ТЕОРІЯ ПРОЗЫ.

§ 1. Предметъ прозаическихъ {Римляне называли прозой (prosa) всякую рѣчь, свободную отъ стихотворнаго размѣра. Это формальное значеніе свое проза удерживаетъ и до настоящаго времени.} сочиненій -- міръ дѣйствительный, все то, что есть или было.

Прозу составляютъ повѣствованіе, описаніе и разсужденіе.

I. Повѣствованіе.

§ 2. Повѣствованіемъ называется хронологическій разсказъ о минувшемъ событіи, взятомъ изъ жизни всего человѣчества, или одного какого-нибудь народа, или отдѣльной личности.

Всякое происшествіе имѣетъ свои причины и слѣдствія. Поэтому и повѣствованіе обыкновенно дѣлится на приступъ, изложеніе и заключеніе. Въ приступѣ разсказываются обстоятельства, которыя предшествовали главному событію и были поводомъ къ нему; въ изложеніи излагаются подробности самаго событія, а въ заключеніи -- результаты. Такъ, въ прилагаемомъ отрывкѣ изъ "Исторіи пугачевскаго бунта" (см. "Приложенія" § 1), Пушкинъ предпосылаетъ повѣствованію о взятіи Пугачевымъ Нижне-Озерной разсказъ о томъ, какъ самозванецъ повѣсилъ капитана Сурина и его роту привлекъ на свою сторону, какъ потомъ, въ виду приближенія бунтовщиковъ, казаки Нижне-Озерной измѣнили своему коменданту Харлову и, оставя его съ малымъ числомъ престарѣлыхъ солдатъ, помогли Пугачеву овладѣть крѣпостью. Это -- приступъ или завязка повѣствованія. Въ самомъ изложеніи Пушкинъ разсказываетъ о взятіи бунтовщиками Нижне-Озерной. "Харловъ бѣгалъ отъ одного солдата къ другому и приказывалъ стрѣлять. Никто не слушался. Онъ схватилъ фитиль, выпалилъ изъ одной пушки и кинулся къ другой. Въ сіе время бунтовщики заняли крѣпость, бросились на единственнаго ея защитника и изранили его" и т. д. Слѣдствія: казнь коменданта Харлова, прапорщиковъ Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая; жители крѣпости и гарнизонъ присягнули Пугачеву. Это -- заключеніе.

Не всѣ части повѣствованія одинаково важны: приступа и заключенія можетъ вовсе и не быть въ иномъ повѣствованіи. Насчетъ подробностей разсказа замѣтимъ, что лишь тѣ изъ нихъ, которыя непосредственно вліяли на ходъ событія, заслуживаютъ особеннаго вниманія,-- остальныхъ можно коснуться только мимоходомъ.

Примѣчаніе. Въ старину большее значеніе при составленіи повѣствовательныхъ сочиненій приписывалось, такъ-называемымъ, общимъ мѣстамъ (loca topica ). Пишущій долженъ былъ отвѣтить на слѣдующіе вопросы: кто дѣлалъ? что дѣлалъ? гдѣ? когда? съ кѣмъ? для чего? какимъ способомъ? (quis? quid? ubi? quando? quibus auxiliis? cur? quomodo?) Напр.: кто?-- Христосъ, король надъ королями, панъ надъ панами. Что дѣлалъ?-- терпѣлъ муки и смерть отъ человѣка. Гдѣ?-- Въ Іерусалимѣ, столичномъ мѣстѣ жидовскомъ и проч. ("Ключъ разумѣнія" Іоанникія Голятовскаго, XVII вѣка).

§ 3. Въ упомянутомъ отрывкѣ изъ "Исторіи пугачевскаго бунта" Пушкинъ разсказываетъ историческій фактъ, не выдумывая отъ себя ни одной подробности. Такое повѣствованіе называется фактическимъ. Но бываютъ тоже поэтическія повѣствованія, гдѣ излагаются происшествія, хотя и вымышленныя, но совершенно правдоподобныя, т. е. не противорѣчащія ни физической, ни нравственной, ни логической возможности. Напр., въ "Капитанской дочкѣ" Пушкина есть образцовый разсказъ о взятіи Пугачевымъ вымышленной Бѣлогорской крѣпости. Передъ читателемъ, какъ живые, проходятъ: комендантъ Мироновъ, старый, честный служака; самоотверженная супруга его -- Василиса Егоровна; скромная, но рѣшительная капитанская дочка, Марья Ивановна; великодушный Петръ Андреевичъ Гриневъ; злодѣй Швабринъ и самъ Емельянъ Пугачевъ со множествомъ второстепенныхъ лицъ; они страдаютъ или благоденствуютъ, любятъ или ненавидятъ, жертвуютъ всѣмъ ради святого долга или измѣняютъ ему. И хотя все то, что разсказываетъ о нихъ поэтъ,-- одинъ голый вымыслъ, но онъ такъ вѣренъ исторической обстановкѣ Пугачевскаго бунта, безсмысленнаго и безпощаднаго, тогдашнимъ бытовымъ условіямъ Оренбургскаго края, наконецъ, характерамъ дѣйствующихъ въ повѣсти лицъ, что не трудно читателю, подъ вліяніемъ неотразимой иллюзіи, увѣровать въ то, чего не было и что, однако, могло случиться.

По иногда содержаніемъ поэтическихъ повѣствованій бываютъ совсѣмъ невѣроятные и несбыточные случаи. Напр., Лѣсной царь, "въ темной коронѣ, съ густой бородой", то ласками, то угрозами манитъ въ свои золотые чертоги ребенка, въ испугѣ прильнувшаго къ груди запоздалаго ѣздока ("Лѣсной царь" Жуковскаго); или къ мужику утопленникъ "стучится подъ окномъ и у воротъ" ("Утопленникъ" Пушкина). Такія невѣроятныя и несбыточныя повѣствованія называются фантастическими.

§ 4. Повѣствовательныя сочиненія дѣлятся на лѣтопись, мемуары, анекдотъ, біографію, автобіографію, некрологъ, характеристику и исторію.

§ 5. Лѣтопись есть погодная запись важнѣйшихъ событій внутренней и внѣшней жизни народа. Обычаи, нравы, вѣрованія, войны, сооруженіе церквей и монастырей, брачные союзы великокняжескіе, знаменательныя небесныя явленія и т. д.-- все это съ одинаковымъ усердіемъ и безпристрастіемъ заноситъ лѣтописецъ на страницы своего "безыменнаго" труда, чуждаго всякихъ "лукавыхъ мудрствованій" {Прекрасную характеристику дренне-русскаго лѣтописца сдѣлалъ Пушкинъ устами монаха Пимена въ "Борисѣ Годуновѣ":

"Еще одно послѣднее сказанье"... и. т. д. (см. "Келья въ Пудовомъ монастырѣ).}. При изложеніи событій лѣтописецъ придерживается только одной хронологической послѣдовательности фактовъ, не подвергая ихъ вовсе критической оцѣнкѣ и не изслѣдуя ихъ причинной зависимости. Если иногда онъ и касается вопроса о причинахъ того или другого историческаго происшествія, то рѣшаетъ его обыкновенно съ религіозной точки зрѣнія.

Первымъ нашимъ лѣтописцемъ принято считать преподобнаго Нестора, инока Кіевопечерскаго монастыри. (1056--1114). Древнѣйшій списокъ Несторовой лѣтописи, Лаврентьевскій, принадлежитъ XIV вѣку и носитъ такое заглавіе: "Се повѣсти временныхъ лѣтъ, откуду есть пошла русская земля, кто въ Кіевѣ нача первѣе княжити и откуду русская земля стала есть". Хронологія Несторовой лѣтописи начинается съ 6360 г. {Лѣтосчисленіе лѣтописи велось отъ сотворенія міра.} (852 г.), со вступленія на престолъ византійскаго императора Михаила III, и оканчивается 6618 г. (1110 г.).

Если въ теченіе какого-нибудь года не случилось ничего достойнаго вниманія лѣтописца,-- годъ или оставался пустымъ, или противъ него дѣлалась лаконическая замѣтка: "мирно бысть", "бысть тишина ", " ничесо-же бысть" (См. "Приложенія" §2).

§ 6. Мемуарами, или памятными записками называются историческія воспоминанія очевидца или участника въ какомъ -нибудь событіи. Какъ современное свидѣтельство, характеризующее данную эпоху и ея дѣятелей, мемуары тѣмъ драгоцѣннѣе для историка, чѣмъ образованнѣе и безпристрастнѣе личность ихъ составителя.

Въ Россіи мемуары появляются съ XVI вѣка; рядъ ихъ открываетъ "Исторія князя великаго Московскаго о дѣлѣхъ, яже слышахомъ у достовѣрныхъ мужей и яже видѣхомъ очи-ма нашима", написанная княземъ Андр. Мих. Курбскимъ (+ 1583 г.). Назовемъ также записки Котошихипа, Порошина, Вигеля, Тургенева и др. Для ближайшаго знакомства съ мемуарами предлагается прочесть отрывокъ изъ "Записокъ" Порошина (+ 1769 г.), воспитателя Великаго Князя, впослѣдствіи Императора, Павла Петровича. Мемуары о его педагогической дѣятельности обнимаютъ почти полуторагодичный періодъ времени отъ 20 сентября 1764 г. (См. "Приложенія" § 3).

§ 7. Анекдотомъ называется колкій и остроумный разсказъ, занимательность котораго основана на комическомъ положеніи дѣйствую щихъ лицъ, оригинальности ихъ характера или наивной глупости. Таковы анекдоты о Суворовѣ, о Балакиревѣ, шутѣ Петра В. и "Анекдоты и остроумныя изреченія, выбранные изъ сочиненій древнихъ писателей", изданіе А. С. Суворина.

§ 8. Біографіей называется описаніе жизни замѣчательнаго въ какомъ-нибудь отношеніи человѣка, составленное по письменнымъ документамъ, изустнымъ разсказамъ и личнымъ воспоминаніямъ автора.

Въ вашей литературѣ, вообще не богатой произведеніями этого рода, образцовыми біографіями признаны слѣдующія: Крылова и Жуковскаго, сочин. Плетнева; Фонъ-Визина, написанная кн. Вяземскимъ; "Жизнь и сочиненія И. А. Крылова" академика Лобанова; біографія Жуковскаго, составленная Зейдлицомъ, Пушкнѣа -- Стоюнинымъ, Кольцова -- Бѣлинскимъ.

Къ біографіи относятся некрологъ и автобіографія.

Некрологъ -- оповѣщеніе о чьей-нибудь смерти, съ присовокупленіемъ краткаго біографическаго очерка покойнаго.

Біографія знаменитаго человѣка, имъ-же самимъ написанная, называется автобіографіей. Послѣдняя имѣетъ тѣ преимущества передъ біографіей, что, кромѣ внѣшнихъ фактовъ, доступныхъ наблюденію каждаго, она даетъ ключъ къ разгадкѣ интимной жизни лица, знакомя насъ съ его мимолетными впечатлѣніями, сокровенными чувствами и мыслями. Поэтому искренняя автобіографія представляетъ ни чѣмъ не замѣнимый психологическій интересъ.

Въ нашей литературѣ пользуются всеобщей извѣстностью слѣдующія автобіографіи: "Чистосердечное признаніе въ дѣлахъ моихъ и помышленіяхъ" Фонъ-Визина, "Записки" Державина, "Переписка съ друзьями" Гоголя, "Семейная хроника" Аксакова и нѣкотор. друг.

§ 9. Характеристикой называется повѣствовательное сочиненіе, цѣль котораго объяснить характеръ даннаго лица, реальнаго или вымышленнаго; въ послѣднемъ случаѣ является характеристика литературнаго типа, напр.: Фамусова, Чичикова, Евгенія Онѣгина, Татьяны Лариной и т. д.

Изъ опредѣленія характеристики ясно, что отъ нея требуется не хронологическій пересказъ всѣхъ фактовъ жизни данной личности, обязательный для біографа, по лишь систематическая группировка этихъ фактовъ.

Образчикомъ этого можетъ служить характеристика Суворова, соч. Д. Милютина (См. Хрестом. Галахова т. I).

§ 10. Исторія есть повѣствовательное сочиненіе о жизни всею человѣчества (всемірная исторія) или одного какою-либо народа (частная, напр., русская исторія).

Появленіе исторіи объясняется естественнымъ и законнымъ желаніемъ человѣка звать свое и чужое прошлое. Въ періодъ дѣтства народа этой любознательности удовлетворяютъ былины, историческія пѣсни, легенды и т. п.; но съ появленіемъ письменности и успѣхами образованности -- преданіе уступаетъ мѣсто наукѣ, а баснословіе -- исторіи, въ смыслѣ подробной системы достовѣрныхъ свѣдѣній о минувшемъ.

Для своего труда историкъ прежде всего нуждается въ матеріалахъ, или источникахъ. Послѣдніе могутъ быть трехъ родовъ: письменные (лѣтописи, мемуары, біографіи, акты, грамоты, указы), устные (былины, преданія) и монументальные (монеты, постройки, остатки домашней утвари, оружіе и т. п.). Весь собранный матеріалъ историкъ долженъ подвергнуть критической оцѣнкѣ для опредѣленія: 1) подлинной давности документовъ и 2) степени ихъ достовѣрности.

Давность письменныхъ документовъ опредѣляется анализомъ -- сначала внѣшности рукописи (бумаги, почерка, слога, этимологическихъ формъ), потомъ -- ея содержанія; относительно монументальныхъ источниковъ необходимыя указанія на этотъ счетъ даетъ археологія.

При опредѣленіи степени достовѣрности документовъ должно главнымъ образомъ рѣшить два вопроса: могъ-ли авторъ знать правду? и, если зналъ, могъ-ли ее высказать? Для этого необходимо познакомиться съ личностью писателя, его образованіемъ и т. п.

Окончивъ подготовительную работу, т. е. критическую оцѣнку собраннаго матеріала, историкъ наконецъ приступаетъ къ самому изложенію труда. Всѣ факты онъ излагаетъ не только въ хронологической послѣдовательности, т. е. въ порядкѣ времени, по и въ строгой причинной зависимости: причины каждаго событія указываются въ событіяхъ предыдущихъ, а слѣдствія -- въ событіяхъ послѣдующихъ. Такой методъ изложенія называется прагматизмомъ. Слѣдовательно, "въ исторіи двѣ стороны: внѣшняя -- фактическая и внутренняя -- философская. Обѣ онѣ независимо одна отъ другой существовать не могутъ: фактъ самъ по себѣ, не осмысленный въ связи съ другими, не имѣетъ значенія; но не имѣютъ значенія и тѣ философскіе выводы, которые не вытекаютъ непосредственно изъ фактовъ" {"Теорія поэзіи" профес. Колосова.}.

По характеру изложенія исторія называется художественной, если возсоздаетъ минувшія событія и лица до того наглядно, живо и образно, что вѣкъ какъ будто говоритъ самъ за себя,-- философской, если преимущественно раскрываетъ внутренній смыслъ и взаимодѣйствіе фактовъ.

Въ виду того, что жизнь народа доступна всестороннему изслѣдованію, возникли слѣдующіе спеціальные виды исторіи: политическая и военная исторія, исторія церкви, культуры, литературы, искусства, торговли и проч.

Изъ русскихъ историковъ замѣчательны: Карамзинъ, авторъ художественной "Исторіи Государства Россійскаго ", обнимающей въ 12 томахъ періодъ времени отъ начала Руси до 1611 г.; Соловьевъ, написавшій философскую "Исторію Россіи съ древнѣйшихъ временъ " (въ 29 том.); смерть историка прервала этотъ замѣчательный трудъ на изложеніи внутренняго состоянія Россіи за время первой Турецкой войны въ царствованіе Екатерины II. Видное мѣсто въ русской исторіографіи принадлежитъ также Костомарову, автору " Историческихъ монографій и изслѣдованій".