оставите?

-- Исчезаю, исчезаю...

Когда за студентом затворилась маленькая дверца салона, Аглая Петровна закрыла руками лицо и минуту посидела в таком положении.

-- Боже, как они все надоели!...

Грибунин удивлённо вскинул глаза:

-- Кто собственно?

-- Да вот эти студенты, капитаны, машинные представители... Такая неприглядная пошлость.

Грибунин пожал плечами:

-- Не думаю. Люди -- как люди... Не лучше, я полагаю, и не хуже других.

Девушка посмотрела на писателя умоляющими глазами:

-- Не говорите так...

И в невольном порыве коснулась его руки.

Грибунин заглянул в эти глаза и удивился: какая в них притягательная сила...

Аглая Петровна продолжала:

-- Посудите сами: нельзя же часами говорить о том, что новая винтовка бьёт на такую-то дистанцию, что в таком-то управлении открыт такой-то перерасход... Невыносимо...

Грибунин улыбнулся:

-- Да, это темы на любителей... Но что же делать? Все люди специалисты, и ум их невольно развивается в определённом направлении. Архитектор говорит о постройках, доктор -- о больных, депутат -- о политике.

-- Я с вами не согласна... Есть светочи... -- Аглая Петровна ласково улыбнулась при этом.

-- Кто же эти светочи?

-- А наши писатели, например.

Грибунин шутливо поник головой.

-- Должен вас огорчить, Аглая Петровна: самые ужасные специалисты это -- именно писательский цех. Писатель умеет говорить только о литературе, вернее -- о литературной хронике: о редакторах, гонорарах, произведениях своих собратьев, о литературных сплетнях. А бездарные господа пуще всего любят бранить редакторов, возвращающих им часто нелепые произведения... В сфере же других вопросов большинство современных писателей совершенно беспомощно.

Аглая Петровна смотрела на Грибунина большими, удивлёнными глазами:

-- Боже мой, а я думала, что это люди иного мира... Ну, а художники, артисты?

Грибунин махнул рукой:

-- Те уж совсем безнадёжны... Вот там в столовой сидит актёр, -- пьёт вино -- хотите познакомлю?.. Только не советую.

-- Где же тогда интересные люди?

-- Их нет... Впрочем, некоторый интерес представляют адвокаты, особенно криминалисты... Они сталкиваются с жизнью во всех корешках -- а отсюда всяческая разносторонность... К тому же профессиональное уменье красно говорить... Впрочем, -- Грибунин улыбнулся: -- есть ещё очень интересные собеседники: это -- гимназисты не старше шестого класса. Но и для этого и самой нужно быть гимназисткой не старше четвёртого класса.

Девушка совсем по-детски улыбнулась.

-- О, я могла бы быть уже в двенадцатом классе. Я ведь старая-престарая, -- шаловливо протянула она: -- мне уже скоро исполнится двадцать два... Брр... даже страшно, какая я старуха... Кстати, -- вы верите в хиромантию? Я гостила у подруги и научилась этой премудрости. Хотите, погадаю? Давайте руку.

Грибунин протянул правую руку. И показалась она ему неимоверно большой, чёрной и волосатой рядом с двумя другими крохотными мраморными руками, с правильными, точно отлитыми, бледно-розовыми ноготками.

Аглая Петровна гадала долго и обстоятельно. Наморщила чистый лоб и пристально вглядывалась в линии рук.

Грибунин плохо слушал, а больше всматривался в прекрасное молодое существо. Точно свет излучался из этой девушки...

На ней был бледно-голубой хитон, перевязанный у талии толстым шёлковым шнурком. Сквозь тонкие, благоухающие кружева нежно проглядывали нежные очертания груди. Линии плеч были так строги, точно сошли с полотна Бенара.

И вся она благоухала нежным и тонким ароматом неведомых духов -- не модных, рыночных, но тонких, строгих и благородных.

Да, эта женщина -- прямо венец творения. Почти уже нечто неземное...

Такая женщина много может дать счастья...

Впрочем... -- губы Грибунина невольно сложились в скептическую гримасу, -- через месяц всё будет уже слишком знакомым...

-- Что же вы не благодарите? ... Я ведь кончила.

Грибунин смутился: он совсем этого не заметил.

-- О чём вы думали, Александр Михайлович?

-- Вернее, о ком?

-- Ну, о ком?

-- А вам интересно?

-- Очень... Я страшно любопытна.

-- О вас я думал.

-- Обо мне?.. Что же вы думали?

-- Я думал, какая вы удивительная, красивая...

-- Неужели?.. И очень я вам нравлюсь?

-- Очень.

-- А хотели бы вы поцеловать меня?

Она посмотрела на Грибунина загоревшимися, задорными глазами.

Вопрос был таким неожиданным, что Грибунин смешался при всём своём спокойном ко всему безразличии: что это, грубое кокетство или нечто худшее?

-- Хотите? -- вновь спросила она полушёпотом, приближая свои глаза к самому лицу Грибунина.

Писатель поднялся с диванчика, тряхнул головой и уже спокойным тоном ответил:

-- Нет... Когда таким образом мне предлагают, я всегда отказываюсь...

Аглая Петровна откинулась в угол дивана и закрыла глаза. Ресницы, как большие тёмные крылья, легли на мраморном лице, ещё более оттеняя его чистоту.

Грибунин вытащил портсигар и закурил. Неожиданное приключение немного его взволновало... В этом виновата, пожалуй, удивительная красота девушки.

Впрочем, нужно положить конец глупой сцене.

-- Послушайте, Аглая Петровна.

-- Вы меня презираете? -- прервала его девушка.

-- Нет, какие пустяки...

-- Мой порыв очень сложный, -- уверяю вас... Я вам объясню.

Объяснить однако не удалось: где-то совсем рядом раздался оглушительный выстрел, затем крик, и топот десятка ног.

Аглая Петровна бросилась на звук выстрела, за нею последовал и Грибунин.

Едва они отворили дверцу салона, как мимо шмыгнула проворная фигура кавказца. С ловкостью обезьяны он в два прыжка покрыл лестницу и исчез на палубе.

На шум со всех сторон бежали люди.

В коридоре у одной из дамских кают стоял совсем белый генерал с револьвером в руках; его выцветшие глаза с трагическим недоумением смотрели вокруг, и смешной был маленький вихор, беспомощно торчавший на сухой голове.

Рядом стояла "половина" его -- тоже побледневшая, с бешеными глазами. Она говорила с выкрикиваниями, отчего качался её толстый, круглый живот.

-- Да ты, Нил Павлович, на старости с ума спятил! Да как тебе не стыдно даже подумать этакое!.. Срам-то какой устроил на весь пароход!.. Да что это с тобой? Или спросонья померещилось, или поел чего лишнего за обедом?..

-- Но как же это, Настенька... -- виновато шамкал генерал: -- ведь собственными же, можно сказать, глазами...

-- Да куда твои глаза годятся-то!.. Ай, какой мне срам с тобою, старым!.. Вот возьму, да и брошу тебя, этакого скандалиста!..

История объяснилась очень просто: после обеда генеральша отправила мужа отдохнуть. Старику что-то не спалось, он и поплёлся в каюту "половины"... Но каков же был его старческий ужас, когда он застал грозную "половину" вместе с кавказцем!

Вояка сказался в генерале: дрожащими руками он вытащил в револьвер и выпалил в папаху.

Впрочем, теперь, после слов супруги, ему было вполне ясно, что он ошибся самым жестоким образом, и по этому поводу старик чувствовал себя крайне неловко и слёзно молил о прощении.

Супруга долго бранилась, а потом всё же простила старика. И таким образом вся история была улажена очень мирно.

Тем не менее при первой же остановке какого-то городишки кавказец с лихо сползшей на левое ухо папахой предусмотрительно покинул пароход.

Если кому-либо пришла бы охота снять с кавказца папаху, то на левом ухе совсем легко было бы заметить свежую перевязку, сделанную неумелыми руками.

* * *

К вечеру неожиданно стало прохладно.

На небе появились тучи. Они становились всё темнее и темнее и наконец превратились в сплошное тёмно-свинцовое покрывало.

Было совсем темно. Море казалось чёрным, смоляным.

Пароход убавил ход. На мачтах разожгли разноцветные огни.

И ждали грозы и бури -- майской, жестокой, какая бывает только на юге.

Ждали не долго. Быстро пришла она -- огневая, свирепая, многошумная.

Где-то до жути близко над головами, сухо и резко разрывались громовые снаряды, всех оглушая. Каждый раз казалось, что непременно треснула мачта и вот-вот рухнет на палубу, разрушая всё на пути.

Кромешная темень часто прорезывалась резким миганьем жутких молний, и тогда освещались и чёрное море, и тёмные горизонты.

И казалось море испуганным, обеспокоенным; оно роптало, волновалось и в недовольстве швыряло пароход с одного бока на другой, как пёрышко.

И тогда все почувствовали, что это не пароход-гигант, а крохотное, беспомощное судёнышко, готовое распластаться о первую же волну и навсегда окунуться в водяной хаос.

Где-то далеко-далеко маячили береговые огоньки, махонькие, робкие.

Люди в страхе попрятались в каютах и, качаясь в койках, творили молитвы. Даже те, которые никогда этого не делали.

И, конечно, на палубе темнел одинокой тенью бритый человек со строго поджатыми губами.