Созданіе такого идеальнаго бытія всегда было и будетъ первой задачей человѣческаго общества, а вмѣстѣ съ тѣмъ и вѣчнымъ поводомъ къ распрямъ межъ людей.

На рѣшеніе этой задачи затрачены вѣка" въ жертву принесены милліоны жизней, но отъ конца мы и нынѣ стоимъ такъ же далеко, какъ въ первый день мірозданія. Безплодность всѣхъ усилій давно бы стала очевидной, если бы страхъ впасть въ отчаяніе не закрывалъ намъ глаза.

Наряду съ точной наукой и положительнымъ творчествомъ, направленными къ непосредственному улучшенію условій жизни, человѣчество упорно стремится къ отысканію такого всеобъемлющаго и всеоправдывающаго смысла своего существованія, который спасъ бы его отъ отчаянія, примиривъ со своею участью. Именно это желаніе, найти смыслъ и цѣль существованія, указываетъ на то, что въ душѣ человѣка издавна и постоянно, хотя, можетъ быть, слишкомъ смутно, живетъ сознаніе, что жизнь и не можетъ удовлетворить его ни при какихъ внѣшнихъ условіяхъ порядка и культуры.

Не будь этого рокового сознанія, можно съ увѣренностью сказать, что вопросъ о томъ, какую именно роль во вселенной призвано играть человѣчество, никогда не заинтересовалъ бы человѣка.

По существу цѣль жизни заключается въ самой жизни. Въ общемъ круговоротѣ мірозданія, конечно, человѣкъ не можетъ быть ни центромъ, ни самоцѣлью. Все человѣчество не болѣе, какъ песчинка въ ураганѣ вѣчности и безконечности, но тѣмъ не менѣе ему не можетъ быть никакого дѣла до того, какую именно партію въ міровой симфоніи предназначили ему Богъ или природа.

Если бы человѣкъ былъ счастливъ на землѣ, онъ никогда и не подумалъ бы о небѣ.

И если бы не было страха смерти, этого "великаго закона чувствующихъ существъ", то человѣкъ уже давно возвратилъ бы свой билетъ на право играть какую бы то ни было роль въ этой безсмысленной, съ его точки зрѣнія, трагедіи безъ начала и конца.

Но страхъ смерти существуетъ, и всѣ усилія человѣческаго разума направлены къ тому, чтобы, если не уничтожить, то хотя бы парализовать его.

Многообразны пути человѣческой мысли, но въ какомъ бы направленіи она ни работала, всегда ея конечной цѣлью было и будетъ -- побѣдить смерть.

Наука, философія и религія, несмотря на то, что часто находятся въ непримиримой враждѣ, равно преслѣдуютъ созданіе такихъ условій, при которыхъ человѣкъ не испытывалъ бы мучительной тоски въ борьбѣ со страхомъ смерти.

Наука даетъ человѣку новыя средства къ удовлетворенію его потребностей, борется съ болѣзнями, дряхлостью, защищаетъ его отъ преждевременной гибели, и возможно, что изъ всѣхъ существующихъ путей этотъ путь прямѣе всѣхъ. Но онъ дологъ, безконечно дологъ, а смерть не ждетъ, страхъ владѣетъ душой человѣка, страданіе его удручаетъ. Ни одно живое существо, находясь въ здравомъ умѣ и твердой памяти, не можетъ утѣшаться тѣмъ, что черезъ милліоны лѣтъ наука, наконецъ, разрѣшитъ всѣ вопросы, дастъ всѣ средства. Каждый человѣкъ требуетъ рѣшенія задачи немедленно, для самого себя, и въ силу столь же естественнаго, сколь и легкомысленнаго требованія мысль человѣческая устремляется на пути иные.

Вмѣсто логическаго и кропотливаго пути познанія, отъ опыта къ опыту, отъ вывода къ выводу, ощупью пробирающагося къ далекой истинѣ, огромное большинство людей предпочитаетъ стремительныя умозаключенія, болѣе или менѣе остроумныя гипотезы.

Такъ называемыя философскія и религіозныя ученія однимъ скачкомъ, черезъ всѣ препятствія дѣйствительности и черезъ всѣ бездны незнанія, стремятся перепрыгнуть прямо къ цѣли.

Это такъ заманчиво, это кажется такимъ возможнымъ, что цѣлыя толпы все еще невѣжественныхъ и полудикихъ людей устремляются за пышными знаменами философіи и религіи, принося имъ въ жертву и силы, и разумъ, и самую жизнь.

Конечно, никакая философская или религіозная гипотеза не можетъ стать фактомъ, не можетъ ни на іоту измѣнить того, что есть, но цѣль философіи и религіозныхъ ученій не въ этомъ и заключается. Ихъ задача -- черезъ голову дѣйствительности воздѣйствовать на сознаніе такъ, чтобы примирить человѣка съ его существованіемъ, найти объясненіе всѣхъ его страданій и на томъ успокоить.