§ 28. Идилліей (отъ греч. слова εἰδύλλιον -- видикъ ) называется поэтическая картинка, сюжетъ которой заимствованъ изъ патріархальнаго быта земледѣльцевъ, пастуховъ, рыбаковъ, охотниковъ и вообще такихъ классовъ общества, куда еще не проникла порча нравовъ, и гдѣ человѣкъ, въ наивной простотѣ ума и сердца, живетъ на лонѣ природы, въ мирѣ съ самимъ собой и со всѣмъ окружающимъ. Нечего и говорить, что дѣтство, едва-ли не самый невинный и безмятежный возрастъ человѣка, представляетъ для идиллиста одинъ изъ благодарнѣйшихъ предметовъ, какъ это блистательно доказалъ графъ Л. Толстой многими увлекательными страницами "Дѣтства и отрочества".

Идиллическія произведенія относятся къ описательному роду сочиненій: пастухъ, земледѣлецъ и вообще всякій мирный гражданинъ, далекій отъ тревогъ житейскихъ, проводитъ дни спокойно и однообразно; сегодня онъ думаетъ и дѣлаетъ то-же, что и вчера; завтра онъ будетъ думать и дѣлать то-же, что и всегда: уже въ самомъ однообразіи его жизни, ничѣмъ невозмутимомъ, заключается вѣрный залогъ его счастія. Такую жизнь, неизмѣнную, какъ внѣшняя природа, можно только описывать; повѣствовать-же о ней нечего, ибо разсказываются дѣйствія и событія. Изъ этого слѣдуетъ, что драматическая борьба съ трагическимъ исходомъ несвойственна идиллія; исключенія изъ этого общаго правила, въ родѣ трогательной кончины Пульхеріи Ивановны и Аѳанасія Ивановича въ идиллической повѣсти Н. Гоголя " Старосвѣтскіе помѣщики ",-- очень рѣдки. Описанія картинъ природы: сельскій ландшафтъ, море, восходъ и закатъ солнца и т. п. составляютъ не послѣднюю прелесть идилліи. Что касается языка идиллическихъ произведеній, то онъ долженъ отличаться простотой, искренностью и задушевностью. Нерѣдко идилліи пишутся въ діалогической формѣ; таковы, напр., " Рыбаки" Гнѣдича и " Отставной солдатъ " Дельвига.

Укажемъ на главные моменты въ исторіи развитія идилліи.

У всѣхъ народовъ идиллія возникала въ то время, когда первобытная, близкая къ природѣ жизнь человѣческихъ обществъ давно успѣвала отойти въ поэтическую даль сѣдого прошлаго, въ которомъ позднѣйшія поколѣнія, уже надломленныя отрицательными сторонами цивилизаціи, воображали видѣть Золотой вѣкъ всеобщаго равенства, братства и любви. Первые слѣды идилліи начинаются на Востокѣ: индійская повѣсть Калидаса; " Сакунтала или узнанная по кольцу " уже мѣстами проникнута идиллическимъ настроеніемъ. Въ Греціи Стезихоръ писалъ идиллическія произведенія, вводя въ нихъ лирическій элементъ. Но настоящимъ создателемъ идилліи, какъ особаго самостоятельнаго рода поэзіи, былъ грекъ Ѳеокритъ (III в. до Р. Хр.). Живя при александрійскомъ дворѣ Птоломея Филадельфа, онъ, какъ-бы въ противовѣсъ роскоши и порчѣ нравовъ придворнаго общества, рисовалъ мирныя сцены изъ быта трудолюбивыхъ сицилійскихъ пастуховъ, стремясь этою противоположностью плѣнить читателей, которые были вовсе удалены отъ природы. По слѣдамъ Ѳеокрита шли Біонъ и Мосхъ. У римлянъ самымъ талантливымъ идиллистомъ былъ Виргилій, хотя нужно сказать, что его "Буколики" (пастушескія стихотворенія) и " Эклоги" (отборныя пьесы) страдаютъ недостаткомъ простоты и правдоподобія: его поселяне слишкомъ напоминаютъ утонченныхъ горожанъ, которыхъ одна только прихоть автора могла заставить взяться за плугъ.

Въ періодъ ложно-классической поэзіи древняя идиллія вырождается въ, такъ-называемыя, пасторали, или приторно-чувствительныя стихотворенія о небывалыхъ аркадскихъ пастушкахъ и пастушкахъ. "Такъ какъ ложные классики думали, что природа въ искусствѣ должна явиться въ очищенномъ, облагороженномъ видѣ, сообразно требованіямъ вкуса высшихъ классовъ общества того времени, то дѣйствующія лица идиллическихъ произведеній того времени -- пастухи и пастушки -- являлись въ искусствѣ не такими, каковы они были въ жизни, а чистенькими, опрятными, нѣжночувствующими и краснорѣчиво выражающимися существами. Тѣнистая роща, стадо овецъ, пасущихся на берегу ручья, пастухъ съ свирѣлью и преданная ему подруга -- таковы обстановка и лица ложно-классическихъ идиллій" (Колосовъ). Изъ Франціи пасторальная поэзія перешла и въ нашу литературу. Вездѣ поспѣвавшій, неутомимый и плодовитый авторъ, Сумароковъ (1718--1777 г.), въ лицѣ котораго добродушные современники воображали видѣть "россійскаго Ѳеокрита", написалъ 65 эклогъ, съ посвященіемъ "прекрасному россійскаго народа женскому полу". О фальшивомъ направленіи этихъ эклогъ свидѣтельствуютъ не только такія вычурныя и замысловатыя имена пастушекъ, какъ напр.: Сильванира, Амаранта, Мартезія, Брадаманта, Альцидалія, Стратоника, Феламира и т. и, но и, главнымъ образомъ, слѣдующія строки авторскаго обращенія къ "прекраснымъ" читательницамъ; "Я вамъ, прекрасныя, сей мой трудъ посвящаю: а ежели кому изъ васъ подумается, что мои эклоги наполнены излишно любовію; такъ должно знати, что недостаточная любовь не была-бы матерію поэзіи; сверхъ того должно и то вообразити, что во дни златого вѣка не было ни бракосочетанія, ни обрядовъ, къ оному принадлежащихъ: едина нѣжность только, препровождаема жаромъ и вѣрностью, была основаніемъ любовнаго блаженства ".

Пасторальная поэзія процвѣтала довольно долгое время какъ у насъ, такъ и на Западѣ Европы. Однимъ изъ первыхъ возсталъ противъ нея англійскій священникъ Георгъ Ераббъ (+ 1830 г.), авторъ " Приходскихъ списковъ " и "Мѣстечка" -- идиллій, въ которыхъ, по его словамъ, онъ старался изобразить " истинную, дѣйствительную жизнь бѣднаго человѣка ". Въ Германіи лучшими идиллистами XVIII вѣка были: Соломонъ Гесснеръ (см. его " Деревянную ногу " въ перев. Карамзина, Историческ. Хрест. Галахова), Гебель (см. его "Овсяный кисель " въ перев. Жуковскаго), Фоссъ, чья " Луиза " служила образцомъ для " Ганса Кюхельгартена " Гоголя, и Гэте, авторъ " Германа и Доротеи ". Въ нашей литературѣ достойны замѣчанія слѣдующія идилліи: "Рыбаки" Гнѣдича; "Отставной солдатъ " Дельвига; "Старосвѣтскіе помѣщики " Гоголя; "Дѣтство и отрочество " графа Л. Толстого; "Дурочка Дуня " Майкова; нѣкоторыя страницы изъ романовъ А. Печерскаго (Мельникова) " Въ лѣсахъ" и "На горахъ", также изъ произведеній Григоровича: "Переселенцы" и "Рыбаки"; многія сцены изъ " Записокъ охотника" Тургенева и эпизодъ о Фимушкѣ и Ѳомушкѣ въ егоже романѣ "Новь",

§ 29. Опредѣленіе идилліи. Идилліей, въ современномъ значеніи этого слова, называется эпическое изображеніе тихой, невозмутимо-однообразной жизни какъ высшихъ, такъ и низшихъ классовъ общества.