После-ньютоново время явило нам уплотнение ньютонианских теорий; теневая их эмблематика съела родину отражений; так самая краска, отбросивши тень (колебание) -- расплющилась под материальными ударами в тень... -- колебания.
Так была разъедена краска механической зыбью:--
-- "Искажение учения Ньютона началось постольку, поскольку символы, которыми он пользовался -- фигуры, лучи, -- осмысливались... в... грубо-материалистическом смысле" {GNS. IV Band, Z. А. 6.}.
Но еще плачевнее превращение Ньютоновой графики автором в "скрибику".
Подчеркнуто д-ром Штейнером: "смысловой" оттенок внесли-таки в Ньютоновы теоремы; и сознание масс понесло динамизм в смысловом этом виде; против этого-то оттенка и ополчается с Гете он, отмечая, что в полемике с ньютонианством не одиноким был Гете, а находился в союзе с знаменитейшим Эйлером (1703--1783) и группой сторонников Эйлера, хотя и сторонников "колебаний", но не... "Ньютоновых"47. Противление Гете тут не было противлением "дилетанта-поэта" трезвостям научных абстракций, не облекаемым в натурфилософские букли; восхищался Гершелем48 и Френелем49, с которым он все же не был согласен, научную постановку вопросов умел ценить Гете.
По отношению к ньютонианству он был серьезным противником; и вот -- краткое резюме противлений.
Огрубевали Ньютоновы символы в смысловых уплотнениях, разлагая связности между светом и краскою в чувственно-реальный процесс; улетучивалась идеальная значимость, так что Гетевы упреки понятны: засилие рациональной механики в мета-механической части оптических представлений50 в смысловом уплотнении гипотез тяжелило свободу течения непредвзятого опыта; "механические основоположения" a priori, одев маски сущностей, затуманили области, где, согласно градации Гете, механика теряет свой голос; в упорядоченной совокупности чисто оптических фактов механически-примышленно-приставленный голос внятному объяснению препятствовал. Гетерогенное объяснение при помощи механических примыслов к физиологической оптике51 коренится в том, что свет, краски и тьма здесь даны в восприятии; приложение постороннего примысла еще преждевременно; нарушается этим естественно лежащая грань; примышление гипотетической связи к цепи чувственных элементов допустимо при чувственной данности решительно всех элементов; только с чувственно-наблюдаемым колебанием допускаема краска в однорядно-связной цепи; но чувственных колебаний и нет в колебаниях, нам слагающих краски; стало быть: колебания примышляемы; ньютоньянство -- внутри восприятия; но к нему приставляет оно -- гипотетический мир.
Это значит по Гете: материю приподнять рычагом59.