Крейсерскому отряду адм. Энквиста въ ночь 14-го мая пришлось дѣйствовать самостоятельно, такъ какъ суда нашей эскадры не открывали огней и за темнотой нельзя было прослѣдить, въ какую сторону она направилась. О плаваніи отряда послѣ боя отъ бывшихъ въ отрядѣ "Нов. Вр." узнало слѣдующія подробности.

По наступленіи темноты, по курсу крейсерскаго отряда, съ "Олега" были замѣчены идущіе въ атаку непріятельскіе миноносцы, а потому въ 7 ч. 25 м. отрядъ легъ на S и далъ полный ходъ, для избѣжанія попаданія минъ, а также для того, чтобы попытаться пройти на сѣверъ, обогнувъ нашу эскадру, что, впрочемъ, скоро признано было слишкомъ рискованнымъ, такъ какъ пришлось бы перерѣзать путь всѣмъ судамъ нашей эскадры, курсы и скорости которыхъ были неизвѣстны. Поэтому рѣшено было продолжать идти тѣмъ же курсомъ, чтобы, выйдя изъ сферы дѣйствій японскихъ миноносцевъ, повернуть на сѣверъ, обойдя непріятеля съ запада. На этомъ курсѣ приходилось часто перекладывать руль съ борта на бортъ, отворачивая отъ нападающихъ миноносцевъ, которые иногда были такъ близко, что ясно были слышны звуки выстрѣловъ изъ минныхъ аппаратовъ и видны вспышки пороховыхъ зарядовъ. Такихъ выстрѣловъ, выпущенныхъ по "Олегу" и идущей близко за нимъ "Аврорѣ", насчитали болѣе семнадцати.

Около 8 1/2 часовъ вечера миноносцы, повидимому, потеряли изъ виду отрядъ адмирала Энквиста, а потому рѣшено было повернуть на Владивостокъ, оставивъ непріятеля къ О ту. Вскорѣ отрядъ былъ атакованъ внезапно появившимися въ разстояніи кабельтова четырьмя японскими миноносцами и въ то же время по носу открылись огни японскаго флота. Пришлось лечь на SSW и идти этимъ курсомъ до девяти часовъ вечера, когда рѣшено было повторить попытку прорваться на сѣверъ, отойдя предварительно на западъ.

Взявши курсъ на W, которымъ отрядъ шелъ до 9 ч. 35 м., когда снова повернулъ на N, но, не пройдя этимъ курсомъ и получаса, снова въ 10 часовъ вечера подвергся минной атакѣ и по носу опять обнаружились огни японской эскадры. Пришлось отвернуть и лечь на SW, курсъ, ведущій къ выходу изъ Корейскаго пролива. Не оставляя мысли попытаться пройти во Владивостокъ, нѣсколько разъ за этомъ курсъ отрядъ пробовалъ поворачивать вправо, но каждый разъ благодаря этому сближался съ идущимъ, повидимому, параллельно японскимъ отрядомъ или всей ихъ эскадрой.

Въ 1 часъ ночи пришлось отказаться отъ первоначальнаго своего плана и идти до разсвѣта на SW, разсчитывая, можетъ быть, увидѣть нашу эскадру, отступающую на угольщиковъ, оставленныхъ въ Шанхаѣ, какъ это, повидимому, предполагалось въ случаѣ неудачи въ Корейскомъ проливѣ.

Ходъ отряда до 2 часовъ ночи въ среднемъ былъ около 15 узловъ, увеличиваясь до 17 во время минныхъ атакъ. Въ 2 часа, когда, повидимому, разошелся съ непріятелемъ, отрядъ уменьшилъ ходъ до 12 узловъ.

Въ 3 1/2 часа ночи, опредѣливъ мѣсто по звѣздамъ, получили широту 33° 30' N и долготу 128° 42' O.

Въ теченіе ночи шли работы по задѣлыванію пробоинъ.

На разсвѣтѣ 15-го мая горизонтъ былъ чистъ: ни нашей, ни японской эскадры не было видно. Отрядъ состоялъ изъ "Олега", "Авроры" и "Жемчуга". Сбавивъ ходъ до 10 узловъ для уменьшенія траты угля, стали проводить въ извѣстность понесенныя крейсерами потери и поврежденія и количество оставшагося угля. Оказалось слѣдующее. На "Олегѣ": убито 11 нижнихъ чиновъ, умерло отъ ранъ впослѣдствіи 2, ранены лейтенантъ Шубертъ, легко кондукторъ Аблапохинъ и 29 нижнихъ чиновъ, изъ которыхъ 8 тяжело. На "Аврорѣ": убитъ командиръ и 9 нижнихъ чиновъ, умерло отъ ранъ 5, ранены: тяжело мичманъ Яковлевъ, въ ногу, съ оторваніемъ мягкихъ частей, лейтенантъ князь Путятинъ въ правый бокъ. Серіозно раненъ въ голову и въ ногу старшій офицеръ капитанъ второго ранга Небольсинъ. Легко ранены: лейтенанты Прохоровъ, Лосевъ, Старкъ 3, мичманъ Шаховской и прапорщикъ Бергъ. Раненыхъ нижнихъ чиновъ 81, изъ нихъ тяжело 18. На "Жемчугѣ": убиты: лейтенантъ баронъ Врангель, мичманъ Тавастшерна, кондукторъ Коньковъ и 8 нижнихъ чиновъ; умеръ отъ ранъ 1 нижній чинъ; ранены: мичманъ Киселевъ и прапорщикъ Снадовски легко, кондукторъ Шороховъ тяжело, нижнихъ чиновъ ранено 19, изъ нихъ тяжело 7.

Относительно угля получились слѣдующія свѣдѣнія: на "Олегѣ" и на "Жемчугѣ" осталось угля на переходъ въ 1,300 миль при экономическомъ ходѣ, на "Аврорѣ" нѣсколько больше.

За отсутствіемъ какихъ-либо инструкцій на случай разлученія послѣ боя съ эскадрой, было весьма трудно рѣшить, что предпринять и куда идти съ сильно поврежденными судами и съ ограниченнымъ количествомъ угля, расходъ котораго за день боя дошелъ на "Олегѣ" до 350 тоннъ. Идти обратно Корейскимъ проливомъ, рискуя встрѣчей съ, повидимому, мало пострадавшимъ японскимъ флотомъ, считалось невозможнымъ. Пройти же во Владивостокъ Лаперузовымъ проливомъ не хватило бы угля, да и врядъ ли это удалось бы сдѣлать съ имѣвшимися на судахъ пробоинами.

Поэтому рѣшено было идти въ Шанхай, чтобы тамъ попытаться принять въ 24-часовой срокъ угля съ нашихъ транспортовъ и на тихой водѣ задѣлать въ это время, насколько возможно своими средствами, пробоины и, взявъ съ собой угольщика, идти или Лаперузовымъ проливомъ во Владивостокъ, или возвращаться въ Россію, въ зависимости отъ судьбы нашей эскадры.

Принявъ такое рѣшеніе, отрядъ пошелъ малымъ ходомъ, чтобы дать возможность судамъ лучше задѣлать пробоины.

Полуденное мѣсто -- широта 32 град. 12' N, долгота 127 град. 14' O.

Въ виду смерти командира "Авроры" и раны старшаго офицера ея, к.-адм. Энквисть перенесъ на нее свой флагъ и въ 3 часа дня, предавъ морю тѣла убитыхъ въ бою, далъ 8 узловъ хода и легъ на SW 48 град., чтобы подойти къ Шанхаю съ юга.

Въ 7 часовъ вечера отрядъ перемѣнилъ курсъ на румбъ вправо и всю ночь продолжалъ идти тѣмъ же ходомъ, разсчитывая, что, можетъ быть, эскадра догонитъ, если рѣшитъ идти на Шанхай.

На разсвѣтѣ 16-го мая на горизонтѣ показался догонявшій к.-адм. Энквиста буксиръ "Свирь". Остановили машины, и въ 9 1/2 час. утра "Свирь", на которой оказались командиръ, старшій офицеръ и часть команды "Урала", приблизился для переговоровъ. Относительно эскадры ничего со "Свири" сообщить не могли.

Встрѣча со "Свирью" измѣнила рѣшеніе начальника отряда идти въ Шанхай, въ которомъ онъ боялся подвергнуться немедленному разоруженію, и приказалъ "Свири" продолжать путь въ Шанхай, а по прибытіе туда сейчасъ же телеграфировать въ Сайгонъ о высылкѣ отряду транспорта съ углемъ на Маниллу; самъ же рѣшилъ идти съ отрядомъ въ этотъ портъ, надѣясь, что американскія власти дадутъ достаточный срокъ для исправленія поврежденій, какъ это было въ С.-Франциско съ "Леной", и затѣмъ позволятъ выйти въ море.

"Свирь" былъ отпущенъ въ 10 1/2 чаcовъ утра; отряду данъ былъ ходъ 11 узловъ и онъ легъ на проливъ Меако-сима.

Въ полдень стало свѣжѣть отъ SO и къ ночи засвѣжѣло до 5 балловъ. Эта ночь была особенно тяжела для "Олега", на которомъ все время приходилось работать у пробоинъ, задѣлки которыхъ выбивала волной.

Къ утру стихло, что дало возможность задѣлать пробоины лучше и приступитъ къ временному исправленію многочисленныхъ мелкихъ поврежденій.

Пройдя проливъ Меако-сима, отрядъ легъ на сѣверо-восточную оконечность острова Люцона, чтобы въ случаѣ нехватки угля, котораго имѣлось въ обрѣзъ, можно было зайти въ одну изъ бухтъ на сѣверномъ берегу Люцона.

19- то мая, около 5 часовъ дня, проходя вдоль сѣвернаго берега Люцона, отрядъ встрѣтилъ нѣмецкій пароходъ, который держалъ сигналъ: "Встрѣтилъ "Днѣпра" въ широтѣ 19 град. N и долготѣ 120 град. О". Поблагодаривъ пароходъ сигналомъ, к.-адм. Энквистъ продолжалъ путь и къ утру, обогнувъ сѣверо-западный мысъ Люцона, легъ вдоль западнаго его берега.

Такъ какъ на всѣхъ трехъ крейсерахъ дымовыя трубы были пробиты во многихъ мѣстахъ, то расходъ угля вслѣдствіе этого значительно увеличился, и можно было опасаться, что на "Олегѣ" и "Жемчугѣ" его не хватить, чтобы дойти до Маниллы. Поэтому рѣшено было зайти въ лежащій по пути портъ Суалъ, гдѣ, основываясь на описаніи лоціи, адм. Энквистъ разсчитывалъ найти уголь, кое-какіе запасы и госпиталь, въ которомъ предполагалось оставить тяжело раненыхъ, нуждающихся въ операціяхъ, тѣмъ болѣе, что перевязочныя средства приходили къ концу. Транспортъ съ углемъ, который ожидался изъ Сайгона въ Маниллу, предполагалось вытребовать телеграммой сюда же.

20-го мая, въ 5 час. 45 мин. дня адм. Энквистъ прибылъ въ Суалъ и тотчасъ же послалъ на берегъ офицера съ телеграммами и для сообщенія мѣстнымъ властямъ о нашемъ приходѣ. Офицеръ вскорѣ вернулся и сообщилъ, что мѣсто совершенно заброшено американцами, ни телеграфа, ни госпиталя нѣтъ и достать ничего нельзя.

Ничего другого не оставалось, какъ немедленно, пользуясь тихой погодой, идти на Маниллу, въ надеждѣ, что угля хватитъ.

На другой день, въ ста миляхъ отъ Маниллы, открыли по носу пять судовъ, идущихъ въ кильватерной колоннѣ. Допуская возможность встрѣчи съ японскими крейсерами, отыскивающими нашъ отрядъ, приказано было пробить тревогу и приготовиться къ бою.

По сближеніи, суда эти оказались американской эскадрой подъ флагомъ старшаго контръ-адмирала. Пробивъ отбой, произвели салютъ, на который получили отвѣть равнымъ числомъ выстрѣловъ. Разойдясь съ отрядомъ на контръ-курсѣ, американская эскадра, состоявшая изъ двухъ броненосцевъ и трехъ крейсеровъ, повернула вслѣдъ за нашимъ отрядомъ и одновременно съ нимъ, въ 7 час. 45 мин. вечера, стала на якорь на Манилльскомъ рейдѣ.

Въ общемъ переходъ до Маниллы былъ совершенъ при очень благопріятной погодѣ, давшей возможность сдѣлать его съ сильно поврежденными судами при чрезвычайно ограниченномъ количествѣ угля.

На пути нѣсколько разъ совершали печальный обрядъ погребенія въ морѣ умершихъ отъ ранъ нижнихъ чиновъ.

На "Аврорѣ" умерло пять, на "Олегѣ" два и на "Жемчугѣ" одинъ. За день до прихода въ Маниллу пришлось также предать морю тѣло убитаго въ бою командира "Авроры", которое надѣялись довезти до порта.