Въ теченіе почти полутора мѣсяца послѣ удачной экспедиціи контръ-адмирала Іессена, японская эскадра вице-адмирала Камимуры оставалась въ Гензанѣ, по временамъ выходя на крейсерство къ сѣверу. Но затѣмъ Камимура ушелъ изъ Гензана и сталъ крейсировать въ водахъ Корейскаго пролива, вблизи о-за Цусимы съ цѣлью охранять путь транспортовъ изъ Японіи черезъ Корейскій проливъ и препятствовать соединенію владивостокской эскадры съ портъ-артурской. Таковы, по крайней мѣрѣ, задачи эскадры Камимуры въ оффиціальномъ изложеніи морского министра въ японскомъ парламентѣ.

Какія бы задачи ни представляло выполнить эскадрѣ Камимуры, она въ концѣ концовъ оказалась неспособной не только воспрепятствовать чрезвычайно удачнымъ набѣгамъ Владивостокской эскадры, но и ея крейсерскимъ операціямъ, наносящимъ чувствительные удары торговымъ интересамъ Японіи и движенію ея военныхъ транспортовъ, а также и тѣмъ, кто берется доставлять для нея военную контрабанду.

30-го мая на разсвѣтѣ владивостокская эскадра вышла въ море въ составѣ трехъ крейсеровъ: "Россія", "Громобой" и "Рюрикъ". Во Владивостокѣ, по словамъ корреспондента "Харб. Вѣсти", направленіе ея послужило темой для многихъ разговоровъ и догадокъ публики. Всѣ гадали, куда она пошла: на Сахалинъ ли, въ Гензанъ, или къ берегамъ Японіи, чему особенно мало вѣрили скептики. Но въ дѣйствительности оказалось, что отрядъ крейсеровъ подъ начальствомъ вице-адмирала Безобразова (отрядъ А) имѣлъ своей задачей уничтоженіе японскихъ транспортовъ съ войсками, осадными орудіями и переносной для нихъ желѣзной дорогой, направлявшихся къ Портъ-Артуру.

Отрядъ изъ быстроходныхъ бронированныхъ крейсеровъ, какъ сообщаетъ владивостокскій корреспондентъ "Новаго Времени" г. Беппо, представлялъ собою очень серьезную силу, которая смѣло могла вступить въ бой съ эскадрой знаменитаго по своей "туманности" адмирала Камимуры, такъ какъ по имѣвшимся свѣдѣніямъ отрядъ Камимуры насчитывалъ только нѣсколько старыхъ миноносцевъ, не болѣе 3 крейсеровъ II и III класса, да около пяти старыхъ тихоходовъ,-- канонерскихъ лодокъ.

Выйдя 30-го мая изъ Владивостока, отрядъ А, располагая двумя выходами въ море, направился въ заливъ Славянка, гдѣ и пробылъ до утра 31-го мая.

31-го мая эскадра взяла курсъ на югъ и на разсвѣтѣ 2-го іюня была около острова Окисима въ Корейскомъ проливѣ (именно въ Симоносекскомъ проливѣ).

Первымъ транспортомъ, замѣченнымъ на горизонтѣ, былъ двухмачтовый пароходъ. Была начата погоня, но за дальностью разстоянія брошена, и пароходъ успѣлъ укрыться въ проливъ Симоносеки. Также безрезультатна оказалась погоня и за вторымъ, но уже четырехмачтовымъ транспортомъ, шедшимъ не менѣе 18 узловъ.

Наконецъ открылось третье судно, оказавшееся пароходомъ "Идзуми-мару" (3,235 тоннъ, постройки 1894 года на заводѣ W. Dobson & С°, Newcastle, размѣрами длины 332, 40' 3" ширины и 19' 2" углубленіе трюмовъ -- принадлежитъ самому большому, субсидируемому японскому пароходству Ниппонъ-Юзенъ-Кайса).

Сигналомъ съ флагманскаго корабля "Громобою" было приказано догнать пароходъ.

Стоялъ полнѣйшій штиль. Море было гладко, какъ зеркало. "Громобой" быстро рванулся впередъ. "Идзуми-мару" напрягалъ всѣ усилія, чтобы укрыться около береговъ, густой дымъ валилъ изъ его трубы, было видно, что пары были подняты насколько только было возможно. Но всѣ старанія были напрасны. "Громобой" быстро нагонялъ транспортъ. На "Гронобоѣ" былъ поднятъ сигналъ: "Остановиться и дожидаться". Транспортъ не останавливался. На борту "Громобоя" показался бѣловатый дымокъ, донесся гулъ выстрѣла и подъ носомъ транспорта шлепнулся снарядъ, поднявъ столбъ воды; былъ сдѣланъ второй выстрѣлъ-пароходъ не останавливался. Тогда третьимъ снарядомъ былъ пронизанъ бортъ у ватерлиніи, съ цѣлью причинить наименьшій вредъ людямъ, находившимся на пароходѣ. Но и это не помогло. Только послѣ нѣсколькихъ шестидюймовыхъ снарядовъ, разорвавшихся въ жилой и на верхнихъ палубахъ, пароходъ остановился и японцы, какъ муравьи, стали спускаться съ бортовъ, садясь въ шлюпки и даже прямо бросаясь въ воду. По данному сигналу, часть офицеровъ и команды на двухъ шлюпкахъ прибыли на "Громобой", равно были подобраны съ воды и плававшіе люди; всего было спасено до 105 человѣкъ, изъ нихъ 17 офицеровъ. По уходившимъ шлюпкамъ не стрѣляли по весьма понятному русскому человѣку чувству -- отсутствію излишней и безполезной жестокости. Въ то время, какъ часть плававшихъ японцевъ умоляли о спасеніи съ криками "аната, аната" (господинъ -- господа), нѣкоторые изъ нихъ грозили кулаками.

На "Идзуми-мару" находилось свыше полка; командиръ его уничтожилъ знамя и распоролъ себѣ животъ.

Покончивъ съ пароходомъ нѣсколькими выстрѣлами въ ватерлинію, "Громобой" замѣтилъ еще два транспорта и бросился за ними.

А за его кормой "Идзуми-мару" быстро погружался въ воду. Вода дошла уже до спардека. Вотъ остались на поверхности труба и мачты, наконецъ, и онѣ скрылись подъ сверкавшимъ ослѣпительнымъ южнымъ солнцемъ моремъ. Не желавшіе спастись на нашъ крейсеръ люди судорожно цѣплялись за ванты и... гибли.

На "Идзуми-мару" находился также осадный паркъ -- много орудій крупнокалиберныхъ и дальнобойныхъ, предназначавшихся для бомбардировки Артура, во мирно лежащихъ теперь на шестидесятисаженной глубинѣ Японскаго моря.

Вскорѣ два другихъ транспорта, несмотря на всѣ усилія удрать и даже таранить "Громобой", были настигнуты.

За "Громобоемъ" не отставала и "Россія".

Пароходомъ "Хитаци-мару" (четырехмачтовый, 6,172 тонны, постройки 1898 г. завода "Mitsui-Bishi Dockeyards Engine works", Nagasaki, размѣрами 445, 49'4" и 30' s" -- принадлежалъ Ниппонъ-Юзенъ-Кайса) занялся "Громобой".

Пароходъ не обращалъ вниманія ни на сигналы, ни на выстрѣлы подъ носъ. Волейневолей пришлось стрѣлять и по нему. Видно было, что всѣ выстрѣлы (до восьми) попали около ватерлиніи и въ машину.

Сигналъ объ оставленіи парохода людьми тоже остался безъ вниманія, послѣ чего съ "Громобоя" послѣдовало нѣсколько выстрѣловъ по палубамъ.

Было видно, какъ снаряды рвались въ безпорядочно толпившейся на палубѣ кучѣ людей, и только тогда стали спускать судовыя шлюпки и искать на нихъ спасенія. Но большинству спастись не удалось: шлюпки перегружались, опрокидывались и тонули, равно какъ и тѣ люди, которые прямо бросались съ борта.

Въ виду того обстоятельства, что пароходъ тонулъ весьма медленно, "Громобою" было приказано поторопиться потопить пароходъ.

Выпущенная мина Уайтхеда ударила въ машинное отдѣленіе, подняла огромный столбъ воды и въ образовавшуюся пробоину огромнымъ потокомъ хлынула вода.

Пароходъ сталъ быстро накрениваться и скоро скрылся подъ водой, образовавъ огромный водоворотъ, въ которомъ погибла масса японцевъ, какъ плававшихъ вокругъ, такъ и не успѣвшихъ отойти на шлюпкахъ.

На "Хитаци-мару" оказалось: полтора полка, часть осадныхъ орудій, снаряды къ нимъ и воинскій грузъ.

Въ это время съ "Садо-мару" (двухмачтовый, 6,223 тонны, постройки 1898 года на заводѣ Workman, Clark а С° Ld Belfast, размѣрами 445, 49'07" и 30'4" -- принадлежалъ Ниппонъ-Юзенъ-Кайса) расправлялась "Россія".

Упорство въ нежеланіи остановиться вызвало необходимость дать по "Садо-Мару" нѣсколько выстрѣловъ, послѣ чего съ парохода стали спускать шлюпки.

Шлюпокъ оказалось на немъ много свыше обыкновеннаго комплекта. Оказалось, что шлюпки (большія, довольно плоскодонныя лодки) предназначалась для перевозки людей, лошадей и снарядовъ и даже орудій, на мѣстѣ высадки.

Шлюпки спускались очень спѣшно, многія изъ нихъ опрокидывались, другія, перегруженныя людьми, тонули. Все же часть изъ приняла около 400 человѣкъ и съ ними направилась къ находившимся невдалекѣ островамъ Икисима и Цусима.

Часть плававшихъ людей была подобрана крейсерами.

Интересно, что между взятыми японцами оказались англичане-командиры и старшіе офицеры транспортовъ, состоявшіе въ дѣйствительности кораблеводителями транспортовъ.

Докончить дѣло съ "Садо-мару" было поручено крейсеру "Рюрикъ".

Въ пароходъ была выпущена мина Уайтхеда, отъ которой транспортъ, несмотря на огромный столбъ воды, обрушившійся на палубу и несмотря на громадную бортовую пробоину, очень тихо и мало погрузился. Тогда въ кормовую часть была выпущена вторая мина и транспортъ сталъ быстро погружаться. Дѣйствіе второй мины было ужасное -- была разворочена вся корма.

Въ виду того обстоятельства, что для "Садо-мару" не было возможности спастись и не утонуть, эскадра, такъ какъ становилось пасмурно, надвигались мгла и туманъ и оставаться въ архипелагѣ было рискованно -- была возможна атака миноносцевъ, направилась на сѣверо-востокъ вдоль японскаго побережья, въ надеждъ встрѣтить японскія комерческія, или японцами зафрахтованныя суда-угольщики изъ Морорана и Отару.

На "Садо-мару" оказалось: желѣзнодорожный батальонъ при 12 офицерахъ, мастеровые, кули, понтоны и переносная желѣзная дорога для подвозки осадныхъ орудій. Кромѣ того, тамъ находился какой-то важный генералъ со всѣмъ своимъ штабомъ и при нихъ прямо-таки великолѣпныхъ 18 лошадей (верховыхъ).

Всѣ эти офицеры были совсѣмъ пьяны или полупьяны и сидѣли въ каютъ-компаніи за бутылками шампанскаго...

По показанію англичанина, японцы пили съ самаго своего выхода изъ Симоносеки (пароходъ находился въ пути уже около 6 часовъ), празднуя свои побѣды въ скоромъ уничтоженіи всей русской арміи и флота. На предложеніе сдаться они отвѣчали нежеланіемъ. "Позаботьтесь о солдатахъ и кули, а о насъ не заботьтесь!" -- былъ отвѣтъ.

По полученнымъ свѣдѣніямъ, пароходъ "Садо-мару", несмотря на оказанную ему потомъ крейсеромъ "Ніитака" помощь, затонулъ совсѣмъ и никому изъ офицеровъ не удалось спастись. На горизонтѣ все время былъ видѣнъ рангоутъ "Ніитаки", нѣсколько разъ быстро удиравшей отъ нашей погони. Извѣстія же японцевъ, что "Ніитака" (крейсеръ Ш класса) храбро вступилъ въ бой съ нашими крейсерами, безусловно вымышлено.

Предположеніе встрѣтить на пути угольщиковъ оправдалось: подходя въ Сангарскому проливу, былъ замѣченъ пароходъ, оказавшійся британцемъ" Аллантономъ". Пароходъ былъ остановленъ, на него былъ отправленъ офицеръ съ командой. На вопросъ, куда пароходъ идетъ, командиръ отвѣчалъ, что портъ назначенія Сингапуръ и грузъ заключается въ 6,500 тоннъ угля изъ Морорана. Подробный же опросъ команды и офицеровъ доказалъ, что пароходъ идетъ въ Сасебо, что взятый уголь лучшаго качества, пригоднаго и для котловъ военныхъ судовъ. Отсутствіе надлежащихъ документовъ (коносаментовъ и манифестовъ, съ обозначеніемъ, что грузъ идетъ именно въ Сингапуръ), неясность, неисправность и даже неведеніе вахтеннаго журнала доказывало, что пароходъ везетъ военную контрабанду. На пароходъ была послана команда въ полномъ составѣ подъ начальствомъ лейтенанта Петрова 10-го и пароходъ былъ направленъ во Владивостокъ, куда и прибылъ благополучно 6-го іюня. Оказавшійся на пароходъ интелигентный японецъ, не принадлежавшій къ судовому персоналу, не могъ дать точныхъ данныхъ о причинѣ своего нахожденія на суднѣ и былъ взятъ на "Россію", какъ военноплѣнный.

Взявъ затѣмъ курсъ на Владивостокъ, отрядъ не встрѣчалъ болѣе ни одного парохода и прибыль вполнѣ благополучно, безъ потерь въ людяхъ и безъ всякихъ поврежденій, во Владивостокъ въ ночь на 7 іюня.

Нельзя не отмѣтить, что крейсеръ "Рюрикъ" въ этотъ походъ шелъ весьма свободно 18 и даже 18 1/2 узловъ, что несомнѣнно дѣлаетъ честь его персоналу инженеръ-механиковъ и машинной команды.

Пароходъ "Аллантонъ", по состоявшемуся уже приговору Владивостокскаго призового суда, присужденъ какъ призъ.

Какъ уже замѣчено выше, адмиралъ Камимура свалилъ удачу нашей эскадры на туманъ и непогоду (не мѣшавшіе, однако, нашимъ крейсерамъ и успѣшно дѣйствовать, и имѣть вѣрный курсъ), чтобы успокоить общественное мнѣніе въ Японіи, но въ дѣйствительности Камимурѣ не съ чѣмъ было преслѣдовать русскихъ.

Вслѣдъ за крейсерами въ экспедицію къ сѣвернымъ берегамъ Японіи былъ отправленъ и отрядъ миноносцевъ Владивостокской эскадры.

Отрядъ II, состоящій изъ миноносцевъ, подъ командой старшаго капитана 2-го ранга Виноградскаго, вышелъ 2-го іюня, имѣя своею задачей очень важную цѣль. Отрядъ шелъ на явную опасность, какъ о томъ и предупредилъ адм. Скрыдловъ.

По сообщенію г. Беппо, около полудня, 3-го іюня, въ сѣверной части японскаго моря было замѣчено парусное судно, державшее курсъ на юго-востокъ. Догнать, остановить -- было дѣломъ очень не долгаго времени. Судно, оказавшееся большою фунэ, вмѣстимости около 100 тоннъ, везло рыбу сухого засола (stock-fisch) въ Сасебо, откуда грузъ подлежалъ переотправкѣ для нуждъ дѣйствующей арміи. Посланные съ командой офицеры лейтенантъ Пышновъ и мичманъ Толстопятовъ, осмотрѣвъ судно, забрали бумаги и команду, не оказавшую, кстати сказать, сопротивленія (около 20 человѣкъ), заложили въ трюмъ пироксилиновый патронъ, подожгло фитиль и съѣхали за миноносцы. Въ виду того обстоятельства, что взрывъ не разрушилъ судна и не произвелъ сразу пожара, фунэ была потоплена двумя выстрѣлами -- въ носъ и корму у ватерлиніи.

Такимъ же образомъ была уничтожена и вторая фунэ, около 70 тоннъ, но стрѣлять въ нее уже не пришлось, такъ какъ имѣвшійся на суднѣ керосинъ -- до 40 банокъ, произвелъ сразу большой пожаръ тотчасъ послѣ взрыва патрона.

Въ этотъ день и 4-го іюня было осмотрѣно много шхунъ и фунэ, но, за ненахожденіемъ на нихъ чего-либо, могущаго служить военной контрабандой, онѣ были отпущены.

4-го іюня была поймана фунэ, около 50 тоннъ, тоже съ рыбой, но отпущена и на нее пересаженъ былъ экипажъ съ двухъ сожженыхъ судовъ, такъ какъ не представлялось возможности держать на миноносцахъ около 60 человѣкъ японцевъ, тѣмъ болѣе, что задача, возложенная на отрядъ, была еще не выполнена. Командиру фунэ была вручена капитаномъ 2-го ранга Виноградскимъ карточка, адресованная губернатору Сасебо, что и служило, такъ сказать, пропускомъ.

Нельзя не отмѣтить того обстоятельства, что экипажу сожженныхъ судовъ была дана возможность взять свое имущество, главное -- деньги, которыхъ набралось свыше 10,000 іенъ.

На другой день, 5-го іюня, была захвачена парусная шхуна "Хацуку-мару" вмѣстимостью свыше 200 тоннъ съ командой около 30 человѣкъ. Какъ грузъ, такъ и шхуна были конфискованы (на ней оказались соль, рыба, жиръ и проч.), команда размѣщена частью на миноносцахъ, частью оставлена на шхунѣ; пересажена на нее была часть нашей команды подъ начальствомъ мичмана Толстопятова. Шхуна оказалась только что построенной, прекрасно снабженной даже двойнымъ количествомъ совершенно новыхъ парусовъ и стоитъ, по показанію шкипера, до 30,000 іенъ. На ней нашлись книги: "Теорія корабля", "Кораблестроеніе" и проч.-- все переводъ съ русскихъ изданій. Вообще на всѣхъ судахъ всѣ навигаціонные инструменты оказались лучшаго качества, начиная съ анероидовъ и кончая прекрасными морскими биноклями.

Одного изъ японцевъ команда нашего миноносца No 204 признала за свою бывшую судовую прачку, и онъ съ командой говорилъ, какъ прежде, по-русски, упорно, однако, отказываясь понимать русскій языкъ командира миноносца лейтенанта Гампера.

Японцы остались очень довольны отношеніемъ обласкавшей ихъ команды миноносцевъ, накормившей ихъ, только изъявили свое неудовольствіе относительно чернаго хлѣба. Тогда дали имъ бѣлую булку...

Отпустивъ съ миромъ третью фунэ, миноносцы пошли къ назначенному въ ихъ задачѣ мѣсту. Пасмурная погода начала смѣняться туманомъ. Съ наступленіемъ темноты весь горизонтъ со всѣхъ сторонъ вдругъ засвѣтился огнями. Возможность нахожденія тутъ непріятельскихъ судовъ вызвала изготовленіе миноносцевъ къ бою, и миноносцы полнымъ ходомъ устремились на огни.

Тревога оказалась фальшивой; огни были зажжены на рыбачьихъ лодкахъ и фунэшкахъ.

Туманъ все сгущался и, наконецъ, сталъ какъ молоко.

Задача отряда стала невыполнимой; въ 15 саженяхъ трудно было держаться, свои же миноносцы скрывались изъ глазъ.

На совѣтѣ у командующаго отрядомъ было рѣшено возвратиться къ своему побережью и съ разсвѣтомъ, въ густомъ туманѣ, идя истиннымъ курсомъ, миноносцы пошли назадъ.

Забравъ до полудня сказанную шхуну, взявъ ее на буксиръ, миноносцы, несмотря на то обстоятельство, что за все время съ момента выхода изъ Владивостока отрядъ не видалъ солнца, а слѣдовательно не могъ по нему ни разу опредѣлиться, подошли какъ разъ къ намѣченному мѣсту.

Не доходя впрочемъ до этого пункта за сильнымъ волненіемъ, рвавшимъ буксиры, поданные на шхуну, рѣшено было, чтобы она шла сама подъ парусами, пользуясь попутнякомъ, и шхуну нашли въ 15 миляхъ отъ залива св. Ольги.

Подъ утро съ 5-го на 6-е іюня побережье и бухта, гдѣ стояли миноносцы, освѣтились прожекторами, оказавшимися огнями судовъ отряда Б, и оба отряда соединенно взяли курсъ на Владивостокъ, куда и прибыли благополучно 7-го іюня, крайне эффектно войдя на рейдъ, ведя на буксирѣ миноносцемъ No 203 (командиръ Виноградскій) призъ-шхуну съ поднятымъ андреевскимъ флагомъ надъ японскимъ.

Отрядъ Б, въ то время, какъ отрядъ И дѣйствовалъ по побережью Мацмая, имѣлъ своей задачей провѣрить сообщенія и донесенія о томъ, что нѣсколько большихъ вооруженныхъ японскихъ шхунъ производятъ сами ловлю рыбы и охраняютъ другія мелкія японскія суда по рыбной ловлѣ у нашего побережья до Пластуна.

Задачей этого отряда являлась также и охрана одного изъ нашихъ транспортовъ, направлявшагося въ гор. Николаевскъ-на-Амурѣ.

Отрядъ, состоявшій изъ нѣсколькихъ миноносцевъ и одного крейсера-транспорта "Лена", подъ начальствомъ бар. Радена, вышелъ по назначенію 2-го іюня, проводилъ транспортъ до Пластуна и тщательно обслѣдовалъ побережье, не найдя однако нигдѣ и слѣдовъ рыболовныхъ японскихъ шхунъ.

Соединившись съ отрядомъ капит. 2-го ран. Виноградскаго у залива св. Ольги, отрядъ Б вернулся во Владивостокъ.

Такое наблюденіе за побережьемъ, могущимъ снабжать японцевъ столь необходимымъ для нихъ продуктомъ, какъ рыба, лишаетъ непріятеля возможности снабжать этимъ пищевымъ продуктомъ какъ самое населеніе Японіи, такъ и доставлять рыбу въ Симоносеки и Сасебо, для переотправки ея на транспортахъ на театръ военныхъ дѣйствій.

Говорить же о томъ, что лишеніе японскихъ солдатъ пищи, къ которой они привыкли съ малолѣтства, очень тяжело отзовется на всемъ продовольствіи арміи, конечно уже не приходится.

Характерный оффиціальный отчетъ вице-адм. Камимуры былъ полученъ въ Токіо 7-го іюня при помощи безпроволочнаго телеграфа съ пункта расположеннаго южнѣе острова Цусима:

Въ 8 часовъ утра 2-го іюня намъ стало извѣстно, что непріятельскія суда появились въ водахъ острова Окисима и направляются къ югу. Немедленно были посланы миноносцы для охраны канала между островами Цусима и Икисима я отдалъ приказъ пароходамъ, направляющимся на западъ къ театру войны, укрыться въ Такесики. Въ то же время была послана телеграмма въ Модзи съ предписасаніемъ пріостановить отправку судовъ къ западу, а также по безпроволочному телеграфу сообщено военныхъ судамъ, находившимся въ Такесики и плававшимъ въ морѣ, чтобы они немедленно сошлись въ условленномъ мѣстѣ. Тѣмъ временемъ главный флотъ вышелъ въ море я сталъ огибать островъ Цусима. Былъ сильнѣйшій штормъ, и мы постоянно теряли изъ виду свои суда, слѣдовавшія за нами. Въ Камзаки нашимъ миноносцамъ было предписано выйти въ открытое море и атаковать непріятеля съ сѣвера. Въ это время боевыя суда перемѣнили курсъ, направляясь въ сѣверу острова Окисима. Между тѣмъ крейсеръ "Цусима", слѣдившій за владивостокскими крейсерами и не упускавшій ихъ все время изъ виду, донесъ, что въ полдень русскіе крейсера находились въ 15-ти миляхъ къ западу отъ Икисима, а въ 1 1/2 ч.-- въ 5 миляхъ отъ этого острова. Послѣ этого штормъ усилился, и русскіе крейсера скрылись. Тѣмъ не менѣе мы полнымъ ходомъ направились въ южной оконечности острова, но туманъ помѣшалъ намъ замѣтить непріятеля. Предписавъ крейсеру "Цусима" при помощи безпроволочнаго телеграфа стать въ нашу колонну, мы на всѣхъ парахъ двинулись съ сѣверу. Штормъ все усиливался, но мы, непрерывно усиливая ходъ, пришли въ опредѣленному пункту, гдѣ разсчитывали утромъ перехватить русскіе крейсера и вступить съ ними въ бой. Наши миноносцы всю ночь разыскивали непріятеля, но безуспѣшно. 8-го іюня съ разсвѣтомъ мы пришли на мѣсто своего назначенія; погода къ этому времени прояснилась, но нигдѣ на горизонтѣ не было замѣтно непріятеля. Мы продолжали свои поиски 3-го и 4-го іюня, затѣмъ наши крейсера направились къ югу, но, производя развѣдки къ сѣверо-востоку отъ Цусима, они получили по безпроволочному телеграфу сообщеніе, что владивостокскіе крейсеры прошли мимо острова Іезо. Послѣ этого сообщенія наша эскадра возвратилась 6-го іюня къ своему исходному пункту въ Корейскомъ проливѣ. Наша попытка такимъ образомъ не имѣла успѣха.

Этотъ отчетъ, какъ разъясняется въ телеграммѣ "Новаго Времени" изъ Владивостока, полонъ неточностей и показываетъ, какъ вообще осторожно нужно относиться къ японскимъ оффиціальнымъ отчетамъ. Камимура доносить, что въ девять часовъ утра 2-го іюня вышелъ съ боевыми судами, выславъ впередъ миноносцы въ проходъ между островами Цусима и Икисима. Страшный штормъ будто бы помѣшалъ все это выполнить, а кромѣ того будто бы русскія суда ушли изъ пролива и находились, по донесенію японскаго развѣдчика, слѣдившаго непрерывно за ними, у острова Окисима. Камимура будто бы полнымъ ходомъ направился туда и опять туманъ и штормъ помѣшали настигнуть русскихъ. На самомъ дѣлѣ русскіе крейсера до часа дня оставались въ проливѣ у острова Икисима и ни одинъ японскій миноносецъ не появлялся. До часа дня погода была совершенно тихая, потомъ начала портиться и вѣтеръ сталъ усиливаться, но до сильнѣйшаго шторма, какъ доноситъ Камимура, не доходилъ. Наибольшая сила вѣтра была восемь баловъ при двѣнадцатибальной системѣ. Къ острову Окисима нашъ отрядъ подошелъ только на слѣдующее утро и при совершенно тихой погодѣ и гладкомъ морѣ, арестовавъ тамъ англійскій пароходъ "Аллантонъ". Ни одно японское судно въ это время не показывалось. Неточность рапорта Камимуры просто объясняется тѣмъ, что на самомъ дѣлѣ Корейскій проливъ былъ оставленъ безъ всякой охраны, за что японцы жестоко поплатились, и для успокоенія возбужденнаго общественнаго мнѣнія былъ опубликованъ, оправдывавшій дѣйствія Камимуры, отчетъ.

Изъ 121 военнопленныхъ япондевъ взятыхъ съ транспортовъ "Идзуми-мару" и "Садо-мару", а также съ шхуны "Имаци-мару", въ томъ числѣ 19 офицеровъ (три англичанина: Андерсонъ -- капитанъ парохода "Садо-мару", Джингъ его старшій помощникъ и Керръ -- старшій механикъ), 111 человѣкъ отправлены изъ Владивостока 11-го іюня въ особомъ поѣздѣ на Иркутскъ, а 10 остались въ морскомъ госпиталѣ во Владивостокѣ.

Приводимъ полный списокъ этихъ военноплѣнныхъ:

1) Иноджи Хнго (командиръ тран. "Идзуми-мару"), 2) Косиро Ягію, (помощникъ командира). 3) Синзо Шибате (тоже), 4) Санитти Сиратори (тоже), 5) Кодзиро Нападу (тоже), 6) Ориджи Юендо (тоже), 7) Цтае Кудо (стар. механикъ), 8) Іошихару Пакийяма (младшій механикъ), 8) Тоша (тоже), 10) Кіудиро Янашвари (тоже), 11) Кумао Кокубу (тоже), 12) Дюдзо Млада (тоже), 13) Кидинро Іошида (ревизоръ), 14) Бунжиро Фуруйя (тоже), 15) Манаду Кумагай (писецъ), 16) Танесабуро Сушта (фельдшеръ), 17) макано, 18) Кихура, 19) Киносита, 20) Сато, 21) Оави, 22) Нагава, 23) Курозава, 24) Сузуки, 25) Имото, 26) Іошимото, 27) Кашивадаро, 28) Табуза, 29) Ніосимура, 30) Ариноду, 31) Юра, 32) Таникуши, 33) Киши, 34) Секійя, 35) Киношита, 36) Аракава, Кавасаки, 38) Митсухиши, 39) Накай, 40) Ііленама, 41) Сузака, 42) Кабаяши, 43) Симитсу, 44) Ока, 45) Такаю, 46) Суязуки, 47) Хояси, 48) Такаю, 49) Тоузи, 50) Аіійоши, 51) Нишикава, 52) Шабао, 53) Изука, 54) Ишіяма, 55) Тайошима, 56) Канека, 57) Такакура, 58) Іомаба, 59) Аоно, 60) Учіяна, 61) Онойе, 62) Омосеко, 63) Шіозе, 64) Нотаци, 65) Каміяша, 66) Аокурай, 67) Хокади, 68) Оухари, 69) Фузи, 70) Сакай, 71) Катцняхо Бунсиши, 72) Окамато, 73) Дзатоко, 74) Озахикосабуро, 75) Таказахи 76) Китазава, 77) Гото, 78) Ямаучи (NoNo 1--78 съ "Идзуми-мару"), 79) Андерсонъ Іеоргій, 80) Дрнигъ Джонъ, 81) Керръ Вильямъ 82) Карминель Ангусъ Томасъ (механикъ), 83) Огура (ком. парохода "Садомару", кап. 2-го ранга изъ запаса), 84) Міозава (военный докторъ), 85) Кусина (2-й помощ. командира), 86) Копана (4-й помощ. командира), 87) Хируги (2-й механикъ), 88) Амана (3-й механикъ) 89) Иванитусу, 90) Міоге, 91) Уянага, 92) Каваши, 93) Кобояши (ж.-д. секретарь), 94) Коджіо (механикъ), 95) Яно (секретарь), 96) Накамура (управляющій), 97) Канамори, 98) Суди, 99) Нагасаки, 100) Хани, 101) Мегета (техникъ) 102) Накамура (тоже), 103) Іосизива (тоже), 104) Массива (дѣлопроизводитель), 105) Іена (тоже), 106) Хаясіяма, 107) Кіоси Умеда (комерсангь) 108) Тамашти Исикаваки (шкиперъ), (NoNo 79--108, съ "Садо-мару"), 109) Кавахата Иношти (ревизоръ), 110) Сетгито Кеокава, 111) Сензабуро Кеокава, 112) Накагава Сеншти, 113) Синасаки Несауро, 114) Ямамото Китаро, 115) Кавадата Тойтеро, 116) Кину Денхагоу, 117) Чайя Метакити, 118) Іедо Сойти, 119) Модо Митаро, 120) Хаманану Торанасуке, 121) Міахара Татеки (NoNo 109--121 съ "Иматдимару"),

Послѣ 9 дней стоянки въ Владивостокѣ наша эскадра 15-го іюня вновь предприняла набѣгъ четвертый по счету и въ составѣ крейсеровъ, одного истребителя миноносцевъ и 9 миноносцевъ. Въ этомъ набѣгѣ между прочимъ былъ захваченъ громадный англійскій пароходъ "Чельтонгамъ". Онъ имѣетъ 343 фута длины, 47 ширины, 25 футовъ углубленія въ водѣ, командуетъ имъ капитанъ Бропхы. Пароходъ шелъ изъ порта Отару въ Фузанъ, куда везъ 5600 тоннъ лѣса для постройки фузаносеульской желѣзной дороги, преимущественно шпалъ. Лѣсъ превосходнаго качества и представляетъ громадную стоимость. Потеря этого лѣса тягостью отзовется на срокѣ готовности этой важной стратегической линіи японцевъ.

Постройка Фузано-Сеульской желѣзной дороги съ продолженіямъ ея до Ялу ведется самымъ энергичнымъ образомъ,-- работаютъ на двѣ смѣны днемъ и ночью; масса желѣзнодорожнаго матеріала идетъ изъ Америки. Перевозкой занято большое количество англійскихъ пароходовъ -- японскихъ не хватаетъ.

Капитанъ "Чельтенгама" и не пытался отрицать нахожденіе у него явной военной контрабанды, хотя и указывалъ, что онъ зафрахтованъ не японскимъ правительствомъ, а частной фирмой Doxford изъ Лондона. Но это какъ разъ та фирма, которая, какъ уже давно извѣстно, занимается поставкой для Японіи пароходовъ для перевозка военной контрабанды. Этомъ дѣдомъ пароходъ "Чельтенгамъ" занимается непрерывно уже съ декабря прошлаго года и уже совершилъ цѣлый рядъ рейсовъ съ военнымъ грузомъ изъ японскихъ портовъ къ Чемульпо, Цинампо, Фузанъ.

Пароходъ былъ остановленъ въ открытомъ морѣ крейсеромъ "Громобой"; привелъ его во Владивостокъ 21 іюня отряженный съ крейсера лейтенантъ Жерве, въ распоряженіе котораго было дано 40 человѣкъ нижнихъ чиновъ. Мѣстный призовой судъ 28-го іюня призналъ "Чельтенгамъ" военнымъ призомъ.

Миноносцы наши 17-го іюня произвели рекогносцировку въ Гензанѣ съ цѣлью убѣдиться,-- находится ли тамъ адмиралъ Камимура съ отрядомъ, назначеннымъ для наблюденія за Владивостокомъ? Но рейдъ оказался пусть, что означало, что японцы стянули всѣ свои силы къ Портъ-Артуру. Миноносцы дождались разсвѣта и уничтожили парусную японскую шхуну и японскій каботажный пароходъ, оказавшійся на рейдѣ, свезя предварительно людей на берегъ. Потомъ были уничтожены пристани и большое количество большихъ баржъ, могущихъ служить для перевозки войскъ. Въ это время на берегу показались войска, по которымъ миноносцы открыли бѣглый огонь изъ орудій и пулеметовъ. Японская пѣхота не выдержала и попряталась по домамъ въ японскомъ кварталѣ, причемъ на нѣсколькихъ домахъ подняли флаги Краснаго Креста. Тщательно избѣгая стрѣлять по этимъ домамъ, миноносцы перенесли огонь на дома, гдѣ попрятались солдаты. Вскорѣ городъ въ нѣсколькихъ мѣстахъ загорѣлся. Послѣ этого миноносцы ушли съ рейда.

18-го іюня эскадра Камимуры въ 6 час. 20 мин. по полудни снова пыталась преслѣдовать нашъ крейсерскій отрядъ, но и на этотъ разъ ничего не достигла. Сами японцы упорно молчать о встрѣчѣ съ нашимъ отрядомъ крейсеровъ въ Корейскомъ проливѣ, упомянувъ только, что онъ ушелъ отъ преслѣдованія адмирала Камимуры, благодаря только дождливой туманной погодѣ.

Нашъ отрядъ, состоявшій всего изъ трехъ крейсеровъ безъ миноносцевъ, которые съ остальными судами имѣли другое назначеніе, встрѣтивъ японскую эскадру, превышавшую его по силѣ по крайней мѣрѣ въ три раза, (7 большихъ судовъ и 2 миноносцевъ) началъ отступать; японцы открыли огонь, но разстояніе было столь велико, что снаряды не долетали на двѣ версты и отвѣчать на этотъ огонь было безполезно.

А въ 8 час. вечера японскіе миноносцы въ числѣ одиннадцати, какъ сообщается въ телеграммѣ "Нов. Врем." изъ Владивостока, вышли изъ Такесики и преградили нашимъ крейсерамъ дорогу, занимая при этомъ наивыгоднѣйшее положеніе для минной атаки, такъ какъ таковое считается, когда миноносцы идутъ на встрѣчу большимъ судамъ, сближаясь съ ними съ суммой скоростей своей и непріятельской и представляя для скорострѣльной артиллеріи наименьшую цѣль. Большимъ судамъ выгодно повернуть и показать миноносцамъ корму, заставляя ихъ догонять, но тутъ это было для русскихъ судовъ невозможно, такъ какъ сзади были превосходныя японскія силы. Однако тутъ помогли сами японскіе миноносцы и вмѣсто рѣшительной атаки, они раздались далеко въ стороны, на такое большое разстояніе, что не могли выпустить своихъ минъ. Видя свою ошибку, они начали въ смятеніи стрѣлять изъ своихъ небольшихъ орудій, которые конечно не нанесли крейсерамъ никакого вреда. Между тѣмъ крейсера открыли по нимъ огонь и утопили два миноносца. Спасаясь отъ этого огня, японскіе миноносцы бросились къ своей эскадрѣ, но это уже не входило въ планъ, и на японской эскадрѣ вообразили, что это русскіе миноносцы на нихъ посланы въ атаку, чтобъ прикрыть отступленіе крейсеровъ. Такъ какъ въ Гензанѣ наши крейсеры были съ миноносцами, то японскій адмиралъ могъ предполагать, что при отрядѣ крейсеровъ имѣются и миноносцы. Съ нашего отряда видѣли, какой страшный огонь открыла японская эскадра при приближеніи своихъ миноносцевъ, причемъ непрерывная стрѣльба продолжалась около трехъ минутъ. Затѣмъ начались многочисленные сигналы, и все стихло.

Никакой мглы, дождя и тумана не было, стояла ясная тихая ночь, и если бы японцы хотѣли, они свободно могли бы продолжатъ преслѣдованіе нашей эскадры, но очевидно у нихъ пропала охота это сдѣлать, когда они увидѣли, что ихъ планъ потерпѣлъ полную неудачу, а кромѣ того они навѣрно разстрѣляли нѣсколько своихъ миноносцевъ. При этой встрѣчѣ выяснилось, что японскія суда далеко не обладаютъ тѣмъ ходомъ, который они имѣли еще годъ назадъ. Тутъ были лучшіе ихъ крейсеры, считающіеся болѣе быстроходными, нежели наши, но догнать они не могли и не стали преслѣдовать дальше, не имѣя надежды поддерживать большой ходъ долгое время. Очевидно постоянное пребываніе въ морѣ сильно отозвалось на ихъ котлахъ и машинахъ.

По достовѣрнымъ свѣдѣніямъ изъ Японіи, эскадрой, встрѣтившей нашъ отрядъ въ Корейскомъ проливѣ, командовалъ Камимура; общественное мнѣніе Японіи страшно взволновалось новой его неудачей, его обвинили въ полной неспособности. И вотъ, въ Токіо 19-го іюня большая толпа народа собралась противъ дома адмирала Камимуры и начала бросать камнями. Семейство адмирала избѣгло смерти, спасшись бѣгствомъ. Домъ былъ разрушенъ. Полиція оказалась безсильной остановить безчинство толпы.

Въ результатѣ набѣговъ нашей эскадры, помимо огромнаго матеріальнаго ущерба японцамъ, оказалось еще и то, что четвертая армія, которая теперь сосредоточивается подъ Портъ-Артуромъ, нѣсколько запоздала, такъ какъ сначала предполагалось одну дивизію этой арміи везти изъ портовъ Цуруга или Маидзуру, но послѣ потопленія транспортовъ въ Корейскомъ проливѣ плаваніе по Японскому морю было прозвано опаснымъ и рѣшено эту дивизію отправить изъ Кобе.

Всѣ эти экспедиціи Владивостокской эскадры, между прочимъ, по замѣчанію владивостокскаго корреспондента "Нов. Врем.", свидѣтельствуетъ о большомъ военномъ значеніи Владивостока, какъ порта и базы нашего флота и о его преимуществѣ передъ Портъ-Артуромъ: эскадра, состоящая изъ четырехъ, правда, бронированныхъ и съ сильной артиллеріей быстроходныхъ крейсеровъ, транспорта-крейсера "Лена" и десятка относительно стараго тина миноносцевъ, имѣя два прекрасные выхода въ море Уссурійскимъ и Амурскимъ заливами, не только держитъ теперь въ надлежащемъ страхѣ все японское побережье Японскаго же моря, во и прямо-таки владѣетъ этимъ моремъ. Закупорить оба входа -- восточный и западный Босфоры -- прямо-таки невозможно, даже и при условіи, что японцы пожертвовали бы всѣмъ своимъ торговымъ флотомъ, пустивъ его брандерами; невозможна постановка японцами донныхъ минъ на протяженіи отъ острова Аскольда до мыса Гамова на огромномъ (для такого рода операцій) разстояніи въ 85 верстъ при глубинѣ до 60 саженъ; невозможно также и забрасываніе обоихъ заливовъ плавучими минами (до излюбленныхъ японцами "минныхъ букетовъ" включительно), ибо зюйдовые, зюйдъ-остовые и зюйдъ-вестовые вѣтры, могущіе подтащить мины къ нашему побережью, чередуются съ сильными нордовыми, нордъ-вестовыми и нордъ-остовыми вѣтрами, которые и отнесутъ эти мины къ японскимъ же берегамъ.

Удаленность же Владивостока отъ главной базы флота японцевъ -- Сасебо, отсутствіе близко большихъ доковъ дѣлаютъ блокаду нашего порта дѣломъ прямо-таки немыслимымъ, требующимъ присутствія для этой цѣли чуть-ли не всего японскаго флота, и только при условіи наличія здѣсь вышеназванной русской эскадры.