Вооруженье сознания предохранило бы рыцаря от подмены; а то разложенье -- закон. Рыцарь, ранее сроку поднявший свой меч, -- Арлекин.

Он мечом деревянным

Начертал письмена.

Восхищенная странным

Потуплялась она.

Восхищенью не веря,

С темнотою -- один --

У задумчивой двери

Хохотал Арлекин242.

Дверь -- пороги духовного мира, к которым нет доступа; здесь, у порогов -- разбитие образов; образы света становятся ночью; и далее -- нет их.

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари,

Как память близкого недуга,

И верный знак, что мы внутри

Hepазмыкаемого круга243.

Это -- образы первого тома: второй лишь выводит последствия; имагинацию воды, у тайны порога нам должно разбить; если нет, -- то они загнивают, как воды болота; буйственности имагинации -- буйственность крови, забившей в струе инспирации, озонного, горного воздуха; надо уметь отделиться от крови, всегда заслоняющей пневму моделями физиологических кореллатов; и образ духовный дробится в безобразность отвлеченных понятий (в "неразмыкаемый круг") и в "болото":

Мое болото их затянет:

Сомкнётся мутное кольцо.

Посмотрите ж: Царевна покатится вниз; вот -- наклонная плоскость ее превращений: она обернулась волшебницей; белые птицы -- лишь вьюга:

Ты в белой вьюге, в снежном стоне.

И "Белая, Ты в глубинах не смутима" -- где, где? Вот навстречу выходит лишь девушка, сопровождаемая белой ладьей (белый цвет -- Параклетов):

За тобой -- живая ладья,

Словно белая лебедь плыла.

Белое сходит на землю ладьею и платьем (в горах оно -- трепеты света). Там --

Вдохновительно молчанье

И скрыты помыслы твои,

И смутно чуется познанье

И дрожь голубки и змеи 244.

Как у Владимира Соловьева:

Нашу голубку свяжите

Ярыми кольцами древнего Змия245.

Связыванье "Царевны " явленьем -- закон, точно ведомый гнозисом: здесь приставляется Фафнер к Брунгильде; здесь ярые кольца -- "огни " (заклинание огней). "Она" -- "я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив"; где же птица из Синего Ока?

Очертание белого стана.

И платье здесь -- "белый намек" на плескание белоперого света; остался лишь "белый цветок". "Безысходно туманная ты предо мной затеваешь игру"; она -- связана кольцами Логе-Люге: "Голубке привольно в пламенных кольцах" (Вл. Соловьев): спит во лжи:

Как ты лжива и как ты бела,

Мне же по сердцу белая ложь246.

Не по сердцу ложь Зигфриду, вырвавшему Брунгильду из царства огней; он есть "Я", самосознание, вооруженное мечом или гнозиСом; вооружения нет у А. А.; и великое совершить -- нет, нет: "Будет день -- и свершится великое, чую в будущем подвиг души".

В настоящем, поэтому -- разложение образа Ахамот, или Царевны-Голубки, в просто безликую и в просто девушку безысходно туманную, белую, сонную, лживую; развоплощение в безобразность Ночи, и оплотненье в "как все",

Ты покоишься в белом гробу.

. . . . . . . . . . . . . .

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой.

Остальное -- бездонная твердь

Схоронила во мгле...247

Разделение в образе Юной Голубки -- отчетливо: лейтмотив темы Ахамот, гармонически расслоен.

Во втором томе эта Белая Голубка уже является королевной забытой страны:

Королевна забытой страны,

Что зовется Ночною Фиалкой.

Но то -- "аллегория", которой украшена "некрасивая девушка":

Некрасивая девушка

С неприметным лицом.

. . . . . . . . . . . .

И еще, я наверное знаю,

Что когда-то уж видел ее,

И была она, может быть, краше,

И, быть может, грустили когда-то,

Припадая к подножьям ее,

Короли...*

* Ночная Фиалка.

Посерела Голубка, имагинация, не отвергнутая у порога законом пути; " умирает совсем некрасивая девушка":

Она веселой невестой была,

Но смерть пришла. Она умерла.

Ярость древнего Змея над Нею исполнилась: "пьяный красный карлик", не дававший проходу ей ("девушке страшно") , совершает "ужасное дело": "Безобразный карлик занят делом". Совершив это дело, ее покидает: "Плывут собачьи уши, борода и красный фрак..."

"Девушка... очнулась от сна..." "Стыдно возвратиться с дьявольским клеймом". Паденье Голубки -- в замене в ней белоперого трепета белою ложью красивого белого платья:

Моя невеста картонной была.

("Балаганчик")

Белое через все просеренья становится черным. И это -- предвидено: стихотворенье, выражающее надежду словами "на утро ввысь пущу мои крики, как белых птиц " обрывается:

До утра -- без солнца -- пущу мои крики,

Как черных птиц, --

-- потому что:

Во сне и в яви -- неразличимы

Заря и зарево248.

Пути гнозиса вовсе не в том, что -- являются образы: в том, что они -- различаются: зори духовного света всегда отделимы от зарева физиологической жизни, где вытравлено содержание образов, где -- оболочки:

Там ветер треплет пустой рукав.

За подменой стоит Подменитель:

Берегись, берегись, -- над бургосским путем

Сидит один черный монах.

Он у Блока засел над "бургосским путем" в первом томе уже;

Мой страшный, мой Близкий -- черный монах... 249

Кто же Он? Страж Порога.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приближение к Ликам вне твердой духовной работы -- сжигает подменою пыла томлением адским, которое есть одежда убитого Несса: и -- жжет, прилипая; и слишком близко увидевший дух, но не вставший на путь, переживает лишь муки. Уже не поэт (вместе с тем -- не провидец) он -- слепнет; преданье седой старины нам выводит "слепого" певца: рокового слепца, кого водят, кто -- нищий; лишь в песне порой разверзаются очи его; таков теперь Блок.

Чтобы стать певцом Духа горного, сперва надо в жизни ослепнуть (ослеп же Мильтон250); отступить от порога, по-новому выступить в жизнь; но выступление -- из внутренних нужд: шаг "во внутрь"; голос мудрости соединяет нам внешние выступы с тайным отступом; отступники следуют в выступах неотступно пути; соединение внешнего с внутренним -- ступает Судьбою: обставшие образы -- внешние знаки Судьбы (появление "ведьм").

Рыцарь Дамы с распадом Дамы -- распадается: два двойника начинают свой спор: то -- остряк, утверждающий: "In vino Veritas"; то -- мистик, которого голова провалилась в сюртук; и духовное знание изображает тут первые ритмы Порога: явленьем Видения и Смерти.

Виденье и Смерть!

Первый том весь -- Видение. Смерть -- том второй.

Они связаны. Смерть и Виденье даны в одном звуке:

Предчувствую Тебя... Года проходят мимо

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Написавший стал "мистиком" после; каламбурный остряк написал "Балаганчик"; но -- столкнуты в Третьем; он -- ищущий, все еще, -- вопреки "остряку", вопреки провалившейся голове, или Храму Премудрости ("Церковь упала в зацветший пруд", или -- "небо упало в болото").

Отступая от тайны Порога по-новому вновь выступают в обставшую жизнь: Александр Добролюбов, Толстой251, Августин252 и Франциск253 (выступал тоже Фауст) переработать свой порог. Отступает и Блок; тут порог ему видимый, отображается внешне: порогом реакции (и Франциск и Толстой перед проблемой социальной стояли: она -- коллективная карма); он видит -- глубокие корни проблемы; и -- упирается: в задания революций; Фауст пытался через смерть подойти к Неописуемому Виденью, он пережил in concreto в себе социального человека; Неописуемое Виденье, видимое одному, станет явью для всех лишь тогда, когда снимутся три порога реакции: политической, социальной, духовной; весь мир матерьяльный -- реакция Духа; он -- остановка развития у Духов. Индивидуально: реакции отражаются: 1. в косностях быта, 2. в его подоплеке (среде социальной), 3. в реакции "Я", остановленного Люцифером254, завороженным красивостью прошлого: -- кончить с коснеющим "Я" -- первый шаг к Революции Духа; террористический акт над собою самим есть начало пути.

И вне этого -- Она в маске; и маска та -- малое, косное "Я" (иль -- "буржуй" в нас). И Дама -- не "рыцаря": Храма, Иоаннова Здания. В месте Виденья Блок себе снится в грядущем своем; и -- в Иоанновом Здании ("я их хранил в пределе Иоанна")...

Я -- меч, заостренный с обеих сторон.

Я правлю, Архангел, Ее Судьбой266.

Штейнер указывает: Ангелы суть хранители индивидуальных Судеб; судьбы народа же охраняют Архангелы; Судьбы Человечества -- в лоне Начал; так что: сын Человеческий связан с Началом; и -- Сын Народа, Народник, -- с Архангелом, Духом Народа.

Душа мировая является Блоку в двух ликах пока: его личною Музою (ангелически), и -- Душой Человечества. Архангелически -- нет, не появлялась Она, и не мог он связать свою Музу с Ней -- подлинно: связь -- через Народ. И свидание третье -- должно быть, как встреча с Народной Душою.

Я правлю. Архангел, Ее Судьбой

-- значит: судьбы народа зависят от действий Народников -- тех, кто мощью расширил сознанье свое до конкретного отражения индивидуумов Народа: раскрытые книги они; их читает -- Архангел; тут следует отделиться от личности: похоронить себя в смерть; и -- воскреснуть; в законы пути. Мировое Виденье -- София. Индивидуальное -- Ахамот. Отношение к ней в коллективе народа -- явленье России.

О, Русь моя, Жена моя -- до боли,

Нам ясен долгий путь256.

Александр Александрович -- оставался максималистом; он -- разбил до конца образ Музы; и -- образ Небесного Купола, или -- бумагу, которую Арлекин протыкает: Виденье ушло; Муза-девушка -- серо угасла:

Конец предназначенный близок:

И война, и пожар впереди257.

Тут начало его политически-социальных стремлений -- в огромнейшем смысле: в духовном.

И -- тяга к "народу":

Люблю Тебя, Ангел Хранитель, во мгле,

Во мгле, что со мною всегда на земле.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

За то, что нам долгая жизнь суждена,

О, даже за то, что мы -- муж и жена!

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

За то, что не любишь того, что люблю.

За то, что о нищих и бедных скорблю.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отомстить малодушным, кто жил без огня

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кто хочет за деньги лишить меня дня.

За то, что я слаб и смириться готов,

Что предки мои -- поколенье рабов 258.

То -- его выступление (от порога: в революцию).