Не знаю, можно ли и скоро ли можно у нас такую методу соединить с систематическим преподаванием самой науки; по крайней мере, для соображения, предлагаю Магеров план систематического обозрения курса словесности, в связи с методою преподавания {"Die modernen Humanitätstudien", 1843, тетрадь 2-я, с. 30--31.}.
А. Теоретическое образование.
АА. Положительная часть (philomatische Bildung).
I. Обучение языку и литературе.
1. Язык:
а) Грамматика.
б) Ономатика.
в) Техника: уменье.
2. Литература
а) Содержание ее посредством чтения,
b) Знание литературы:
а) История литературы.
б) Теория литературы (пиитика и прозаика).
в) Критика.
II. Историческое обучение: знакомить ученика с народом, частию из самого языка, частию из чтения.
III. Реальное обучение: избранное чтение дает обширный запас сведений для наук физических и нравственных.
ББ. Философское образование: изучением языка мышление приобретает силу и ловкость.
ВВ. Филологическое образование: чтение образцов с применением к изустным и письменным упражнениям в слоге.
Б. Практическое образование: чтение должно избираться такое, которое образовало бы в учащемся благородный образ мыслей, волю и нрав.
В этом плане со многим можно не согласиться, но попытка разумно совокупить систему науки с методою преподавания заслуживает полного внимания. К объяснению этого плана не мешает показать, как разумеет Магер положительную часть в словесности {"Pädagogische Revue", 1842, ч. 4-я, с. 301--302.}, "Пиитику, как положительную науку (не как философскую или часть философии искусства), разделил бы я на три части, из коих первая, абстрактная, содержала бы в себе учение о свойствах поэзии, ее родах и о поэте. Нынешние учебники (за исключением Аристотелева отрывка) содержат только одно это. Вторая часть, которую я назвал бы историческою и которую можно назвать также и диалектическою, показала бы, как основные начала, изложенные в первой части, в течение столетий у различных народов различно проявлялись; в этой второй части должны занять место: 1) история, 2) характеристика и 3) критика лучших произведений всех времен и народов; здесь покажется движение и развитие поэтического идеала. Третья часть, которую назвал бы я постулятивною, должна основываться на двух предыдущих; результат их обеих -- пиитика современная и притом немецкая в Германии, французская во Франции и т. д.; техника и руководство для поэтических дарований, желающих образоваться". Такая наука вовсе не годится для гимназии. Даже едва ли она годна и в другом месте, ибо науки для образования поэта и нет, и быть не может: poëtae nascuntur {Поэты родятся.}. Что же касается до пиитики и прозаики немецкой, французской или русской, то действительно такие быть могут, ибо у одного народа преимуществует тот или другой род словесных произведений, у другого другой; напр., в Италии есть поэма и нет трагедии, в Испании роман и драма, во Франции особый род песни и т. д.