Вскоре он развивает учение о глагольности всякого предиката суждения31: и внимание переносится -- с метафоры на глагол; мы присутствуем при удивительном зрелище: при выступленье глаголов "Прозрачности" из своих узких русл для потопления "существительных" континентов; глаголы тут -- действуют; розы -- "дышат"; и -- "шепчется" бор; весна плетет "сеть улыбок"; и "дышат, и дрожат, и шепчутся лучи"; так глагольная численность множится {"Ужасая льстила шаткими весами" (2 глагола, 1 сущ.) "Таится... близится и льнет, и льнет луна" (4 глагола, 1 сущ.) "Сердце, внемля, ждало" (2 глагола, 1 сущ), и т. д. П, стр. 52, 55, 56, 49, 71 и т. д.}; выспренность пропадает; и мягкою гибкостью дышат они {"Теплится", "улегчает", "зыблется", "пьет очами", "таится", "огни занимаются", "окрыляются", "преображаются", "манят", "мреют", "лучатся", "ласкается озеро" и т. д. П, стр. 14, 23, 29, 47, 48, 135 и т. д.} и влажнят существительное, которое испаряет, росея, воздушные начертания: "умиления", "окрыления", "удолия" и т. д. {П, стр. 4, 5, 16, 27, 30, 41, 76, 80, 97, 35 и т. д.}
Процветание пейзажа и в собственном смысле вполне соответствует процветанию пейзажа словес (так всегда у Иванова); теперь слово "зеленый" встречается чаще; слово "зелень", "зеленый" на протяжении всех трехсот шестидесяти страниц "Кормчих звезд" мною встречено десять лишь раз; я, воистину, здесь -- средь кремнистых сухих плоскогорий, -- набрал очень тощий букетик из чахлых травинок; без травинки, без облачка в кристаллическом, в ослепительном небе проходят десятки страниц; вдруг -- обилие зелени, трав {"Пронзают перегной мечи стеблистых трав", "зеленые сосенки" покрывают "зеленые склоны"; здесь сплетения "вязов", а там -- "луговины", "ты павилики запутала тонкие в чуткие сны тростника"; и руины "покрыты плющем"; цветы всюду: "белолистые тополя", "лилии", "яблонь цвет", "роза алая" и "оливы"... П, стр. 147, 36, 153, 41, 23-25, 4, 28, 32, 75, 69, 53, 75, 123, 53, 47 и т. д.}, излучений, паров: древо жизни -- цветет; и -- Дриада в нем кроется, покрывается небо то облаком зноя, то -- мглою паров {П , стр. 61, 65 и т. д.}.
Процветание пейзажа -- из слова поэта о нем, а процветание слова из... процветающей мысли поэта: о слове; с тем же белым мелком перед черной доской возникает пред нами опять Вячеслав Иванов "профессор"; и, доказавши словесную магию связи метафор со связью суждений в динамике предиката, -- спешит сесть за письменный стол: провести in concreto задание творения "мифа" метафорических действ в контрапункт глаголов, уже не банальных: они пролетают крылатыми птицами; стайки их пролетают в "Cor ardens": свирелить {СА, I ч. } по-новому {"Мужествовать", "отронуть", "осетить", "измлеть", "звездить", "росеть", "умиляться", "трезвиться", "смутьянить", "еще окрылиться робело" и т. д. СА I ч., стр. 14, 75, 120, 129, 130. HT, стр. 17, 22, 85 и т. д.} нам {Вот сравнительная характеристика прилагательных Вяч. Иванова КЗ: "огненосный", "огнезарный", "днесветлый", "древлестрадальный", "медностропильный" и т. д. 77: "онемелый", "опальный", "страдальный", "зеркальный", "умильный", "плавучий" и т. д. СА, I ч., здесь встречаются две линии прилагательных: а) сладкий, немотный, сладимый, зазывный, утомный, исконный, усладный, узывный, б) отменительный, душный, глухой, слепой, темный, немой, мглистый, и т. д.; сочетание душной сладости с отмстительной темнотой дает сладкий яд в настроенье эпитетов. HT: медлительный, темнолонный, тончайший, широкошумный, недольний, укромный и т. д.; укромная грусть в неостывшей грозе -- лейтмотив прилагательных. Вот глаголы по книгам: КЗ -- пассивные, страдательные глаголы, неокрыленные и давимые славянизмами; П -- все действия света: лучить, осиявать, теплиться, заниматься, светить, сиять, преображать и т. д.; СА -- две линии действий: а) млеть, изнывать, "по тебе исгаснуть", измлеть, "любовью требовать", б) нудить, безуметь, дерзать, прекословить, смутьянить, вихриться, дыбиться и т. д.; т. е. -- сочетания дерзости в сладкой истоме; HT -- живописанья природы: вызвездить, сочетать, отронуть и т. д.}.
Проносится опьянение хмелем Диониса: пьянят очи, желание, полнота, "пьянит нектар лазури"; пьянит сама Вечность {П, стр. 56, 57, 62, 73, 123 и т. д.}.
Так легкая муза его "Нежной тайны" несется на крыльях сияющих птиц; и разрешается многими действами; и выступает в глаголах своих наш ученый поэт, как пророк динамизма, Диониса и музыкального действия.