Къ сложнымъ видамъ драматической поэзіи относятся такія драматическія сочиненія, въ которыхъ, кромѣ поэтическаго слова, еще участвуютъ пѣніе и музыка. Таковы -- мелодрама, опера, оперетта и водевиль.
Мелодрамой называется драма, построенная на чувствительныхъ, бьющихъ но нервамъ эффектахъ. Грустное пѣніе или трогательная музыкальная мелодія, сопровождающая нѣкоторые монологи дѣйствующихъ лицъ, составляютъ ея неизмѣнную принадлежность. Какъ на образчикъ мелодрамы, укажемъ на слѣдующія пьесы: "Ліонскій курьеръ или ограбленная почта", "Воровка дѣтей", "Парижскіе нищіе ", "30 лѣтъ или жизнь игрока", "Двѣ сиротки" и мног. др. Мелодрама, въ которой является только одно лицо, называется монодрамой.
Опера есть такая драма, въ которой мѣсто діалога занимаютъ пѣніе, музыка и танцы. Текстъ въ оперѣ называется либретто, лирическія-же мѣста -- аріями, дуэтами, терцетами и т. д. по числу ноющихъ лицъ. Опера возникла въ Италіи въ концѣ XV вѣка.
Оперетта -- комедія, состоящая изъ діалога, пѣнія и танцевъ. Содержаніе ея обыкновенно составляютъ какія-нибудь затѣйливо-забавныя или фантастическія приключенія.
Водевиль отличается отъ оперетты не только тѣмъ, что въ немъ діалогъ преобладаетъ надъ музыкальными нумерами (= куплетами): но и своимъ болѣе правдоподобнымъ и вседневнымъ содержаніемъ.
Происхожденіе водевиля относится къ началу XV вѣка. Въ это время въ Нормандіи, въ долинѣ, орошаемой рѣчкой Вирой, проживалъ нѣкто Оливье Баеселенъ, пріобрѣвшій извѣстность своими остроумными куплетами на своихъ сосѣдей. Эти куплеты въ Нормаи діи назывались "пѣснями Вирской долины " (du volle de Vire). Впослѣдствіи и въ Парижѣ, въ подражаніе Басселену, простой народъ началъ слагать острыя пѣсенки, которыя разносились по окрестностямъ подъ именемъ: "отголосковъ изъ города " ("Voix de ville"). Эти-то валъ-де-виры или вуа-де-вили, подъ измѣненнымъ названіемъ водевилей, получили въ XVIII вѣкѣ литературную обработку подъ перомъ французскаго писателя Скриба.