Продолжая судорожно метаться въ поискахъ иной, лучшей жизни, отчаявшись въ религіозныхъ упованіяхъ и разочаровавшись въ философскихъ гипотезахъ, человѣчество обратилось къ непосредственной борьбѣ съ несовершенствами самаго строя своей жизни.
Люди, кажется, поняли, что "тамъ, надъ звѣздами, нѣтъ никого", и что самыя прекрасныя гипотезы не могутъ дать ни покоя, ни удовлетворенія, пока въ силѣ остаются реальныя причины страданій.
На смѣну религіознымъ и философскимъ ученіямъ пришли ученія соціальныя, усматривающія причину несовершенства жизни въ несправедливомъ устройствѣ человѣческаго общества. Эти ученія, самоувѣренно опираясь на данныя, добытыя такъ называемой соціологіей, заявили претензію дать человѣчеству все, о чемъ оно мечтало, въ чемъ такъ нуждалось съ незапамятныхъ временъ: и смыслъ жизни, и цѣль борьбы, и счастье на землѣ.
Соціологія есть терминъ, введенный Кантомъ, для обозначенія науки о законахъ, управляющихъ общественной жизнью. Матеріаломъ для этой науки служитъ все, что такъ или иначе опредѣляетъ взаимоотношеніе различныхъ группъ человѣческой массы: исторія, экономика, право, этнографія и т. д. Но несмотря на все обиліе и разнообразіе матеріала, не взирая на примѣненіе естественно-научнаго метода изслѣдованій, соціологія врядъ ли заслуживаетъ названія точной науки, ибо до сихъ поръ еще даже приблизительно не намѣтила основныхъ законовъ развитія человѣческаго общества. По отношенію къ подлинно точнымъ наукамъ она находится въ томъ же положеніи, въ какомъ астрологія находилась къ астрономіи, и алхимія -- къ химіи. Это только смутный зародышъ науки, находящійся въ стадіи первоначальнаго образованія.
И тѣмъ не менѣе она уже породила цѣлый рядъ ученій, играющихъ въ жизни человѣчества огромную роль.
Явленіе это, впрочемъ, обычно для исторіи человѣческой мысли. Человѣчество, нетерпѣливо жаждущее осуществленія своей страстной мечты о лучшемъ будущемъ, уже не разъ, очертя голову, бросалось въ погоню за едва мелькнувшимъ призракомъ.
Волнуясь и спѣша, оно съ жадностью набросилось на смутныя, не провѣренныя опытомъ, не вылившіяся въ точную формулу, данныя соціологіи, и много сильныхъ разумомъ и волею людей подняло знамя кровавой борьбы за новые идеалы, съ яростью фанатиковъ, отвергая всякое сомнѣніе въ правильности своихъ выводовъ.
А выводы эти крайне общи и поверхностны, представляя изъ себя, въ сущности, ничто иное, какъ только рядъ лозунговъ безъ подлинно-реальнаго содержанія. А потому въ жизненномъ толкованіи ихъ сталкиваются самыя противорѣчивыя программы, Эти толкованія, эти программы умножаются день это дня, запутывая понятія, сталкивая, какъ лютыхъ враговъ, людей, казалось бы, искренно идущихъ къ одной и той же цѣли, подъ одними и тѣми же знаменами.
Соціализмъ и анархизмъ, распадающіеся на множество мелкихъ теченій, являются важнѣйшими изъ опредѣлившихся соціально-политическихъ ученій, во имя которыхъ уже пролились потоки крови и слезъ.
Въ основу ихъ равно положено грубо-матеріалистическое представленіе о человѣкѣ, какъ о производномъ отъ чисто-экономическихъ причинъ, и оба эти теченія движутся увѣренностью, что съ устраненіемъ экономическаго неравенства, созданіемъ справедливаго, въ смыслѣ распредѣленія труда и его продуктовъ, общественнаго строя, исчезнутъ всѣ язвы, отравляющія человѣческую жизнь.
Однако же пути къ этому земному раю намѣчаются не только различные, но и прямо противоположные.
Если отшелушить всѣ эти ученія и выявить ихъ подлинную сущность, то ее можно выразить въ очень немногихъ словахъ.
Анархизмъ отрицаетъ принужденіе, отвергаетъ всякій внѣшній авторитетъ, власть и законъ. Согласно этому ученію, только при условіи неограниченной свободы личности человѣчество сможетъ подняться на ту высоту умственнаго и моральнаго развитія, на которой станетъ возможнымъ единеніе людей, какъ свободное, могучее и счастливое братство.
Соціализмъ противоположенъ индивидуалистическому анархизму. Это ученіе требуетъ подчиненіе личности интересамъ коллектива, и единеніе людей мыслитъ не какъ свободное братство, а какъ трудовую артель, спаянную.общими экономическими интересами. Необходимости принужденія соціализмъ не отрицаетъ. Его законъ суровъ и жестокъ: кто не работаетъ на общее благо, тотъ не имѣетъ права существовать!.. Цѣнность человѣческой личности, столь высоко возносимой анархистами, здѣсь попадаетъ до цѣнности простой рабочей единицы.
Соціализмъ имѣетъ два развѣтвленія: коллективизмъ и коммунизмъ. Коллективизмъ сохраняетъ нѣкоторую свободу личности, признавая частную собственность и требуя лишь обобществленія орудій производства, сношеній и обмѣна. Коммунизмъ же, являясь, несомнѣнно, логическимъ завершеніемъ основной идеи о подчиненіи личности интересамъ коллектива, отвергаетъ всякую частную собственность, уничтожаетъ субъективную цѣнность человѣческой личности и рамками общественной полезности кладетъ предѣлъ индивидуальному творчеству. Это уже не подчиненіе, а полное поглощеніе личности. Платонъ, правда, представитель утопическаго коммунизма, требовалъ даже обобществленія женъ и дѣтей. Идеалъ коммунизма не братство и даже не рабочая артель, а просто какой-то усовершенствованный человѣческій механизмъ, въ которомъ отдѣльный человѣкъ долженъ играть роль простой клѣтки въ организмѣ.