Характеристика установила, что --
-- природа и дух -- категории;
-- "одухотворением природы боялись натурализовать дух" {GNS. IV Band, E. А. 226.},
-- до Канта был взгляд на проблематичность механики;
-- "с формулами, как с... сутью, мы не должны оперировать" {GNS. III Band, 430.}.
-- Ньютоновы формулы только символы.
-- Наличность проблематизма механики в характеристике д-ра Штейнера установлена прочно; и установлено: проблематизм коренится в априоризме понятии:
-- "Рядом с механикой эмпирической... существует механика рациональная, которая, исход я... из природы механических основоположений a priori, выводит необходимость законов" {GNS. I Band, LXXIII.}.--
-- Так говорит д-р Штейнер; и переходит: к вскрытию механических категорий у Канта; наличность ограничительной линии -- теоретико-познавательный механицизм -- опять-таки налицо.
Автор же, вопреки градации механицизма Декарта, Ньютона и Канта, блистает наветом:--
-- Итак, Штейнер не подозревает о возможности критического механицизм а68; поэтому поет хвалу Гете" {РоГ. 133.}.
Великолепнейшее "и так"; оно -- приговорное.
Великолепнейшее "и так", где ваше "так"?
Страницею ранее:
"Штейнер знает... только механицизм грубый" {РоГ. 132.}.
То есть, вы -- утверждение?
Обвинение попросту голословица, -- не устанавливает ничего, но отсылает к странице: 196-й из GW.
196-я страница кончает главу, в которой излагаются воззрения Гете: на странице же напечатана всего одна фраза, названная рассуждением "по поводу механического представления"; вот -- фраза:--
-- "Гете постольку обращается к механическим представлениям, поскольку это ему заповедано... наблюдением" {GW. 196.}.
Как -- все?
"Где же "рассуждение", из которого явствует акритический механицизм? Механике д-р Штейнер посвящает статью69; из его разбора Оствальда, Кирхгофа, Гельмгольца ничего такого не явствует; из комментария к текстам явствует приведенная характеристика: механицизма критического и механицизма наивного; и в статье, и в комментариях к тексту действительно рассуждения напечатаны; на 196-й странице "GW." рассуждений нет: есть -- короткая фраза. Между тем обвинение строится на утверждении, отсылаемом к фразе, названной "рассуждением" и излагающей Гете (при чем д-р Штейнер?), -- оно козырь главы: "Витализм, эволюционизм, механицизм и метод Гете"; к обвинению стекается первый "S"70 и от него бросается на все дальнейшие пункты инкриминационный рефлектор. Обвинение же заострилось в "итак": "итак"-- выдернутое дреколье; большинство обвинений -- "итаковы" (из Итаки, должно быть, возобновляющей в памяти мною71); утомляет обилие их; просто не знаешь, что делать: отовсюду лезет "и так": шелестение, скрипение неприятнейшим сквознячком набегает читателю в ухо, слагаясь в наветики, архитектонически недурные, при условии, что читатель в понимании "проблем" туговат, в д-ра Штейнера не углублялся, конечно, и поэтому заразим гомерическим хохотом и прочими атрибутами мифологии; перед ним балуется автор; и на приливах лукавого баловства правит челн к мифологеме: к Итаке.