О, как удивителен переход от "Нечаянной Радости " к "Маске", где в самой пучине погибели -- новая радость.

В "Нечаянной Радости" новы и краски природы, -- и краски души по сравнению с первым томом; и то же по отношенью к "Нечаянной Радости" -- в "Снежной Маске". -- Опять перемена: в эпитетах, в ритмах, и в звуках, и в красках; там -- "золотистая осень разлук" есть связующий центр меж томами; здесь -- ветер, поднявшийся быстро в "Нечаянной Радости", переметающий в "Снежную Маску" и крепнущий вихрем и холодом: дождик, не надо накрапывать! Ей, развевайся туман! Уже сыпался снег по пространству "Нечаянной Радости". Он теперь здесь -- метелица; ветер имеет свой звук: это -- глас роговой, сотрясающий ночь; нет болота, полоски зари, лиловато-зеленого тона, тумана и серости; слово "серый" исчезло в ночи черно-синей; и -- синей -- стихия, соединившая три этапа, -- вода, -- как она изменяется!

Мы живем в старинной келье

У разлива вод:

Здесь весной кипит веселье.

И -- река поет208.

В стихотворениях первых вода разливается: вешняя, шумная, чистая; в "Нечаянной Радости" она преет в затонах, в запрудах, в болотах иль бесится бурею в море; в "Снежной Маске" она -- снег, лед и прорубь, струящая пар; она -- скована льдом; и -- "злая вода"; и, опять-таки, -- "злая"; воды-то и нет: снег и лед; все -- меняется; ветер меняется тоже; поднявшийся в серых туманах "Нечаянной Радости", -- затрубил рогом он, взвился вихрями в ночь; ветер вспыхивает не сразу в "Нечаянной Радости", а приблизительно, -- с середины, крепчая к концу: --

-- "Трепли волосы", "ветер... пьяный", "раздуй паруса", с ветром борешься, "ветер ломится" в окна, уносит дымки из трубы, "с легким треском рассыпался ветер", просторами "гнет" он "кусты"; и порой оснежается: "Ветер! О, снежные бури!"

-- Таков он в "Нечаянной Радости". В "Снежной Маске" --

-- еще того чище: --

-- "взвихрил" он снега, "звезды гонит", и тучи срывает с небес; все срывает; он "бросил нас в бездну", "звезда... понеслась" в "вихри снежные" северной ветре иной ночью. В "Нечаянной Радости" он -- охватывает; здесь он схватывает все, что есть (звезды, тучи, снежинки, поэта); и -- гонит: в бездны; несется стремительно в ночь все, что есть: небеса, звезды, маски, обличия, милая, -- все несется; динамика -- невероятна; спирает дыханье: --

-- "Мгла взвилась", "Мы летим" там, где искры несутся, "взвилась", "сорвалась", "уносились", "настигла" и "опрокинула свод"; "и звезда за звездой понеслись"; и неслися "года", и "летели снега... налетающей ночи", "и мы понеслись", "лететь стрелой... в пропасть... звезд", "улетел", времена "быстролетны", "летели", "ладьи... пролетели"^ "летите", "лети", "настигай ", "догони", полет переходит в безумие повелительных наклонений и в требование бросаться туда и сюда в бездне звездной: --

-- " Глядись, глядись", "обрати", "опусти", "укроти", "закрути", "вейтесь", "плывите..." вздохните, глаза "опусти", "дай", "пробудись", "исцелись", "покорись", "оставь", "прости", "восстань" --

-- совершеннейшее безумие повелений безумствовать, переходящее в угрозу:

Рукавом моих метелей

Задушу.

Серебром моих веселий

Оглушу.

На воздушной карусели

Закружу.

Пряжей спутанной кудели

Обовью.

Легкой брагой снежных хмелей

Напою209.

И остается одно: "лететь стрелой... в пропасть"; и все -- пролетает; и -- носится в пропасти, перегоняя друг друга; "колеблемый вьюгами Рока, я взвиваюсь, звеня..."

Вот и двинулась обыденность; пошел --

Бирнамский лес

На Донзинан.

Вьюги Рока подкрадывались в "Нечаянной Радости"; в дальних полях хохотал "Невидимка"; ну вот и подкралися; и Невидимка теперь обнаружит свой лик: снимет маску; но маска та -- "мир"; мир стал снежною маскою; весь перевеян он бурей снежинок -- куда?

И снежных вихрей подъятый молот

Бросил нас в бездны...

То -- молоты Рока, которого звуки еще раздавались в "Нечаянной Радости" издали голосом меди и звоном с болота.

Звезда за звездой

Понеслась,

Открывая

Вихрям звездным

Новые бездны210.

Вскрывается смысл роковой неизбежности: смысл -- не земной, хотя Рок ударяет нас глыбою земляною; смысл -- бездна небесная:

Открылась бездна: звезд полна.

Звездам числа нет: бездне -- дна211.

Так из бездны небесной извечно сметаются бури метельные млечных путей, осаждаясь туманом зелено-лилового газа; и покрывался пеплом того прозаического реализма, в который едва не поверил А. А.:

Все, все по-старому, бывалому

И будет, как всегда...212

Или:

Да и меня без всяких поводов

Загнали на чердак.

Никто моих не слушал доводов

И вышел мой табак.

Давно звезда в стакан мой канула, --

Ужели навсегда?213

Звезда Духа, когда она канет в стакан, то расплавится тотчас стакан в брызги мысли; за ним -- и "чердак, дом, двор, улица, мир": "Маска снежная" -- взрыв оболочки от бомбы ("Нечаянной Радости"); все полеты -- стремительное расширенье трагедии -- в Дух!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Та динамика дана нам на стремительных, ослепительных ритмах; слова о полетах летают на легких крылатых хореях, которыми Блок не владеет еще в "Нечаянной Радости"; здесь -- владеет хореем; крылатый хорей (--U--UU) у Языкова214, загалопировав, переходит порой в пеон215 третий (UU--U--); и тоже у Блока:

И неслись опустошающие

Непомерные года,

Словно сердце застывающее

Закатилось навсегда.

Конечно же то -- пеон третий:

UU--UUU--UUU

UU--UUU--

UU--UUU--UUU

UU--UUU--

Великолепно везде контрастирует дактилохорей216 с ямбо-анапестом217.

А хорей иногда крепнет в кретик (----)218:

И струит мое веселье

Два луча819.

Доминирует явно хорей: им писано до двадцати стихотворений (и -- шесть только ямбов; анапестов, амфибрахиев, дактилей -- нет).

Интересна на всем протяжении смена размеров; в стихах "О Прекрасной Даме" доминируют ямбы в двудольниках и анапесты (средь трехдольника) (37 стихотворений анапестических и 105 ямбических); среди них доминирует четырехстопный ямб (61 стихотворение) и трехстопный анапест (до 26 ст.); 40 стихотворений написано смешанным ритмом; 17 стихотворений есть дактиль; и только 5 амфибрахиев.

В "Нечаянной Радости" изменение в соотношеньи размеров; количество стихотворений со смешанными стопами -- все то же; значительно убывают тут ямбы (72 стихотворения); хорей -- неизменен; но убавляется дактиль, анапест на счет амфибрахия, редкого в первом томе. В "Снежной Маске" доминирует победоносный крылатый хорей, который становится "блоковским", как анапест и ямб в первом томе. До "Снежной Маски" хорей -- не для Блока.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Слово новое -- "вьюга ", "метель "; слово "вьюга " проходит на очень многих страницах; и слово "метель" -- так же часто встречается: "Нет исхода из вьюг "; и опять: "Нет исхода из вьюги певучей"; у ней -- роговой громкий голос: "звучали рога", иль звенели "рога", иль "поют боевые рога", "слушай трубные звуки", "гуляет... трубач" снеговой; слово "снег" шестьдесят раз проходит на сорока лишь страницах. Здесь какое-то исступление повторений: взрыв слов!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этот взрыв -- разрыв косного мира, беззвездно-безбездного, серого -- в бездну звездную; слово "бездна" -- повсюду теперь: --

-- " в бездну", " над бездной", над " бездной", над " бездной", в " бездне", в открытых " безднах"; словом: "летим в миллионы бездн"; тоже со звездами; их -- так много.

И все оттого, что она --

Дева пучины

Звездной.

Кто Она? Незнакомка "Нечаянной Радости"? Клеопатра? О, нет, -- скорей, Та, о Которой сказал Соловьев:

Ты непорочна, как снег за горами.

Ты многодумна, как зимняя ночь.

Вся ты в огнях, как полярное пламя,

Темного Хаоса Светлая дочь220.

Вот кто встретил А. А. в буревом взрыве рока, когда он был брошен стремительно -- в бездну; уже подымается голос царицы водоворота небесных пучин: "Твой голос слышен...", "Ты ли?", "О, настигай, о, догони"; вот -- Она:

Из очей ее крылатых

Светит мгла.

Трехвенечная тиара

Вкруг чела221.

Она говорит:

Глядись, глядись,

Пока не забудешь

Того, что любишь222.

А он любит теперь не Прекрасную Даму -- болото, фиалку, "испытанных остряков" с островов:

Я сам, позорный и продажный,

С кругами синими у глаз223.

Хорошо все забыть; но -- вот: взгляда не выдержишь: "Нет заката очам твоим звездным", и -- "опусти глаза твои".

И когда со мной встречаются

Неизбежные глаза, --

Глуби снежные вскрываются...224

Ты опустила очи,

И мы понеслись22

Куда же летят? Да из жизни: то -- смерть.

Вот меня из жизни вывели

Снежным серебром стези226.

Вместе с гибелью образы рока, давящие образами черных монахов, попов, звонарей, невидимок, не давят; "оттуда " -- сюда они давят; "там " это лишь -- тени, лишь черные маски, пролеты из снега ночной темноты; превращение "нечисти" в маски меняет гнетущее чувство в крылатое; все мы лишь маски; мир -- "снежная маска"; и появляется лейтмотив маски:

Так смеется маска -- маске...

Маска к маске обратись.

Тихо шепчет маска -- маске

Злая маска -- маске скромной227.

"И она внимает маске", "и какие хочешь маски", "в темной маске прорезь... глаз", "странны были речи маски", "возврати мне, маска, душу", "ветер масок не догнал". Все -- маски, маски. Это -- тени темной ночи:

И еще темней -- на темной

Завеси окна

Темный рыцарь...228

Но "темный рыцарь -- только снится". То -- оставленный двойник: порог перейден в смерть. Встреча в бездне звездной -- с Маской масок: с мировой душою; нет в ней страха, все -- крылато: "птица вьюги темнокрылой", "осенившая крылами", "и крылатыми очами смотрит высота". То крылья взлета в Мир иной; и легкость, легкость: "легкие тревоги", "крылья легкие раскину", "крылья легкие дала"; то крылья -- в смерть и в гибель: "горе светлое мое" и "сердце хочет гибели", и весело "погибнуть", и "веселится смерть". Она -- лишь Маска масок:

И под маской -- так спокойно

Расцвели глаза229 --

-- Что --

Я спутал все страницы,

Пока глаза твои цвели230.

Она же -- "сладко в очи посмотрела"; и уж -- "на завеси оконной золотится луч, протянутый от сердца"; и Она говорит: "от дремоты исцелись", "к созидающей работе возвратись".

И приветно глядят на меня:

-- Восстань из мертвых!

Чудесная метаморфоза: "Как труп в пустыне я лежал". Она же, Смерть --

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла.231

Да, это та, про которую Соловьев говорил:

Ты непорочна, как снег за горами,

Ты многодумна, как зимняя ночь;

Вся ты в огнях, как полярное пламя,

Темного Хаоса Светлая дочь.

Так пройдя испытание смертью, поэт восклицает уже за порогами "Снежной Маски".

О, весна, без конца и без краю

Без конца и без краю мечта:

Узнаю тебя жизнь, принимаю,

И приветствую звоном щита...232

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Перебои в тональности образов, красок и ритмов от первого тома к второму не станут понятны без знанья душевно-духовной действительности и без учения гностиков, где вскрывается энтелехия233 Духа чрез силы сознанья -- в культуру, в природу материи даже, которая -- выделка Духа; припомним Владимира Соловьева, указывающего на систему Великого Валентина: "Величайшее достоинство Валентиновой системы, гласит Соловьев, состоит в... новом метафизическом (хотя облеченном в поэтическую форму) взгляде на материю. Древняя мысль знала... два представления о материальном бытии: или... это бытие являлось лишь субъективным признаком, обманом духа; или же... материи приписывалась самостоятельная реальность. В Валентиновой же системе впервые матерьяльное бытие определяется... как действительный результат душевных изменений" 234. София в учении гностиков -- эон235, которого изменение положений в плероме рождает духовные бури; итог, -- появление мира материи, как приращенья духовности; вся мировая история -- часть биографии этой Софии, падение, распаденье ее, возвращенье, смещение сфер, разделение, -- все отражает поэзия Блока, так точно, как в грань бриллианта внедряется солнце.

Вот образ Софии в ученьи египетских гностиков, валентиан: глубина, первый эон, протягивает свою цепь, как паук выпрядающий нить паутины; София -- последний (тридцатый из эонов) страстится зреть глубину, нарушает первичное равновесие эонов, бросившись в бездну, где нет еще мира, но где будет он -- отразителем, впечатлителем жизни плеромы, как миг озаренья сходящей Софии:

В свете немеркнущем

Новой Богини

Небо слилося с пучиною вод.

Что было в извечном, -- потом отразится на циклах культуры; сверженью Софии оттуда ответствует здесь: ощущенье Сошествия:

Знайте же, Вечная Женственность ныне...

на землю идет!

Биография Человека построена так, как он сложен идеями; озаренье Софией сознания, иль -- инспирация, -- память о бывшем, о сущем, о вечно грядущем:

"Предчувствую!.."

Вся лазурь золотистая Блока -- предчувствие; но: --

Изменишь облик Ты!

Павши в бездну, София не зрит Глубины; потому что Ее -- ограняют пределами; и -- выделяют Ею страсть ее -- в место мира, который появится, как воплощение страстных томлений Софии; это -- Дочь Ее, Ахамот, плачет -- в томящемся мраке; Софию же вновь водворяют в плерому; что было в до-мирном, -- потом повторяется; мигу рождения Ахамот явно ответствует изменение Лика: является "Темного Хаоса Дочь". Вознесенью Софии ответствует: -- померкание инспирации.

Вся биография наша построена так, как она промышляема в мире идей; и момент ухожденья Софии -- повтор для культуры души:

Ты -- в поля отошла без возврата!

Да святится Имя Твое.

И -- плач Ахамот в темени оплотняется образом косного мира; Она -- Душа Мира, а не София Небесная (та есть Царица, а эта -- Царевна). Из слез пролитых -- вытекают моря; из скорбей ее -- земли; и демоны (попики, звонари, невидимки) -- от страха Ее; образ мира есть образ душевный, который всегда -- до материи; эта последняя -- интерференция образов; имагинация -- ткань инспирации; Ахамот -- в метаморфозе; а Мать -- в неподвижно над-образном; Ахамот -- море движения, водоворотов и вьюг; мне в письме называет Ее Блок Астартой: и он -- ошибается; образ Астарты -- аспект средь аспектов Ее.

К ней нисходит Христос (не Иисус -- по учению гностиков, принципы эти разделены: на Иордани лишь был осенен Иисус Духом Логоса); действие Логоса возжигает в Ней родину: образ плеромы, где -- Мать; из улыбки Ее начинает светить свет физический; в ней возникает стремление ввысь, как у Матери некогда было стремление вниз; и стремление -- космический Ум, Демиург; Параклет236 просвещает Ее; сочетанье стремлений двойной Ее сущности (темно-светлой, демиургически-хаотической) есть человек; он есть "век", иль слепое течение времени; он же -- Чело; и борьба обостряется в нем; биография, отражая собой Душу Мира (Имагинацию), в ней отражает Премудрость; в самосознании -- расплетаем сплетенья космической пряжи и нити ее возвращаем в мир Духа; высвобождаем мы Ахамот: в миг, когда все поймут пневму237, София Вторая в плероме появится. Здесь исхождение мира -- роман; и в любви романической проницаем мы тайну творения мира, но не любви в нашем куцом, бескрылом, безогнешюм смысле; любовь до конца совершенно конкретно-гностична; она -- не раскрыта; в Любви друг ко другу доходим до Ахамот; Ахамот -- Дочь: дочь Любви. Коль София -- Премудрость, Душа Мировая -- Любовь; но внести в нее свет может гнозис, мы в нем претворяем и Ахамот. Встреча с Софией поэтому через Любовь; так разумное просвещенье Любви в опознаньи духовных законов пути просвещения; пресуществляя любовь в человеческих отношениях, -- распахиваем природу материи; и семеним ее Духом; последние тайны любви -- в коллективе, в мистерии; и Соловьев в сочинении "Смысл любви " говорит:

"Как в любви индивидуальной два... существа... служат один другому... положительным восполнением, точно так же должно быть во всех сферах жизни собирательной... Необходимо изменить отношение человека к природе... установление истинного любовного, или сизигического отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде -- эта цель сама по себе ясна". И далее он говорит: "истинные поэты всегда оставались пророками всемирного восстановления жизни" 238. И приводит отрывок из Фета:

Только у вас мимолетные грезы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами139.

Блок -- выразитель любви, о которой еще не умеем мы внятно сказать; и -- в любви его, личной, открылась Любовь: и в Офелии он увидал Беатриче, в которой -- Царевна, скликающая параклетовых птиц; в Ней же

-- Та, о Ком нет уже образов: Ту называем Премудростью; Блок повторил в биографии быта душевного всю биографию переживаний гностических: снисхождение, томленье, восход, появление Ахамот, встречу с Ней в безднах; понятно его потемнение золотисто-лазурного мира через серо-зелено-лиловое -- в ночь: то -- отход, безвозвратный, Софии; а попики, марева, зелья "Нечаянной Радости" -- страхи томящейся Ахамот, или Царевны-Царицы, которые переходят в свист вихря, в метелицу звезд; но гностический смысл, в нем отживший, -- с ним связана Ахамот: он обусловит возможность вернуться в плерому. И "Снежная Маска" -- второе свидание: с Ахамот!

Третье свидание -- встреча с Россией: об этом свидании -- речь впереди.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поразительно: как повторяется в лирике Блока лирическая философия Валентина: до мелких штрихов! В стихотворении, например "Царица смотрела заставки", великолепном по образам, вы ничего не поймете: зачем здесь Царица, какая такая; и почему здесь подчеркнутое противоположенье Царевны Царице, пока не поймете: Царица -- Премудрость, Царевна же -- Ахамот:

Царица смотрела заставки --

Буквы из красной позолоты.

Так ей -- полагается:

Протекали над Книгой Голубиной

Синие ночи Царицы.

. . . . . . . . . . . . . . .

Отворилось облако высоко

И упала Голубиная Книга.

Все -- так: и цвета (золотой, синий) -- традиционные цвета Мудрости:

У Царицы синие загадки

Золотые... заставки.

Иная -- Царевна:

Царевне так томно...

Томленье сопутствует Ахамот; но к ней слетит параклетов а белая птица: слетает:

А к Царевне с вышки голубиной

Прилетели белые птицы.

. . . . . . . . . . . . . . .

И плескались белые перья...

...Из лазурного ока

Прилетела воркующая птица.

Но "око", которому вся протянулась Царевна -- из нашего "окна" понявшего синее око стезею гностической; да, загадан "духовный роман" меж Царевной и гностиком: и Царевна -- Невеста; она

Твои числа замолит, царица.

Опять -- почему? Лишь тогда, когда Ахамот в нашем сознании перенесется в плерому, окончится мир, мировая история, или последствия неравновесия некогда падшей царицы.

Смотрите во что превращаются образы Блока, когда подойдете вы к ним с ключом гнозиса. В каждом отрывке о Ней можно увидеть, о ком идет речь: так:

"Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер. В Тебе -- спасенье!"

Кто? София. А это?

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять... всплыла.

Ахамот!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

От первого тома к второму описана драма схожденья Софии, Ее изменение в Ахамот, переплотнение в косность скорби; да, да: разложение образов Духа в гнетущую карму240 тяжелого материального мира -- суровый закон; бессознательно Блок дает формулу подтверждения истины жизни.