Производство наречий тем замечательно, что в нем очевидно, как флексия перешла в образующее окончание. Большая часть наречий не что иное, как имена, оставшиеся неизменными в каком-либо одном косвенном падеже. Если бы мы исторически дознались, что первоначально все эти имена, теперь превратившиеся в наречия, легко могли склоняться, то наречие можно бы было признать древнейшими именами. По крайней мере, справедливо можем заключить, что: 1) в наречиях сохранились многие непонятные для нас корни; 2) наши местоименные наречия, вместе с местоимениями, сродны с наречиями и местоимениями древнейших индоевропейских языков; 3) корни многих слов в чистоте являются в образовании наречий; 4) сложные наречия иногда так исковерканно и тесно соединяют понятные нам слова, что в сложении мы их не узнаем; 5) иные наречия удерживают древнейшие формы окончаний, напр. двойственного числа, местного падежа; 6) по крайней мере в отношении склонения и сложения с приставками мы должны приписать наречиям большую древность: другие слова мы можем по своей воле склонять и составлять с предлогами, наречия же просклонялись уже прежде нас; то, что совершается еще и теперь с именами, давно уже совершилось с наречиями. Таким образом, менее подлежа нашему самоуправству, наречия сохранили народный, живой характер: напр. намедни, вт ѣ поры, вечоръ, ночесь, л ѣ тось, вчерась, наполы, навзничь, вразр ѣ зъ, вобр ѣ зъ, взахлестъ, ничком и т. п. Значение наречий определяется синтаксическим отношением их к предложению, ибо все они стоят в каком-либо падеже, за исключением немногих, носящих на себе признак глагола, напр. знать, чать (Ломоносов: каковъ-то, молвилъ, лук? въ дождь чать повредился), почти или почитай, лишь и пр. Отглагольные наречия, как, напр., ливмя, стоймя и др., хотя и соответствуют несколько деепричастиям лья, стоя, однако причисляются к падежному образованию, означая творит. падеж. Гораздо более отличаются наречия, происшедшие от прилагательных, но так как и они употребляются одиноко, без своего существительного, и, следов., потеряли синтаксический смысл прилагательных, то и их можно рассматривать заодно с наречиями, происшедшими от существительных, за исключением степеней сравнения.
Образование наречий по падежам:
Родит, падеж: однова вм. однажды, из древнего одного или единого, попадающегося уже в Русской Правде (Рус. достоп., II, 2); слич. в Никон, лет.: Ѳеодора же Никитича съ братьею и съ племянникомъ, со К. Ив. Борис. Черкасскимъ, приводима не одиново (не однова, не единожды) ко пыткѣ (И. Г. Р., XI, и пр. 149); долу, низу, верху, вчера род. от долъ, низъ, верхъ, вечеръ. в греч. ομού (simul) род. от όμός, άγχοῦ (prope) от потерянного άγχος; εσπέρας, πριικός, от πρόιζ, слич. с нем. abends, vergebens. lat militiae domique, вероятно, и heri род. от потерянного слова.
Дат. падеж: кроме от сущ. крома: Нест. по Лавр, сп., 29 а сама отъидѣ кромѣ; 40 и рече Святославъ, кромѣ зря, т. е. в сторону; Воскр. сп., II, 17 стояще бо кромѣ полъковъ, т. е. вне; долой, домой {Едва ли справедлив Пухмайер, почитая домой род. множ. вм. домов, см. ого "Lehrgebäude d. russ. Spr." (с. 197).}, древние доловь, домовь, домови, греч. άλλη (aliter), καινή (communiter), дат. множ. παντάπαδι (prorsus); κομιδή (cura).
Винит, падеж: прилагательные наречия на о, каковы лѣпо, долго, мало (по Гримму, III, с. 126) и др., суть винит. средн. рода; между, противу, выну винит, от межда, протива, вына по Добровскому; впрочем, Бостонов, в "Славянской хрестоматии" Ленинского, с. 255, почитает выну сложным из предлога въ и прилагав женск. род. пад. ед. числа ину, сокращенного из едину, и сравнивает с краинск. veden, vednu; вечор винит, от вечеръ, греч. καλόν (pulchre), μακρόν (ionge), ταχν (cito); αρχήν, τήν αρχήν (ab initio, olim), λίαν, λίην (valde) винит, от неупотребительного существительного имени, лат. multum, рагит, (вм. ракиит), verum, ceterum, facіle, іmpune, вин. мн. женск. foras (hіnaus), как forіs (dranssen) дат. мн. от потерянного прилаг. forus; сущ. domum. франц. реи, moult (древнее, теперь замененное существ, beaucoup), tard, loіn, haut, bas; toujours (вм. tous jours).
Творит, падеж: прилагат. худымъ: a худымъ в ѣ дь свои думушки думаютъ. Др. рус. ст., 355. От прилагательных старинные существительные в твор. падеже: пѣшкомъ, нагишомъ. От древних существительных точію (от точь, слич. точь въ точь), дыбомъ. Отглагольные существительные в виде наречий: живьемъ: а и хочетъ Дуная живьемъ стравить, Др. р. ст., 91, т. е. живого. Слич. отглагольные стоймя, ливмя, волочмя и др. с вельми от вель, кольми от коль: кольми паче, весьма от весь, полма (на полы, пополам); также наши с чешскими: летомъ-летмо, стоймя-стоймо, тайкомъ -- таимо, даромъ -- дармо, искрадомъ (Пек. лет., 227 258 вм. украдкою) -- крадмо сродны с лат. окончаниями: raptіm, furtіm, statіm и проч. лат. творит, падежи: prіmo, secundo, raro, vero, (как др. нем. gіwіsso вм. gewіss), contіnua.
Мест н. падеж: гор ѣ от гора, дол ѣ от долъ, вн &# 1123; от винит. вонъ слич. в Новог. лет., 12 всю извъну украси, т. е. наружность церкви.
Наречия сложные с предлогами: въ: Нест. по Лавр, сп., 37 вборзѣ всѣде на кон ѣ, и во множ. числе в Нов. лет., 44 поиде въбързѣхъ; Др. рус. ст., 84 вскрасн ѣ хорошо не ухожено; 126 и встр ѣ чю ей изъ Кіева грозенъ посолъ. По: Ипатьевск. лет., 220 поскуду (т. е. помалу); іbіd. 205 поправу, пол ѣ ву (т. е. сторону или руку); Пек. лет., 150 порану; іbіd. 174, поразну. Изъ: Пек. лет., 114 искр ѣ пка, припомнить выражения: искрасна-желтый, изжелта-белый и т. п. На: Пек. лет., 31 наборзѣ, вм. вдругъ. За: Др. р. ст., 106: они думушку думали заединое, вм. заодно. О: опричь, образовавшееся из опрочь (Пек. лет., 150) изменением о в и, в Ипатьевск. лет., 78 проче серебра, проче камени дорогого, вм. кром ѣ; происходит от прокъ, что значит "остаток"; в Русск. Правде: а прока ему жал ѣ ти; а прокъ вд ѣ лъ (дележ) (Рус. дост., II, 39, 49); Нест. по Лав., 31 а прокъ ихъ остави платити дань. Разложение наречий, составных с предлогами, любопытно потому, что указывает на многие замечательные старинные и народные формы: около: коло- корень нынешних кол-ес-о, (одно) колка, приставка в слове коловратный, вкратцѣ, цс. форма падежа; вновь, вплавь, вплоть, впредь, вскачь, встдрь -- слич. с существит. краткими любь, сыть, поводь; вопреки изменяется в перек, в нареч. поперекъ (а не поперегъ, как часто печатают, ибо поперечникъ) и в приставку преко-: прекословить; наизусть, с старинным словом усть: напр. в Новог. лет., 64 на усть Невы; некоторые неправильно печатают наизустъ, полагая устъ род. множ., зависящим от из; но из двух предлогов всегда управляет первый, а не второй.
Сложные наречия иногда так искажаются, что в теперешнем их виде никак не дознаешься, что они такое. Так, сложное онымидни (на этих днях, недавно) {Рейф производит от единственного числа: ономъ дни. Слов., I, с. 241.} у сербов изменилось в ономадне, nuper, superіorіbus dіebus, у чехов ondy, ondyno, nuper, neulіch; у нас в Вологодск., Яросл. губ. (Тр. Общ. люб. р. с, 1822, I, 1820, XX): ономеднись; потом начинает портиться или первое слово: намедни, или второе: анамедь (Тверск. губ.-- Труд. Общ. л. р. с, 1820, XX), опомнясь, анамнясь (в Волог., Костром., Тверск.-- іbіd., 1822, I, 1820, XX). Это наречие надобно отличать от анагодни (оногодни), изменившегося в анагдась, надысь, надыся (в Курск. губ.--іbіd., 1822, II). Теперь, чешск, teprw, teprwa, польск. dopіero происходит по Юнгману (IV, 575) от пора, что не совсем вероятно, ибо первобытная форма, частию сохранившаяся в чешск. и польск., была топерво: Ипатьевск. лет., 104 топерво великъ полкъ назад ѣ идешь; в Арханг. губ. употребляется и поныне. След. старинное втапоры и употребляющиеся ныне втупоры, вт ѣ поры, и даже втапоры (напр. в Вологодск. губ.-- Труд. Общ. Л. Р. С. 1822, I) не имеют связи с теперь {Это мнение обстоятельно объяснено в сочинении Дашкова "О легчайшем способе возражать на критики".}. Вдругорядь, вдругоридь, сократившееся из другый рядъ или другой рядъ (Новг. лет., 112, Пек. лет., 152).
Кроме степеней сравнения, наречия выражают высшую степень повторением одного и того же корня: мало-мальски, ночь-ноченски, скоро-наскоро, мелко-намелко; в Др. русск. стих., 6 позднимъ поздно; 15 доселева те слыхомъ не слыхать; и доселева видомъ не видать; 182 рано ранешинько. Замечательная поговорка, выражающая степень: не много не мало; Др. рус. ст., 126 брать съ него дани, невыплаты, "не много не мало за двенадцать л ѣ тъ"; іbіd, 52, 115. Сравнит, наречие гораздо происходит от прилагательного гораздый, которое теперь значит "умный, искусный", а прежде значило "хороший, прекрасный", напр. в Новогор. лет., 57 (о церкви) горазда бо бяше и л ѣ па. Как наречия най-, еле- приставляются для означения степени, так и предлоги, которые тогда получают значение наречий, напр. в повести о разор. Трои: надрумянъ, надъ-русъ, просѣдъ, добра бровма нарусо (Калайдович. И. Е. Б., с. 181-183).
Отрицание принадлежит наречию {Гримм. D. Gram., HI, с. 708 и след.}. Во всяком противоречии есть уже и отрицание себе противоположного, напр. хорошо и худо, молод и стар, гора и долина, любовь и ненависть. Иногда эта противоположность выражается отрицанием: не хорошо, не молод, нелюбье. Но противоположность высказывает всегда более, чем отрицание: не любезен -- слабее, чем противен, и ночь -- более, чем не день, ибо между любезным и противным есть средина равнодушия, а между днем и ночью -- сумерки, и это-то серединное состояние выражается отрицанием, а не противоположением. Всякая противоположность содержит в себе отрицание, но не во всяком отрицании противоположность. Каким же образом язык выражает отрицание? Части противоположения равносильны друг другу, потому противоположное может выражаться особенным словом. В ином отношении стоит отрицание к своему положительному, оно подчиняется ему. Положительное -- главное, отрицательное -- его исключение. Всякое отрицание выходит из начала положительного и его предполагает. Положительное самостоятельно, отрицательное необходимо относится к положительному и ничего нового не выражает, а только видоизменение положительного. Это видоизменение выражается приставкою отрицательной частицы.
Отрицание может выражаться или гласным или согласным звуком: гласным, как, напр., греч. ου, согласным: в слав., нем. и лат. н: в греч. м., лат. поп образовалось из ne ûnum neûn (с отпадшим окончанием среднего рода): слич. древнейшие формы у Нония Марцелл. (éd. Spangenb., с. 143): поепит, и у Лукрец. (3, 200, 4, 71?·): пени, вероятно, вм. nênum, поепит. Точно таким образом и нем. пеіп образовалось из ni еіп. Как у нас к глаголу есмь., еси, есть прибавляется н: нѣсмь, нѣси, нѣсть, откуда нѣтъ, так и лат. nolo, nescio с ne, или negotium, negiigo с пес вм. песо-tium, necligo; пето из nehomo. Нем nient произошло от готского сложного слова nivaihts (nihil, res nihili).
Отрицание может усиливаться или а) удвоением, составляющим характер славянского отрицания: напр., Пс. 75, 6: не обрѣтоша ничтоже; Острожек.: не обрѣтоше ничесоже; Венец: nihil invenerunt; в исправленном же: ничтоже обрѣтоша; или б) прибавлением к отрицанию изобразительного, живописного выражения: напр. ни-крошечки, нинаволосъ, не видать низги, низгиночки. Новог. лет., 69: и скота не оставита ни рога, вм. ничего. В греч. отрицание усиливается словом γρύ (объясняют: sordes, quae sunt sub ungue, res vilissima): ουδέ γρύ άποκρίνεσβαι -- ни слова не ответить. Подобное же изобразительное описание в лат. nihil, nil, из nihilum вм. nehilum, a hilum, по Фесту, значит "quod grano fabae adhaeret", что соответствует нашему ни зерна, ни маковаго зерна и древн. нем: niht eine bône. Романские языки таким же поэтическим прибавлением образовали свое отрицание. Франц. pas есть passum: первоначально имело смысл более изобразительный, но впоследствии частым употреблением перешло в отрицание вовсе отвлеченное: il ne dit pas или даже и без отрицательной частицы: pas si bête, pas un mot. Равномерно и rien есть изменившийся вин. rem, ren (Rayn, I, с. 429); оно также стало употребляться без отрицат. частицы: rien du tout. Слич. нем. nicht, по-готски vaihts -- вещь, как и фр. rien. И point теперь употребляется и одно: point du tout; между тем, означает "punetum". Точно так же перешло в отрицание и personne.
С большей подробностью предлагаю статью о местоимении как средоточии и краеугольном камне многих грамматических форм