Человѣческій муравейникъ.-- Собиратели богатствъ,-- Ихъ подвиги.-- Домосѣды-ремесленики.-- Почетъ ихъ труду.-- Мастерство въ работѣ,-- Царство строгаго порядка.-- Городскіе управители и ихъ заботы.-- Какъ заботятся горожане объ общей пользѣ.-- Какъ они держатся-правила: "поживи, для людей,-- поживутъ и люди для тебя".

Шумной и дѣятельной жизнью зажилъ средневѣковый городъ съ тѣхъ поръ, какъ горожане стали сами себѣ господами. Съ ранняго утра и до заката солнца въ немъ, какъ въ муравейникѣ, кипитъ работа. По узкимъ и кривымъ улицамъ снуютъ разносчики мелкаго товара, на распѣвъ выхваливающіе богатства своего короба; а ихъ стараются перекричать корзинщики, трубочисты, лудильщики, пирожники; мимо всего этого суетящагося люда степенно проѣзжаютъ, громыхая колесами, неуклюжія фуры съ тяжелыми тюками купеческихъ товаровъ; а изъ оконъ сотенъ мастерскихъ, доносится стукъ топора, грохотъ молота, лязгъ и шипѣніе желѣза, визгъ пилы, жужжаніе веретена.

И всѣ эти звуки сливаются вмѣстѣ въ одну нестройную, но могучую пѣснь о томъ, какъ городскіе люди, не зная устали, куютъ свое счастье. Нелегкая эта работа, но горожане не страшатся никакихъ трудностей, стараясь улучшить свою жизнь, сдѣлать ее болѣе пріятной и полезной.

И впереди всѣхъ идетъ купецъ. Смѣлый и предпріимчивый, онъ проникаетъ со своими товарами въ самые отдаленные края, не страшась ни грознаго моря, ни суроваго климата сѣвера, ни лихихъ людей по большимъ дорогамъ, ни чужихъ невѣдомыхъ народовъ. Съ береговъ Рейна нѣмецкіе купцы безстрашно направляются со своими кораблями къ скандинавскимъ берегамъ, они заводятъ свои торговыя конторы и въ Англіи, и на Руси,-- въ Новгородѣ,-- и во Франціи, и въ итальянскихъ приморскихъ городахъ. Итальянскіе купцы еще отважнѣе въ своихъ торговыхъ предпріятіяхъ; ихъ корабли ходятъ по всему Средиземному морю и торговыя конторы итальянцевъ можно встрѣтить при устьяхъ Днѣпра, на Крымскомъ полуостровѣ, на побережьи Азовскаго моря; отсюда они ведутъ торговлю съ племенами, населяющими Южную Россію, Кавказъ, Арменію и Персію.

Проложили смѣлые итальянскіе купцы путь и въ богатыя мусульманскія царства Африки,-- Египетъ, Тунисъ, Алжиръ, Марокко,-- и въ Аравію. Но больше всего ихъ привлекалъ азіатскій Востокъ съ его богатствами и чудесами, которыми надѣляла его молва; разсказывали, напримѣръ, что тамошніе города обнесены серебряными стѣнами съ золотыми башнями, что крыши храмовъ и дворцовъ крыты золотыми досками. И эти разсказы манили итальянскихъ купцовъ все дальше на Востокъ, пока въ ХІІІ-омъ вѣкѣ смѣлый венеціанскій купецъ Марко Поло не проникъ до самаго Китая; тамъ онъ провелъ семнадцать лѣтъ, изучая нравы и порядки этой страны, и описалъ ее потомъ въ своей "Книгѣ о чудесахъ міра".

Такъ искали купцы новыхъ торговыхъ путей. А по старымъ движеніе все росло, торговыхъ каравановъ становилось все больше. Цѣлыми сотнями уходили корабли изъ большихъ городовъ, непрерывнымъ потокомъ двигались товары изъ страны въ страну. На ярмарки, которыя въ богатыхъ городахъ устраивались по нѣсколько разъ въ годъ, стекались купцы со всего торговаго міра. Тутъ встрѣчались нѣмцы, итальянцы, англичане, французы, испанцы. И какихъ только товаровъ не навозилось сюда! Лѣсъ и ткани, рыба и шкуры, хлѣбъ и предметы роскоши, деготь и тонкія пряности -- все это можно было достать на подобныхъ ярмаркахъ, составлявшихъ настоящіе праздники въ бѣдной развлеченіями средневѣковой жизни.

Быстро богатѣли города отъ торговли и въ обиходѣ горожанъ появлялись невиданные прежде предметы, которые говорили о растущемъ достаткѣ населенія. И вмѣстѣ съ этими предметами купцы привозили изъ далекихъ странъ знакомство съ новыми ремеслами и производствами. Такъ перешло въ Европу отъ арабовъ искусство выдѣлки бумаги, шелка, льна, сахара, тонкихъ тканей, ковровъ. Отъ частыхъ торговыхъ сношеній росло также знакомство съ чужими народами; люди разныхъ странъ привыкали, благодаря этому, къ чужимъ нравамъ и порядкамъ и относились другъ къ другу терпимѣе и дружелюбнѣе. Это хорошо замѣчали сами средневѣковые люди и хвалили пользу торговыхъ сношеній.

"Самъ Богъ", говорилъ одинъ тогдашній проповѣдникъ, "захотѣлъ, чтобъ ни одна страна не могла вполнѣ удовлетворять своимъ нуждамъ. И Онъ разсѣялъ по землѣ различныя богатства, давъ одному краю лѣсъ и пушного звѣря, другому -- горныя богатства, третьему -- хлѣбородныя нивы. Отъ этого всякая страна нуждается теперь въ другой, и ихъ жителей связываютъ узы дружбы".

Такія перемѣны вносила въ городскую жизнь дѣятельность предпріимчиваго купца. И въ то время, какъ онъ собиралъ въ далекихъ странствованіяхъ богатства всей земли,-- другой городской человѣкъ,-- ремесленикъ, рѣдко когда покидавшій стѣны родного города, тоже не сидѣлъ, однако, сложа руки. Его искусная работа составляла славу города, манила туда иностранныхъ купцовъ и обогащала горожанъ.

Съ тѣхъ поръ, какъ города освободились изъ-подъ власти сеньора, судьба ремесленика измѣнилась. Долгіе вѣка видѣли его подневольнымъ слугой своего господина; долгіе вѣка его работа считалась унизительной и недостойной свободнаго человѣка. Но теперь все это перемѣнилось.

Въ средневѣковомъ городѣ стали воздавать почетъ труду ремесленика. Его занятіе называютъ "высокой должностью", "святой службой", цѣль которой -- общее благо, удовлетвореніе многочисленныхъ человѣческихъ потребностей. "Люди созданы для работы, какъ птицы для полета", говорятъ средневѣковые писатели, "и ремесленикъ, занятый своимъ дѣломъ, достоинъ такого же почета, какъ самые знатные люди и духовные лица".

И самъ ремесленикъ гордится своимъ ремесломъ. Какъ рыцарь -- свой мечъ, онъ повсюду съ достоинствомъ носитъ съ собою свой отличительный инструментъ,-- кузнецъ -- молотъ, столяръ -- аршинъ и т. д. Онъ не знаетъ больше ненавистной подневольной работы. Онъ любитъ свое ремесло, которое создаетъ ему кругомъ почетъ и уваженіе, и смотритъ на него, какъ на высокую должность въ городѣ. Онъ берется за работу съ радостнымъ рвеніемъ, всецѣло отдаваясь ей, ибо въ томъ, чтобы работа вышла безупречной, онъ видитъ свою честь и обязанность. Въ работѣ -- его радость, въ работѣ -- его счастье, и развѣ удивительно послѣ этого, что онъ дѣлаетъ въ ней такіе быстрые успѣхи? Лѣтописцы, отмѣчавшіе прежде въ своихъ писаніяхъ только кровавыя битвы и побѣды, теперь все чаще и чаще упоминаютъ о мирныхъ подвигахъ ремеслениковъ, все болѣе совершенствующихся въ своемъ искусствѣ. Они неустанно ткутъ, куютъ, столярничаютъ, льютъ тысячи издѣлій изъ мѣди, олова, желѣза, и изъ ихъ мастерскихъ наряду съ невзрачными предметами обихода начинаютъ выходить чудесныя художественныя вещи. И далеко распространяется слава объ этихъ преданныхъ своему труду художникахъ-ремесленикахъ. Ихъ тонкія работы по дереву, камню, металлу и слоновой кости, ихъ бокалы, блюда, ковши, всякая мебель и утварь вызываютъ вездѣ восторгъ и высоко цѣнятся. Художественныя издѣлія Нюрнбергскихъ литейщиковъ, ювелировъ и токарей славились по всей Европѣ вплоть до Московскаго царства, и въ Кремлѣ до сихъ поръ можно видѣть утварь ихъ работы. Государи и короли, бывавшіе въ Нюрнбергѣ, не забывали посѣтить мастерскія этихъ людей, пользовавшихся всемірной славой и остававшихся все тѣми же простыми тружениками.

Такъ сумѣли средневѣковые ремесленики окружить свой трудъ почетомъ. И благодаря ихъ искусству и изобрѣтательности въ работѣ, домашняя жизнь горожанина становилась удобнѣе и пріятнѣе. Они украшали его жилище красивой и удобной мебелью, они стали вставлять въ окна стекла, которыхъ прежде не знали, они устанавливали въ жилищѣ вмѣсто прежнихъ каминовъ изразцовыя печи, которыя несравнено лучше грѣли комнату.

Вся обстановка, среди которой жили горожане, мѣнялась такъ. И если люди находили теперь въ жизни больше удовольствій, то этимъ они не мало были обязаны труду ремесленика, его сметкѣ и его таланту.

Словно въ муравейникѣ, кипитъ работа въ средневѣковомъ городѣ, и какъ въ муравейникѣ, тамъ царитъ во всемъ строгій порядокъ. Въ своей жизни и дѣятельности каждый обязанъ здѣсь подчиняться законамъ и правиламъ, которые установлены для охраны общаго блага.

За этимъ слѣдятъ городскіе совѣтники и управители, которыхъ горожане выбрали изъ своей среды. Они засѣдаютъ въ городскомъ домѣ, обсуждая тамъ разныя дѣла и чиня судъ надъ провинившимися горожанами.

Они ходятъ по базарамъ и торговымъ рядамъ, строго смотря затѣмъ, чтобы продавецъ не обижалъ покупателя, чтобы всякій товаръ былъ хорошаго качества, чтобы не было обмана въ мѣрѣ и вѣсѣ, чтобы цѣны не были слишкомъ высокими. Гдѣ найдутъ негодный товаръ, тутъ же уничтожатъ его, а если продавецъ окажется обманщикомъ, ему не избѣжать строгаго наказанія.

Заботятся городскіе управители также о томъ, чтобы въ городѣ никогда не было недостатка въ дешевыхъ жизненныхъ припасахъ: хлѣбѣ, мясѣ, топливѣ. Для этого они покупаютъ ихъ большими количествами (чтобъ дешевле было) и потомъ снабжаютъ ими горожанъ по дешевой цѣнѣ. Въ итальянскомъ приморскомъ городѣ Венеціи, гдѣ совсѣмъ не было своего хлѣба, городскіе управители закупали зерно въ хлѣбородныхъ краяхъ и потомъ надѣляли каждаго горожанина необходимымъ количествомъ. Въ другомъ нѣмецкомъ городѣ было установлено такое правило, что если приходила барка съ углемъ, то прежде всего онъ долженъ былъ продаваться горожанамъ небольшими количествами для ихъ-собственныхъ нуждъ, а потомъ, когда всѣ запасались такъ топливомъ, могъ приходить купецъ и покупать уголь для продажи. Еще въ другихъ городахъ управители заслуживали часто благодарность горожанъ за то, что снаряжали въ неурожайные годы, когда хлѣбъ сильно дорожалъ, корабли и привозили въ городъ богатые запасы дешеваго хлѣба изъ далекихъ урожайныхъ краевъ.

Сами горожане тоже не перестаютъ заботиться объ общихъ нуждахъ родного города. Строится ли городской соборъ или ратуша, укрѣпляется ли городъ новыми стѣнами,-- каждый горожанинъ, будь онъ купецъ или ремесленикъ, принимаетъ участіе въ этомъ общемъ дѣлѣ, каждый вноситъ свою лепту. И такъ на ихъ общія средства создаются въ городѣ чудесные памятники искусства, на которые съ гордостью смотритъ каждый горожанинъ.

Кромѣ такихъ величественныхъ зданій собора и ратуши, горожане строятъ у себя на общія средства больницы, богадѣльни, страннопріимные дома. Заводятъ они у себя также аптеки и городскихъ врачей, которые получаютъ отъ города жалованье и за это должны безвозмездно лечить бѣдныхъ больныхъ. Плохіе то были лекаря: тогда вѣдь еще не было той науки о болѣзняхъ и ихъ леченіи, которая творитъ теперь чудеса. Но все же и средневѣковые лекари приносили свою пользу людямъ, какъ о томъ расказываютъ тогдашнія лѣтописц.

Такъ заботятся горожане объ общей пользѣ. Они научились уважать и цѣнить ее и подчиняются повсюду ея требованіямъ. Они не забываютъ о ней и тогда, когда работой и торговлей стараются умножить свой собственный достатокъ. Братства, возникшія среди горожанъ еще въ подневольныя, времена, теперь стали управлять жизнью каждаго: каждый горожанинъ, смотря по роду своихъ занятій, принадлежитъ къ какому-нибудь товариществу и обязанъ въ своей дѣятельности строго соблюдать правила, установленныя товариществомъ для общаго блага. Купецъ, когда онъ продаетъ и покупаетъ товары, ремесленикъ, коілда онъ работаетъ въ своей

Городская башня и торговыя палаты парижскихъ купцовъ. мастерской,-- всякій изъ нихъ подчиняется этимъ правиламъ.

Всѣ купцы города образуютъ одно товарищество, которое они называютъ "гильдіей". Кто не принадлежитъ къ гильдіи, тотъ не имѣетъ права вести въ городѣ крупную торговлю. Члены гильдіи собирались вмѣстѣ, чтобы обсуждать общія дѣла и устанавливать обязательныя для всѣхъ торговыя правила. Они выбирали надъ собой старшинъ съ совѣтниками, которые собирали собранія, управляли общей кассой гильдіи, надзирали за соблюденіемъ торговыхъ правилъ и разбирали всякіе споры между членами гильдіи. Членамъ гильдіи строго запрещалось отбивать другъ у друга покупателей или наносить какой-либо другой вредъ въ торговлѣ. Они должны были постоянно стараться помогать своимъ товарищамъ-сочленамъ. Если одинъ изъ членовъ заключалъ, напримѣръ, какую-нибудь выгодную торговую сдѣлку, онъ обязанъ былъ допустить къ участію въ ней другихъ желающихъ членовъ.

Но зато всякій членъ могъ постоянно расчитывать на защиту гильдіи. Если онъ попадалъ въ бѣду гдѣ-нибудь на чужой сторонѣ, гильдія снаряжала ему на помощь двухъ или трехъ членовъ. Въ случаѣ болѣзни, кораблекрушенія или потери имущества на пожарѣ онъ получалъ поддержку изъ общей кассы. Члены гильдіи давали также приданное дочерямъ своихъ обѣднѣвшихъ товарищей. Словомъ, гильдія купцовъ была братствомъ, каждый членъ котораго обязанъ былъ заботиться о другомъ и устраивать свои дѣла такъ, чтобы не нанести вреда своимъ товарищамъ.

Торговля въ чужихъ земляхъ сплачивала купцовъ одной страны въ еще болѣе обширные союзы. Ихъ цѣлью было держать торговые пути на сушѣ и на морѣ въ безопасности отъ лихихъ людей, а также оберегать права купцовъ на чужбинѣ. Такія купеческія товарищества между сосѣдними городами образовались повсюду. И среди нихъ особенно прославился союзъ купечества восьмидесяти нѣмецкихъ городовъ, разбросанныхъ на большомъ пространствѣ вдоль побережій Нѣмецкаго и Балтійскаго моря. Города эти положили, чтобы жить имъ между собою въ дружбѣ, заботиться о благѣ сосѣдей, сообща защищать свои торговыя дѣла. Они согласились также, что всякіе споры между двумя союзными городами должны быть мирно разрѣшаемы совѣтомъ сосѣднихъ городовъ. Если какому-нибудь изъ городовъ грозила опасность, другіе по первому призыву, должны были посылать ему на помощь свои корабли. И такъ Ганза,-- какъ назывался этотъ союзъ,-- стала скоро могущественной; ея флотъ, собиравшійся изъ кораблей всѣхъ восьмидесяти городовъ, не разъ наносилъ пораженія врагамъ и въ теченіе цѣлыхъ вѣковъ это купеческое товарищество гордилось своимъ господствомъ на сушѣ и на морѣ.

Подъ защитой такого могучаго союза купцу легче было вести всѣ свои дѣла; но зато онъ долженъ былъ въ своей дѣятельности строго подчиняться правиламъ, установленнымъ для охраны общаго порядка и для пользы дѣла. Въ торговыхъ поселеніяхъ или "конторахъ" Ганзы, которыя встрѣчались на всемъ далекомъ пространствѣ между Лиссабономъ и Новгородомъ,-- ганзейскіе купцы жили словно въ монастырѣ или военномъ лагерѣ,-- такъ точно была расписана вся ихъ жизнь. Время для работы, для молитвы, для собраній, для ѣды и питья, для игръ и развлеченій; способъ сношеній съ иностранцами; обязанности каждаго члена поселка -- все это было опредѣлено самымъ точнымъ образомъ, и кто не соблюдалъ устава, тотъ подвергался строгому наказанію, а не то и изгнанію. Въ поселенія допускались только холостые люди; ни одна женщина не могла ступить за стѣны, которыми были обнесены склады и жилища ганзейцевъ. Въ Бергенѣ, въ Норвегіи, у ганзейцевъ существовало такое правило, что всякій, вновь поступающій въ члены поселка, долженъ дать обѣщаніе оставаться тамъ десять лѣтъ. Пока онъ тамъ жилъ, онъ не могъ вступить въ бракъ: иначе онъ навсегда лишался права быть членомъ поселка.

Подобно купцу, и всякій ремесленикъ принадлежалъ къ какому-нибудь товариществу, уставу котораго онъ долженъ былъ подчиняться. У ремеслениковъ эти товарищества назывались цехами и каждое ремесло составляло свой цехъ. Кто не принадлежалъ къ цеху, тотъ не могъ заниматься въ городѣ ремесломъ. А въ члены цеха допускался только тотъ, кто удовлетворялъ всѣмъ требованіямъ устава: онъ долженъ былъ быть честнымъ человѣкомъ съ незапятнаннымъ именемъ, долженъ былъ выучиться ремеслу у опытнаго мастера, въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ работать въ качествѣ подмастерья подъ его наблюденіемъ и на трудномъ испытаніи доказать, наконецъ, свою снаровку. Только тогда онъ признавался достойнымъ званія "мастера цеха" и могъ открыть свою мастерскую.

Заглянемъ въ такую мастерскую. Народу въ ней немного: хозяинъ -- мастеръ, одинъ или два подмастерья и столько же учениковъ. Мастеръ работаетъ наравнѣ со всѣми другими,-- онъ здѣсь только старшій рабочій. Цеховой уставъ запрещаетъ ему брать къ себѣ въ мастерскую больше четырехъ подмастерьевъ и учениковъ: это такъ постановлено для того, чтобы одинъ мастеръ не отнималъ работы у другого, и чтобы всякому изъ нихъ былъ обезпеченъ такъ его заработокъ. Въ мельчайшихъ подробностяхъ цеховой уставъ устанавливалъ также, изъ какого матеріала мастеръ долженъ изготовлять свой товаръ, какими инструментами пользоваться при этомъ, къ какимъ пріемамъ прибѣгать. Строгія наказанія грозили тому, кто смѣшивалъ дурной товаръ съ хорошимъ или занимался поддѣлкой, напримѣръ, при выдѣлкѣ сукна. Выборные старшины цеха строго слѣдили за тѣмъ, чтобы мастера исполняли въ своей работѣ требованія устава; они имѣли право проникать въ мастерскія во всякое время дня и уничтожали гдѣ находили "непристойные" инструменты или недоброкачественный товаръ. Во всѣхъ мастерскихъ работа начиналась одновременно по звону башенаго колокола, а когда въ соборѣ звонили къ вечернѣ,-- она вездѣ должна была прекращаться. Мастерскія тогда запирались, и ремесленики проводили вечеръ въ своемъ общемъ цеховомъ домѣ, развлекаясь танцами и играми, а не то бесѣдуя за кружкою пива.

Такъ цехъ устанавливалъ во всей трудовой жизни ремесленика строгій порядокъ. Но цехъ былъ не только дѣловымъ союзомъ. Онъ соединялъ ремеслениковъ въ одно дружное братство, куда каждый несъ свою за. боту и печаль, и гдѣ онъ постоянно находилъ помощь и утѣху. Въ цеховомъ уставѣ говорилось, что членыцеха должны смотрѣть другъ на друга, какъ на братьевъ, жить въ любви и дружбѣ, строго избѣгать всякихъ ссоръ и оскорбленій. И ремесленики дружно держались вмѣстѣ, помогая своимъ больнымъ и впавшимъ въ бѣдность товарищамъ, стоя другъ подлѣ друга въ часы молитвъ и развлеченій, какъ въ дни испытаній и невзгодъ. Когда непріятель осаждалъ городъ и звонъ башенаго колокола призывалъ всѣхъ гражданъ къ оружію,-- тогда каждый цехъ составлялъ военный отрядъ и подъ предводительствомъ цеховыхъ старшинъ, мастера и подмастерья шли на бой. И тамъ, защищая родной городъ, ремесленики удивляли благородныхъ рыцарей своимъ безпримѣрнымъ мужествомъ и своей готовностью до послѣдней каплй крови постоять за дорогое имъ всѣмъ общее дѣло.

Такъ ковали городскіе люди свое счастье...