Стихии природы поэзии изобилуют образом: зодчий ваяет лазурные глыбы земель и гранит в плоскогорьях скалы -- тиары {"Эта каменная глыба, как тиара возлегла". HT, стр. 22.}; кристаллы -- основа природы его; сперва -- добела раскаленный расплав ("Преображались, корчась, в плоскогорья / и горбились холмов крутые спины") {КЗ, стр. 306.}, остывающий перед нами горбинами и рогатыми гребнями {П , стр. 48, HT, стихотворение "Утес" и т. д.}; думается, что и небо поэта -- расплав, остывающий лавами {"День в сияющих расплавах", СА, I ч., стр. 75. "В бору... лалы рдеют и плавится медь", там же, стр. 134 и т. д.}; и вода -- минеральный расплав: "Из золотых котлов торжественной рекой лию... серебряные сплавы" {П, стр. 97.}; богаты расплавы {СА , I ч., стр. 76.} морей, "яхонт волн" {КЗ, стр. 210.} , "свинец" {П, стр. 77.} моря с прекрасным "отливом фольги" {КЗ, стр. 77.} и с лазурными блесками зыби {ИТ, стихотворение "Барка".}: "Фосфорические блески / в переливах без числа / ткут живые арабески / вкруг подвижного весла" {КЗ, стр. 154.}; прыгучие зыби медного моря красивы своим непочатым здоровьем (у Блока -- больная вода)40.

Воздух, стынущий (как и все) перламутрами {П}, "перлами туч" {КЗ.} и сквозящий перловою бездной, в основе своей -- густой, тяжкий; и -- передушенный розами, смолами, нардами; огнь... -- в наиболее тонко духовной стихии, Хирам-храмотворец41 -- сражен (и огнем силен Блок); все процессы свечения (светы) непламенны: или они мозаичны, иль явно рассудочны; а процессы горения -- яды и трепеты низменных проявлений астрала.

Из пламени восстают небеса, по Лукрецию, Гераклиту42, и -- мистикам; пламень неба Иванова (astra его) восстает из телесных объятий: "И в дрожи тел слепых, и в ощупи объятий / животворящих сил бежит астральный ток" {СА, I ч . Ar na.} ; языки огней неба -- астральные змеи {Там же.}; его небеса -- материальная слепота: глядя вверх видит он -- не духовное небо, а внутренние процессы зрачка, покрытого катарактом, как... амальгамой; и -- ставшего зеркалом стража порога43, восставшего из глубины существа в виде чудища: "Щетиной вздыбился горбатой /ив лес, разлапый и лохматый, / взрастит геенну красных змей" {СА Эрос.}.

Так огонь распадается на процессы горения (геенну) и мертвую светлость {"Гляжу я из дозора мертвой светлости моей". П, стр. 144.}, на становленье и ставшее, на Cor ardens и солнце.