Въ то самое время, какъ происходила морская битва подъ Портъ-Артуромъ, разыграоась трагедія и подъ Чемульпо, корейскимъ дортомъ, служащимъ гававью для столицы Кореи, Сеула.
Чемульпо расположенъ при устьѣ рѣки Ханъ-Гань, въ разстояніи около девяносто верстъ по рѣкѣ и сорока верстъ во сухому пути.
Рейдъ порта Чемульпо (см. планъ на стр. 31) собственно служитъ продолженіемъ рѣки Ханъ-Гань и представляетъ собою обширное, укрытое со всѣхъ сторонъ, водное пространство, пригодное для стоянки большого числа судовъ; островомъ Кымъ-уоль-ми, или Розъ, рейдъ раздѣляется на внутренній и внѣшній. Первый изъ нихъ мелководенъ и доступенъ для пароходовъ малой осадки и то только въ большую воду. Военныя же суда, равно какъ и большіе коммерческіе пароходы, стоять обыкновенно на внѣшнемъ рейдѣ миляхъ въ 2-хъ отъ города. Характернымъ свойствомъ этого рейда является очень значительная разница между большой и малой водою; такъ, въ лѣтніе мѣсяцы приливъ иногда достигаетъ 37 футовъ; соотвѣтственно, и приливныя теченія бываютъ до 3 1/2 миль въ часъ.
Къ городу съ рейда идетъ довольно узкій фарватеръ, по которому въ малую воду съ трудомъ могутъ проходить паровые катера. Выходъ въ море на протяженіи 40 миль идетъ между островами архипелага Императорскаго Принца и днемъ не представляетъ затрудненій даже для большихъ судовъ, но въ ночное время за отсутствіемъ маяковъ и по причинѣ сильнаго теченія большія суда не рискуютъ выходить или входить въ портъ. Однако, за послѣдніе годы японцы усиленно занимались изслѣдованіемъ фарватера и предприняли постройку маяка для безопасности плаванія.
Около острова Shopogal, при самомъ входѣ въ архипелагъ, въ 1894 г. произошла первая драма японо-китайской войны. Японскій крейсѳръ "Нанива" подъ командой капитана 1-го ранга Того, нынѣ вице-адмирала начальникъ японской эскадры, потопилъ англійскій пароходъ "Kowshie" съ 1,500 китайскихъ солдатъ, отправляемыхъ изъ Китая въ Корею еще до военныхъ дѣйствій; при этомъ японцы вполнѣ проявили свою дикость и жестокость, разстрѣливая тонущихъ китайцевъ, вмѣсто оказанія помощи безоружному противнику.
Климать Чемульпо здоровый. Крайнія температуры смягчаются близостью моря и, несмотря на зимніе холода, рейдъ никогда не замерзаеть; вообще зимой держится сухая ясная погода при небольшихъ морозахъ, но уже въ февралѣ -- мартѣ начинаются частые туманы, которые держатся всю весну и начало лѣта, это время -- самое неблагопріятное для мореплаванія, въ лѣтніе мѣсяцы выпадають обильные дожди.
До 1883 года, времени открытія порта для иностранной торговли, Чемульпо былъ небольшой рыбачьей деревушкой; въ томъ же году японцы получили концесію на земельный участокъ въ этомъ портѣ въ свое спеціальное пользованіе. Съ тѣхъ поръ Чемульпо началъ непрерывно развиваться и въ настоящее время это бойкій приморскій городъ съ населеніемъ около 20,000, изъ которыхъ 7,000 японцевъ. Международное и японское населенія (концесіи) занимаютъ мѣста у береговой волосы, красиво подымаясь по склону прилежащихъ холмовъ; эти кварталы содержатся опрятно и представляютъ полную противоположность очень грязному и непривлекательному корейскому кварталу, который какъ бы спрятался позади иностранныхъ концессій, чтобы не портить общаго вида съ моря.
Станція желѣзной дороги, соединяющей Чемульпо съ Сеуломъ, нѣсколько въ сторонѣ отъ города, на берегу моря. Концесія на эту дорогу была получена американцемъ Морземъ (Morse) въ 1896 году, и тогда же было приступлено къ работамъ по постройкѣ, a въ 1899 году дорога была куплена японцами.
Чемульпо главный торговый центръ по иностранной торговлѣ, находящейся по преимуществу въ рукахъ японцевъ. Общій оборотъ по ввозу и вывозу Чемульпо выразился въ суммѣ 15 милліоновъ іенъ (рублей) за 1901 годъ; въ числѣ предметовъ ввоза керосинъ, бумажныя ткани и разныя мануфактуры японскаго издѣлія занимаютъ главное мѣсто; вывозятся черезъ портъ: бобы, рисъ, немного мѣховъ и золотого песка.
Въ японо-китайскую войну здѣсь высадилось всего 28,378 солдатъ, 8,081 рабочихъ-носильщиковъ, непремѣнно слѣдующихъ за арміей, съ 5,365 лошадьми и 84 орудіями. Высадка производилась съ пароходовъ на японскихъ плоскодонныхъ лодкахъ фунэ, изъ коихъ каждая подымаетъ 12--18 лошадей или 150 солдатъ; эти фунэ частью на буксирѣ, частью собственными средствами подходили къ большой каменной пристани у города. Такимъ образомъ высадка происходила довольно быстро и въ порядкѣ. На обязанности проживающихъ въ Чемульпо японцевъ было расквартированіе войскъ въ своихъ домахъ и изготовленіе пищи для высаживающихся, за что они получали хорошую плату.
Недавніе безпорядки въ Кореѣ и шаткость политическаго положенія этой страны побудили державы послать въ Чемульпо стаціонерами морскія суда. 26 января водъ Чемульпо стояли два русскихъ военныхъ судна, крейсеръ 1-го ранга "Варягъ" и канонерская лодка "Кореецъ", a также коммерческій пароходъ "Сунгари". Въ виду полнаго прекращенія телеграфнаго сообщенія и усиленныхъ военныхъ приготовленій японцевъ, русскій посланникъ при корейскомъ императорѣ, г. Павловъ, рѣшилъ, наконецъ, послать за инструкціями въ Портъ-Артуръ. Почту туда онъ поручилъ отвезти "Корейцу", а командира "Варяга", кап. Руднева, предупредилъ, чтобы онъ былъ готовъ ко всякимъ случайностямъ.
Между тѣмъ уже утромъ прошелъ слухъ о приближеніи въ Чемульпо японской эскадры. Около 4-хъ часовъ "Кореецъ" вышелъ съ рейда на развѣдки и дѣйствительно встрѣтилъ японскую эскадру изъ 6-ти большихъ крейсеровъ и 8-ми миноносцевъ. Одинъ крейсеръ сталъ видимо преслѣдовать "Корейца", a миноносцы въ то-же время окружили послѣдняго и сдѣлали по направленію къ нему три выстрѣла минами, но безрезультатно: выстрѣлы эти не могли повредить "Корейцу", такъ какъ маленькій "Кореецъ" сидѣлъ слишкомъ неглубоко въ водѣ (въ среднемъ 10 фут.), и мины, если бы и направлены были вѣрно, должны были пройти подъ килемъ, не задѣвъ его (подводныя мины Уайтхеда идутъ подъ водой обыкновенно на глубинѣ 10 1/2--11 фут.). Кореецъ не отвѣчалъ на выстрѣлы, а вернулся обратно на рейдъ и сталъ тамъ на якорь. Тотчасъ почти вслѣдъ за ниѵь въ 4 часа 30 минутъ на наружномъ рейдѣ Чемульпо показалась японская эскадра контръ-адмирала Уріу. Эта эскадра состояла изъ броненоснаго крейсера "Азама", на которомъ держалъ флагъ японскій адмиралъ, небольшаго броненоснаго крейсера "Чійода", двухъ бронепалубныхъ крейсеровъ 2-го класса ("Нанива" и "Такачихо") и двухъ бронепалубныхъ крейсеровъ 3-го класса ("Акаши" и "Ніитака"); минный отрядъ при эскадрѣ состоялъ изъ восьми миноносцевъ. Изъ этихъ судовъ три ("Азама", "Акаши" и "Ніитака") вполнѣ современныя боевыя, остальныя три -- суда уже устарѣвшія, побывавшія еще въ японо-китайской войнѣ 1894--1895 гг. (особенно устарѣли "Наніва" и "Такачихо", служащія во флотѣ уже 19 лѣтъ). На всѣхъ шести судахъ имѣлось 58 тяжелыхъ орудій (въ томъ числѣ восемь калибромъ тяжелѣе 6-ти дюйм. и 50-- средняго калибра).
Кромѣ военныхъ судовъ были еще транспорты, имѣвшіе на борту до 3.000 человѣкъ десанта. Войска немедленно начали высаживаться въ полномъ порядкѣ. Большинство войска тотчасъ отправилось въ Сеулъ для занятія столицы Кореи. Несмотря на всѣ эти явно враждебныя дѣйствія японцевъ, капитанъ Рудневъ не ушелъ въ открытое море, а остался на рейдѣ Чемульпо. Такой быстроходный крейсеръ, какъ "Варягъ" (23 1/2 узла въ часъ), могъ довольно легко уйти отъ эскадры контръ-адмирала Уріу, скорость которой въ цѣломъ не превышала 18 1/2 узловъ; самый быстроходный крейсеръ этой японской эскадры "Азама" на 1 1/2 узла уступалъ въ скорости "Варягу". Ночью "Варягъ" могъ бы, можетъ-быть, уйти почти незамѣченнымъ японцами (ночь на 27-е января была туманная, какъ можно думать изъ описанія этой ночи на рейдѣ Порть-Артура, отстоящемъ всего на 260 миль): такіе примѣры въ морской исторіи бывали неоднократно. Тѣмъ болѣе мужества ему надо было, чтобы остаться къ Чемульпо и на слѣдующій день вступитъ въ бой съ вчетверо сильнѣйшимъ врагомъ, -- бой, конечно, безнадежный. Послѣ выстрѣловъ минами въ "Корейца" вашъ командиръ едва ли могъ разсчитывать на то, что японцы станутъ уважать нейтралитетъ корейскаго порта. Поэтому надо думать, что капитанъ Рудневъ принялъ рѣшеніе не уходитъ изъ Чемульпо, не желая покидать на жертву врагу своего боеваго товарища, маленькаго "Корейца", которыя могъ идти не болѣе 13 1/2 узловъ.
27-го января, утромъ, японскій адмиралъ сообщилъ русскому командиру о началѣ военныхъ дѣйствій, при чемъ заявилъ, что если оба русскихъ судна не покинутъ порта до полудня, то онъ аттакуетъ ихъ тутъ же въ гавани. Тогда командиръ "Варяга" въ 7 часовъ утра явился на бортъ англійскаго крейсера "Talbot" и сталъ совѣщаться съ командирами англійскихъ, французскихъ и итальянскихъ судовъ, которые всѣ получили въ-то же утро отъ японскаго адмирала Уріу предложеніе удалиться съ рейда до 4-хъ часовъ дня, если русскія суда не уйдутъ. Всѣ командиры иностранныхъ судовъ рѣшили заявить протестъ противъ дѣйствій адмирала Уріу; къ протесту не присоединился только командиръ американскаго судна. Затѣмъ командиръ "Варяга" возвратился на бортъ своего судна. Немедленно на "Варягѣ" и "Корейцѣ" приступили къ удаленію деревянныхъ частей, мѣшающихъ судну въ бою, и начали выбрасывать ихъ за бортъ. Когда работа была окончена и суда изготовились къ бою, то команды ихъ выстроились на палубѣ и запѣли народный гимнъ. Пѣніе ихъ было подхвачено хорами музыки, команды кричали "ура", когда оба русскихъ корабля проходили мимо французскихъ, англійскихъ и итальянскихъ судовъ; около 11 часа 30 минутъ дня, офицеры и команды послѣднихъ также выстроились на палубѣ и провожали идущихъ въ бой русскихъ громкими привѣтствіями. Передъ самымъ началомъ боя англійскій баркасъ пошелъ къ японскому флагманскому кораблю, чтобы заявить протестъ противъ поступка японцевъ.
Японскій флотъ подъ командой контръ-адмирала Уріу стоялъ внѣ рейда по другую сторону острова въ разстояніи 6 3/4 морскихъ миль отъ двухъ русскихъ судовъ. Въ 11 часовъ 50 минутъ раздался первый выстрѣлъ съ японскаго броненоснаго крейсера "Asama" изъ 8-ми дюймоваго орудія. 7 минутъ спустя послѣ 3-го выстрѣла японскаго крейсера, послѣдовалъ отвѣтъ со стороны русскихъ. Японскій флотъ построился въ боевой порядокъ. Непрерывный огонь японской эскадры сосредоточился почти исключительно на одномъ "Варяги". Русскіе быстро маневрировали, чтобы по возможности избѣжать выстрѣловъ, однако, пять снарядовъ пронизали "Варяга", a непрерывный градъ шрапнели уничтожилъ всѣ защитныя приспособленія при орудіяхъ. Однимъ снарядомъ разомъ убило и переранило всю прислугу при орудіи на бакѣ судна. Другая граната разбила въ куски заднее шестидюймовое орудіе, взорвала приготовленный снарядъ и произвела пожаръ, пламя котораго поднялось въ уровень съ заднею боевою мачтой. Слѣдующая граната разбила переднюю рубку, зажгла обломки и произвела такой пожаръ, что весь экипажъ "Варяга" въ теченіе пяти минутъ долженъ былъ заниматься только его тушеніемъ. Два снаряда пробили бортъ судна около ватерлиніи, a третій пробилъ верхнюю палубу около передней мачты. Обѣ рубки были снесены выстрѣлами и, кромѣ того, снесена третья дымовая труба.
Невозможно описать трагедію, происходившую на кораблѣ. До бѣла раскалившіеся отъ ударовъ о сталь снаряды наносили людямъ не только раны, но ужасные ожоги, a недостатокъ въ орудійныхъ прикрытіяхъ сдѣлалъ людей мишенью выстрѣловъ. Сотрясеніе и грохотъ приводили людей въ состояніе одурѣнія, однако, прислуга отважно стояла у орудій, продолжая свое дѣло. По словамъ одного изъ очевидцевъ, "вокругь была кровь, кровь и кровь; ничего, кроиѣ крови, оторванныхъ кусковъ тѣла, труповъ, и кровавыхъ кусковъ человѣческаго мяса. Эта было наводящее ужасъ зрѣлище". Мичманъ Ниродъ погибъ въ орудійной башнѣ.
"Кореецъ" былъ поврежденъ мало, среди его экипажа почти никто не былъ раненъ. Онъ маневрировалъ и стрѣлялъ поперемѣнно изъ своихъ 8-дюймовыхъ орудій.
Между тѣмъ въ рулевой аппаратъ "Варяга" попала граната, такъ что, командиру ничего не оставалось, какъ попытаться вернуться въ гавань и выброситься на берегъ, чтобы избѣжать сдачи и окончательной гибели. Но и тутъ "Варягу" пришлось задержаться, чтобы не оставить на произволъ судьбы своего тихоходнаго товарища. Наконецъ, оба судна вмѣстѣ достигли гавани, при чемъ "Варяга" уже сильно накренило на одинъ бортъ. Онъ бросилъ якорь въ 300 шагахъ отъ англійскаго крейсера "Talbot", "Кореецъ" же прошелъ глубже въ порть. Оба судна, входя въ гавань, все продолжали стрѣлять по японцамъ, между тѣмъ какъ послѣдніе уже прекратили огонь въ 1 часъ 15 минуть пополудня.
Одинъ изъ котловъ "Варяга" былъ испорченъ и на кормѣ начался пожаръ. Пожаръ былъ потушенъ посредствомъ затопленія горѣвшаго отдѣленія.
При приближеніи русскихъ судовъ на англійскихъ, французскихъ и италіанскихъ судахъ пробили боевую тревогу и изготовились къ бою; и какъ только русскія суда бросили якорь, командиръ "Talbot'а" послалъ на шлюпкѣ врача и отдѣленіе амбулаторіи. Прочія суда также послали врачебную помощь. Сцены, происходившія при сносѣ раненыхъ, совершенно неописуемы по своему ужасу. Большая часть раненыхъ имѣла по нѣскольку поврежденій. Между людьми господствовалъ полный порядокъ. Даже для самымъ бывалыхъ людей было тягостно присутствовать при переносѣ раненыхъ на шлюпки. На "Варягѣ" оказалось 33 матроса и 1 офицеръ убитыхъ и 70 матросовъ и 3 офицера раненыхъ. Капитанъ Рудневъ подучилъ легкое пораненіе, "Кореецъ" былъ поврежденъ лишь слегка. Русскіе офицеры очень хвалили точность японской стрѣльбы, между тѣмъ какъ британскіе спеціалисты были того мнѣнія, что съ обѣихъ сторонъ много снарядовъ было истрачено напрасно. Японцы утверждали, что русскій огонь совсѣмъ не достигалъ ихъ судовъ, и они не понесли никакихъ потерь.
Когда русскіе вернулись въ порть, японцы оставили ихъ здѣсь въ покоѣ. Командиръ "Варяга" объявилъ о рѣшеніи взорвать свои суда, и команды ихъ были свезены на иностранныя суда. Англійскій крейсеръ "ТаLbot" принялъ на бортъ 242 человѣка, въ этомъ числѣ 214 матросовъ, изъ которыхъ шестеро умерло въ ту же ночь. Раненые и 49 человѣкъ пассажировъ и команды состоявшаго въ гавани русскаго парохода "Сунгари" нашли пріютъ на французскомъ крейсерѣ "Pascal". Затѣмъ 179 русскихъ были приняты на бортъ итальянскаго авизо "Elba". Американцы не принимали участія ни въ совѣщаніи командировъ передъ боемъ, ни въ манифестаціи вовремя прохожденія русскихъ на неравную битву, однако, и приняли русскихъ раненыхъ на "Vickeburg". Ровно въ 4 часа пополудни "Кореецъ" взлетѣлъ на воздухъ. Раздались два сильныхъ взрыва -- одинъ на носу судна, другой въ кормѣ. Вырвался огненный столбъ вышиною въ 300 метровъ и затѣмъ поднялись чудовищные столбы дыма и пара. Когда мало-по-малу пламя и дымъ разсѣялись, на зеркальной поверхности бухта раздалось пѣніе русскаго національнаго гимна, сопровождаемое громкими всплесками обломковъ, падавшихъ кругомъ со всѣхъ сторонъ въ воду.
Японцы на берегу издавали дикіе крики. "Варягъ" же все еще оставался на якорѣ. "Кореецъ" былъ взорванъ ровно въ 4 часа, въ моментъ истеченія крайняго срока, послѣ котораго японцы считали себя въ правѣ аттаковать русскія суда въ самомъ портѣ. И дѣйствительно, черезъ полчаса опять появился японскій флотъ на далекомъ разстояніи и медленно приближался къ гавани. Между тѣмъ на "Варягѣ" открыли кингстоны, и вода медленно наполняла судно. Въ 5 часовъ на немъ сталъ раздаваться рядъ слабыхъ взрывовъ и начался пожаръ. Мало-по-малу пожаръ усиливался и достигъ капитанской каюты; послѣдовалъ новый рядъ взрывовъ: это рвало помѣщенные тамъ двѣнадцатифунтовые снаряды. Наконецъ, горящій корабль началъ все больше и больше накрениваться, и при послѣднемъ лучѣ заката чуднаго весенняго дня сначала задняя часть, а потомъ и весь кузовъ горящаго корабля медленно погрузился на дно. Дымовыя трубы и мачты были видны надъ поверхностью воды. Послѣ того, какъ затонулъ "Варягъ", былъ зажженъ почтовый пароходъ "Сунгари" и цѣлый часъ освѣщалъ гавань заревомъ пожара. Русскіе раненые были заботливо перевезены и такъ же, какъ и здоровые, удобно помѣщены на иностранныхъ военныхъ судахъ. Японскій адмиралъ потребовалъ выдачи русскихъ, какъ военноплѣнныхъ. Но англійскій капитанъ отвѣтилъ, что онъ спасъ людей утопавшихъ, потому что они затопили свои суда, и не считаетъ такихъ людей военноплѣнными.
Нѣсколько тяжело раненыхъ остались въ Чемульпо и Гонконгѣ на попеченіи французовъ. Японцамъ не достался ни одинъ изъ нашихъ моряковъ.
Переходя къ обсужденію послѣдствій этого памятнаго сраженія, замѣтимъ, что, конечно, результатъ неравнаго боя можно было предвидѣть заранѣе: нашъ флотъ потерялъ оба судна и въ томъ числѣ такой превосходный крейсеръ, какъ "Варягъ". Нужно удивляться тому, что "Варягъ", окруженный цѣлою эскадрой, сумѣлъ такъ постоять за себя. Изъ обоихъ нашихъ судовъ лишь онъ могъ считаться боевымъ судномъ, канонерка же "Кореецъ" пригодна была лишь въ качествѣ стаціонера въ Чемульпо и развѣ еще для дѣйствій въ мелкихъ водахъ. На обоихъ судахъ вашихъ было всего 15 тяжелыхъ орудій (2 восьмидюйм. калибра и 13 шестидюйм.; изъ нихъ только 12 шестидюймовыхъ орудій "Варяга" -- современныя скорострѣльныя пушки), то-есть вчетверо меньше, чѣмъ на яповской эскадрѣ. Одинъ броненосной крейсеръ "Асама" (18 орудій) былъ сильнѣе всего нашего отряда.
Несмотря на то, выстрѣлами "Варяга" нанесены очень серьозныя поврежденія крейсеру "Асама". Сейчасъ же послѣ битвы этотъ послѣдній ушелъ изъ Чемульпо въ докъ японскаго порта Сасебо; онъ могъ идти только на буксирѣ; сильно накренившійся, безъ мачтъ и трубъ, безъ команднаго мостика, съ развороченной палубой -- онъ представлялъ самое жалкое зрѣлище. Какъ извѣство, эти поврежденія среди боя временно заставили замолчать его орудія. Нужно было большое искусство со стороны нашихъ артиллеристовъ чтобы вывести такимъ образомъ изъ строя "Асаму", подбивъ на немъ башню, защищенную шестидюймовыми плитами лучшей закаленной стали. Изъ этихъ результатовъ можно заключить, что команда "Варяга" стрѣляла мѣтко и хладнокровно, a самый бой происходилъ на близкомъ разстояніи. При боѣ на дальней дистанціи японскія орудія не могли бы нанести такихъ серьозныхъ поврежденій "Варягу", защищенному у бортовъ сводчатою палубой въ 3 дюйма. Близкая дистанція боя, невыгодная для "Варяга", была обусловлена, надо думать, внезапнымъ нападеніемъ у самаго входа на рейдъ послѣ одного только сигнала японцевъ, когда "Варягъ" не могъ еще удалиться отъ японцевъ на выгодное для себя разстояніе. Сильно повредивъ "Асаму", "Варягъ" въ тоже время совершенно потопилъ японскій крейсеръ "Такашихо". Вотъ его размѣры: длина -- 300 фут., ширина -- 46 фут., среднее углубленіе -- 20 фут. Водоизмѣщеніе -- 3,700 тоннъ. Сила машины -- 7,000 инд. силъ. Экипажъ -- 357 чел. Артиллерія -- 2 оруд. 10,2 дюйм., 6 оруд. 6 дюйм., 16 скоростр. пуш., 4 надводныхъ минныхъ пушки.
"Такашихо", хотя и принадлежалъ къ старымъ судамъ (построенъ 1885 г.), но былъ защищенъ довольно солидно: броневая палуба его, стальная, толщиной въ 2 дюйма, имѣетъ видъ свода, прикрывающаго такъ-называемыя "жизненныя части" судна (машины, котлы, погреба); въ той части, которая спускается къ бортамъ судна, палуба эта даже 3 дюйма толщиной. Чтобы пустить ко дну такое судно, нужно было пробить въ нѣсколькихъ мѣстахъ эту трехдюймовую броневую палубу у борта. Безъ сомнѣнія, неравный морской бой "Варяга" и "Корейца" y Чемульпо надолго останется памятникомъ того, что наши моржи могутъ сдѣлать въ борьбѣ съ сильнѣйшимъ врагомъ.
Въ воздаяніе геройскаго подвига, оказаннаго крейсеромъ 1-го ранга "Варягъ" и мореходною канонерскою лодкою "Кореецъ" въ происшедшемъ 27-го января бою при Чемульпо съ превосходившею въ три раза числомъ судовъ и въ четыре раза силою вооруженія японскою эскадрою контръ-адмирала Уріу, Государь Императоръ соизволилъ пожаловать кавалерами ордена св. Георгія 4-й степени: командировъ обоихъ судовъ, капитана 1-го ранга Руднева 1-го и капитана 2-го ранга Бѣляева 2-го, съ пожалованіемъ первому и званія флигель-адьютанта; чиновъ крейсера 1-го ранга "Варягъ": старшаго офицера капитана 2-го ранга Степанова 3-го, лейтенантовъ: Берлинга, Зарубаева и Евгенія Беренса, мичмановъ: Александра Шиллинга, Черниловскаго-Соколъ, Лабода, Губонина, Эйлера и Балка; корпуса инженеръ-механиковъ флота: помощниковъ старшихъ инженеръ-механиковъ Лейкова, Солдатова, младшихъ инженеръ-механиковъ Зорина и Спиридонова и врачей: старшаго, колежскаго совѣтника Храбростина и младшаго, лекаря Банщикова.
Всѣмъ, оставшихся въ живыхъ, нижнихъ чинамъ обоихъ судовъ Высочайше пожалованы знаки отличія Военнаго Ордена 4-й степени.
Всѣмъ прочимъ класснымъ чинамъ крейсера 1-го ранга "Варягъ" и офицерскимъ и класснымъ чинамъ канонерской лодки "Кореецъ" Высочайше пожалованы награды за боевыя отличія.
Приводимъ краткія сведенія о прохожденія службы вновь пожалованныхъ представителей русской доблести и беззавѣтнаго исполненія долга.