Вячеславу Иванову мы обязаны великолепным трудом о религии Диониса {"Эллинская религия страдающего бога" (далее ЭРСБ -- ред.), печатавшаяся в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни" 1905 г.}; эрудиция оригинальнейшей мысли сверкает зарницами фактов, бросающих отблеск в религию; основные вопросы религии столкнуты им с "Происхожденьем трагедии" Фридриха Ницше.
Вячеслав Иванов подсматривает бег из Фракии в Грецию "кровавого" Диониса; перебегает по культам, как плющ по деревьям, светлея, "кровавое" божество; Аполлон отражает набеги и в Дельфах слагается равновесие между двумя божествами; Дионис, признаваясь народным, Дионис торжественно вводится, как Всебог, в элевзинскую церковь; и в символах виноградной лозы, преломления хлебов, причастия в нем начинают звучать христианские ноты {ЭРСБ, главы: "Дионис и эллинство", "Дионис и христианство".}.
Иванов вскрывает, что эзотерика эллинских культов -- узнание действия их -- в дионисовом культе {ЭРСБ, гл. II.}; приподымается самая тайна души человеческой в нем {ЭРСБ, гл. I.}; приподымается мрачно-безвыходный фон человеческой жизни; мир души древних эллинов выявил правду души {ЭРСБ, гл. I.}; через символику Крейцера, углубленную Келлером, прояснились "двуликости" дионисова культа, раскрытые Велькером32; в углубленье орфизма, связавшего с Ведами лейтмотив Диониса ("жрец, жертва -- одно") мы выходим за грани обычного мифа к первоистокам трагедии человеческой личности, тонущей в мраке без "бога"; Ницше понял источники дионисовых тайн {ЭРСБ, гл. II.}, но не проник в глубину зарожденья источников.
Здесь Иванов пытается преодолеть мысли Ницше: в дионисовых силах -- просветы седой старины религиозных стихий, истекающих из раздвоения "я" {ЭРСБ, гл. II.} и садизма убийства {ЭРСБ, гл. IV.}; за многоличием бога -- козла, быка, барса, змеи, козы, рыбы -- ужасная данность, ревущая мраком на нас; это она соединяла когда-то тоскующих каннибалов в безумные общины {ЭРСБ, гл. V.}; исступления, опьянения, оргии создают нам "бакхантов" (козлов); первоначально "бакханты" -- вне "бога"; "бог" -- сон, ими созданный; Вакх -- создание вакханалий {ЭРСБ, гл. I.}, несущих поветрие сумасшествий по городам древней Греции {ЭРСБ, гл. III.}; вакханалии -- память о древней основе религии без бога и плясок священного топора; "Вакх" -- безликий убийца и жертва {"Борозды и межи". <Гл.> Существо трагедии, стр. 235-258.}, живущий в сердцах и исполненный сладострастной жестокостью; из почитания мяса и крови, слиянной с эксцессами чувственности, перерождались радения "растерзателей" {ЭРСБ, гл. V (Новый путь. 1903 г., стр. 59).}; и -- заплелись в плющ и хмель: Дионис расцветился победами: зеленью душ, соединенных со древом и после смерти живущих в произрастании цветов и плодов; произошло соединение Диониса с Деметрой {ЭРСБ, гл. V.}.
В углублении Ницше Ивановым "Дионисы" -- внебожные становления перевоплощений природы; они -- лейтмотив христианства; слияние их есть слияние элементов природы (земли, воды, воздуха) в "Космос", который -- огонь Аполлона {ЭРСБ, гл. I.}.