Вот группа кривых, обозначенных буквами а, бе, ве, ге (см. чертеж No 2 на стр. 11 7).

Кривые счислены со стихотворении Тютчева; я подобрал не по тексту их, а но форме; форма -- перманентный под'ем (увеличению динамики столкновения строчных вариаций); даны в местах строчек строфные суммы; под'ем соответствует сердцебиению; сердце вполне неслучайно относится физиологами к ритмической системе; ритм -- конденсация глубочайшего бытия, определяющего сознание содержания.

Для простоты воспроизведена показан ракурс масштаба без сети делений; уровни соответствуют реальным высотам.

Рассмотрим кривые.

Кривые "а, ",б", "в", -- противопоставлены отчасти "г"; в первых трех -- равномерный под'ем; в "г" дана стационарность уровня первых двух строф; но основная тенденция -- взлет: увеличение строфных сумм; эти суммы для "а" суть 1,2 + 2,1 + 3,6; для "б" -- 1,7 + 2,2 + 2,5; для "в" -- 2,5 + 2,7 + 2,9.

Теперь о сюжете в связи с эмоциональным переживанием; стихотворения а, б, в, рисуют под'ем чувств при созерцании образов радостно-торжествующей природы. Стихотворение "а" -- "Сияет солнце, воды блещут"; "б" -- "Лист зеленеет молодой"; "в" -- "Восток белел"; общий тон "а", "б", "в" -- радость восхода жизни и просветленья души. Во всех трех стихотворениях конец есть раскрытие душевного содержания в ответ на расцвет природы: от природного расцвета к расцвету души.

Вот "а" (см. чертеж No 2).

Сияет солнце: во всем -- блеск и трепет (первая строфа с суммой 1,2); избыток жизни и растворенный любовью воздух (вторая строфа с суммой 2,1, т. е. со скачком под'ема на 9 делений); но -- в избытке упоенья нет сильней упоенья "твоей" улыбки умиленья (результирующая смысл третья строфа с суммой 3,6, т. е. со скачком под'ема, равного 15-ти делениям: большой скачок); скачок под'ема к третьей строфе равен скачку под'ема с первой на вторую "9", "плюс" еще "6" делений; это "+ 6" в линии под'ема -- под'ем под'ема; третья строфа подчеркнута интонационным ударом ритма; но и ее содержание -- сюжетно-смысловой удар:

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

"Нет упоения сильней" -- заострение смысла; кривая тут именно гласит: "нет под'ема выше". А смысловому "но и" как бы соответствует: мало того, что под'ем с второй строфы на третью столь же велик, т. е. берутся вверх те же 9 делений; "но и" в избытке под'ема прибавляются, так сказать, сверх комплекта шесть лишних делений; под'ем выражен так: 9 + (9 -г 6) --- 25 делениям не оборванного падением под'ема. Так, что и здесь имеем: 1) смысловой перевес -- третья строфа; 2) перевес под'ема -- третья строфа; 3) узор ритма и узор содержания налагаемы друг на друга.

Кривая "б": стихотворение "Первый лист".

Первая строфа: "Лист зеленеет молодой" картина зеленения; сумма 1,7; вторая строфа: зелень -- прозябшие грезы оголенных берез; сумма -- 2,2 т. е. -- скачок под'ема в "5" делений; третья строфа: воспета красота листьев -- победа жизни над смертью; сумма -- 2,5; скачок под'ема -- меньший (3 деления); диапазон под'ема меньше; и отстояние в под'еме к третьей строфе -- меньше; интонационно-ритмический контраст лежит на второй строфе; а смысловой? Тоже: раскрытие содержания -- в мысли второй строфы: о грезах березы, ставших листьями; слишком больших контрастов в линии под'ема -- нет; нет крутизны под'ема первого стихотворения, но и -- нет крутизны в заострении содержания: нет "но ц"; и -- "нет упоения сильней".

Интонация в ритме и в смысле -- одна.

Кривая "в" Стихотворение "Восток белел".

Первая строфа: восток -- белел; небо трепетало; сумма -- 2,5; вторая: восток -- алел; во взорах ее -- ликовало небо; сумма -- 2,7 под'ем -- "2" деления; третья: восток воспылал; ее огневые слезы умиления -- катились; сумма -- 2,9; т. е. -- тот же под'ем на "2" деления. Вся линия построена на равномерном прибаве "0,2 она математическая прямая, слегка наискось пересекающая среднюю горизонталь: редкий случай гармонического изменения высот; но и текст содержания редкий случай перманентного, без скачков, ровного просияния 1) неба, 2) души; небо востока дано в трех фазах: восток 1) белел, 2) алел, 3) вспылал; фазам зари соответствуют фазы "ее" душевного состояния: 1) молилась, 2) ликовало небо во взорах, 3) огневели слезы восторга; нигде нет перевеса в нарастании ее чувств; чувства ее загораются так, как небо: белеют, алеют, пылают; все стихотворение -- ровно усиливаемый параллелизм: душа как и небо. И математическая прямая восхода выражает это прямой поднятая без излома. Опять -- то же явление.

Кривая "г": "Овеян вещею дремотой" {Суммы строчных отношений для четырех приводимых стихотворений:

{"Сияет солнце", 12 строк, 3 строфы; первая строфа: 0 + 0 + 1 + 0,2 = 1,2; вторая: 0,6 + 0,5 + 0,5 + 0,5 = 2,1; третья: 1 + 1 +0,6 + 1 = 3,6.

"Первый лист", 16 строк, 3 строфы; первая (5 строк): 0 + 1 + 0,2 + 0 + 1 = 2,2; 2,2*4/5 = 1,7; вторая (5 строк): 0,5 + 0,2 + 1 + 0,5 + 0,5 = 2,7; 2,7*4/5 = 2,1; третья (6 строк); 1 + 0,6 + 0,9 + 0,7 + 0,6 + 0 = 3,8; 3,8*4/6 = 2,5

"Восток белел", 12 строк, 3 строфы; первая: 0 + 1 + 1 + 0,5 = 2,5; вторая: 0,7 + 0,5 + 1 + 0,5 = 2,7; третья; 0,7+ 0,6 + 0,9 + 0,7 = 2,9.

"Овеян вещею дремотой", 14 строк, 3 строфы: первая: (5 строк) 0 + 1 + 1 + 0,6 + 0 = 2,6; 2,6*4/5 = 2,1; вторая (4 строки): 0 + 0,1 + 1 + 1 = 2,1; третья (5 строк): 0,5 + 0,9 + 1 + 0,8 + 0,5 = 3,7; 3,7*4/5 = 3.}.

Здесь кривая резко отступает от приведенных трех первых; вместо перманентного под'ема уровней строфных сумм, эти суммы в двух первых строфах -- стационарны; линия между ними не под'ем, а горизонталь на уровне двух строфных сумм: "2,1 " и третья -- под'ем на "9" делений, дающая резко выраженный угол с горизонталью и этим явно противопоставленная первый строфам. В смысловой отношении наблюдается раздвоенно; описывается природа увядания, а не расцвета (стационарные уровни 2,1 и 2,7); описанию противопоставлен вывод и вовсе не тот, который можно было бы сделать из увядания, хотя и поданного светло, а -- обратный ожиданию:

Как увядающее мило,

Какая радость в нем для нас...

Смысл четвертого стихотворения так противопоставлен первый трем, как их кривые; там кривая -- стационарный под'ем; здесь стационарная горизонталь сламывается под'емом; контраст конца интонационно резче; но и интонация смысла ("какая радость в увядании") резче подчеркнута. Хотя -- увядание, однако -- какая радость; "хотя" -- горизонталь; "однако" -- угол, с ней образуемый; интонация, влагаемая кривой в текст, и есть вложение не вложенного в слова "хотя -- однако". В противовес трем стихотворениям, выше разобранный, кривая которых сопровождает природу расцвета взлетом вверх, здесь кривая, сопровождающая природу увядания -- не взлет, а горизонталь; взлет -- смысловое раскрытие картины (3-я строфа).

Общее четырех кривых -- в них нет спуска вниз (угла вниз); общее четырех текстов -- в них нет унынья, грусти; даже увядание -- радостно.