Характеристика световой теории Гете ее выносит за грани природоведения наших дней; характеристика эта гласит: центр теории Гете идеалистично-конкретен; чахоточная абстракция непонятой философемы Платона и раскаленно-сухая рассудочность Аристотелева единства у подлинных Аристотеля и Платона пересекаемы в конкретности Гетевых идеалистических построений71; в корне единые, Аристотель, Гете, Платон, к разнообразному обращают воззрения; разнообразны их интересы; и оформление интересов разнообразно у них; корень их в конкретности идеалиэмов срастается; у одного положена идея в явление, у другого идея в явлении зрима73; один другому предшествует в его воззрении на краску74; другой склоняется перед третьим; все три -- в одной линии; многообразным разрывам идей -- в явлении и понятии, в материи и основе, в мысли и опыте, в рационализме и материализме -- противопоставлены трое: Гете, Платон, Аристотель.
В световой теории Гете идея (свет) во всеобщем (свечении) сквозит нам в явлении (красочности). В проникновении мы, по д-ру Штейнеру, ищем явление, в котором "мы бесконечное постигаем воистину" {GNS. III Band, 321.}.
Какое же проникновение раскрывает идею в явлении?
Д-р Штейнер нам отвечает:--
-- "Проникновение символическое" {GNS. III Band, ibid.}75.
Символ по д-ру Штейнеру?
Он не --
-- "ищет для явления чувственного выражения в понятии рассудка" {GNS. III Band, ibid.}.
Выражение в понятии рассудка есть аллегория.
"А плеторическое от символического строго отделяется Гете" {GNS. III Band, ibid.}. Всеобщее (universalia), соединяющее идею с явлением не в понятии рассудка, но в разуме, то есть в круге понятий, эмблематизнрует символ, то есть дает нам теорию76.
Так какое же знание есть знание о всеобщем в явлении?
Д-р Штейнер нам отвечает:
-- Знание о всеобщем в явлен для Гете есть метафизика" {GNS. IV Band, Z. A. 369.}. Световая теория Гете, определимая в терминах характеристики, данной нам д-ром Штейнером: --
1) в ядре -- оккультична;
2) в градации, то есть круге понятий, -- эзотерична;
3) в universalia градации -- метафизична;
4) внутри каждого из градационных рядов -- методична, рассудочна.
То есть она: плюралистична (градационна), дуалистична (эзо- и эк-зотерична); теоретически метафизична (монистична) и символична, конкретна (антропософична).
Плюро-дуо-монизм отмечает ее.
Она методична:--
девять методов ее одевают и из нее высекают: девять типов несоизмеримых друг с другом понятий, выявляемых из этого облечения (Хроматический праксис).
Она метафизична:--
-- девять типов понятии собираются монистическим девятикружьем системы (Архитектоника).
Она эзотерична:--
-- девятикружие, вращаясь друг в друге, каждое из своих понятий проводит по всем понятиям всех в движении данных кругов; и новые высекаются смыслы; в каждом понятии происходит непрерывное нарастание смысла: метаморфоза понятий (Хроматософия).
Она оккультична:--
-- нарастание, превращение и взаимное преломление смыслов соединяется в центре: центр этот -- "духовное око" (Антропософия). Так она выглядит в градации д-ра Штейнер а, характеризуемой ниже.
К ней мы вернемся.
Уважаемый автор признает метафизичность теории света у Гете77, сочетание ж "плюро-дуо-монизм" признает он условием символизма71, то есть он с д-ром Штеинером совпадает словесно: далее он теорию света не определяет никак, а д-р Штейнер уходит -- в детали теории и дает: точную формулу разделения теории Ньютона и Гете.