§ 39. Стихосложеніемъ, или просодіей называется та часть Стилистики, которая излагаетъ законы построенія стиха. Стихъ -- рѣчь, обладающая мѣрнымъ складомъ.

Извѣстны три рода стихосложенія: метрическое, силлабическое и тоническое.

§ 40. Метрическое стихосложеніе основано на мѣрномъ расположеніи долгихъ и короткихъ слоговъ. Оно употреблялось греками и римлянами, въ языкѣ которыхъ существовали гласные звуки долгіе и короткіе до природѣ или положенію (позиціи), Въ XVI -- XVII в. Лаврентій Зизаній и Мелетій Смотрицкій пробовали усвоить русской просодіи законы метрическаго стиха; для этого въ своихъ грамматикахъ они дѣлили гласныя буквы на долгія, короткія и обоюдныя. Попытка ихъ осталась безъ успѣха.

§ 41. Силлабическое стихосложеніе основано на одинаковомъ количествѣ слоговъ въ стихѣ, отъ 4 до 13, Оно свойственно языкамъ съ неподвижнымъ удареніемъ, напр., французскому (удареніе въ словахъ на послѣднемъ слогѣ), итальянскому и польскому (на предпослѣднемъ).

Въ русской литературѣ силлабическое стихосложеніе пріобрѣло возможное совершенство подъ перомъ Кантемира (1709--1744 г.) нашего перваго по времени сатирика. У него 13-ти сложный силлабическій стихъ дѣлится на два полустишія: первое о семи слогахъ, второе о шести. Въ первомъ полустишіи тоническое удареніе приходится на пятомъ или седьмомъ слогѣ, во второмъ -- на предпослѣднемъ. напр.:

"Расколы и е реси || науки суть д ѣ ти.

Больше вретъ, кому дал о сь || больше разум ѣ ти,

Приходитъ въ безб о жіе, || кто надъ книгой т а етъ.

Критонъ съ чётками въ рук а хъ || ворчитъ и вздых а етъ".

Хотя силлабическое стихосложеніе вовсе не свойственно русскому языку, однако оно существовало въ нашей литературѣ вплоть до 1739 г., когда Ломоносовъ изъ заграницы прислалъ въ С.-Петербургскую Академію Наукъ свою оду: "На взятіе русскими войсками турецкой крѣпости Хотина" -- оду, впервые написанную тоническимъ размѣромъ.

§ 42. Тоническое стихосложеніе, основанное на мѣрномъ расположеніи ударяемыхъ или высокихъ слоговъ съ неударяемыми или низкими, свойственно языкамъ съ подвижнымъ удареніемъ, напр., русскому и нѣмецкому.

Высокій слогъ принято означать на письмѣ горизонтальной черточкой (-), низкій (U).

При изученіи правилъ тоническаго стихосложенія надобно имѣть въ виду: стопу, ритмъ, риѳму и цезуру.

§ 43. Стопа есть сочетаніе высокаго слога съ однимъ или двумя низкими; въ первомъ случаѣ стопа называется двусложной, во второмъ -- трехсложной.

Двусложныя стопы:

*) Схема -- условный знакъ стопы.

Стихъ можетъ имѣть отъ 1--6 стопъ. По характеру стопы, составляющей стихъ, послѣдній называется: хореическимъ, ямбическимъ, дактилическимъ, анапестическимъ, амфибрахическимъ, дактилохореическимъ и анапестоямбическимъ

Примѣчаніе: Ясно, что стихи дактилоямбическіе и анапестохореическіе -- не возможны, по причинѣ полнаго несходства дактиля съ ямбомъ, анапеста съ хореемъ.

Примѣчаніе: Случается, что на одномъ и томъ-же словѣ можетъ быть два ударенія: одно естественное или логическое, другое стихотворное. Примѣръ -- "дѣдушка" въ послѣднемъ стихѣ вышеприведеннаго четверостишія.

Примѣръ ямбическихъ стиховъ:

Примѣръ дактилическихъ стиховъ:

Примѣръ анапестическихъ стиховъ:

Примѣръ амфибрахическихъ:

Шестистопный дактилохореическій стихъ называется гекзаметромъ. Въ немъ пятая стопа -- дактиль, шестая -- хорей; остальныя -- то дактили, то хореи, сообразно съ быстрымъ или медленнымъ теченіемъ гекзаметра, Напр.:

Русскій гекзаметръ составленъ по образцу греческаго, съ той разницей, что въ послѣднемъ, на мѣстѣ нашихъ хореевъ, употреблялся спондей, т. е. стопа о двухъ долгихъ слогахъ (-- --).

Шестистопный ямбическій стихъ называется александрійскимъ, оттого что во Франціи въ концѣ XII вѣка этимъ размѣромъ впервые была написана поэма объ Александрѣ Великомъ (" Аіехапdriade"), сочиненная Ламберомъ Короткимъ и Бернэ.

§ 44. Ритмъ стиха состоитъ въ томъ, что звуки, болѣе высокіе по тону и, значитъ, болѣе продолжительные но времени, слѣдуютъ другъ за другомъ чрезъ правильные и однообразные промежутки, наполняемые ощущеніями звуковъ болѣе низкихъ и, значитъ, болѣе краткихъ.

§ 45. Риѳма. Риѳмой называется совпаденіе созвучій, расположенныхъ въ одинаковомъ метрическомъ порядкѣ. Напр.: молитва -- битва, сонъ -- стонъ и т. д. Риѳма бываетъ: дактилическая или скользкая, съ удареніемъ на третьемъ слогѣ отъ конца: странники -- изгнанники; женская двусложная, съ удареніемъ на предпослѣднемъ слогѣ: дорогу Богу; мужская односложная, съ удареніемъ на послѣднемъ слогѣ: судьба -- борьба.

При выборѣ риѳмъ важно не правописаніе, а произношеніе словъ. Напр.: мчится -- птица, ея -- моё, смѣло -- пѣла, могучій -- тучи и т. д.

Распорядокъ риѳмъ допускаетъ три простѣйшихъ случая:

I. Весна! выставляется первая рама! (а)

И въ комнату шумъ ворвался, (б)

И благовѣстъ ближняго храма, (а)

И говоръ народа, и стукъ колеса. (б) (Майковъ.)

II. Ты царь: живи одинъ. Дорогою свободной (а)

Иди, куда влечетъ тебя свободный умъ, (б)

Усовершенствуя плоды любимыхъ думъ, (б)

Не требуя наградъ за подвигъ благородный, (а) (Пушкинъ.)

III. Покрытый ранами, поверженный во прахъ, (а)

Лежалъ я при пути, въ томленья я слезахъ, (а)

И думалъ про себя, въ тоскѣ невыразимой: (б)

"О, гдѣ моя родня? Гдѣ близкій, гдѣ любимый? (б ) (Ю. Жадовская.)

Безриѳменные стихи называются бѣлыми, напр.: "Лѣсъ" Кольцова, "Опять на родинѣ" А. Пушкина и мног. друг.

Силлабическіе стихи должны имѣть риѳму (обыкновенно женскую); иначе они перестаютъ быть стихами. Напр.:

"Уме недозрѣлый, плодъ недолгой науки!

Покойся, не понуждай къ перу мои руки"... (Кантемиръ.)

Черезъ перестановку словъ уничтожимъ риѳму:

Уме недозрѣлый, плодъ науки недолгой!

Покойся, не понуждай къ перу мои руки...--

вмѣсто двустишія, имѣемъ двѣ прозаическія строки.

§ 46. Цезурой называется сѣченіе стиха на двѣ половины.

Мѣсто цезуры означается въ произношеніи небольшой паузой, или остановкой голоса, которая даетъ время перевести дыханіе.

Отсутствіе цезуры въ пяти-шестистопныхъ стихахъ дѣлаетъ послѣдніе тяжелыми и неблагозвучными.

Въ александрійскихъ стихахъ цезура приходится послѣ третьей стопы. Напр.:

"По ни||въ про|хожу || я уз|кою | межой,

Порос|шей каш|кою || и цѣп|кой ле|бедой". (Майковъ.)

Въ пятистопныхъ ямбахъ -- послѣ второй стопы:

"Тѣнь Грознаго || меня усы|нови|ла,

Дими|тріемъ || изъ гро|ба на|рекла,

Вокругъ | меня || наро|ды воз|мути|ла

И въ жер|тву мнѣ || Бори|са обірекла". (А. Пушкинъ.)

Въ гекзаметрахъ цезура обыкновенно приходится послѣ высокаго слога третьей стопы:

"Муза! ска|жи мнѣ о томъ || много опытномъ мужѣ, ко'торый...

Многихъ лю|дей горо|да || посѣтилъ и о|бычаи видѣлъ". (Жуковскій.)

§ 47. Строфа. Строфой называется часть объемистаго стихотворенія, содержащая законченную мысль, опредѣленное количество стиховъ и одинаковый распорядокъ риѳмъ. Для примѣра укажемъ на оду Ломоносова: " На день восшествія на престолъ Елизаветы Петровны " и Державина: " Фелицу ". Въ первой одѣ 24 строфы, во второй -- 22. Въ обоихъ стихотвореніяхъ каждая строфа имѣетъ 10 стиховъ: