Несмотря на ликвидацию основных фронтов гражданской войны, враждебные нашей родине силы не сложили оружия. Советская республика, экономически ослабленная гражданской войной и интервенцией, привлекала алчные взоры капиталистического мира, особенно зарились международные хищники на обильную природными богатствами Советскую Украину, стремясь прибрать ее к рукам, сделать своей колонией. Буржуазия оказывала поддержку всякого рода бандитам, окопавшимся на Украине, продолжая готовить новую интервенцию.
Советскую Украину необходимо было превратить в неприступный форпост советской власти.
Во главе вооруженных сил, расположенных на Украине и Крыму, партия поставила Фрунзе. На его долю выпала почетная задача — укрепить оборону Советской Украины и покончить с бандами. По стране, как стая хищных, волков, бродили разбойничьи шайки. Махно, Тютюника и других бандитов. Они грабили и сжигали села и города, зверски расправлялись с партийными и советскими работниками, создавали в стране полыхающие очаги контрреволюционных мятежей. Особенно усилился бандитизм в начале 1921 года.
Советское правительство поручило Фрунзе в кратчайший срок ликвидировать бандитизм на Украине, принимавший огромные размеры. В первую очередь нужно было уничтожить махновские банды.
Махно рвался к Полтаве. Он казался неуловимым: шел без дорог, балками, буераками, перелесками. Его банды из дезертиров, уголовных преступников, кулаков, ненавидевших советскую власть, были полны отчаянной решимости.
Используя свой богатейший опыт борьбы с басмачами в Средней Азии, Фрунзе приступает к планомерному очищению Украины от разбойничьих шаек Махно и Тютюника. Наряду с широкой политической работой на селе, организацией вооруженных отрядов из незаможных селян, укрепляются местные гарнизоны и создаются летучие бригады пехоты и конницы. На первом этапе борьбы наши отряды ограничивались тем, что оттесняли банды Махно от занимаемых ими пунктов и сосредоточивали внимание на важнейших трактах. Фрунзе изменил этот порядок и поставил отрядам задачу полностью уничтожить банды: широко вести разведку и заниматься не только преследованием махновцев, а выходить им наперерез, обходить и охватывать. Усилив связь между отрядами, систематически обследовать боковые пути, гати, балки.
По приказу Фрунзе был сформирован «летучий корпус», в который входило несколько отрядов. Преследовать Махно приходилось в невероятно тяжелых условиях. Был февраль 1921 года. Плохо обмундированные части шли через голодный .край, опустошенный гражданской войной, под дождем и снегом, в метели, по размытым дорогам.
Под Недригайловым, после долгого и мучительного перехода, красные бойцы настигли одну из банд Махно. Конные махновцы дрались с редким остервенением, но все же были разбиты. Взятые в плен махновцы рассказывали в штабе:
— Никогда не было, чтобы против нас так дралась пехота, которая бьет наших и дуром лезет вперед, нисколько не боясь шашки скачущего конника... Это какая-то черная танка...
— Почему «черная танка»?
Махновец указал на бойцов, у которых на голове были черные каракулевые шапки — подарок Московского совета.
«Летучий корпус» продолжал преследование. Командование доносило Фрунзе, что пехота сильно переутомлена большими переходами и ежедневными боями. Средняя величина переходов достигала восьмидесяти верст, средняя продолжительность отдыха в сутки равнялась трем-четырем часам. Командование доносило о голоде — в частях иногда по три-четыре дня бойцы не получали горячей пищи.
Забота о положении бойцов была у Михаила Васильевича одной из первых. Фрунзе выехал в расположение частей ознакомиться с их состоянием. Одновременно было отдано распоряжение о подготовке смены.
Фрунзе прибыл на станцию Решетиловку (около Полтавы) и выехал в сопровождении ад’ютанта и двух ординарцев в село Решетиловку. Туда должна была притти одна из красных частей, и в ожидании ее Михаил Васильевич беседовал с крестьянами. Вдали, по дороге, в вечерней полумгле двигалась колонна. Не дойдя до села, отряд остановился. Фрунзе выехал навстречу и крикнул:
— Выйдите кто-нибудь вперед и доложите!
Ответа не последовало.
Ординарец Фрунзе пришпорил коня и, подскакав к неизвестному отряду, крикнул:
— Командующий войсками товарищ Фрунзе приказывает...
Раздались выстрелы. Ординарец свалился мертвым. Стоявшая впереди часть оказалась шайкой махновцев. Узнав, что перед ними Фрунзе, бандиты бросились к нему.
Михаил Васильевич крикнул своим спутникам:
— Мчитесь в разные стороны! — и повернул в поле.
Махновцы бросились в погоню. Над головой Фрунзе завизжали пули. Неожиданно стала сдавать лошадь — она была легко ранена. Михаил Васильевич обернулся и выстрелом из карабина свалил одного махновца. Но их было много. Фрунзе спешился и открыл огонь по преследователям. Еще два махновца были сбиты... Фрунзе снова вскочил на лошадь, и она из последних сил понесла всадника. Одна из вражеских пуль все же настигла его — он был ранен в бок навылет.
Уйдя от погони, Михаил Васильевич выехал к реке и стал промывать рану. Случайно он увидел, как с противоположного берега в него прицеливается из винтовки стрелок. На груди стрелка был красный значок. Фрунзе крикнул:
— Это я, Фрунзе!..
В. В. Куйбышев, подробно рассказывавший об этом эпизоде, добавил: «Об этом случае стало известно в Политбюро. С одной стороны, Фрунзе проявил величайшую отвагу, решительность, находчивость. С другой стороны, он не должен был, как командующий войсками, сам ходить на разведку. Все это было соответствующим образом отмечено».
В конце июня 1921 года части Красной армии нанесли решительное поражение махновским отрядам под Недригайловым. Отдельные группы махновцев еще продолжали грабить и убивать мирное население, но к августу они окончательно распались, а сам Махно бежал в Румынию.
Дни героической борьбы Красной армии сменились буднями демобилизации. Редели ряды командного состава — много командиров и политработников ушло на хозяйственную и советскую работу. Оставшиеся кадры находились в невероятно трудных материальных условиях, казармы имели нежилой вид, командиры и бойцы не были достаточно обеспечены ни продовольствием, ни обмундированием. Экономическая разруха легла тяжелым бременем на всю страну. Многие города и села были разорены. Шахты и рудники затоплены водой. Фабрики и заводы стояли в бездействии. Железнодорожный транспорт был парализован — развороченные пути, взорванные мосты, сваленные под откосы вагоны и паровозы, сожженные депо, подорванные водокачки. На селе — запущенные, поросшие сорняками поля, почти поголовная гибель скота. В условиях послевоенной разрухи демобилизация армии, к концу 1920 года достигшей численности в 5 300 тысяч, проходила медленно, с большими трудностями. Демобилизуя армию, нужно было учитывать указания Ленина и Сталина о капиталистическом окружении. Фрунзе писал: «Наша страна попрежнему находится в положении осаждаемой крепости... энергия и воля страны должны быть направлены по-прежнему на создание и укрепление нашей военной мощи».
Красная армия тяжело переживала полосу переформирований и реорганизации при отсутствии планов и твердых организационных схем. «Лениво и вяло шевелятся колеса военной машины, — писал Михаил Васильевич, — и так же лениво и вяло шевелится и современная военная мысль».
Нужно было во что бы то ни стало разработать организационную схему строительства вооруженных сил, не ожидая конца затянувшейся на весь 1921 год демобилизации. Фрунзе вызывал к себе крупнейших представителей старого генерального штаба и вел с ними продолжительные беседы, стараясь выяснить, какими идеями они руководствовались в строительстве вооруженных сил. Одновременно Фрунзе изучал старую военную литературу и печать: «Русский инвалид», «Разведчик». В итоге Михаил Васильевич пришел к неутешительному выводу: «У нашего старого Генерального штаба не существует никаких определенных взглядов по этому основному вопросу военной теории, и даже более того — нет ясного представления, в чем, собственно, состоит самый вопрос, нет умения правильно поставить его».
Фрунзе обратился к изучению литературы и уставов германской, французской и английской армий. Под руководством Михаила Васильевича работниками штаба был целиком переработан кавалерийский устав, перерабатывался устав строевой пехотной службы и др. Кроме того, был составлен проект наставления для авиационных начальников. Это было в то время, когда авиация Красной армии почти не имела летательных аппаратов. Но Фрунзе хорошо умел предвидеть будущее.
Впоследствии опыт по разработке уставов был использован Фрунзе, когда он возглавил вооруженные силы Республики. Под руководством Фрунзе Красная армия получила все уставы.
Лучшая забота о будущем — это строить сегодня. Для того чтобы строить, необходим план. Создать план без руководящей идеи в вопросах военного строительства нельзя. Эта идея заключалась в работах Ленина и Сталина и в программе коммунистической партии, и ее необходимо было практически разработать. Великая заслуга Фрунзе в том, что он разработал эту идею детально, обосновав ее экономически. Вопросы военного строительства Фрунзе не отрывал от общей политики советского государства.
«Все военное дело данного государства, — писал М. В. Фрунзе, — вплоть до его учения, на основе которого строятся его вооруженные силы, является отражением его жизни и, в конечном счете, его экономического быта, как первоисточника всех сил и ресурсов».
Наряду с практической работой по воспитанию и боевой подготовке армии, Фрунзе занимается разработкой опыта войн минувшего десятилетия. Нужно было обобщить большой опыт мировой и гражданской войн и на основе его развернуть активное творчество в военном деле. Необходимо отметить, что разработкой вопросов военной теории Михаил Васильевич занимался и тогда, когда ему приходилось быть практиком военного дела: на Восточном, Туркестанском и Южном фронтах он устраивал беседы и выступал с докладами. И на Украине Фрунзе выступает с докладами, статьями, которые оплодотворяют военную мысль, дают ей руководящую нить для разработки основных вопросов военного строительства. Его доклады и статьи на теоретические темы изложены чрезвычайно просто. При глубоком разборе вопроса они были доступны и рядовому читателю и слушателю благодаря конкретности и практической установке.
Привлечь научную мысль, развязать творческую инициативу, возбудить интерес к военным проблемам — таковы были цели Фрунзе. В Харькове, при своем штабе, Михаил Васильевич организовал «Общество ревнителей военных знаний», в которое, помимо военных работников, привлек представителей науки, техников, химиков и т. д. Это была научная общественная организация, которая получала лишь некоторую помощь от командования.
В разговоре с одним из членом общества Михаил Васильевич спросил:
— А вы будете просить у меня денег? Если вы будете просить денег, тогда я считаю заранее, что ничего из вашей работы не выйдет. Будет та же самая казенщина, которая была и раньше.
Фрунзе добивался также создания кружков в корпусах, бригадах, полках и, зная, какие творческие силы таятся в народной массе, указывал на необходимость привлечения в эти кружки рядовых красноармейцев.
В том же 1921 году Фрунзе выдвигает ряд предложений, которые получили затем свое осуществление. Первое из них — учреждение военных факультетов при высших учебных заведениях, второе — организация комитета по развитию воздушного флота. По инициативе Фрунзе на Украине создается «Всеукраинское общество авиации и воздухоплавания».
После большой теоретической подготовки Фрунзе разрабатывает и публикует тезисы «О единой военной доктрине». Появление их в 1921 году отвечало насущной потребности дать правильное освещение вопросам в происходившей тогда дискуссии о строительстве Красной армии, об основах комплектования, воспитания и обучения бойцов армии пролетарской революции.
«Единая военная доктрина» охватывала, по мысли Фрунзе, следующий «примерный круг общих идей и вытекающих из них практических задач».
Современные войны «втягивают в свой круговорот и подчиняют себе решительно все стороны общественного быта, затрагивают все без исключения государственные и общественные интересы.
М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов.
Театром военных действий теперь являются не узко ограниченные пространства, а громадные территории с десятками и сотнями миллионов жителей; технические средства борьбы бесконечно развиваются и усложняются, создавая все новые и новые категорий специальностей, родов оружия и т. д. и т. д.».
В современной войне «государство должно заранее определить характер общей и, в частности, военной политики, наметить соответственно с нею возможные об’екты своих военных устремлений, выработать и установить определенный план общегосударственной деятельности, учитывающий будущие столкновения и заранее обеспечивающий их удачу целесообразным использованием народной энергии».
Военный аппарат в современной войне «должен принять наиболее отвечающую общим государственным заданиям организационную форму и дальнейшей работой создать прочное единство всех вооруженных сил, связанных сверху донизу общностью взглядов как на характер самих военных задач, так и на способы их разрешения».
И, наконец, учение о единой военной доктрине «должно прежде всего указать характер тех боевых столкновений, которые нас ожидают. Должны ли мы утвердиться на идее пассивной обороны страны, не ставя и не преследуя никаких активных задач, или же должны иметь в виду эти последние?»
В своих тезисах Фрунзе утверждал, что Рабоче-крестьянская Красная армия, являясь армией нового типа, должна создать и свое новое оперативное искусство и тактику, иметь свою систему классового комплектования, воспитания и обучения. Основные принципы, которые защищал Михаил Васильевич, нашли свое воплощение в строительстве нашей великой и непобедимой Красной армии.
Против этих положений резко ополчился враг народа Троцкий, который хотел передоверить строительство Красной армии буржуазным военным специалистам, отрицал марксистские принципы в деле строительства вооруженных сил, считая ненужным политическое воспитание бойцов. Он всячески стремился дискредитировать, опорочить роль командиров-коммунистов в гражданской войне, героическую борьбу и победы Красной армии.
Необходимо отметить, что клеветнические, контрреволюционные выпады против Красной армии и стремление вызвать в ее рядах разложение подрывом авторитета командиров-коммунистов, вынесших на себе всю тяжесть гражданской войны, производились Троцким в то время, когда еще шла борьба с японскими интервентами и решалась судьба Дальнего Востока.
«По его [Троцкого] словам, — заявил Михаил Васильевич на совещании военных делегатов XI с’езда РКП(б), — выходит так, как будто мы ничего решительно в области военного дела особенного не сделали, что с точки зрения правильности наших операций у нас дело было из рук вон плохо, что никаких особенных успехов с точки зрения военного искусства мы не имели, не показали, не проявили. Я полагаю, что; эти утверждения прежде всего об’ективно неверны, а психологически по своим последствиям просто вредны...»
Нельзя было успешно строить вооруженные силы страны, не подавив сопротивления троцкистов, «рабочей оппозиции» и других врагов партии, мешавших строительству советского государства и Красной армии. Особенно острая борьба с троцкистами и «рабочей оппозицией» развернулась внутри украинской партийной организации. Разгромом этих антипартийных группировок руководил В. М. Молотов, бывший тогда секретарем ЦК КП(б) Украины. Фрунзе беспощадно разоблачал троцкистов и шляпниковцев. Когда на пленуме ЦК и ЦКК (9 августа 1921 года) по предложению товарища Ленина обсуждался вопрос об исключении из партии лидера «рабочей оппозиции» Шляпникова, Фрунзе выступил с требованием самых суровых мер по отношению к оппозиционерам. Один из оппозиционеров, выступая потом на с’езде, демагогически жаловался:
— Фрунзе нас хочет расстрелять из пулеметов...
Вскоре после августовского пленума ЦК партии Фрунзе был послан с дипломатической миссией в Турцию.
В стране, куда ехал Михаил Васильевич, еще крепко жила издавна установившаяся во всех слоях населения враждебность к царской России. О Советской России турецкий народ знал мало. Лживой информацией, клеветой и всяческими небылицами антантовская и белогвардейская печать стремилась усилить в турецком народе ненависть к Советской России.
На деле в лице Советской России турецкий народ обрел искреннего друга, который помог ему в борьбе за национальную независимость. Эта помощь советского народа сыграла большую роль в вооруженной борьбе с империалистами, пытавшимися задушить национально-освободительное движение в Турции, проходившее под руководством Мустафы-Кемаля.
Известно, что освободительная война турецкого народа, завершившаяся его победой, протекала при активной дружественной поддержке Советской страны.
В поездке по Турции Фрунзе сопровождал почетный конвой. Благодаря знанию киргизского языка, который имеет общие корни с турецким, Фрунзе всю дорогу вел с аскерами оживленную беседу. Как представитель Советской России Фрунзе быстро завоевал симпатию турецкого народа. Один из работников посольства рассказывает:
«...Турки в один голос говорили о Фрунзе, как о замечательном человеке, о его симпатиях к турецкому народу и о том, как он расположил всех к себе... Его называли и генералом, и товарищем, и пашой».
Фрунзе приобрел популярность без всякой официальной шумихи. Ее создал сам турецкий народ. Быстро разнеслась молва, что «паша» Фрунзе всем доступен, запросто беседует с народом. Михаил Васильевич выступал с сообщениями о Советской России не только в городах, но и в маленьких селениях. Он говорил, что Советская Республика — друг угнетенных народов, что прошлая захватническая политика царской России чужда советской власти.
Возвратившись из Турции, Михаил Васильевич приступает к практическим задачам обучения войск. Весной 1922 года, выступая на совещании начальствующего состава Украины и Крыма, Фрунзе дал развернутую программу военно-политической подготовки Красной армии.
«...Воспитание и обучение, — говорил Фрунзе, — должны производиться на основе единых, проникающих всю толщу армии, взглядов по основным вопросам, касающимся задач Красной армии, основ ее строительства и методов ведения боевых операций. Совокупность этих взглядов, сведенных в систему при помощи марксистского метода анализа общественных явлений и преподаваемых Красной армии в уставах, приказах и наставлениях, и дает армии необходимое ей единство воли и мысли».
Командиры и политработники, говорил Фрунзе, должны стремиться:
«1. К полной и наискорейшей ликвидации безграмотности. Первого мая каждый красноармеец должен будет ясно, отчетливо и сознательно прочитать текст торжественного обещания.
2. К превращению каждого красноармейца в сознательного гражданина, знающего свое место в Советской Республике и свои задачи в отношении окружающего нас мира врагов.
3. К достижению максимальной военной квалификации бойца.
4. К закреплению духовной связи командного состава армии с ее низами.
5. К окончательному устранению деления командного состава на спецов и неспецов путем создания единой семьи верных пролетарской государственности военных работников».
Подытоживая опыт минувших войн и собственную полководческую практику, Фрунзе особо отметил, что тактика Красной армии была и будет пропитана активностью в духе смелых и энергично проводимых наступательных операций. Это вытекает из классовой природы рабоче-крестьянской армии и в то же время совпадает с требованиями военного искусства.
Тезис Фрунзе об активности вызвал у некоторой части военных работников возражения. В своей критике они заявляли:
— Помилуйте, это же идеи Суворова!
Фрунзе признавал, что военный гений Суворова создал много ценного и на сегодняшний день. Свою готовность использовать военное наследие Суворова Фрунзе подтвердил позднее в следующих словах:
— Мы должны добиваться дальнейшего совершенства, дабы в случае необходимости мы новую войну провели с наименьшими потерями и жертвами, с «малой кровью», как говорил один из величайших полководцев старой России — Суворов.
Глубокая человечность Фрунзе, постоянная забота о бойцах и командирах Красной армии находили свое отражение и в его приказах и в соответственных указаниях начальствующим лицам при частых выездах на места. Забота о создании хороших материальных условий жизни армии проявлялась не только в повышении окладов, что тогда играло очень важную роль, но и в изыскании средств на ремонт казарм, на оборудование клубов в частях и т. д. Когда к Фрунзе поступали жалобы, что семьям красноармейцев не предоставляется установленных законом льгот, он заметил;
— Ни одно малейшее заявление красноармейца не должно остаться без внимания.
Через президиум ВУЦИК Фрунзе добился указания местным властям на их обязанность чутко относиться к семьям красноармейцев.
Свою государственную и военную работу Михаил Васильевич тесно связывал с партийной. Участие в партийных с’ездах и конференциях (с 1921 года Фрунзе избирается на всех с’ездах в члены ЦК партии), выступления с докладами на партийных собраниях наглядно показывали глубокую подготовку Фрунзе к решению самых разнообразных вопросов. Его доклады по истории партии, по характеристике текущего момента насыщены глубокой принципиальностью. В огромной борьбе, которую партия под руководством Ленина и Сталина вела с троцкистскими и бухаринскими предателями, Фрунзе всегда отстаивал чистоту ленинско-сталинских принципов.
Работая на Украине как командующий и организатор вооруженных сил, Михаил Васильевич являлся одним из руководителей Украинской советской республики. Будучи заместителем председателя Совета народных комиссаров УССР, Фрунзе активно участвовал в законодательной и организационной работе по советскому строительству. Руководствуясь указаниями товарища Сталина о необходимости об’единения советских республик в единый союз народов, Фрунзе в мае 1923 года принимает участие в разработке предложения к братским республикам приступить к образованию СССР. Такие предложения были сделаны Белоруссии и Закавказской советской федерации. С пропагандой идеи союза советских республик Фрунзе выступает на собраниях рабочих и крестьян, в печати и с докладами в общественных организациях, Фрунзе был ближайшим помощником товарища Сталина в создании первой конституции СССР. По окончании разработки конституции Фрунзе выступил с докладом на VII Всеукраинском с’езде советов и активно участвовал в оформлении великого Союза советских народов.
На апрельском пленуме ЦК в 1924 году специальная комиссия, обследовавшая состояние Красной армии, сделала доклад, сущность которого сводилась к следующему:
«Красной армии, как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы, у нас в настоящее время нет. В настоящем своем виде Красная армия небоеспособна»[35].
Военный аппарат требовал немедленной реорганизации. По вине Троцкого и его ставленников штаб Красной армии, выполнявший множество сложных и разнообразных функций, превратился в громоздкий бюрократический аппарат и не мог справляться со своей работой. Штаб не был подготовлен к разрешению военных проблем, оторвался от армейских низов и не знал армии. Им даже не был разработан план мобилизации, а оперативные предположения строились без учета материальных ресурсов. Разоблачив Троцкого как врага партии и трудящихся, отстранив его от руководства армией и очистив армейские учреждения от его подлых союзников, партия и правительство решили поручить дело реорганизации Красной армии испытанному большевику и выдающемуся полководцу Михаилу Васильевичу Фрунзе. С начала 1924 года Фрунзе был назначен заместителем председателя Реввоенсовета Союза ССР. Михаил Васильевич оставил пост командующего войсками Украины и Крыма и переехал из Харькова в Москву вместе с семьей: женой, четырехлетней дочерью Татьяной и сыном Тимуром, родившимся в 1923 году.
Создание правильной структуры центрального военного аппарата должно было стать первым звеном военной реформы. На штаб, по предложению Фрунзе, возлагалась задача разработки планов войны, мобилизации и строительства вооруженных сил в соответствии с экономическими ресурсами страны. Работа по подготовке войск в мирное время (обучение, комплектование, материальное снабжение) должна быть возложена на самостоятельные органы управления.
Вторым звеном военной реформы должна была стать перестройка плана развертывания Красной армии и флота и общая реорганизация войсковых частей и соединений. В связи с этим на учете данных о возможных противниках и театрах будущих столкновений перестраивались планы развертывания и штаты частей. Новый порядок упрощал и ускорял материальное обеспечение частей и в мирное время создавал более благоприятные условия для подготовки войск. Уничтожалась диспропорция в развитии отдельных родов войск, сокращались тыловые учреждения, сеть военно-учебных заведений согласовывалась с общим планом комплектования армии командным составом.
Реорганизации подлежали все без исключения роды войск, но наибольшему изменению подверглась пехота.
— Победа будет решаться тем родом оружия, — говорил Михаил Васильевич, — которое мы считаем и считали основным, главным, а именно — нашей пехотой.
Проведение реформы по-новому ставило проблему материального снабжения армии. Страна тогда уже была на пути к залечиванию ран, нанесенных народному хозяйству войной и интервенцией. Процесс восстановления довоенной промышленности приближался к концу. Делались крупные вложения в капитальное строительство. Однако в те годы Советский Союз продолжал оставаться страной технически отсталой. К разрешению ответственной и трудной задачи перевооружения Красной армии и оснащения ее новой техникой Фрунзе приступил под непосредственным руководством товарища Сталина.
— При нашей экономической отсталости, — говорил Фрунзе, — о многом мечтать не приходится, но кое-что может быть нами сделано и сейчас.
Свою работу Фрунзе начал с изучения. Без ложной скромности он сказал однажды слушателям Военной академии:
— Лично про себя скажу честно и открыто, что по целому ряду вопросов я постоянно ощущаю свою величайшую отсталость. Чувствую, как много надо работать...
И Фрунзе работал. Он изучает хозяйственные возможности страны, беседует с руководителями трестов и предприятий, выезжает на заводы, конспектирует отчеты о работе различных отраслей промышленности, подсчитывает с карандашом в руках производственную мощность заводов и, пропустив через свой неутомимый мозг огромный материал, прощупывает перспективы дальнейшего развития. Исходя из экономических возможностей, Михаил Васильевич намечает план технического оснащения армии пулеметами, артиллерией, авиацией, химией.
Перевооружать армию Фрунзе начал планово, систематически. Высчитав, какое количество пулеметов армия получила в наследство, учтя их техническое состояние, системы, запасы патронов и производственные возможности промышленности, Михаил Васильевич находит возможным дать каждому взводу станковый пулемет. Одновременно он подает мысль изобрести, в дополнение к станковому, легкий ручной пулемет и обязательно под трехлинейный патрон. (Красная армия получила свой ручной пулемет уже после смерти Фрунзе.)
До 1924 года дивизия Красной армии имела двадцать четыре орудия. По инициативе Фрунзе количество артиллерии в дивизии удваивается.
Танков в Красной армии не было, за исключением нескольких трофейных. Мысль Фрунзе обращается к трактору.
«Мы строим заводы, — заявил Михаил Васильевич, — ввозим тракторы, и мы должны тракторостроение поставить так, чтобы тракторы могли выполнять важные функции в деле обороны».
Красной армии нужны самолеты, и Фрунзе добивается организации авиатреста. Он решает создать военно-химическое управление и выступает на президиуме Высшего совета народного хозяйства с докладом о значении развития химической промышленности.
Михаил Васильевич оказывает помощь в развертывании работы ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), поддерживает инициативу конструктора-изобретателя ручного пулемета Дегтярева, поощряет научное дерзание молодых конструкторов самолетостроения и будит творческую мысль в области собственного моторостроения. Научный работник в кабинете Фрунзе — частый гость. Ученые с мировыми именами поражаются проникновением Фрунзе в область чистой науки и его умением сочетать ее задачи с вопросами обороны. Михаил Васильевич рисует перед ними перспективы развития научной работы с вдохновением .истинного художника. Своим ясным умом, глубоким обаянием он привлекает к себе лучших ученых страны.
Почти одновременно с переходом на работу в Реввоенсовет Республики в начале 1924 года Фрунзе был назначен начальником Военной академии.
Когда-то, в далекой ссылке, Михаил Васильевич руководил маленьким кружком по изучению военного искусства. Сейчас коммунистическая партия самого большого в мире государства поручила ему готовить пролетарских стратегов и полководцев.
С приходом Фрунзе в жизни академии началась новая полоса. До него преподавание там велось по-старинке. Преподаватели, в большинстве переведенные из бывшей Николаевской академии, относились свысока к своим слушателям — боевым командирам гражданской войны.
В тесной связи с реформами в Красной армии Фрунзе ставит перед академией задачу превращения ее в подлинно большевистскую кузницу командных кадров, в центр военно-научной мысли. Академия должна была подняться на высоту самой передовой военной науки, обобщить и использовать богатейший опыт мировой и гражданской войн, сделать великое, всепобеждающее учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина основой всей своей творческой работы.
«Нам нужен командир, — говорил Фрунзе, — который был бы не только техником, но и общественником во всем высоком значении этого слова. Классовый состав нашей высшей военной школы сам по себе достаточно красноречиво говорит о том, кому служит наш командный состав, наша Красная армия. Но для того чтобы интересам рабочих и крестьян служить наилучшим образом, еще недостаточно одной принадлежности к пролетариату или крестьянству и даже самой беззаветной преданности трудящимся.
...Наш командир должен уметь ставить работу так, чтобы массы видели в нем не только технического руководителя, но и воспитателя. Но это возможно только в том случае, если наш командир будет иметь достаточно широкий политический кругозор, чтобы он умел разбираться во всем сложном и непрерывно меняющемся переплете классовых и национальных сил, который показывает нам новая действительность. Для этого нужно, чтобы он в совершенстве овладел методом марксизма-ленинизма».
Перед слушателями академии Фрунзе предстал как большая политическая фигура, как человек, которому можно верить безгранично. Многие знали его по фронтам и уже тогда почитали его как искусного пролетарского полководца, организатора масс и политического руководителя.
Фрунзе был чутким человеком, но требовательным начальником. Михаил Васильевич часто приходил в академию в часы занятий, следил, насколько тщательно подготовлены и слушатели, и преподаватели, иногда сам производил разбор какой-либо тактической задачи, делая необходимые указания. Фрунзе совершенно реорганизовал — беспорядочный в прошлом — учебный процесс, сделал обязательным изучение авиации и химии, иностранных языков.
Умея по-ленински относиться к военным специалистам, Фрунзе пользовался полным доверием со стороны академической профессуры и заставил понять, что со старыми навыками пора покончить. Под его влиянием профессура ознакомилась с целым рядом важнейших операций гражданской войны, о которых до этого не имела ни малейшего представления, начала изучать основы марксистско-ленинской методологии, научилась применять новые знания в преподавательской работе. При Фрунзе академия получила прочную базу, чтобы превратиться в настоящую пролетарскую школу военного искусства.
В январе 1925 года Фрунзе был назначен народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета Союза ССР.
Как отмечает К. Е. Ворошилов, с назначением М. В. Фрунзе «весь центральный аппарат Красной армии был до основания реорганизован и почти полностью обновлен за счет привлечения боевых командиров-коммунистов и политработников — участников гражданской войны и молодых наших академиков. В этот знаменательный год в истории Красной армии всколыхнулась до самых низов вся армейская общественность, К разработке вопросов военного строительства были по-настоящему привлечены наши молодые коммунистические кадры. После нескольких лет опасного застоя в Красной армии повеяло впервые свежим воздухом»[36].
Осуществляя сталинский план создания мощной Красной армии и руководя вооруженными силами СССР, Фрунзе вел одновременно и большую работу по подготовке народного хозяйства на случай войны. Общеизвестно, что организация народного хозяйства без учета военного столкновения обрекает страну на разгром. Фрунзе приступает к разработке мобилизационного плана народного хозяйства, используя все те преимущества, которые давала наша хозяйственная структура; ее плановость, централизованное управление и т. д. Свою работу Фрунзе начинает с изучения сил возможного противника: население, посевная площадь, промышленность (выпуск чугуна и другого сырья для вооружения), пропускная способность транспорта, состав вооруженных сил, военная литература и уставы. Вся эта подготовительная работа позволяла ему конкретизировать поставленные задачи, которые Фрунзе изложил в одной из своих речей:
«Достаточно, чтобы руководители нашей хозяйственной деятельностью, всей нашей промышленности, строя свои планы и предположения, осуществляя свои мирные задания, всегда имели перед собой вопрос о том, как такое-то положение отразится на деле обороны государства, нельзя ли сделать так, чтобы соответствующая промышленность удовлетворяла соответствующим потребностям военного времени, — достаточно того, чтобы наша мирная работа служила в целях обороны».
Конкретно это означало следующее: при постройке новых заводов, элеваторов, холодильников, электростанций, железных дорог надо принимать во внимание задачи обороны. Строить завод надлежит с учетом стратегической безопасности его расположения. А само строительство, начиная от закладки фундамента и кончая расчетами производственной мощности, вести с учетом перехода на военное производство. Каждое хозяйственное предприятие должно иметь мобилизационный план. Свое изучение военной промышленности Фрунзе вел не только в кабинете, но и на предприятиях, лично контролируя качество продукции.
Для военной промышленности нужны специальные командные кадры, и Михаил Васильевич учреждает при Военной академии кафедру военной промышленности и снабженческий факультет. Главной задачей при создании военной промышленности Фрунзе считал полную ликвидацию нашей зависимости от заграницы в области военного производства и потребного для него сырья.
Учитывая, что в будущей войне защищать нашу родину будет весь народ, Фрунзе на первом совещании военно-научного общества заявил:
«Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом; что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что это будет война не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всенародная тщательная подготовка еще в мирное время».
Изучение основ военного дела надо начинать, по мнению Фрунзе, со школьной скамьи. Курс военных знаний и военного воспитания должен быть включен в программу средних школ и вузов. По настоянию Михаила Васильевича вводилась обязательная допризывная подготовка.
Фрунзе считал необходимым развитие военной общественности (Осоавиахим) и спортивных организаций. Выступая 17 июня 1925 года на конференции РЛКСМ, Михаил Васильевич сказал:
«Комсомол должен взять на себя инициативу создания во всех частях нашего Союза сети военных уголков, военных и спортивных кружков, тех центров военной пропаганды, которые нам подготовят и создадут действительно хорошо удовлетворяющую нас во всех отношениях красноармейскую вооруженную силу».
Более четырех лет М. В. Фрунзе занимался непосредственно делом организации вооруженной мощи нашей страны.
Историческая заслуга Фрунзе в том, что он сумел в переходный период, каким являлись для строительства вооруженных сил 1921—1924 годы, вывести Красную армию на путь планомерного строительства. Было положено начало современной военной мощи Советского Союза. Вопросы мобилизации промышленности были поставлены практически, разработаны основы воспитания и обучения войск, переход к единоначалию и т. д.
«Громадные задачи, — писал К. Е. Ворошилов, — которые ставил для разрешения этот незаурядный человек, открыли новую полосу в военном строительстве»[37].
Фронты, а затем напряженная работа на Украине, частые выезды в Москву и в части войск оставляли Фрунзе очень мало времени для личной жизни. Свои свободные часы, редко выпадавшие, Михаил Васильевич посвящал семье. Фрунзе поддерживал связь со своими товарищами по подпольной работе в Иванове и Шуе; в его доме часто можно было встретить рабочих-ткачей, приезжавших побеседовать со своим другом Арсением.
И в служебном кабинете, и дома Фрунзе был обаятельным, жизнерадостным и чутким человеком. Его дочь, Татьяна Фрунзе, вспоминает;
«С нами отец был всегда очень ласков, нежен. Одно время мы жили в Харькове. Как и всегда, отец работал очень много. Все же он находил время и для своей маленькой дочери.
— А где моя Чинара? — спрашивал он еще с по-рога и начинал маршировать, стуча сапогами...»
Фрунзе любил классическую литературу, особенно Чехова, которого читал и на фронте. Он следил также за развитием новой литературной жизни в Советском Союзе. Михаил Васильевич хорошо понимал ту роль, которую играет художественная литература в деле воспитания масс, и как большевик стремился приблизить искусство к задачам социалистического строительства. В то время такие литературные организации, как РАПП[38] и «Кузница», претендовали на исключительную гегемонию так называемых «пролетарских писателей», пытаясь вытеснить из литературы «попутчиков». Такая политика явно противоречила линии партии в вопросах художественной литературы. На заседании литературной комиссии ЦК ВКП(б)
3 марта 1925 года Фрунзе выступил с резкой критикой РАПП.
«Я считаю, — заявил Михаил Васильевич, — что они занимают такую позицию, которая является политически вредной и опасной».
М. В. Фрунзе среди пионеров.
На том же совещании с трескучей декларацией выступили представители «Кузницы».
«Нэп, — говорилось в декларации, — как этап революции, оказался в окружении искусства, похожего на искусничание горилл... Белинских нет. Над пустыней искусства — сумерки. И мы возвышаем свой голос и поднимаем красный флаг... Класс — монолит... Творить искусство только по своему образу и подобию...»
«Я внимательно прослушал декларацию представителя «Кузницы», — ответил Фрунзе, — и считаю эту декларацию как раз выражением самого настоящего комчванства. Что в ней было сказано?
Товарищ из «Кузницы» заявил, что молодым пролетарским писателям совершенно нечему учиться у попутчиков и что величайшую ошибку и непонимание сущности литературного дела делает тот, кто смотрит иначе.
Подобную позицию я считаю глубоко ошибочной. Это есть выражение коммунистического чванства. Как нам нечему учиться? Каждый из нас, прочитывая новые книги, перелистывая страницы наших журналов, видит, как мало достижений имеет наша пролетарская литература. Когда есть время почитать, то невольно обращаешься либо к старым классикам, либо как раз к нашим литературным попутчикам...»
Интересно отметить отношение Фрунзе к Маяковскому, на которого обрушились представители РАПП и «Кузницы».
— Течение, возглавляемое Маяковским, — заявил Фрунзе, — я считаю вполне законным оттенком в нашей советской литературе и ничего антикоммунистического в этом направлении не нахожу...