(Монолог госпожи Функельман)

-- Я еще с прошлого года стала замечать, что мой мальчик ходит бледный, задумчивый. А когда еврейский мальчик начинает задумываться -- это уже плохо. Что вы думаете, мне обыск нужен, что ли?

-- Мотя, -- говорю я ему, -- Мотя, мальчик мой! Чего тебе каламитно?

Так он поднимет на меня свои глазки и скажет:

-- Что значит -- каламитно! Ничего мне не каламитно.

-- Мотя! Чего ты крутишь? Ведь я же вижу...

-- Ой, -- говорит, -- отстань ты от меня, мама! У меня скоро экзамен на аттестат зрелости, а потом у меня есть запросы.

Обрадовал! Когда у еврейского мальчика появляются запросы, так господин околоточный целую ночь не спит.

-- Мотя! Зачем тебе запросы? Что ты, их на ноги наденешь, когда башмаков нет, или на хлеб намажешь, вместо масла? Запросы, запросы. Отцу твоему сорок шестой год -- он даже этих запросов и не нюхал. И плохо, ты думаешь, вышло? Пойди, поищи другой такой галантерейный магазин, как у Якова Функельмана! Нужны ему твои запросы! Он даже картоночки маленькие по всему магазину развесил: "Цены без запроса".

-- Мама, не мешай мне! Я читаю.

Он читает! Когда он читает, так уж мать родную слушать не может. Я через тебя, может, сорок две болячки в жизни имела, а ты нос в книжку всунул и думаешь, что умный как раввин. Гениальный ребенок.

Вижу -- мой Мотя все крутит и крутит.

-- Что ты крутишь?

-- Ничего я не кручу. Не мешай читать.

-- Что это он там такое читает? Ой! Разве сердце матери это камень или что? Я же так и знала! "Записки Кропоткина"! Тебе очень нужно записки Кропоткина, да? Ты будешь больной, если ты их не прочтешь? Брось сейчас же!

-- Мама, оставь, не трогай. Я же тебя не трогаю.

-- Еще бы он родную мать тронул, шейгец паршивый! И так мне в сердце ударило, будто камнем.

Куда, вы думаете, я сейчас же побежала? Конечно, до отца.

-- Яков! Что ты тут перекладываешь сорочки? Убежат они от тебя, или что? Он должен обязательно сорочки перекладывать...

-- А что?

-- Ты бы лучше на Мотю посмотрел.

-- А что?

-- Ему надо читать "Записки Кропоткина", да?

-- А что?

-- Яков! Ты мне не крути. Что ты мне крутишь! Скандал захотел, обыска у тебя не было, да?

-- А что?

-- Это не человек, а дурак какой-то. Еще он мне должен голову крутить! Тебе что нужно, чтобы твой сын в тюрьме сидел? Для него другого места нет? Надевайся, пойдем домой!

Вы думаете, что он делал, этот Мотя, когда мы пришли? Он читал себе "Записки Кропоткина".

-- Мотька, -- кричит Яков. -- Брось книгу.

-- А вы, -- говорит, -- ее подымете?

-- Брось, или я тебе сию минуту по морде ударю.

И как вы думаете, что ответил Мотя?

-- Попробуй! А я отравлюсь. Это запросы называется!

-- А, чтоб ты пропал! Тебе для матери книжку жалко. Тебя кто рожал -- мать или Кропоткин?

-- А что вы, -- говорит Мотя, -- думаете? Может, я благодаря ему второй раз на свет родился.

-- Ой, мое горе!-- Я заплакала, Яша заплакал, и Мотя тоже заплакал. Прямо маскарад.

Вышли мы с Яшей в спальню, смотрим друг на друга.

-- Хороший мальчик, а? Ему еще в носу нужно ковырять, а он уже Кропоткина читает.

-- Ну, что же?

-- Яша! Ты знаешь что? Нашего мальчика нужно спасти. Это же невозможно.

Так Яша мне говорит:

-- Что я его спасу? Как я его спасу? По морде ему дам? Так он отравится.

-- Тебе сейчас -- морда. Интеллигентный человек, а рассуждаешь, как разбойник. Для своего ребенка головой пошевелить трудно. Думай!

Яков сел, стал думать. Я села, стала думать. Ум хорошо, а два лучше.

Думаем, думаем, хоть святых выноси.

-- Яша!

-- А что?

-- Знаешь что? Нашего ребенка нужно отвлечь.

-- Ой, какая ты умная -- отвлечь! Чем я его отвлеку? По морде ему дам?

-- Ты же другого не можешь! Для тебя Мотькина морда это идеал!.. Он ребенок живой -- его чем-нибудь другим заинтересовать нужно... Нехай он влюбится, или что?

-- Какая ты, подумаешь, гениальная женщина! А в кого?

-- Ну, пусть он побывает в свете! Поведи его в кинематограф и еще куда! Что, ты не можешь повести его в ресторан?!

-- Нашла учителя! Что, я бывал когда-нибудь в ресторане? Даже не знаю, как там отворить дверей.

-- Что ты крутишь? Что ты мне крутишь? Тебе это чужой ребенок? Это кропоткинское дитя, а не твое? Такой большой дурак, и не может мальчика развлекать.

Пошел он к Моте, стал крутить:

-- Ну, Мотечка, не сердись на нас. Пойди с отцом немного пройдись. Я ведь же тебя люблю -- ты такой бледненький.

Ну, Мотька туда-сюда -- стал крутить: то дайте ему главу дочитать, то у него ноги болят.

-- Хороший ребенок! Книжку читать -- ноги не болят, а с отцом пройтись -- откуда ноги взялись. Надевай картузик, Мотенька, ну же!

Похныкал мой Мотечка, покапризничал -- пошел с папой.

Они только за двери -- я сейчас же к нему в ящик. Боже ты мой! И как это у нас до сих пор обыска не было -- не понимаю! За что только, извините, полиция деньги получает?.. И Кропоткины у него, и Бебели, и Мебели, и Малинины, и Буренины -- прямо пороховой склад. Эрфуртских программ -- так целых три штуки! Как у ребенка голова не лопнула от всего этого?!

Ой, как оно у меня в печке горело, если бы вы знали! Быка можно было зажарить.

В одиннадцать часов вечера вернулись Яша с Мотей, а на другое утро такой визг по дому пошел, как будто его резали.

-- Где мои книги? Кто имел право брать чужую собственность! Это насилие! Я протестуюсь!!

Функельманы любят молчать, но когда они уже начинают кричать -- так скандал выходит во всю улицу.

-- Что ты кричишь как дурак, -- говорит Яков. -- От этого книжка не появится обратно. Пойдем лучше контру сыграем.

-- Не желаю я вашу контру, отдайте мне моего Энгельса и Каутского!

-- Мотя, ты совсем сумасшедший! Я же тебе дам фору -- будем играть на три рубля. Если выиграешь, покупай себе хоть новых десять книг!

-- Потому только, -- говорит Мотя, -- и пойду с тобой, чтобы книги свои вернуть.

Ушли они. Пришли вечером в половине двенадцатого.

-- Ну что, Мотя, -- спрашиваю, -- как твои дела?

-- Хорошие дела, когда папаша играет, как маркер. Разве можно при такой форе кончать в последнем шаре? Конечно же он выиграет. Я не успею подойти к бильярду, как у него партия сделана.

Ну, утром встали они, Мотя и говорит:

-- Папаша, хочешь контру?

-- А почему нет?

Ушли. Слава Богу! Бог всегда слушает еврейские молитвы. Уже Мотя о книжках не вспоминает.

Раньше у него только и слышишь: классовые перегородки, добавочная стоимость, кооперативные начала...

А теперь такие хорошие русские слова: красный по борту в лузу, фора, очко, алагер.

Прямо сердце радовалось.

Ну, пришли они в двенадцать часов ночи -- оба веселые, легли спать. Пиджаки в мелу, взяла я почистить -- что-то торчит из кармана. Э, программа кинематографа! Хе-хе! После Эрфуртской программы это недурно. Бог-таки поворачивает ухо к еврейским молитвам!

Ну, так у них так и пошло: сегодня бильярд, и завтра бильярд, и послезавтра бильярд.

-- Ну, -- говорю я как-то, -- слава Богу, Яша... Отвлек ты мальчика. Уже пусть он немного позанимается. И ты свой магазин забросил..

-- Рано, -- говорит Яша. -- Еще он вчера хотел открытку с видом Маркса купить...

Ну, рано так рано.

Уже они кинематограф забросили, -- уже программки цирка у них в кармане.

Еще проходит неделя -- кажется, довольно мальчик отвлекся.

-- Мотя, что же с экзаменом? Яша, что же с магазином?

-- Еще не совсем хорошо, -- говорит Яша, -- подождем недельку. Ты думаешь, запросы так легко из человека выходят?

Недельку так недельку. Уже у них по карманам не цирковая программа, а от кафешантана, -- ужасно бойкий этот Яша оказался.

-- Ну, довольно, Яша, хватит! Гораздо бы лучше, чтоб Мотя за свои книги засел.

-- Сегодня, -- говорит Яша, -- нельзя еще, мы одному человечку в одном месте быть обещали.

Сегодня одному человечку, завтра одному человечку... Вижу я, Яков мой крутить начинает.

А один раз оба этих дурака в десять часов утра явились.

-- Где вы были, шарлатаны?

-- У товарища ночевали. Уже было поздно, и дождик шел, так мы и остались.

Странный этот дождик, который на их улице шел, а на нашей улице не шел.

-- Я, -- говорит Яша, -- спать лягу, у меня голова болит. И у Моти тоже голова болит; пусть и он ложится.

Так вы знаете что? Взяла я их костюмы, и там лежало в карманах такое, что ужас: у Моти черепаховая шпилька, а у Яши черный ажурный чулок.

Это тоже дождик?!

То Эрфуртская программа, потом кинематографическая, потом от шантана, а теперь такая программа, что плюнуть хочется.

-- Яша! Это что значит?

-- Что? Чулок! Что ты, чулков не видала?

-- Где же ты его взял?

-- У коммивояжера для образца.

-- А зачем же он надёванный? А зачем ты пьяный? А зачем у Мотьки женская шпилька?

-- Это тоже для образца.

-- Что ты крутишь? Что ты мине крутишь? А отчего Мотька спать хочет? А отчего в твоей чековой книжке одни корешки? Ты с корешков жить будешь? Чтобы вас громом убило, паршивцев.

И теперь вот так оно и пошло: Мотька днем за бильярдом, а ночью его по шантанам черти таскают; Яшка днем за бильярдом, а ночью с Мотькой по шантанам бегает. Такая дружба -- будто черт веревкой их связал. Отец хоть изредка в магазин за деньгами приедет, а Мотька совсем исчез. Приедет, переменит воротничок, и опять назад.

Наш еврейский бог услышал еврейскую молитву, но только слишком; он сделал больше, чем надо. Так Мотька отвлекся, что я день и ночь плачу.

Уже Мотька отца на бильярде обыгрывает и фору ему дает, а этот старый осел на него не надыхается.

И так они оба отвлекаются, что плакать хочется. Уже и экзаменов нет, и магазина нет. Все они из дому тащут, а в дом ничего. Разве что иногда принесут в кармане кусок раздавленного ананаса или половину шелкового корсета. И уж они крутят, уж они крутят...

Вы извините меня, что я отнимаю время разговорами, но я у вас хотела одну вещь спросить... Тут никого нет поблизости? Слушайте! Нет ли у вас свободной Эрфуртской программы или Кропоткина? Вы знаете, утопающий за соломинку хватается, так я бы, может быть, попробовала бы... Вы знаете что? Положу Моте под подушку, может, он найдет и отвлечется немного... А тому старому ослу -- сплошное мое горе -- даже отвлекаться нечем! Он уже будет крутить и крутить до самой смерти.