Исследование темы раз'ятием уровней углубило нам смысл понимания поэмы; и остраннило обычное обывательское представление; напомню, что это исследование не исчерпывает поэмы; оно -- первый шаг к усложнению толкований и к комплексации их; каждый уровень в соотнесенности с каждый уровнем выскажет нечто конкретное в понимании того или иного смыслового оттенка.

К сожалению у меня нет ни времени, ни, признаюсь, умения оперировать с комплексацией; но она -- возможна, схема ее мне ясна; и она, так сказать, подана в конце второго отрывка 4-й главы в виде таблички некоторых действий, посредством которых мы можем переходить от уровня к уровню; как средняя линия всей поэмы есть 2,6, исследуемое по уровням, так каждый уровень может быть выявлен в виде средне-арифметического двух других уровней; так мы можем, переходя от уровня к уровню и раскрывая уровень в уровнях, диалектически конкретизировать открываемый смысл в беге смыслов, в текучей, а не статической представляемости; следует предварительно хорошо освоиться с образами уровней и со смыслом, извлеченный из столкновения их (контекста).

Приведу здесь образчик (вполне неумелый) подобного толкования; возьму, например, уровень 2,3.

Напомню, что уровень 2,3 включает отрывок с Медным Всадником, сидящим спиною к Евгению; он подан простирающим руки над водой (последняя строка предыдущею отрывочка): "Вода -- и больше ничего):; далее: над ней, водой, -- Всадник: в этом же уровне дано: "Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна...". Диалектика уровней вместе с метафорой воли, как коней, уже прежде данный (в 2,4) заставляют видеть повелителем лезущих на приступ коней -- Всадника; третий отрывок с 2,3 гласит о борьбе челна Евгения с волнами: "И скрыться вглубь меж их рядами... готов был челн"; напомню, что ритмическая характеристика Петра, данная Полтавой есть 2,3, как и "Над Невою резво вьются" дает нам 2,3 для праздника Петрова (в средней); 2,3 уровня этим переброшено от данной поэмы вообще к Петру: дан Петр, как Всадник-Повелитель всех стихий, а стало-быть, и водяных коней, лезущих на приступ и топящих челн Евгения. Да, но 2,3 можно рассматривать, как средне-арифметическое отношение двух других уровней: (2,6 + 2)/2 = 2,3.

2,6 есть противоречие между стройностью града и необ'яснимым поступком Евгения, как тема поэмы, поданная в виде необ'ясненной тезы; "2" есть "ужасная пора"; (2,6 + 2)/2 означает: соединение нелепицы поведения Евгения с ужасной порой; но 2,3 получается и из другого уравненьица: 2,3 = (1,2 + 2,3)/2; 1,2 есть минимум; в нем разоблачен Всадник, как темная сила: "Ужасен он в окрестной мгле... Какая сила в нем сокрыта." А 3,4 есть действие этой силы; двусмысленное -- Россию вздернул на дыбы; и среднее меж ними 2,3; но 2,3 есть уровень первого появления Всадника в конце первой части поэмы. Две величины порознь равные одной и той же третьей, равны между собой; и мы имеем:

Равенство не изменится, если мы обе части его умножим или разделим на 2; и стало быть 2,6 + 2 = 1,2 + 3,4; противоречие между поведением обитателей стройною града, проще говоря, сидение с боязнью верхом на звере, в соединении с ужасной порой равно силе Всадника, устраивающею всей России "дыбы" (или... "дыбу"); этим уясняется уровень 2,3 во всех своих частях; если это касается отрывка, в котором Евгений борется с волнами на челне, то эта его борьба есть ужасная пора в стройно-строгом граде, равная соединению темной силы Всадника со вздергиванием на дыбы (или... дыбу) всей России.

Вот один из образцов математической диалектики, выражающей сполна возможный путь ритмической тематики, отстраняющей и вращающей рассудочный, понимаемый статически, т. е. нормально, смысл; я взял лишь один уровень; именно 2,3; и лишь кое в чем ретушировал его смысл движением по нескольким уровняй; но смысл каждого уровня -- двигаем, вращаем по всем смыслам.

Например: ужасная пора, или "2" есть среднеарифметическая величина из бессилия царя Александра (уже умершего -- явная "ирония"), страдания сумасшедшего Евгения и из торчащего, как "черный куст" домика, где обитала некогда Параша (номера с 3,2) и самовластия (0,8); она же дана и в другом отношении, как (1,2 + 2,8)/2, т. е. как отношение сложении ужасной силы Всадника с поворотом Невы на восток; но она же, данная, как (1,8 + 2,2)/2 есть отношение из сложений николаевского режима (1,8) и "ноябрьского хлада" (2,2): читай -- декабрьского и т. д.

Конечно, -- я неумело перевожу язык маленьких арифметических действий на язык смысловой; я хочу лишь показать, что смысл поэмы в ритмическом жесте текуч, динамичен, диалектичен и более богат, чем в обычной понимании не текучего, мертвого, склеротической) смысла. И особенно изящно определение всей темы-тезы, сидящей на средней 2,0 из сложения минимумов и максимумов.

"Люблю тебя, Петра творенье" в котором сидят верхом на звере и исчезают из дому равно: средне-арифметическому из дикого крика "Где же дом" из возгласов народа: "Увы, все гибнет" и из ужасного силой Всадника, мчимого неизвестно куда преисполненный огня конем.

Хорошенькая тема; в этой подстановке "Люблю тебя", равное сложению ужасной силы с криком ужаса "где дом" и "все гибнет", деленных на два.

Из этого вытекает, что для того, чтобы понять поэму, надо ее 2,6 умножить на 2, т. е. раздвоить в смысле; таким раздвоением является уровень 2, равный средне-арифметическому; 2--ужасная пора.

Нужно "Люблю тебя" (2,6) умножить на "ужасную пору"; неизвестное 5,2 прочесть как 4 + 1,2; 2,6 тезы есть 5,2/2 или x/2 * 1/2; "х" -- "Люблю тебя"; 1/2 другое -- "бегу из дому: сидеть на звере".

Несомненно, что два настроения подымались в душе у Пушкина, когда его перо выводило: "Люблю тебя, Петра творенье" и "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия".

Одно --

Итак, привет тебе, чума!

Другое:

Не дай мне бог сойти с ума!

Но жить с такими чувствами долго нельзя, что и доказал Пушкин.

Собственно мой показ кривой "Медного Всадника" мог бы и ограничиться этими немногими рассуждениями; они -- лишь намек на то, что данными разгляда кривых мы можем пользоваться и при истолковании текстов, и что такое истолкование не приводит к бессмыслице; контрапункту образов соответствует контрапункт уровней.

Остается лишь в заключению сделать краткий обзор кривой "В", т. е. бросить взгляд на последовательное течение в ней пунктов.

Бросим взгляд на кривую "Вступления" {Смотри чертеж кривой "В".}; она, собственно, ниже средней, достигая уровня 2,6 лишь в двух пунктах; т. е. она -- в сфере нижней темы; но нижняя тема, в свою очередь, не углублена, лишь в одной пункте достигая 1,8; среднее число суммы строчных "Вступления" 2,4, а среднее арифметическое число, т. е. число, отвлеченное от количества строк, строющих уровень отрывка, есть 2,2; среднеарифметическое число уровней одной нижней темы вступления 2,1; средне-арифметическое число уровней нижней темы в первой части есть 2; средне-арифметическое число уровней нижней темы во второй части 1,9; уровень средней в нижней теме последовательно опускается: 2,1 2 1,9; от 2,1, от 2,3, от 2,2 через спуск к (2,1 + 2 + 1,9) к 1,8; это на языке уровней значит: от Петрограда, Петра к Николаю и Медному Кумиру; и оттого-то тема Петрограда во вступлении, в четырех-отрывочном "Люблю тебя, Петра творенье" имеет антиномическое строение 2,6 + 2,1 + 2,2 + 2,2; да и тема "Прошло сто лет" "представлена антиномически: 2,6 + 2,4 + 2; от нормали обе темы идут к спуску; и в этом спуске как бы предзагадано опускание сквозь всю поэму уровня нижней темы, соответствующее видоизменению смысла "императорской" темы начинающейся "во здравие", кончающейся "за упокой"; от "Петра и града" (2,4) к парадам и праздникам (2,2); от праздников к -- "ужасной поре", к реакции (1,8) и, наконец, к "ужасной силе" Державна (1,2).

Теперь взгляните на кривую "Вступления", и она в своем жесте отразит свою тенденцию к спуску, хотя бы в линии уровня, 2,6 + 2,1 + 2,2 + 2,2 + 1,8.

Теперь возьмем верхнюю тему, вторую тему; во вступлении нет уровня превышающего нормаль 2,6; значит верхняя тема в ней отсутствует; в логике уровней это значит: в ней нет Евгения; но его во "Вступлении" нет. Средне-арифметическое отношение, построенное на уровнях второй темы в первой части есть 3,2; оно во второй части -- опять таки -- 3,2; 3,2 есть тема страдания Евгения. В первой части Евгений появляется на быстрых восхождениях; с 2,1 на 3,6 через градацию: 2,1 + 2,7 + 3 + 3,6; эта градация сопутствует Евгению; во 2-й части он является в 2,4 и взлетает к "4": 2,4 + 2,4 + 2,3 + 2,9 + 4,0; а если в кривой "В" взять коленчатое восхождение несколько ранее (с конца первой части), то имеем лестницу восхода: 1,4 + 2,4 + 2,4 + 2,3 + 2,9 + 4 {Смотри соотв. место кривой "В".}; эта градация чисел соответствует взлету эмоций: от заколдованности, прикованности (1,4) к дикому вскрику: "Где же дом?" (4).

Крик выделен в отдельную вершину кривой, построенную углом: 2,9 4 2,9 (бежит к судьбе -- вскрик -- "захохотал"); к концу второй части кривая "В" рисует интереснейшую схватку высоких и низких уровней, отсутствующих во "Вступлении" и рисующих схватку двух тем; в результате образуется "W"-образная форма: 3,3 -- 1,8 -- 3,5 -- 1,2 -- 3,4 -- 2,2; но здесь же и происходит схватка Всадника с Евгением: проснулся (3,3), всадник (1,8), узнал (3,5), ужасная сила (1,2), дыбы (3,4), "ужо тебе" (2,2); и эта схватка кончается бегством Евгения (1,8); он -- сражен; этой сраженности соответствует глубокая выемка кривой в конце 2-ой части, опускающаяся в регион первой темы и напоминающая жест спуска "Вступления". Тема Евгения, однако, вырывается к уровняй второй темы, достигая 3,2 и 3,1, но это победа чрез смерть.

Евгений побеждает своей смертью в нашем сочувствии ему.

Разгляд кривой "В" при твердой знании содержания уровней дает много поучительного и убеждает нас в основном факте: кривая ритма есть интонационно-смысловой жест.

В обнаружении этого смысла жеста и заключалось задание моего показа кривых: 1) мелких лирических произведений, 2) кривой целой поэмы.

Показ -- неудачей, быть может; быть может, бездарей я в нем.

Но я знаю, что тема моя талантлива.

Этим повторением афоризма Розанова я и заканчиваю свой очерк.