ТРИ ДИНАСТІИ ЦАРЕЙ ГРУЗІИ,
ПРИМѢЧАНІЯ КЪ ЧЕТВЕРОСТИШІЮ.
(Б) т. е. произшедшій отъ Таргамоса. Жизнь Грузіи (Картлисъ цховреба), такъ называется Исторія, сочиненная царемъ Вахтангомъ VI {Смотри приложеніе, Вахтангъ и Исторіи Грузіи.}, опредѣляетъ происхожденіе народа Грузинскаго и Армянскаго отъ Таргамоса, сына Авенана, сына Іафета, сына Ноя.
Историкъ Вахтангъ повѣствуетъ {Не имѣя монетъ, принадлежащихъ къ той эпохѣ, нумизматъ- аматеръ, описывающій, одно только относящееся къ его Нумизматическимъ фактамъ, не имѣетъ права входитъ въ подробный разборъ повѣствуемаго о ней знаменитымъ Историкомъ, или точнѣе сказать, отцемъ Грузинскихъ Исторій, отъ котораго заимствуется и прилагаемый краткій очеркъ первоначальнаго состоянія Картліи и событій въ ней, для поясненія четверостишія. Ктому же, нумизмату думается, что безмонетные періоды Исторій всѣхъ государствъ вообще, едва ли подлежатъ строгому разбору и самихъ Археологовъ и Историковъ, и тѣмъ болѣе, что эти, такъ сказать прологи или приступы древнихъ дѣеписателей, служившіе имъ какъ бы камнемъ основанія для созидаемыхъ ими твореній, признаны и названы нынѣшними писателями -- смотря по уваженію ихъ къ историку или къ державамъ имъ описаннымъ,-- періодами, вѣковъ Ироическихъ, для монархій, либо временъ сказочныхъ, баснословныхъ, для царствъ, княжествъ и проч. Но не смотря на сіи опредѣленія и невыдержанія, можетъ бытъ, нѣкоторыми изъ начальныхъ періодовъ Исторій оселка, тупа или подпилка пробирныхъ мастеровъ точностей историческихъ, эти періоды. Исторіи родины, для любознательности и для тѣхъ, которые постигаютъ, что такое родина, пребываютъ какъ то всегда священными для потомства, какъ вѣковый говоръ преданій старины, пережившей и притупившей много подпилковъ, и драгоцѣнными какъ усладительный отголосокъ временъ давіюминувшихъ, но былыхъ, какъ очеркъ -- быта и дѣяній предковъ.
Къ сожаленію, нумизматъ не умѣетъ иначе объяснить это чувство, противоположное хладнокровію критики, какъ сознаніемъ ощущаемаго имъ самимъ, при взглядѣ на древнюю и плохо или совершенно не объясненную медаль; ржа источила ея, неумѣвшіе обращаться съ нею изказили главныя черты, служившія къ разъясненію ее, по для нумизмата все еще мелькаетъ на ней кое какой отблескъ, внушающій къ ней особенное уваженіе и какъ бы подающій надежду къ разъясненію чего либо не вѣдомаго, не проникнутаго донынѣ, но бытъ можетъ, очень полезнаго для Исторіи -- опытной наставницы рода человѣческаго. И такъ, Вахтангъ, да повѣствуетъ.}: "Таргамосъ видя размноженіе потомства своего, избралъ для поселенія его земли, лежащія между горъ Арарата и Масиса. Но долговременное пребываніе при сихъ урочищахъ побудило его распространить владѣнія свои и раздѣлить окружающія ихъ земли между осьми сыновьями своими.
Для желающихъ знать составъ и начальное народонаселеніе тогдашняго Кавказа и края, нынѣ называемаго Закавказьемъ, я представляю извлеченный изъ Вахтанга и согласныхъ съ нимъ Армянскихъ историковъ раздѣлъ сыновей Таргамосомъ:
1-й. Старшій изъ нихъ Гайосъ, Haos, по Армянски Гайкъ, Haig, родоначальникъ Армянскаго народа, получилъ отъ Таргамоса половину владѣній его. Онѣ заключались между морями, нынѣ Каспійскимъ и Чернымъ, и граничили на Югѣ горами Оретскими, съ Мидіею; къ Сѣверу Кавказскими горами.
2-й сынъ, Картлосъ (см. В).
3-й. Бардосъ, Bardos, получилъ на Югъ земли, отъ рѣки Кура, Мтквари, начиная съ устья рѣки Бердуджи, до соединенія Кура съ рѣкой Араксомъ. Выстроенъ имъ городъ Бардави.
4-й. Моваканъ, Mowфсфт, выстроилъ городъ Моваканъ (нынѣ Нуха), получилъ земли, отъ рѣки Кура съ устья малаго Алазана, по Каспійское море.
5-й. Ликосъ, Lécos, принялъ въ удѣлъ пространство земель между моремъ Каспійскимъ и великою рѣкою (Волгой), текущею во владѣніяхъ Хазаръ и между ею и рѣкою Ломеки, (Терекомъ).
6-й. Эросъ, Héros, владѣлъ отъ рѣкъ Кура и истока Алазани на Сѣверъ до Ткетбамди, близъ нынѣшняго Телава; между рѣкъ обоихъ Алазанъ выстроилъ городъ Эрети.
7-й. Кавкасъ, Саусая, поселялся отъ рѣки Ламеки (Терека), до западной оконечности горъ Кавказа.
8-й. Эгросъ, Egros, получилъ земли, граничащія на Востокъ съ кряжемъ горъ Лих'-скяхъ, на Западъ съ Чернымъ моремъ и съ рѣкою малаго Хаэарета, (полагаютъ рѣка Кубань) подлѣ котораго оканчивается кряжъ горъ Кавказа. Городъ имъ выстроенный назывался Эгреси, послѣ принялъ названіе Бедіа.
-----
(В.) Картлосъ, Кагthlos, второй сынъ Таргамоса, родоначальникъ Картвелей, Картлосіанъ, народа извѣстнаго въ Россіи подъ общимъ наименованіемъ Грузинскаго. При раздѣлѣ съ братьями, Картлосъ получилъ въ удѣлъ земли, прилегающія на Югъ къ рѣкѣ Бердуджи, (нынѣ Дебетъ, Барчоло), и къ границамъ Эрети (нынѣшней Кахетіи); на Западъ къ озеру, называемому тогда моремъ Спери; на Юго-Западъ къ горамъ, изъ которыхъ истекаютъ рѣки, впадающія въ рѣку Куръ, между истоками которыхъ возвышаются горы Кларджета, и Тао'скія; на Сѣверъ владѣніе Картлоса примыкало къ горамъ Гаді'йскимъ, нынѣ Лих'скія, отраслямъ и части предгорія Кавказа.
Поселивъ на сихъ урочищахъ народъ, отъ него произшедшій, Картлосъ выстроилъ городъ Орбиси, "называемый потомъ Самшвилде, крѣпость Мткирисъ-цихе, нынѣ Хунани, и избралъ для жительства и главнаго поселенія своего гору, господствующую надъ широкимъ ущельемъ, или долиною, на которой рѣка Арагва, сливается съ рѣкою Куръ. Выстроенная на этой горѣ крѣпость, получила отъ соорудителя названіе: крѣпости Картлоса, Картлосисъ-цихе, а городъ, около ея населенный, принялъ наименованіе города Картли,
По кончинѣ Картлоса, эта же гора приняла и земныя остатки родоначальника Картлосіанъ и долго пребывала священною для потомковъ его.-- Они, въ чрезвычайныхъ случаяхъ, призывали имя могилы Картлоса во свидѣтельство, какъ поручителя, подтверждающаго справедливость ими излагаемаго.
-----
(Г.) Имя Картли, носимое городомъ, принято было вообще и всею страною, населенною Картлосомъ, въ память родоначальнаго образователя ея, и съ того времени неизмѣнно продолжаетъ именоваться Картліею, Сакартло, Сакартвело, равно какъ и обитатели ея носятъ и по нынѣ принятое прародителями ихъ наименованіе Картвелей,
Составъ первоначальной Картліи можетъ объяснить раздѣлъ владѣній Картлоса, произведенный вдовою его между пятью сыновьями ихъ.
1. Мцхетосъ, удержавъ надъ братьями своими начальство и право старшаго въ родѣ, оставался владѣтелемъ города Картли, выстроилъ близь него, при самомъ впаденіи рѣки Арагвы въ рѣку Куръ, городъ, носящій и по нынѣ имя основателя его, Мцхетъ {Чрезъ этотъ городъ пролегаютъ главный комерческій трактъ изъ Тифлиса въ Россію, и военно-грузинская дорога.}, и будучи главнымъ во всемъ поселеніи Картлоса, онъ отличенъ былъ названіемъ, Мать городъ, Деда-Калаки. Земли, лежащія на Западъ отъ Арагвы и теплыхъ водъ, (при которыхъ впослѣдствіи выстроенъ былъ городъ Тифлисъ), и тѣ, которыя находились также на Западъ отъ озера Фанаваръ, до моря Спира и до горъ, отдѣляющихъ Тао, отъ Кларжета, достались также во владѣніе Мцхетоса. Первыя урочища, т. е. между рѣки Арагвой до горъ Лихскихъ и Ташискара, онъ назвалъ внутреннею Картліею, Шида-Картли, а отъ нихъ до моря верхнею Картліею, Земо-Картли. Прочія земли, лежащія особо на Югъ отъ рѣки Кура, отдѣленныя поворотомъ ея на Востокъ отъ Эрети (Кахетіи), и граничащія на Югъ съ Самхетіею, и поселеніями нынѣ Татаръ Казахскимъ, а на Западъ съ владѣніями Ахал'циха, отличены были названіемъ нижней Картліи, Квемо-Картли.
По кончинѣ Мцхетоса, въ удѣлъ старшему сыну его Уплосу, досталась внутренняя Картлія съ городомъ Мцхетомъ; выстроенъ имъ городъ Урбписи, и высѣчена въ прибрежной скалѣ рѣки Кура крѣпость Уплис-цихе, (Господня), и по нынѣ удивляющая имѣвшихъ случай видѣть ея.
Второму сыну Одзрахосу, отдана была верхняя Картлія, заключающая нынѣ Самцхе, Гурію, Лагани, Шамшвети, Артануджи, Панаскверти, Олтисъ, Tao. Выстроенный имъ городъ носить имя его Одзрахоси, другія два Турахасъ и Цуиды.
На часть Джавахоса, третьяго сына Мцхетоса, поступили во владѣніе земли, на Западъ отъ Фанавара и на Востокъ отъ рѣки Кура до верховья ея; все это владѣніе приняло названіе Са-Джавахети, и вмѣщало города: Артанъ, Ерушети, и Кола.
ІІ-й сынъ Картлоса, Гардаваносъ, получилъ въ удѣлъ крѣпость Хунани, и земли, лежащія на Востокъ до рѣки Бердуджи; на Западъ до города Гадчіани; на Югъ до горъ, на Сѣверъ до рѣки Кура.
III. Кухосъ, получилъ выстроенный вдовою Картлоса городъ Садовъ, Бостанъ-Калаки, (Рустави), земли, лежащія между рѣкой Арагвой и Эретомъ и между горъ Кахетіи и прибрежныхъ рѣкѣ Куру.
IV. Кахосу, достались земли между горъ Кавказа и Кахета, отъ рѣки Арагвы до Ткетбамди. Имъ выстроенъ городъ Целти,
V. Гатчиносъ, получилъ крѣпость Орбизи и земли, отъ Сквирети, до верховья рѣки Абоци. Выстроенъ имъ городъ Гатчіани, который назывался также городомъ Звѣролововъ Санадиро-Калаки.
-----
(Д.) Фарнавазъ, основатель и первый царь Грузіи, освободитель родины своей отъ угнетательнаго самовластія А зона, правителя Грузіи, поставленнаго въ нее, подвластными силами покорителю тогдашняго міра Александра Македонскаго, завоевателями Персидской монархіи и окружавшихъ ея государствъ.
Со времени возведенія Грузіи изъ Мамасахліи въ царство и вступленія на престолъ Фарнаваза, Исторія Грузинскаго царства и линія царей, занимавшихъ въ немъ престолъ, являетъ уже болѣе постепенности въ историческомъ ходѣ ея. Періодъ тысячелѣтій, протекшій между первымъ Мамасах лисомъ Уплосомъ, сыномъ Мцхетоса, и между Фарнаваэомъ, первымъ царемъ Картліи, не представляетъ той постепенности, которая не обходима какъ при ознакомленія съ лицами, начальствовавшими въ государствѣ, такъ и со внутреннею частію управленія его. Правленіе въ Картліи было не единодержавное, а исполнялось посредствомъ избиранія каждымъ, нѣсколько значительнымъ поселеніемъ особаго для управленія собою старшины, отличеннаго наименованіемъ Мамасахлиса, (отца семейства, дома, поселеній). Изъ сихъ старѣйшинъ народа признавали старѣйшимъ, имѣвшаго мѣстопребываніе въ Мцхетѣ, какъ лицо, избираемое изъ первенствующаго и отъ самаго родоначальнаго поколѣнія, происходившаго отъ Картлоса; но предѣлы власти старшины Мцхетскаго, преимущества и вліяніе надъ прочими Мамасахлисами, въ этомъ, такъ сказать, семейственномъ, патріархальномъ правленіи, заключались только въ нѣкоторомъ родѣ оказываемаго уваженія къ главѣ первенствующаго семейства въ государствѣ и въ испрашиваніи отъ него, въ чрезвычайныхъ случаяхъ, совѣтовъ и патріархальныхъ увѣщаній, для примиренія возникшихъ въ семействахъ несогласій.
Періодъ отъ Картлоса до Фарнаваза, какъ замѣтно изъ самой Грузинской Исторіи, казался и для самыхъ историковъ какъ бы тѣмъ періодомъ, для опредѣленія котораго придумано названіе "періодъ вѣковъ Ироическихъ", и потому въ немъ изложено кратко, что мелочныя распри мелкихъ владѣльцевъ, разобщивъ единодержаніе, ввергли общую имъ отчизну подъ тяжкое иго правленія властей иноплеменныхъ. Скифы (Хазары), Персы и наконецъ Греки были, какъ бы поочередно первенствующими властителями и самыхъ Мамасахлисовъ и раздробленныхъ поколѣніи, поселенныхъ Картлосомъ. Шестое столѣтіе до P. X., ознаменованное вообще великими переворотами, потрясшими существованіе Государствъ и народовъ въ Азіи, имѣло, какъ замѣтно, вліяніе на усиленіе поселеній въ Кареліи иноплеменными поселенцами. Многіе изъ народовъ, тѣснимыхъ набѣгами многочисленныхъ полчищъ Кира, основателя Персидской Монархіи, оставляли отчизны.свои и искали въ неприступныхъ скалахъ Кавказа убѣжища отъ преслѣдованія завоевателя. Мамасахлисы, радушно принимали таковыхъ переселенцовъ изъ Турана, Хоросана и самаго Китая и отдѣляли участки земель, какъ для нихъ, такъ и для тѣхъ, которые прибыли впослѣдствіи изъ странъ противуположныхъ первымъ, испрашивать спасенія отъ Навуходоносора, поработителя царства Іудейскаго.
Скалистые берега быстрой Арагвы, до истока Свани, сокрыли новопоселенцовъ отъ преслѣдователей; первые же изъ нихъ, наполнивъ племенами своими глубокія ущелья на Западъ отъ Мцхета, выстроили и близъ него самаго Саркань, (Булатъ крѣпость), которая содѣлалась предмѣстіемъ Матери городовъ Кареліи. Между тѣмъ и разнородныя республики промышленной и уже просвѣщенной Греціи, заняли колоніями своими берега Чернаго Моря въ удѣлѣ, доставшимся, по раздѣлу Таргамосомъ сыновей своихъ, Эгросу, шестому сыну его, и въ участкахъ владѣній но ту сторону горъ Лих'скихъ, естественной грани, отдѣляющей и нынѣ Картлію-лйнери, т. е. Картлію, лежащую по сю сторону этихъ горъ къ Мцхету, отъ Грузіи Имери, начинающейся отъ тѣхъ горъ и опускающейся съ вершинъ ихъ къ Черному Морю.
Очень за долго еще до завоевателя Азіи, Александра Великаго, поселенцы Г реціи владѣли этою принадлежностію потомковъ Таргамоса, носившей первоначально въ память населившаго ея Эгроса имя Эгреси, Эгрели, М-егреси, М-егрели и Колхиды. Поселенцы въ Картліи -Амери сроднились съ народомъ, принявшимъ ихъ подъ патріархальный кровъ свой, и, соединенно съ туземцами, защищали отъ внѣшнихъ враговъ край, содѣлавшійся имъ роднымъ; но поселенцы въ Эгресѣ, какъ замѣтно, содѣйствовали болѣе единоплеменнымъ своимъ въ поддержаніи властвованія Греческаго начальства въ сосѣдственной имъ Амеріи; и особенно въ періодъ, предшествовавшій царствованію Фарнаваза, когда Картліл лишилась въ сраженіи за родину противъ воиновъ Александра, Самара, послѣдняго Мамасахлиса въ Мцхетѣ, и родоваго защитника правъ Картлосіанъ, и когда Картлія сиротствовала съ младенцемъ, сыномъ брата убитаго Мамасахлиса.
Младенецъ этотъ, соединявшій въ себѣ по отцу, кровь родоначальника Грузіи Картлоса, по матери -- Дарій, прежде могущественныхъ монарховъ Персіи, былъ въ эту тяжкую годину для Грузіи, скрываемъ нѣжною попечительностію матери въ неприступныхъ скалахъ Кавказа, отъ преслѣдованія свирѣпаго и самовластнаго Азона, правителя Грузіи. Мать юнаго Картлосіанина изыскивала всѣ средства изхитить изъ порабощенной родины отцевъ его, сына, не отрепавшагося уже слѣдовать за даровавшею и сохранившею ему жизнь; но предопредѣленіе готовило свыше въ сынѣ ея востановителя отечества своего. Оно открыло уже возмужалому Картлосіаннну въ отысканномъ имъ чудесно кладѣ сокровища и средства пріобрѣсть споспѣшниковъ въ высокомъ предпріятіи его. Насталъ часъ и племянникъ Мамасахлиса, носившій Персидское имя, Армазъ, предсталъ предъ угнѣтателемъ роднаго края, истиннымъ Фарнавааомъ. Имя это, или приличнѣе сказать достоинство, награда отличеныхъ славою полководцевъ Персидской монархіи, содѣлалось именемъ собственнымъ, достойно заслужившаго его. Азонъ былъ изгнанъ изъ Мцхета и предѣловъ его, и многіе изъ воиновъ, иноплеменныхъ сподвижниковъ, составлявшихъ охранительную стражу его, содѣлались воинами Фарнаваза. Кларжетъ и часть Греческихъ колоній въ Грузіи, одни лишь даровали изгнанному Греку убѣжище и возможность съ новою ратію за воевать государство изгнавшее его. Но Мцхетъ видѣлъ уже въ Фарнавазѣ будущаго царя своего.
Возвращеніе изгнаннаго военачальника Грековъ для завоеванія изнуреннаго имъ государства обратилось ему въ конечную погибель.-- Побѣжденный, преслѣдуемый всюду, палъ при Артани, въ постыдномъ бѣгствѣ изъ Картліи, призвавшей въ побѣдителѣ его Фарнавазѣ освободителя родины и перваго царя въ ней.
Фарнавазъ принялъ бразды правленія. Сроднясь посредствомъ брачныхъ союзовъ сестеръ своихъ съ сподвижниками, содѣйствовавшими въ его предпріятіи, владѣтелемъ Оссовъ, и Куджіемъ, владѣвшимъ частію Эгреса, избралъ себѣ супругу изъ владѣтельнаго на Кавказѣ дома Дурджака. Укрѣпивъ разрушенныя врагами крѣпости и города, онъ раздѣлилъ государство на воеводства или Эриставства и вручилъ каждое изъ нихъ правленію Эристава (глава народа), надъ которыми назначилъ Главноуправляющаго съ званіемъ Спаспета. Устроивъ благосостояніе подданныхъ своихъ, самъ государь, какъ отецъ и верховный судья народа, для сближенія своего съ нимъ, для познанія нуждъ его и для творенія ему суда и расправы, назначилъ себѣ срочныя мѣстопребыванія въ разныхъ частяхъ государства. Весною и осенью престолъ его пребывалъ въ Мцхетѣ, лѣтомъ въ эриставствахъ Кларджестскомъ и Эгрескомъ, зимою въ Гатчіани.
Сему основателю царства Грузинскаго, историки Вахтангъ и Вахуштъ приписываютъ распредѣленіе подданныхъ его на классы или сословія; опредѣленіе каждому изъ нихъ обязанностей и соотношеній между собою, и возведеніе въ сословіе дворянъ иноплеменныхъ воиновъ, прибывшихъ съ Азо немъ и перешедшихъ къ законному царю Грузіи. Аэна-уръ, званіе, какъ полагаютъ, носимое сподвижниками Азона, содѣлалось на Грузинскомъ, Армянскомъ и Персидскомъ языкахъ, отличительнымъ достоинствомъ, означающимъ "благородный". Сверхъ сего относятъ къ устроителю сего царства обращеніе вниманія его на очищеніе языка Картвелей отъ вкравшихся въ него словъ иноземныхъ; ему же приписываютъ, какъ уже упомянуто, введеніе въ отчизну свою письменъ: рука, почеркъ воиновъ.
Вотъ, по сказанію тѣхъ же Грузинскихъ историковъ, составъ тогдашняго царства Грузинскаго, раздѣленнаго Фарнавазомъ на воеводства или Эриставства:
Начальникомъ каждаго изъ нихъ былъ, какъ сказано, Эриставъ, главнымъ же начальникомъ надъ Эриставами былъ Спаспетъ. Въ это первенствующее званіе въ царствѣ возведенъ былъ царемъ зять его Куджа. Утвердивъ его Эриставомъ Эгреса, перваго Эриставства, заключавшаго въ себѣ владѣнія отъ рѣки Ріона до Эгреса, впадающей въ Черное море въ нынѣшней Мингреліи, и присоедини къ нимъ часть Абхазіи и Сванета, Фарнавазъ поручилъ ему въ управленіе области, носившія наименованіе Шида-Картли, простиравшіяся отъ рѣки Арагвы и Тифлиса до Тазискара и Фаравана, и составлявшія девятое приставство.
Второе Эриставство составлено было изъ областей, находившихся между хребтомъ горъ малаго Лиха по Черное море и впаденія въ него рѣки Ріона, т. е. изъ Южной Имеретіи и Гуріала. Въ этомъ Эриставствѣ, именуемомъ Аргветскимъ, по повелѣнію царя, выстроены крѣпости Димна, и Шоропани.
Третіе заключало въ себѣ земли Кахета, Кухета и Герета (нынѣшнее Ширванской провинціи).
Четвертое носило имя Гартабанскаго Эриставства. Главнымъ городомъ въ немъ былъ Хунани, а пространство отъ рѣки Бердуджи до Тифлиса и Гатчіана, включало въ себѣ нынѣшнія Татарскія дистанціи.
Пятое Самшвильде составляло владѣніе отъ рѣки Сквирети до горъ Абоскихъ и Таширскихъ, нынѣшнюю Сомхетію и Тріалетскую область.
Шестое заключало въ себѣ частъ области Джавахетской по протяженію отъ озера Тапаравана до верховья рѣки Кура. Главнымъ мѣстомъ было въ немъ Цуно, или Качта-цихе, (крѣпость Дивовъ), Кола и Артани) часть Ахал-цихскаго округа, входила также въ составъ итого Эриставства.
Седьмое находилось въ Одцрахсѣ и въ пространствѣ между Тазискара и Арсіапа, въ другую сторону отъ горъ до моря,-- нынѣшняя Гурія.
Осьмое состояло изъ области Кларжети, отъ Арсіана до моря.
Всѣ Эриставства имѣли подъ начальствомъ своимъ тысячниковъ и сотниковъ, управлявшихъ участками. Вообще родъ управленія государствомъ и провинціями былъ воинственный. Воины Азнауры составляли одно изъ почетныхъ сословій въ государствѣ; грамота и письмена народа носили имя почерка воиновъ; одежда народа и по сіе время воинственная, и, судя по этому краткому очерку, состава Картліи думается, что если онъ не представляетъ вполнѣ Исторію царства Грузинскаго, то объясняетъ, по крайней мѣрѣ, достаточно первообразный, послѣдовавшій и поднесь не измѣнившійся составъ основанія его -- воинственное свойство народа Грузинскаго. Изъ него вышло мало юристовъ; купцы и торговцы въ Грузіи -- Армяне.
Шестидесяти-пяти лѣтнее царствованіе Фарнаваза ознаменовано отличительнымъ вниманіемъ къ нему царя Сирійскаго Антіоха I. Сотера, нарекшаго царя Грузинскаго царственнымъ сыномъ своимъ и даровавшаго ему вѣнецъ царскій.
На могилѣ перваго населителя Грузіи, Картлоса, воздвигнутъ былъ первымъ царемъ ея идолъ, названный именемъ Армазъ, носимымъ въ юности Фарнавазомъ. Она приняла съ того времени имя горы Армаза, но царство и обитатели его сохранили и понынѣ священное для нихъ имя прародителя и преываютъ не измѣню -- Картли и Картвели.
Годъ вступленія Фарнаваза на престолъ Грузіи опредѣляютъ: