Уважаемый автор тут Гете считает наивным; при бегание к фигуре "наивности" не толковое объяснение, а -- именно: прибегание; прибегание в этом случае -- бегство; особенно, если Гете мы любим, а он -- говорит нам: --

-- "He воображаю я о себе ничего относительно сделанного мною как поэтом... Но что в трудной науке теории красок в моем веке я один знаю толк, -- вот за это себя я ценю: сознаю преимущество перед многими" {GNS. IV Band, Z. А. 331.}53.

-- Гете просит нас: вникните, обратите внимание на детали моих обсуждений. А автор?

Отволокнувши к культуре любимое детище Гете, он в детали не входит, молчит; и от времени до времени цедит: --

-- "Гете мог... (будучи по природе своей... далек от логико-математических проекций)... там и здесь неверно взглянуть на данные"... {РоГ. 133.}

-- "Штейнер обрушивается против... физики, выдвигая... промахи Гете"... {РоГ. 67.}

Пусть бы он объяснил, в чем именно промахи: in concret о, в деталях; и этим бы согрел любимое детище Гете -- реальным к нему отношением. Гете ведь просит нас: --

-- "Не воображаю о себе ничего... Но в трудной науке... Разве мы не обязаны, написавши "Гете и физика", ради Гете о физике Гете ну хоть что-либо вымолвить.

Но автор бормочет: "Вот уже нечто словно антифиэическое" {РоГ. 126.}; и еще бормочет: "своеобразная "физика" {РоГ. 127.}.

Неужели все?

Все.

Д-р Штейнер нам говорит: --

Гете не хочет оставаться в наивности; он глубоко, подробно осведомлен о течении оптических представлений; и -- вставлено Гетево слово в тогдашнее ньютонианство; например: исходя из принципов оптики, заключал Ньютон о невозможности конструкции инструментов, производящих явление преломления54 без появления красочных граней; инструменты же обнаружены были; и Гете не пропустил без внимания этот факт: подчеркнул его и отметил; отозвался тотчас и вывел -- дальнейшие следствия55; так по мере возможности он все преломлял в своей орбите; и самая орбита эта, преломляясь, гранилась; в свете ее объяснимы действительно факторы механической физики; объяснимо и многое, что признается лежащим вне ее объяснения; например: спектральный анализ, характеризуемый ярко в духе Гетевьгх утверждений о свете; в интереснейших комментариях о крон- и флинт-гласе56, перед нами воочию проявилась любовь к Гетевой "физической" мысли.

Гете просит нас о внимании; и д-р Штейнер -- внимает; но внимание это невнимающий автор обращает только в... -- "таран" против физики, и выходит, что "ньютонианство" -- безгрешно.

Между тем: --

Не безгрешна и самая техника ньютонианского объяснения деталей... при помощи колебаний; многие из деталей отвергнуты Клингенстьерном -- в 18 веке; некоторые из деталей отвергнуты современностью; как то: независима от преломления меры мера красочной плоскости -- вопреки положению Ньютона; и -- так далее, далее.

Переменчив технический смысл ньютонианства; переменчив и технический смысл многих Гетевых утверждений -- в обратную сторону; он -- значительней, тоньше и гибче, чем это принято думать: в него надо войти.

Автор не входит.

Уважая признание Гете о том, чем была для него его "физика", д-р Штейнер пытается в ее духе и думать: оттого-то он уходит в детали, что она вся -- детали; в архитектонике всех ее мелкогранностей светит целое огромнейшей мысли; абстрагируясь от "слишком физических" тонкостей, мы, конечно, о целом не выскажем ничего, как... наш автор.

Вслед за д-ром Штейнером элегантный автор стрекочет ядоточивою "скрибикой": --

-- "Укор в отвлеченности, который мог делать Ньютону Гете, звучит из уст Штейнера только курьезно. Штейнер у, да еще вдобавок без особенной на то причины (ибо ведь он не вынашивал, подобно Гете, своей, никем не принимаемой и страстно любимой теории)сердиться и главное недоумевать...-- как-то не к лицу" {РоГ. 113--114.}.

Д-р Штейнер в ретуши подробностей оживляет Гетеву мысль, да так оживляет, что мысль эта освещает явления, не освещенные Гете; в ней светится и линия Фрауэнгофера и, как увидим мы, ангелы в ней ведут разговор; так что д-ру Штейнеру одушевление -- к лицу.

Более не к лицу мурроварение по адресу теории Гете у автора; он ее короткою фразою проволок до культуры; там, не объяснивши культурой, культурой... -- про плющил.

Унижает ли д-р Штейнер Ньютона?