В 1670 году были изложены взгляды на оптику -- Исааком Ньютоном57.
Боковая линия в физике вычертила горизонты открытий; в них подымался отчетливо "механический" Новый Свет58; перевернулись компасы: и увлечение механикой стало модою передовых пловцов мысли; следует проследить эту моду, так сказать, в ее status nascendi59. Она слагалась двояко: в мыслях и в опыте; мысли те опередили ход опытом, опыты полагая и опыты завершая; философская мысль была prius'ом60 механической мысли; и физический опыт завершался в post-fасtum61 механики; мысль, после-опытно примышляясь, до-опытно замышлялась в то время: философиями Декарта, Спинозы; естествознание проницали эти воззрения; и наука до-опытно, можно сказать, надышалась: механическим воздухом; цвет лица ее изменился; измышления сказывались и в примышлениях к опыту; философия на механике напечаталась; неискоренимо вливались тем смысловые оттенки (обратные после-ньютоновым, правда); оптика в это время слагалась в науку. Философия вливала в сознание механический взгляд на природу; природоведение в опытах и моделях отчеканило этот взгляд; но принципы взгляда, перелаявшись в чеканке, перевернули смысл взгляда в обратную сторону; философия механизмов, построил машины, пресуществилась машиной; и -- стала: философией от машины61; мысль, критически предестинируя механизм, в паровом котле изварила в детерминизм себя самое: рождением из котла и гибелью... в холодильнике. Так что следует здесь отметить: механический взгляд на природу до-ньютонова времени философскому расширению механики был в мотиве обратен. Энергичнейшим образом д-р Штейнер подчеркивает этот факт: -- методический механизм философии отделяет он от...
-- догматизма механики.
Вот что им сказано: --
-- Механический взгляд на природу возникал, собственно, для отделения духа, для спасения духа от его уничижения природою; по существу, нет границы между природой и духом; но распорядок природы и духа в категориальных отдельностях вырастает из способа рассмотрения самих фактов; необходимость этого семнадцатый век осознал, полагая природу отдельно и мысли ее бездуховно63; строй религиозных натур (как то, Бойль) положению этому вторил; механицизм слагался и рос.
Два течения поднимаются в физике и Ньютону предшествуют64; во-первых: влияние итальянцев -- Торричелли и Галилей; из академии, образованной во Флоренции, распространяют взгляды последнего -- друзья Галилея; и -- во-вторых: Кеплер, Кирхер, Декарт, -- то есть французы и немцы -- подымают свой голос. Звезду Англии зажигает Ньютон. Англия до него -- в ореоле французов; картезианство65 распространяется здесь, и радикально меняется здесь; счищены с него все критически утончения мысли, как и все утончения мысли ранее царившего Аристотеля -- в грубоватейшем формализме, убивающем все.
Тонкая разработка воззрений механицизма во Франции перерождается в аляповатость: Декарт ограничен. Многое толкуется в Англии ограниченно, в перевернутом виде; хотя бы: "nullius in vеrba" истолковано так, что с "verbis" идеализм упраздняется: почва для материалистических абстракций подготовлена этим; ньютонианские символы неизбежно поэтому в смысловых абстракциях раздуваются материально; и в теории света
к смысловым огрублениям сам Ньютон подал поводы; все-таки д-р Штейнер делает здесь отметку: 1) строй Ньютоновых представлений графичен66; 2) сам Ньютон "противился против грубо-материалистического истолкования графизма". Так комплекс механических представлений, разлагаясь в формализм, в пустоту испаряет идеи и сжимается комом материалистических догматов; этот "ком" впоследствии преподносится: в собственном виде и в привкусе; привкус "кома", собственно, опаснее "кома"; испарения привкуса, повисая над нами невидимо, в каждую минуту способны в своем алогичном сложении отвердеть и... упасть на затылок: подобием Молешотта67 Гете считается привкусом: привкусом этим полемика его разогрета.