Возьмем систему строк; соберем все сказанное выше о тоне, словоразделе (дыхании пауз) и звуковой записи, и перед нами встанет строка неразложимый комплексом; отвлечемся от ее качественности (реальной тональности), обусловленной эвфонической данностью. Я знаю: нагрузка согласными изменяет ритм; и сочетание "убранство праздника" тяжелей сочетания "какие нежности" при однозначной схеме -- (U'U' UU); в одном случае -- 12 согласных; в другом -- 7; следует изучить фонетику совместно с физиком, физиологом, эстетиком и поэтом; необходимо, например, знать кривые букв; их знают инженеры, работающие над усилениями звука телефонов; и их не знают эстетики, спецы эвфонии; и оттого у нас нет эвфонических принципов; и оттого не может быть и эвфонической точной поправки на количество качёственно разнородных звуков; а вкусовые суждения не играют роли; ритмика, включившая эвфонию, стала бы эвритмией, вскрывающей в тоне тональность; и она исследованию загадана; но о ней говорить рано.

А потому сознательное отвлечение пока от всякой качественности (включая и рифмы) с моей стороны есть методическое ограничение для достижения предварительной точности {Приходится постоянно так отвечать в ответ на вопрос: "А почему вы упускаете состав звуков?" Этот вопрос -- не вопрос от науки, а от верхоглядства и снобизма, не более: в ответ хотелось бы спросить: "А как вы включите? На основании каких данных счислите?"}.

Итак, возьмем простую систему строк (с одинаковыми мужскими рифмами):

Чижик, чижик, где ты был?

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две --

Закружилось в голове.

Вот записи отметок, необходимые нам для счисления.

В первой столбце метрическая запись с разметкою пауз при неударных (подчеркивающих словоразделы); во второй столбце на соответственных строках и стопах отметка латинской буквой формы паузы; указатель -- знак и характер нечистоты; в третьей столбце числовая значимость строки; две черточки отмечают основной словораздел при ускорении; одной -- побочный; в отличие от "Ф" означает отличие темпа при "На | Фонтанке" от "Закружилась"; "в голове" адекватно "закружилось", а не "на | Фонтанке", ибо "в" не имеет гласной; после "в" не чувствуется промежутка, а после на он, хотя и весьма мал, но ощутителен {Номенклатуре и изучению всех видов паузных форм посвятил ритмический кружок не менее 8--10 заседаний; и способ регистрации пауз при ускорениях весьма точен и разработан.}.

Данные отметки индивидуализируют строки; больших отметок для нашей записи нам не нужно.

Три строки индивидуально построены; каждую вы найдете, например, в номенклатуре Шенгели: одна есть повтор; именно -- третья; повтор первой: "Чижик, чижик, где ты был?" и "Выпил рюмку, выпил две"; правда, в первой строке после первой стопы запятая, а в третьей ее нет; запятая посреди строчки подчас сильно меняет акцентуацию; и часто взывает к отметке, когда например, главное предложение, прервавшись придаточный, возобновляется; например: "Так злодей с зловещей шайкою своей",--

В село ворвавшись, рубит, режет....

Здесь при повторе слов Чижик, чижик" запятая играет другую роль; через строку ухо не слышит разницы в межсловесных перерывах "Чижик, чижик" и "выпил рюмку"; поэтому нет и отметки на запятую {Подробнее о знаках препинания в приложении No 1 (звуковая запись).}. Повторы строк, являясь опорами слуха, sui generis рифмы ритма; они более всего запоминаются; повтор строения, появляясь, например, через 7 строк, еще ощутим ухом; а градация контрастов, заполняющая пространство текста от второй до 7-й строки, интерферируется; ярок контраст двух смежных строк.

Градация строчных вариаций (стихотворение -- тема в вариациях) и есть живая диалектика, где повторы суть повторы когда-то данной тезы, контрасты -- антитезы, а взаимодействие их в ухе -- синтез; только три случая и может встретить слух, сколько бы строчных вариаций ни прошло сквозь ухо; и если мы можем иметь числовые отметки для трех этих случаев, мы можем иметь кривую ритма, т. е. графический метод записи, регистрирующий все оттенки и разности в строении (отягчения, улегчения, паузы, цесуры, знаки препинания и т. д.); важно лишь иметь уточнение и единообразие в записи слуха; при имеющемся у меня регистре раз'яснений трудных случаев записи,-- это возможно.

Удобно счислить повтор и контраст; повтор есть "ноль" контраста (фактически -- минимум контраста, принимаемый за ноль); в будущих уточнениях этот "ноль" может стать, например, каким нибудь 0,003 в отличие от 0,005; мы же пока берем первый и в редких случаях второй десятичный знак (когда он влияет на первый); контраст, или явное разнозвучание, в отвлечении для простоты от всякой качественности удобно отметить, как "1"; "единица" здесь значит: этот комплекс (строка) "как-то" иначе звучит, например:

Выпил рюмку, выпил две --

Закружилось в голове.

"Единица" -- не определенная мера, равная такому-то числу, а единица счета: "вот иная целостность", далее: "опять иная целостность" и т. д.: 1,1.

Вся суть -- в третьей случае; он и сложное, и чаще встречается; это есть отношение повтора к контрасту, где контраст есть контраст с предыдущей строкой, а повтор может лежать сзади и через строку, и через две, и через три, т. е. быть отчетливее и неотчетливее; в последнем случае перевешивает факт контрастности в синтезе уха; нас интересует, как, т. е. "во сколько) перевешивает: очевидно во-столько, во сколько дробь отношения от "0" к "1" ближе к единице, чем к "0". Есть ли способ определить это "во сколько же"?

В том, что покойный Баранов-Рем предложил простенькую формулку для такого счисления, он сдвинул вопрос о ритме с мертвой точки, пришивавшей его к метрической схеме; вот эта формулка:

(n - 1)/n

Здесь "n" -- порядковый номер строки с повтором; если повтор отделен двумя контрастами, "n" равно "3"; а "n -- 1" количество строк контрастных, лежащих между повторами; повтор через строку = 0,5; через две = 0,6; через три = 0,7; через 5 и 6 = 0,8; через "7", "8", "9" = 0,9; увеличению числителя дроби соответствует ослабление роли повтора во взаимоотношении; как и во всяком законе чисел, следование ему эмпирики слуха не идеально; с ростом числа начинается аберрация; фактический слух, например, уже 10-ую строку воспринимает, как контраст, а между тем она есть лишь "0,9" вычисления; и стало быть с 5-й, 6-й строки повтора приходится делать в сотых долях эмпирическую поправку на слух, и иные строки с 0,9 брать, как "1"; строки с "0,87", например, считать за "0,9", а строки с "0,845", например, -- за "0,8"; это обычная поправка на факт, с которой считается и инженер-техник; но в пределах первых шести строк числовые показатели вполне точно отображают сложение в ухе контраста с повтором.

Само собой разумеется: на числах я строю кривую взаимоотношения строк, как отображение живой диалектики ритма вне метрической формы; кривая выявляет счисленную композицию ритмического стиля, независимую от размера и всегда индивидуальную для того или иного стихотворения; ритм в ней, наконец, вынут из метра и существует в виде самостоятельной и от метра независящей величины; наоборот, метрическая форма, так сказать, восстанавливается в своей самости никто на нее не собирается посягать: "довлеет дневи злоба его". Ритм в кривой есть синтез диалектики всех строк во всевозможных их взаимоотношениях друг к другу, со своим резко и точно выраженный интонационным жестом, независящим от того, какой процент пэонов, спондеев, улегчений и отягчений его строю; но в нем -- все даже микроскопические особенности (не говоря о пэонах) взяты на учет; в кривой все точки ее в высотах взлета или падений определяются не наличием или отсутствием пэонов, или каких иных форм, а отношением типа строения строки к равной ей по типу, рассматриваемом в толще контрастов, в мощности толщи, их отделяющих; мы можем перегрузить строки всеми изысками "ритмических элементов" и -- что ж? Равно изысканные строки во взаимоотношении могут дать "ноль" {Наконец-то заботы о том, что "школа" моя де разрушает стих, могут опочить долгим сном, ибо целеустремление всего "Символизма", -- найдено: и оно не разрушает, а вссстанавливает.}.

С другой стороны: кривая на числах есть завершение индукции в законе, ибо эта индукция о ритме оказывается в соответствии с математический априори, диктующим ритму нормы, которыми руководствуется всякий аритмологический комплекс; кривая чисел, как мы увидим ниже, удовлетворяет и смыслу, соответствуя качественный образам текста; и эстетической потребности установить примат ритмической свободы без разрушения метрической формы, и основный принципам, руководящим точными науками: принципам математики.

Кривая исключает принцип с законом: эмпирическое апостериори с математическим априори, вопреки всем кривизнам ртов.

Должен сказать, что попытка провести формулку счисления сквозь опыт строк принадлежит мне; и то же -- о поправках; Баранов нашел лишь возможность к счислению.

После сказанного, легко счислить приведенное четверостишие: <Чижик, чижик, где ты был?". Первая строка -- теза, не контрастирующая ни с чем: О; вторая строка -- контраст (пэон третий с паузной формой "bс"); третья строка -- отношение контраста со смежнолежащей к повтору предпредыдущей; то есть:

четвертая строка (два пэона с паузой "b") еще не встречались; ей нет повтора; она контраст; так числа четырехстрочия суть:

0 + 1 + 0,5 + 1.

Я нарочно взял простейший случай слуховой записи.

Теперь я отмечу некоторые из необходимых поправок к принципу счисления, здесь показанному в общем виде.