Вот эта формула:

Гетево освещение правдиво, идеалистично, конкретно; Ньютоново дано в эмблематической формуле механической графики.

Физико-механические категории нам рисуют систему природы, где она -- механизм; Гетево воззрение тут дает: девять кругов освещения, то есть систему наук, в одном круге которой природа взята механизмом; в этом круге Ньютоново освещение краски допущено.

Нераздельная целостность систематического освещения раздроблена в освещении ньютонианском; дробить -- понятие рассудка; понятие здесь берется вне круга: экзотерично понятие. В освещении же Гете многоразличие понятий, в многокружии их создающих методов, преломимо градацией, строящей многокружие; и -- философично оно: "здесь вступает философ", говорит д-р Штейнер, "...он охватывает прото-феномены и оплетает их... идеальною связью"; метаморфоза понятий уясняет единство градации; понятие вступает здесь в живой круг и, уясняяся в круге, становится эзотерическим.

Освещение ньютонианское, будучи экзотеричным, условно; Гетево, оставаясь конкретным, в разуме просвещает методику рассудочной графики; то есть: дает оно правдивейший образ.

Оттого-то Ньютонова краска абстрактна и гетерогенна природе; Гетева краска жива и дана в колорите; краска у Ньютона -- количество; Гетева краска есть качество, данное в восприятии, освещаемом эстетически и углубляемом философски.

Объяснимая в одном, единственном круге, оттого-то Ньютонова краска не ведает методических различений; Гетева дана в градации различении.

Ньютонианская точка зрения in concreto стирает различие между краской и светом; свет, будучи смешением красочных светочей, существует в них именно; Гетев свет есть единство. Тьма у Ньютона -- ничто; у Гете же она -- "нечто" (и именно: она есть материя)79.

Красочность у Ньютона выявляема механически; Гетева краска есть синтез.

Размышления эти сопровождает пространнейший комментарий, преломляющий in concreto формулу разделения: Ньютона и Гете. Разделение это проводится на фоне истории оптики, на фоне теории красок у предшественников Ньютона и Гете; затрагиваются взгляды здесь: Кларка, Мушенбрука, Мариотта, Мальбранша, Кастеля, Лихтепберга, Ламберта, Нюгэ, Шерфера, Франклина, Бюффона, Вестфельда, Гершеля, Марата, Роберта Дарвина, Менгса, Гюйгенса, Блэра, Дрейера, Беккерелл, Араго, Эйлера, Пуркинье и т. д. Говорится пространно и о различных цветах (белом, сером и черном; красном, желтом, зеленом, синем, голубом, фиолетовом); радуга красок in concreto проходит пред нами -- в освещении разделительной формулы.