§ 25. Въ первой четверти текущаго столѣтія ложно-классическую эпопею смѣняетъ поэма новаго времени, основателемъ которой былъ геніальный англійскій поэтъ -- лордъ Байронъ (1788--1824), авторъ " Чайльдъ-Гарольда ", " Корсара ", " Абидосской невѣсты ", " Донъ-Жуана", " Каина " и друг. всемірно-извѣстныхъ произведеній. Для характеристики художественной поэмы новаго времени остановимся на " Шильйонскомъ узникѣ" Байрона.
"Шильйонскій узникъ",-- это поэтическій разсказъ о печальной судьбѣ трехъ братьевъ, которые были заключены въ мрачномъ и сыромъ подземельѣ Шильйонскаго замка, сооруженнаго на лонѣ водъ Женевскаго озера {Основою " Шильйонскаго узника" послужило истинное происшествіе: семилѣтнее заточеніе въ Шильйонѣ женевскаго гражданина Боливара.}. Слѣдовательно, Байронъ воспроизвелъ примѣчательный случай изъ частной жизни нѣсколькихъ лицъ, въ противоположность обще-народному интересу псевдо-классической эпопеи.
Повѣдавъ трогательную повѣсть многолѣтняго заточенія узниковъ, поэтъ вслѣдъ за этимъ приковываетъ, наше вниманіе къ самому идеальному и поэтическому моменту всего разсказа: къ кончинѣ младшаго брата, "смиреннаго ангела", который гасъ въ неволѣ --
"Какъ радуга, плѣняя насъ,
Прекрасно гаснетъ въ небесахъ...
Ни вздоха скорби на устахъ,
Ни ропота на жребіи свой"...
Преждевременная потеря нѣжно-любимаго существа, "сокровища родной семьи", повергаетъ старшаго брата въ какое-то безпредѣльное отчаяніе, близкое къ помѣшательству: вокругъ него --
Все въ мутную слилося тѣнь...
То было тьма безъ темноты;
То было бездна пустоты,
Безъ протяженья и границъ;
То были образы безъ лицъ.
То страшный міръ какой-то былъ
Безъ неба, свѣта и свѣтилъ,
Безъ времени, безъ дней и лѣтъ,
Безъ промысла, безъ благъ и бѣдъ,
Ни жизнь, ни смерть -- какъ сонъ гробовъ,
Какъ океанъ безъ береговъ,
Задавленный тяжелой мглой,
Недвижный, темный и нѣмой"...
Мысли, волновавшія узника надъ трупомъ брата, его отчаяніе и скорбь, леденящія душу, однимъ словомъ -- лирическій элементъ въ поэмѣ Байрона выступаетъ на первомъ мѣстѣ, что, какъ извѣстно, противорѣчивъ невозмутимой объективности ложно-классической эпопеи.
Точно также нѣтъ въ " Шильйонскомъ узникѣ" ничего сверхъестественнаго, ничего высокопарнаго и ходульнаго: именно тѣмъ и отличается художественная поэма новаго времени, всегда искренняя и сердечная, отъ ложно-классической эпопеи, что ея задача -- правдивое лирическое воспроизведете идеальнаго момента изъ жизни одной или нѣсколькихъ личностей, историческихъ или вымышленныхъ.
Геній Байрона надолго покорилъ себѣ умы современниковъ: поэты всѣхъ странъ заплатили ему дань удивленія и подражанія. Въ русской литературѣ "байронизмъ" тоже оставилъ яркій слѣдъ на множествѣ произведеній, но духу родственныхъ съ свободолюбивой и мрачной музой британскаго поэта. Таковы поэмы Пушкина -- "Кавказскій плѣнникъ ", " Бахчисарайскій фонтанъ ", "Цыгане"; -- Лермонтова: " Демонъ", "Бояринъ Орша" и "Мцыри". Къ самобытнымъ русскимъ поэмамъ новаго времени относятся: " Агасферъ " Жуковскаго, " Полтава" Пушкина, "Пѣсня про царя Ивана Васильевича" Лермонтова и нѣкотор. друг.