-- Карамба! Пепито, сюда! Пабло, проснись! -- кричал человек, с виду похожий на разбойника, лежавший в кустах на большой дороге недалеко от Мадрида. -- Добыча, братья! Экипаж!
-- Да, дело, брат, -- отвечал звонким голосом молодец, которого звали Пабло, протирая глаза. -- Нам нужно еще несколько монет, чтобы дожить до войны.
-- Что случилось? -- спросил третий, подойдя к остальным.
У всех были смуглые загорелые лица, изодранное платье и большие круглые шляпы, сильно потрепанные непогодой. Матео и Пабло вытащили ружья и стали осматриваться, а Пепито вынул револьвер из-за пояса.
-- Видите там экипаж?
-- Это будет хорошая добыча! -- с удовольствием заметил Пепито.
-- Да здравствует дон Карлос! -- воскликнул Пабло. -- Но прежде всего нам нужныденьги на дорогу!
-- Карамба! Мы уже спустили все пятьдесят реалов, которые нам дали при найме! Смотрите, кучер один сидит на козлах!
-- Вот я ему сейчас пилюльку закачу, -- сказал Пабло, -- это самое действенное средство. А ты, Матео, убьешь одну из лошадей. Вперед!
Едва карета поравнялась с ними, разбойники бросились к ней, и в ту же минуту раздались два выстрела.
Пепито кинулся к лошадям, чтобы схватиться за узду. Матео и Пабло от излишней поспешности оба промахнулись, и кучер стегнул лошадей.
Но разбойники уже подбежали к карете, и пока Пепито удерживал лошадей, остальные двое отперли дверцы.
-- Пресвятая Мадонна! Помогите! -- раздался женский голос. -- Чего хотят эти люди?
-- Не трогайся, или я убью тебя! -- пригрозил Пабло кучеру, а Матео вскочил в карету.
-- Помогите, ради Бога! Оставьте меня! -- кричала испуганная девушка, стараясь вырваться из рук Матео, и, наконец, выскочила из кареты.
-- Мы хотим только взять с вас небольшую пошлину! -- воскликнул Матео, выбежав вслед за девушкой и снова схватив ее.
-- Сжальтесь! Отпустите меня! -- просила пленница. Кучер, напуганный Пабло, сидел неподвижно.
-- Помогите! -- продолжала кричать путешественница. -- Кто-нибудь, спасите меня! Помогите!
-- Молчите! Давайте деньги и отправляйтесь куда угодно! -- прорычал Матео.
-- Ну, сеньора, торопитесь, -- говорил Пабло, боявшийся, как бы выстрелы не привлекли кого-нибудь. -- Деньги! Быстро!
Кучер страшно злился про себя. Если бы госпожа не выскочила из кареты, ему бы, может быть, еще удалось ускакать от разбойников, но теперь делать было нечего. Перед ним стоял Пабло с заряженным ружьем, а Пепито в одной руке сжимал револьвер, а другой удерживал лошадей.
Матео стал грозить сеньоре, когда она сказала, что у нее нет с собой денег. Он только хотел ее обыскать, как со стороны городских ворот показался офицер, привлеченный громкими криками напуганной девушки.
Пепито и Пабло увидели его, но поняли, что он один.
-- Что тут такое? Отпустите сеньору! -- раздался голос офицера.
-- Помогите! Спасите! -- кричала сеньора в испуге.
-- Чей это голос? -- тихо проговорил офицер. -- Но как же это возможно?! Назад! Освободите сеньору или...
Пепито и Пабло подскочили к подошедшему офицеру, и первый наставил на него дуло своего револьвера.
-- Ого! Разбойничье семя! -- вскричал офицер, выхватив шпагу и наступая на своих противников.
-- Дон Мануэль Албукерке! -- раздался голос пленницы. -- Освободите меня!
-- Донья Инес!.. Это вы! -- вскричал Мануэль, схватившись с Пабло, который фехтовал своим ружьем, в то время как Пепито тщетно пытался поймать момент, чтобы выстрелить в офицера из револьвера. Мануэль теснил своих противников с таким напором, что они вынуждены были отступить. При этом Мануэль ранил Пабло в руку. В эту минуту Пепито выстрелил, но Мануэль вышиб револьвер у него из рук и напал на оробевшего разбойника.
Пабло, отступая, случайно оказался рядом с кучером, и тот с размаху стегнул его кнутом по лицу. Из раны на руке у него сильно текла кровь. Мануэль, сбив с ног Пепито, бросился к Инес, которую Матео оставил, увидев, что товарищи его наголову разбиты.
-- Карамба! -- ругался разбойник. -- И с одним-то мы не смогли справиться!
Но он не брал в расчет силу и решимость Мануэля.
Инес кинулась к своему избавителю, а он, ободряюще кивнув ей, тотчас повернулся к Матео.
Пабло, лишившись одного глаза, оставил поле сражения, Пепито как раз пытался подняться, чтобы снова броситься на своего противника, но Мануэль решил исход боя, ударив Матео так, что покатился и он.
Разбойники с позором бежали, но Мануэль их не преследовал. Он хотел лишь спасти Инес, разбойники его не интересовали.
-- О! Благодарю вас! Благодарю вас, дон Мануэль! -- воскликнула Инес, все еще дрожа от страха. -- Вы спасли меня от этих ужасных людей. Скорее прочь отсюда!
-- Не бойтесь! Но не садитесь снова в карету, позвольте мне довести вас до дома. Ступай домой, -- обратился Мануэль к кучеру, -- я приведу графиню во дворец.
Молодая графиня, сердце которой все еще сильно билось, ни в чем не противоречила своему избавителю, позволяя распоряжаться, как ему будет угодно. Кучер тоже не смел ему противоречить.
-- Только ничего не рассказывай во дворце, пока я не вернусь! -- крикнула кучеру графиня. -- А то патер Антонио будет беспокоиться.
Кучер стегнул лошадей, предварительно хорошенько удостоверившись, что разбойники действительно удалились, и карета быстро понеслась по дороге. Мануэль учтиво подал руку Инес.
-- Каким бы ужасным ни было для вас это происшествие, для меня, донья, это счастливый случай, -- сказал он. -- Я счастлив, что наконец могу говорить с вами без свидетелей.
-- О, как я благодарна вам за то, что вы спасли меня, дон Мануэль! Мой отец узнает обо всем, что вы для меня сделали, и вы должны будете принять и его благодарность, -- отвечала Инес. -- Вы удивились, встретив меня на этой дороге? Я была здесь недалеко у одной несчастной бедной девушки, которая живет за городом. Ее зовут Амаранта. Я возвращалась от нее...
-- Ив награду за ваше доброе дело вы попали в руки этих людей! Как хорошо, что я оказался у ворот в это время. Сначала я услыхал выстрелы, а потом ваши крики о помощи. Наконец-то мне удастся побыть немного с вами. Дворец ваш для меня закрыт, но если бы вы знали, как я ждал, как желал этого мгновения!
-- Вы знаете графа, моего отца, -- сказала Инес, потупившись. -- У него в отношении меня свои планы, и во дворце нашем не бывает ни веселых пиров, ни дорогих гостей.
-- Я бы тоже был для вас дорогим гостем, графиня? -- спросил Мануэль.
-- Вы сомневаетесь? Вы не знаете разве, что ваше общество мне всегда приятно?
-- Да, вы правы, какой-то внутренний голос говорил мне, что вы расположены ко мне, и когда я услышал ваш голос, я был счастлив, потому что он подавал мне надежду на вашу любовь. Позвольте же сказать вам все, во всем вам признаться! Я смотрю на вас как на свою путеводную звезду! Да, донья Инес, я люблю вас, люблю пламенно!..
-- Дон Мануэль, -- дрожащим голосом проговорила графиня, -- я боялась этой встречи.
-- Так вы угадали, что уста мои не удержат перед вами тайны моего сердца? Скажите, как я должен понять ваши слова, как хорошее знамение или как дурное? Вы боялись этой встречи? О, не говорите мне этого, Инес! Не приказывайте сердцу молчать, скрывать свои святейшие надежды! Неужели вы не хотите меня выслушать?
-- Я не смею вас слушать, Мануэль!
-- Вы не смеете? Кто запретил вам это? Вы одна можете располагать своим сердцем. Вы должны меня выслушать, вы должны все узнать наконец! Я люблю вас со всем пылом молодости, я думаю только о вас! Где бы я ни был, вы всегда со мной, и я безгранично счастлив при одной мысли о том, что вы могли бы полюбить меня! Скажите же мне... скажите одно только слово, Инес, и я буду счастливейшим или несчастнейшим из смертных! Скажите мне, вы любите меня?
-- Да, Мануэль, я вас люблю.
-- Теперь пусть небо рушится, пусть свет провалится! Я любим!
-- Лучше было бы, Мануэль, если бы мы никогда не произносили этих признаний, -- сказала молодая графиня.
-- Что значат эти странные слова?
-- Тогда, может быть, нам не пришлось бы проститься тотчас же после этого признания.
-- Проститься, Инес?
-- Не спрашивайте ни о чем, пощадите меня!
-- Что разлучает нас? Скажи скорей! Если ты любишь меня, кто может отнять тебя у меня, кто может разлучить нас?
-- Не спрашивайте, Мануэль, я не буду принадлежать вам никогда!
-- Ты только поманила меня блаженством и уже хочешь отнять его у меня!..
-- Судьба разлучает нас, дон Мануэль, -- отвечала Инес.
Пока они шли, уже совсем стемнело, и теперь они подходили ко дворцу графа Кортециллы.
-- Мне ничто не помешает назвать тебя своею, -- продолжал Мануэль. -- Ты еще не знаешь, как сильна и пламенна моя любовь! Я возьму, завоюю тебя, даже если стена препятствий станет передо мной! Я поговорю с графом, твоим отцом, сегодня же вечером...
-- Прошу тебя, не делай этого!
-- Ты хочешь прогнать меня с твоего порога? Значит, ты никогда не любила меня и вовсе не знаешь, что такое любовь...
Волнение графини росло с каждой минутой.
-- Нет, я люблю тебя, тебя одного! -- произнесла она.
-- Так докажи твою любовь и позволь мне войти с тобой. Сегодня же вечером все должно решиться, -- настаивал Мануэль.
-- Ты не знаешь, о чем просишь, Мануэль!
-- Пусть это будет доказательством твоей любви.
-- Хорошо, я согласна, -- вымолвила Инес с содроганием. -- Может быть, наша судьба еще переменится.
-- Она переменится, она должна перемениться, клянусь своим спасением! Я начинаю понимать твои слова: ты хотела сказать, что отец сам хочет распорядиться твоей рукой?
-- Он уже обещал ее другому.
-- Он переменит свое решение, когда я поговорю с ним.
-- Дай Бог, -- прошептала графиня, входя в дом вместе с доном Павиа.
Старик-швейцар доложил ей, что граф уехал, но скоро вернется.
Инес повела своего спутника в покои, чтобы там дождаться возвращения отца. Она была сильно взволнована, страх и надежда боролись в ней. Сердце ее принадлежало Мануэлю, который только что так горячо признался ей в любви, но рука ее была обещана другому, и один лишь ее отец мог развязать узы, связывавшие ее с этим последним.
Едва Инес вошла с Мануэлем в свои покои, как услышала во дворе топот копыт.
Полная мрачных предчувствий, подбежала она к окну и отдернула занавес. Она посмотрела вниз, и легкий крик вырвался из ее уст.
-- Отец! И с ним... -- голос изменил ей, она пошатнулась, но, быстро поборов свой страх, бросилась к Мануэлю.
-- Вы не должны здесь оставаться, уходите скорей, -- шепнула она.
-- Что случилось?
-- Не спрашивайте! Если любите меня, то пожалейте и повинуйтесь, они идут... Не выходите отсюда, я вас спрячу.
-- Но скажите же...
-- Вы узнаете, только не теперь, Мануэль! Поклянитесь, что вы не выдадите себя ни звуком, что бы вы ни услышали. Подумайте обо мне, дело идет о самом святом для меня -- о моей чести и репутации! Я спрячу вас вот в этой комнате, ступайте туда, Мануэль, и, ради Бога, не выдайте ни себя, ни меня!
-- Куда ты ведешь меня? Зачем?
-- Пожалейте, они идут, -- умоляла Инес, увлекая его к портьере, отделявшей их от соседней комнаты.
Мануэль сдался на ее мольбы и испугался, увидев себя в спальне молодой графини.
На что решилась Инес! Как же велики были ее доверие к нему и угрожавшая опасность, если она привела его в эту комнату!
Мануэль ясно слышал, что дверь в комнату, где оставалась Инес, отворилась.
-- Подойдите ближе, принц, -- послышался голос графа Кортециллы.
Дон Мануэль де Албукерке вздрогнул.
-- Я счастлив, дорогая графиня, что наконец вижу вас и могу приветствовать как свою невесту, -- сказал тот, кого граф назвал принцем.
Дон Мануэль ужаснулся при звуках этого голоса. Чуть отогнув портьеру, он заглянул в соседнюю комнату, и лицо его нахмурилось. Дон Карлос стоял, склонившись перед Инес, которую он назвал своей невестой.
Мануэль задрожал, ему хотелось броситься между доном Карлосом и графиней и исполнить свой долг испанского офицера, но он вспомнил мольбы графини и поборол это желание.
Инес, между тем, в страхе и волнении, бледная как смерть, все время смотрела на портьеру, которая, как ей казалось, шевелилась; она была близка к обмороку, но ни отец, ни принц не могли понять причины ее смятения.
-- Садитесь, принц, -- сказал граф Кортецилла. -- Что с тобой, Инес, ты так взволнована?
-- Прости, отец, я не ожидала, что ты сегодня приведешь ко мне принца, -- тихо проговорила она.
-- О, я все понял! -- вскричал дон Карлос. -- Графиня видит меня сегодня первый раз при настоящих изменившихся обстоятельствах, и ее смущение вполне естественно. Вот причина волнения, граф Кортецилла!
-- Да, принц, вы совершенно угадали! Дочь моя очень впечатлительна, но ее волнение скоро пройдет.
-- В настоящую минуту, однако ж, ее надо пошалить, -- сказал дон Карлос. -- Мне хотелось только взглянуть на мою прекрасную дорогую невесту и приветствовать ее.
Дон Мануэль задрожал и уже протянул руку к портьере.
Инес заметила ее колебание, и смертельный страх овладел ею.
Но Мануэль опять вспомнил, где он находится, и снова преодолел себя, несмотря на то, что страсть бушевала в его сердце.
Инес -- невеста дона Карлоса? Она потеряна длянего, она принадлежит другому?
-- Меня пугает твое беспокойство, Инес, -- сказал граф Кортецилла. -- Ты все время с таким страхом смотришь на эту портьеру... Что тебя тревожит, дитя мое?
-- Ничего, ничего! Это сейчас пройдет, -- шептала Инес, -- мне немного нездоровится.
-- Не понимаю, что может тебя пугать? Неужели мрачный свет портьер? -- сказал отец, направившись было к соседней комнате.
-- Нет, нет, отец, все уже прошло, -- сказала Инес, сделав над собой решительное усилие и остановив отца.
-- Я имел счастье снова увидеть мою прекрасную милую невесту, -- обратился к ней дон Карлос, целуя ее дрожащую руку, -- скоро, надеюсь, мы встретимся при иных обстоятельствах и тогда назначим день, который осчастливит меня, соединив навеки с вами, графиня Инес! Да хранит вас Бог!
Графиня прошептала несколько слов едва слышным голосом, и дон Карлос вышел в сопровождении графа Кортециллы.
В ту же минуту Мануэль бросился к ногам трепетавшей девушки.
-- Я все знаю! -- вскричал он, побледнев от волнения. -- Ты невеста дона Карлоса! Это дело графа! Но ты не будешь ему принадлежать, хотя бы само небо хотело этого! Ты не должна быть несчастной! Ты будешь принадлежать мне, мысль о твоей любви даст мне счастье и силы! Моя жизнь принадлежит тебе -- тебе од-
ной. Я на все готов, чтобы обладать тобой. Никакая сила не может разлучить нас, когда мы душой принадлежим уже друг другу!
-- Скорей беги, сюда идут!
-- Еще одно слово на прощанье, моя возлюбленная!
-- Я твоя всем сердцем -- и только твоя, -- прошептала Инес, наклоняясь к дону Мануэлю, стоявшему перед ней на коленях.
Он обнял ее и покрыл поцелуями маленькую ручку, а через минуту уже выходил из дворца, откуда только что уехали дон Карлос и граф Кортецилла.