1. ПРАВДА ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ о Римской и ПРОЧИХЪ ПАТРІАРШИХЪ КАѲЕДРАХЪ. 1841. Въ 8-ю долю листа, III и 426 стр. (Цѣна экземпляру, 2. р. 50 к., съ пересылкою 3 р. сереб.)
Это важное сочиненіе принадлежитъ религіозному и высоко-поэтическому перу автора Путешествія ко Святымъ Мѣстамъ; слѣдовательно, нѣтъ надобности распространяться о достоинствѣ книги. Сожалѣемъ только, что объемъ нашего обозрѣнія не позволяетъ намъ украсить его выписками изъ нея. Содержаніе ея, въ нѣсколькихъ словахъ, слѣдующее: о первенствѣ Апостола Петра; отношенія Римскихъ Епископовъ къ Церкви Вселенской; о Вселенскихъ Соборахъ; о Греческихъ Патріархахъ и сношеніяхъ ихъ съ Римскими Первосвященниками, и вообще о предметахъ* соотвѣтствующихъ заглавію сочиненія.-- Какъ оно любопытно и поучительно -- можно судить уже и по одному этому, легкому, намеку на содержаніе его.
2. УРОКИ ИЗЪ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРІИ ВЕТХАГО ЗАВѢТА, читанные воспитанникамъ Института Корпуса Горныхъ Инженеровъ, священникомъ Димитріемъ Абрюцкимъ. 1841. Въ 8, 168 стр, (75 к., съ перес. 1 р. сереб.)
5. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Изданіе четвертое, исправленное и умноженное. 1841. Въ 8, 245 стр. (1 р. 45 к., съ перес. 1 р. 70 к, сереб.)
4. РУКОВОДСТВО находить въ священныхъ книгахъ Новаго Завѣта Чтеніе Апостола и Евангелія, положенное на каждый день Православною Церковію. 1841. Въ 8, 40 стр. (25 к., съ пер. 40 к. сереб.)
Заглавія этихъ сочиненій достаточно изъясняютъ и содержаніе ихъ, свидѣтельствующее о религіозной потребности народа русскаго, безспорно одного изъ набожнѣйшихъ народовъ христіанскихъ.-- Признательность достойнымъ пастырямъ нашимъ, съ теплотою сердца и. мысли исполняющимъ свои священныя обязанности!
5. ИСТОРИЧЕСКІЯ СВѢДѢНІЯ О ЖИЗНИ ПРЕПОПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНІИ, Княгини Полоцкой. 1841. Въ 8, V и 28 стр.-- Крестъ Преподобной Евфросиніи, сдѣланный въ 1161 году. На одномъ большомъ листа, (1 р. 45 к., съ пересылкою 2 р. сереб.)
Это тотъ самый Крестъ, та самая древняя святыня, которой недавно благочестивые жители обѣихъ столицъ нашихъ поклонялись съ такимъ благоговѣніемъ. Теперь, въ небольшой книжечкѣ, они найдутъ достовѣрное и чрезвычайно-любопытное описаніе святой жизни Преподобной Евѣросиніи, а неимѣвшіе возможности видѣть самаго Креста, жители пространной Россіи могутъ пріобрѣсть литографическое изображеніе его, сдѣланное въ натуральную величину, и притомъ съ самою тщательною вѣрностію.
6. ОЧЕРКИ ЖИЗНИ МОСКОВСКАГО АРХІЕПИСКОПА АВГУСТИНА. Съ приложеніями и портретомъ. 1841. Въ 8, 155 стр. (75 к., съ пересылкою, 1 р. серебромъ.)
Архіепископъ Августинъ навсегда останется незабвеннымъ не только въ исторіи Церкви нашей, но и въ гражданской исторіи отечества своего, котораго достойнымъ пастыремъ и сыномъ умѣлъ онъ явить себя въ достопамятный 1812-й годъ. Особенно почитаемый державными особами, онъ имѣлъ счастіе получить въ 1818 г. отъ нынѣ царствующаго Императора, тогда Великаго Князя, Николая Павловича, слѣдующее достопримѣчательное письмо. Оно было писано по случаю рожденія нынѣ здравствующаго Цесаревича и Наслѣдника Престола Всероссійскаго, и отличается высокимъ краснорѣчіемъ умилительнаго чувства супруга и отца: "Со страхомъ, свойственнымъ человѣку слабому, и съ надеждою, не покидающею человѣка вѣрующаго, видѣлъ я приближеніе рѣшительнѣйшей минуты въ моей жизни. Не зная, что опредѣлило мнѣ Провидѣніе, радость или горесть, я подкрѣпилъ душу мою обѣщаніемъ и ожидалъ съ покорностію воли Божіей. Ему угодно было благословить меня счастіемъ отца: Онъ сохранилъ и мать и младеница! Изъявленіе благодарности не нужно Тому, Кто читаетъ въ глубинѣ души: но оно необходимо душѣ благодарной, Обѣщаніе мое, которое спѣшу исполнить, состояло въ томъ, чтобъ во имя "Александра Невскаго воздвигнуть придѣлъ въ церкви Новаго Іерусалима. Это -- смиренное приношеніе счастливаго отца, повѣряющаго Отцу Всемогущему свое драгоцѣннѣйшее благо -- участь жены и сына, Васъ, "преосвященнѣйшій владыко, прошу быть мнѣ помощникомъ и руководимъ во исполненіи сего обѣта, священнаго моему сердцу. Пускай предъ алтаремъ, воздвигнутымъ, благодарностію отца, приносятся молитвы и о матери и о сынѣ: да продлитъ Всемогущій ихъ жизнь для собственнаго ихъ счастія, на службу Государю, на честь и пользу отечества!"
Нынѣ, по прошествіи двадцати-четырехъ лѣтъ, какое глубокое значеніе, какой высокій интересъ заключаетъ въ себѣ это письмо, когда предметъ его -- царственный Младенецъ, не только возросъ, возмужалъ, но и Самъ, подобно державному Отцу, содѣлался счастливымъ супругомъ!
Вообще жизнь Преосвященнаго Августина примѣчательна тѣмъ, что находилась въ связи съ многими, достопамятными событіями отечества, а потому описаніе ея чрезвычайно-любопытно. Въ числѣ приложеній помѣщены подлинныя аффишки графа Растопчина, относящіяся къ происшествіямъ 1812 года, и также весьма любопытныя, какъ по патріотическому ихъ чувству, такъ и по оригинальному слогу графа Растопчина.,
Вотъ еще нѣсколько сочиненій религіознаго содержанія, заслуживающихъ полной хвалы и признательности трудившимся, надъ составленіемъ ихъ:
7. ПИСЬМА О ДОЛЖНОСТЯХЪ СВЯЩЕННАГО САНА. Двѣ части. 1841. Въ 8, 213 и 220 стр. (2 р., 30 к., съ перес. 2 р. 80 к. с.)
Приготовленіе къ священству, священнодѣйствія, исповѣдь, проповѣданіе Слова Божія, законоучительство, обращеніе пресвитера съ людьми, подвигъ благовѣстника -- по собственнымъ выраженіямъ почтеннаго издателя книги, г. Александра Стурдзы, составляютъ содержаніе ея, въ формѣ краснорѣчивыхъ и очень занимательныхъ писемъ.
8. СВЯЩЕННАЯ ИСТОРІЯ въ разговорахъ для маленькихъ дѣтей. Сочиненіе А. Ишимовой. 1841. Въ 16, VII и 35 стр. (50 к., съ пересылкою 75 к. сереб.)
9. О ЛИТУРГІИ. 1842. Въ 16, 61 стр.
10. ИЗЛОЖЕНІЕ СѴМВОЛА ВѢРЫ, православной восточной каѳолической церкви. Изданіе третіе. 1841. Въ 16, 156 стр. (50 к., съ перес. 75 к. сереб., за обѣ книжки.)
Послѣднія двѣ, изящно изданныя, книжки принадлежатъ, если не ошибаемся, столь извѣстному перу автора Путешествія ко Св. Мѣстамъ.
11. О СВИДАНІИ ВЪ ВѢЧНОСТИ. 1841. Въ 8, 55 стр. (50 к., съ пер. 50 к. серсо.)
Жить за гробомъ, единственное утѣшеніе многихъ страдальцевъ, не достигшихъ еще гроба. Существовать за предѣлами его -- надежда и упованіе счастливцевъ. Безсмертіе души человѣческой страшитъ однихъ только злодѣевъ, иногда приводитъ ихъ къ раскаянію и достойнѣйшей жизни. Но никто еще не разрѣшилъ великой тайны: какъ мы будемъ жить въ вѣчности, -- возобновятся-ли тамъ наши земныя Формы, или останется единъ лишь духъ, отлученный Отъ бренной плоти. Слѣдовательно, и свиданіе въ вѣчности съ милыми, родными и друзьями -- суть вопросъ, раждающій тысячу другихъ, равно неразрѣшимыхъ, вопросовъ.