§ 26. Въ средніе вѣка, сперва по Франціи, а потомъ въ Испаніи, явились рыцарскіе романы, которые изображали необычайныя похожденія рыцарей и пользовались самымъ широкимъ распространеніемъ. Противъ рыцарскихъ романовъ впервые возсталъ испанскій поэтъ Сервантесъ (+ 1616 г.), своимъ " Донъ-Кихотомъ" упрочившій сатирическое направленіе за романомъ. Въ XVIII вѣкѣ англичане Дефо (" Робинзонъ Крузоэ") и Ричардсонъ ("Клариса") положили начало поучительному роману, межъ-тѣмъ какъ Вальтеръ-Скоттъ въ то-же время создаетъ романъ историческій. Наконецъ, въ XIX вѣкѣ подъ перомъ англійскихъ писателей -- Диккенса и Тэккерея романъ получаетъ нравоописательный характеръ.
Въ нашей литературѣ наибольшею извѣстностью пользуются слѣдующіе романисты: Пушкинъ, Лермонтовъ, Гоголь, Лажечниковъ, Загоскинъ, графы -- Левъ и Алексѣй Толстые, Тургеневъ, Гончаровъ, Достоевскій, Писемскій, Печерскій (Мельниковъ), графъ Саліасъ и др.
Въ послѣднее время романъ вытѣснилъ всѣ прочіе виды эпоса. Въ противоположность общенародному событію эпопеи, въ романѣ изображается жизнь обыденная, бытъ сословій и частныхъ лицъ, съ ихъ вседневными радостями, печалями и, особенно, любовью. Напр., въ "Евгеніи Онѣгинѣ " Пушкинъ рисуетъ полную и яркую картину быта дворянъ-помѣщиковъ 20--30-хъ годовъ текущаго столѣтія. Каждое изъ дѣйствующихъ лицъ этого романа преслѣдуетъ свои собственныя цѣли и живетъ исключительно личными интересами: Онѣгинъ, "преданный бездѣлью, томясь душевной пустотой", ищетъ разсѣянія отъ хандры въ шумѣ большого свѣта, "среди блистательныхъ побѣдъ, среди вседневныхъ наслажденій"; Татьяна переноситъ на Евгенія "свой тайный жаръ, свои мечты плоды сердечной полноты", воображая, что нашла въ Онѣгинѣ воплощеніе идеала своихъ мечтаній; для Ленскаго цѣль жизни нашей, но словамъ Пушкина,
Была заманчивой загадкой;
Надъ ней онъ голову ломалъ
И чудеса подозрѣвалъ... и т. д.
Все вышесказанное о романѣ касается и повѣсти, съ тою лишь разницей, что объемъ ея гораздо тѣснѣе, число лицъ ограниченнѣе и потому содержаніе менѣе сложно. Напр., въ повѣсти "Шинель" Гоголь изобразилъ тихое, незамысловатое существованіе Акакія Акакіевича Башмачкина, вѣчнаго титулярнаго совѣтника.
Примѣчаніе. Разсказъ и очеркъ такъ-же относятся къ повѣсти, какъ повѣсть къ роману.
Если въ романѣ выступаютъ историческія личности и канвою для него служитъ историческое событіе, то онъ называется историческимъ романомъ и въ такомъ случаѣ долженъ быть вѣренъ той эпохѣ, изъ которой взято событіе, развиваемое въ немъ. Въ нашей литературѣ, какъ историческіе романисты, пользуются извѣстностью: Карамзинъ ("Марфа посадница"); Кукольникъ ("Старый хламъ", "Часовой") и др.; Загоскинъ ("Юрій Милославскій"); Лажечниковъ ("Ледяной домъ", "Басурманъ", " Послѣдній Новикъ"); Пушкинъ ("Капитанская дочка", "Арапъ Петра Великаго"); Гоголь ("Тарасъ Бульба"); графы -- Левъ Толстой (" Война и миръ") и Алексѣй Толстой ("Князь Серебряный"); графъ Саліасъ ("Пугачевцы", " Петербургское дѣйство"); Данилевскій ("Потемкинъ на Дунаѣ") и др. Если романистъ, основываясь на современной дѣйствительности, изображаетъ различныя стороны общежитія, какъ-то: кругъ аристократическій ("Анна Каренина " Л. Толстого), бытъ чиновничій ("Бѣдные люди " Достоевскаго), помѣщичій ("Мертвыя души") Гоголя, " Евгеній Онѣгинъ " Пушкина), купеческій ("Въ лѣсахъ" и "На горахъ" А. Печерскаго (Мельникова), крестьянскій (" Переселенцы " и " Рыбаки" Григоровича),-- то романъ называется бытовымъ или современнымъ.
§ 27. Опредѣленіе романа. Романомъ называется эпическое произведеніе, въ которомъ поэтъ задушевно и правдиво рисуетъ бытъ сословій и вседневную жизнь отдѣльныхъ личностей, съ ихъ завѣтными цѣлями, интересами и, особенно, любовью.