ПРОДОЛЖЕНІЕ ПРИМѢЧАНІЙ КЪ ЧЕТВЕРОСТИШІЮ.

(З) Знаменитая Фамилія Багратіанъ (Багратіоновъ) {Грузины и Армяне, говоря обѣ этой царствовавшей въ Грузіи фамиліи и о лицахъ къ ней принадлежавшихъ, употребляли названіе Багратуніанни, Багратовани, принимая, какъ замѣтно, окончаніе іанъ, употребляемое Армянами и іани Грузинами для означенія ею послѣдовательнаго произхожденія лица отъ того лица, къ имени котораго присовокуплялась ага частица, подобно какъ въ Россіи употребляютъ частицы овъ, евъ, вичъ, вмѣсто сынъ, или произходящій потомокъ отъ такого-то. Придерживаясь этого правила и звука въ произношеніи нынѣ въ Грузіи одноземцами съ потомками Баграта проименованія ихъ, я рѣшился вездѣ, гдѣ только идетъ рѣчь объ этой династіи царей Грузинскихъ, употреблять выраженіе Баграт-іанъ въ смыслѣ "произшедшихъ отъ Баграта", вмѣсто принятыхъ въ переводѣ на Русскій языкъ Багратидовъ, Багратіони, Багратіоновъ, полагая, что послѣдніе два означаютъ какъ бы одно только количество лицъ, носившихъ прозваніе Багратіонъ, а не имя родоначальника, отъ котораго заимствовало это количество лицъ родовое прозвище свое, что, по мнѣнію моему, казалось быть главнымъ предметомъ при изложеніи имени династіи.-- Для иностранцевъ, или для знающихъ французскій языкъ, опредѣленіе Грузинскихъ фамилій по имени родоначальника ихъ, посредствомъ частицы іанъ, представляется уже новостію. Достопочтенный Академикъ М. И. Броссе, въ издаваемомъ Императорскою С. Петербургскою Академіею наукъ Бюллетенѣ (Bulletin scientifique, T. V. No 103. p. 100), упоминая о хартіяхъ, заимство ванныхъ историкомъ Вахущтіемъ отъ княжескихъ родовъ, которыхъ называютъ въ Россіи Тумановыми, Барато-выми и Барата-евыми, а въ Грузіи Туманно-швили и Барята-швили, называетъ ихъ Туман-іани и Бараьт-іани. Сходство именъ Багратъ и Баратъ, созвучность въ произношеніе ихъ и удобность посредствомъ окончанія іани указать на имя родоначальника фамилій, узаконило нумизмата- аматера слѣдовать примѣру Академика и именовать династію, произшедшую отъ Баграта, династіею Баграт- іанъ.} извѣстна въ Арменіи съ незапамятныхъ, можно сказать, временъ. Первый изъ членовъ ея, о которомъ повѣствуютъ Армянскіе писатели какъ о сановникѣ государственномъ, былъ Багратъ или Пакаратъ, возведенный Вагаршакомъ, первымъ царемъ Армянскимъ династіи Аршакуніанъ, (царствовавшимъ въ 149 -- 127 годахъ до P. X.) въ высокое и наслѣдственное достоинство Тагадира -- возлагателя короны на царей (см. Моисея Хоренскаго). Пронэхожденіе Баграта производятъ отъ Шамбата (Сумбата), плѣненнаго Навуходоносоромъ во время покоренія имъ Іудейскаго царства, и переданнаго Армянскому царю Грачіа, царствовавшему въ VI столѣтіи до P. X. Этотъ Багратъ, кромѣ достоинства Тагадира, облеченъ былъ и титуломъ Лсбіета, съ которымъ соединено было первенство надъ всѣми главными родами и сословіями Армянскаго царства. Съ того времени собственный родъ Баграта принялъ наименованіе Багратуни, а потомки его, въ царствованіе Арташеса II (въ 30 и 20 г. до Р. X.), отличены были правомъ носить одѣяніе и украшенія, первѣйшему по царѣ сановнику въ государствѣ предоставленныя, за исключеніемъ только жемчужныхъ серегъ и обуви краснаго цвѣта, собственно царскаго отличія {Лук. Идинджіанъ, Древности Арменіи и извлеченія изъ него Г. Академика Броссе. Bulletin de la Clas. Historique etc. T. I. No 12. 13.}. Возложеніе на Багратіанъ управленій областями государства въ видѣ намѣстниковъ царскихъ, дарованныя имъ владѣнія и пріобрѣтенныя ими самими, возвели ихъ на столь высокую степень могущества и столь тѣсно соединили ихъ Фамилію съ ца|"ствомъ Армянскимъ и съ исторіею его, что во всѣхъ достопримѣчательныхъ событіяхъ, въ немъ совершившихся и ею описанныхъ, члены этой знаменитой Фамиліи были выставляемы всегда какъ одни изъ главныхъ дѣйствующихъ и значительныхъ лицъ. Съ вѣками пребыванія Багратіанъ въ Арменіи усиливались и слава и сила ихъ. Раздѣлившіеся на нѣсколько отраслей, они, въ періодъ паденія Армянскаго царства, были уже владѣтелями не только областей Сбири, Пазена, Ширага, Ванана, Годаика, Аршаруна, Багревича, но и большей части провинцій, составлявшихъ средоточіе Арменіи, равно и прилегающихъ къ Грузіи и въ противоположную сторону къ Мессопотаміи. Не доставало имъ только титула царя, чтобы быть первенствующими въ Арменіи. Порабощеніе сего государства силами изступленныхъ воиновъ Ислама, открыло Багратіанамъ путь къ достиженію власти, предоставленной сему высокому сану, съ которымъ потомки ихъ въ послѣдствіи возсѣли на престолъ Арменіи и Георгіи. Неистовый бичъ и истязатель обоихъ царствъ, Мирванъ, прозванный Грузинами Кру (глухой), избралъ изъ среды Багратіанъ Ашота, наименовалъ его Патрикіемъ и, облекши титуломъ Храмонадшра, "исполнители воли Халифа", утвердилъ въ санѣ Правители Арменіи.

Въ этомъ Ашотѣ Армянскіе писателя признаютъ перваго царя Багратіанина на престолѣ Арменіи, и для произведеній отъ него династіи царей Багратіанъ, возшедшей на престолъ Грузинскаго царства по прекращеніи въ немъ царей династіи Хосроянъ, выставляютъ отъ Ашота I-го слѣдующій переходъ:

Кромѣ сказаній Армянскихъ писателей о Багратіанахъ, императоръ Константинъ VI Порфирородный {Царствовалъ въ 1-й разъ въ 911 и 919 годахъ, во второй въ 945 и 959-мъ.}, упоминая о членахъ этой знаменитой фамиліи, налагаетъ {De Adm. imp. cap. 45.}, что Куропалаты Иверійскіе (Багратіане) выводятъ произхожденіе рода своего отъ царя-пророка Давида, что прибытіе предковъ ихъ, Давида и Спандіата, предшествуетъ четырьмя или пятью столѣтіями тому времени, въ которое онъ писалъ, что отъ Давида произошелъ Багратъ, отъ него Ашотъ, отъ Ашота Адарнасъ, возведенный въ Куропалаты императоромъ Львомъ VI Мудрымъ, царствовавшимъ въ 867 и 886 годахъ, и что Спандіатъ умеръ, не оставя потомства {Здѣсь должно принять въ соображеніе, что Порфирородный, упоминая о Багратіанахъ, прописываетъ, какъ замѣтно, объ однихъ только извѣстныхъ ему, по исторіи или по дѣяніямъ, лицахъ. Иначе и быть не можетъ, потому что между Давидомъ и Спандіатомъ, жившимъ, по его расчисленіямъ, въ V или VI столѣтія и Адарнасомъ, возведеннымъ въ Куропалаты Львомъ VI, и царствовавшимъ въ Грузія въ 881 и 923 годахъ, протекло слишкомъ три столѣтія... Столь долгій періодъ не можетъ быть пополненъ прохожденіемъ четырехъ только лицъ отъ Давида до Адарнаса и по всѣмъ соображеніямъ должно предполагать, что между Давидомъ, братомъ Спандіата, и между Адарнасомъ пропущено нѣсколько поколѣніи. Впрочемъ это опущеніе не препятствуетъ къ подтвержденію древности и знаменитости рода Багратіанъ и къ усиленію мнѣнія, что въ пропущенныхъ звеньяхъ его хранится связь съ родословіемъ Грузинскихъ я Армянскихъ Багратіанъ.}.

Грузинскіе же историки, Вахтангъ и Вахуштіи, объясняютъ введеніе на престолъ Грузіи династіи царей Багратіанъ слѣдующимъ изложеніемъ: Гурамъ, четвертый сынъ Соломона, потомка, въ 68 колѣнѣ, царя - пророка Давида, вступилъ въ бракъ съ царевною Гург-асланою, дочерью Грузинскаго царя Вахтанга І-го. Рожденный отъ нихъ сынъ Еаграти былъ отцемъ Гурама, возведеннаго императоромъ Юстиномъ II въ Куропалаты и, по просьбѣ Грузинскаго народа, въ цари Грузія, по случаю отстраненія отъ царства Бакура III, принадлежавшаго къ династіи Хосроянъ.

Въ этомъ Гурамѣ Грузинскіе историки признаютъ перваго царя Грузіи Багратіана и родоначальника династіи царей, занимавшихъ престолъ Грузинскаго царства до вступленія его подъ Императорскую Россійскую державу. Но такъ какъ по кончинѣ Стефаноса I, царствовавшаго послѣ родителя своего Гурама І-го 19 лѣтъ, императоромъ Иракліемъ возведенъ былъ на престолъ Грузіи Адарнасъ Хосроянинъ, и родъ его занималъ престолъ до вступленія снова на него потомковъ Гурама I-го, то для соображенія послѣдовательнаго и поколѣннаго прохожденія этого царственнаго рода до Ашота І-го, представляются извлеченія изъ Родословной Таблицы Грузинскихъ царей {За сообщеніе ея я обязанъ искреннею признательностію Его Сіят. Князю Николаю Іосифовичу Палавандову. Копія съ нее находится и въ Императорской С. Петербургской Академіи наукъ. Эта таблица очень удобна для указанія постепеннаго перехода на престолѣ царства Грузинскаго династіи и царей, къ нимъ принадлежавшихъ. Въ ней ясно изложено родословіе Соломона, отца Гурама, супруга Гург-аславы, также и мѣстопребыванія и брачные союзы шести сыновъ того Соломона. Но такъ какъ къ Грузинской исторіи относится одно поколѣніе четвертаго сына его, Гурама, то изъ общей таблицы извлечено только касающееся до потомства его.}, основанной, какъ можно усмотрѣть, на указаніяхъ Вахтанга и Вахуштія.

Составляя этотъ сводъ изъ показаній Армянскихъ, Греческаго и Грузинскихъ писателей о фамиліи Багратіанъ, я избиралъ изъ Армянскихъ только то, что относилось къ той вѣтви ея, которая, по сказаніямъ ихъ, занимала престолу Армянскаго и Грузинскаго царствъ, а изъ Грузинскихъ ту линію Багратіанъ, которую они признали царственною въ Грузіи и отнюдь не произшедшею отъ Багратіанъ, царствовавшихъ въ Арменіи. Краткій извлеченія сія и приложеніе родословій я почелъ нужнымъ представить при самомъ вступленіи къ ознакомленію съ династіею Багратіанъ потому, что онѣ яснѣе могутъ указать на пунктъ, съ котораго начались разногласія историковъ двухъ сосѣдственныхъ царствъ, при опредѣленіи одного изъ важнѣйшихъ событій, совершившихся въ царствѣ Грузинскомъ: -- возшествія на престолъ его той знаменитой династія царей, которая, въ продолженіе болѣе одиннадцати столѣтій, занимала его непрерываемо. Приложенія сіи почелъ я нужными также и потому, что разногласія между Армянскими и Грузинскими историками, касательно и самаго родоначальнаго произхожденія этой династіи, произвели таковыя же между лицами, занимающимися нынѣ Грузинскою исторіею и принявшими, какъ замѣтно, въ руководство какое либо одно изъ одностороннихъ описаній этого царства иноземными писателями, не ваявшими на себя труда, или не имѣвшими возможности сличить ихъ съ подлинными Грузинскими, или заимствованными изъ нихъ. Не отъ того ли большая частъ тѣхъ лицъ и продолжаетъ утверждать, что цари Багратіане Грузинскіе произходили отъ царей Багратіанъ Армянскихъ?

Представленныя же здѣсь оба родословія ихъ не поспособствуютъ ли сблизить мнѣнія и опредѣлить, кому дать болѣе вѣры -- Армянскимъ ли писателямъ о Грузіи, или туземнымъ объ ихъ родинѣ? Въ особенности когда угодно будетъ сообразить, что первые, умалчивая о Гурамѣ Куропалатѣ, признаютъ первымъ царемъ Багратіаниномъ въ Грузіи Ашота, сына Адарнаса, называя послѣдняго сыномъ Вазага, сына того Ашота, въ которомъ они признаютъ перваго царя Багратіанина, возшедшаго на престолъ царства Армянскаго, называя и его сыномъ Вазага. Но чей былъ сынъ самъ тотъ Вазагъ и въ какой степени родства и съ которымъ изъ многочисленныхъ поколѣній рода Багратіанъ въ Арменіи былъ онъ соединенъ, къ сожалѣнію, ни одинъ Армянскій писатель нигдѣ въ исторія ея не объясняетъ {Этотъ пропускъ соблюденъ во всѣхъ исторіяхъ Армянскаго царства. Онъ замѣченъ я Г. Академикомъ Броссе въ извлеченіяхъ его изъ нихъ, помѣщенныхъ въ Bulletin de la classe historico-pbilologique, гдѣ, въ томѣ І-мъ, нумерахъ 12 и 13, примѣчанія 47-мъ, онъ излагаетъ сими словами: "Исторія не говоритъ ни одного слова ни объ отцѣ, ни о дѣдѣ Ашота, ни о мѣстѣ пребыванія ихъ."}.

Грузинскіе же историки возводятъ родословіе царей своихъ Багратіанъ до Гурама, перваго въ Грузіи Куропалата, сына Баграта, сына Гурама, сына Соломона и мужа царевны Гург-асланы, и доводятъ постепеннымъ слѣдованіемъ потомковъ Гурама I-го до Ашота І-го, сына Адарнаса, но не сына Вазага, а Нерсія, праправнука Гурама Куропалата. Въ этомъ то Ашотъ Грузинскіе писатели, согласно уже съ Армянскими и согласно съ историческимъ ходомъ событіи въ Грузинскомъ царствъ, признаютъ перваго царя своего Багратіаннна, но перваго съ того только времени, когда уже совершенно пресѣклась на престолѣ Грузія династія царей Грузино-Сасанидовъ, Хосроянъ.

Не оспаривая думъ, основавшихся на повѣствованіяхъ Армянскихъ историковъ, suum cuique, самому нумизмату -аматеру какъ то думается, что въ доводахъ Грузинскихъ открывается какъ бы болѣе правдоподобности, въ особенности потому, что не видно причинъ, которыя попрепятствовали бы согласоваться съ указаніями Вахтанга, достойнаго передателя потомству исторіи царства и родины его. Извѣстно, что, для точнаго изложенія ея, знаменитыя историкъ свѣрялъ всѣ историческіе факты, уцѣнившіе въ Грузіи, съ лѣтописями сосѣдственныхъ государствъ и что вездѣ, гдѣ только слѣдовало, онъ сознавалъ неоднократное заимствованіе Грузіею царей отъ Арзакидовъ, царствовавшихъ въ Арменіи, и отъ Хосроевъ, царствовавшихъ въ Персіи. Отъ чего же бы онъ и въ этомъ случаѣ не призналъ умѣстнымъ заемъ отъ Армянъ свойственника царей ихъ, для врученія ему правленія Грузіею, по прекращеніи въ ней династіи законныхъ ея государей? Не отъ того ли, что онъ не признавалъ этотъ заемъ нужнымъ въ то время, когда Грузія имѣла въ своемъ Ашотѣ близкаго свойственника царей ея Хосроянъ и потомка Куропалата, о назначеніи котораго въ цари Грузіи испрашивалъ у императора Византіи народъ ея? А испрашиваніе это было, какъ думается, не потому только, что Гурамъ йроизходилъ отъ Баграта, а по всѣмъ вѣроятностямъ потому, что онъ былъ сынъ супруги Баграта, Гургасланы, дочери знаменитаго царя Грузіи Вахтанга I, прародительницы, можно сказать, всего высокочтимаго въ Грузіи царственнаго рода Хосрояно-Багратіанъ.

Послѣдовательное прохожденіе потомства ея, возведеннаго Ашотомъ I на престолъ царства Грузинскаго и занимавшаго его непрерываемо съ 787 по 1801 годъ, будетъ приложено по принадлежности къ описанію Разряда II Грузинскихъ монетъ. (См. стр. 8. Сборн. Разрядъ II.)